Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 21:55, курсовая работа
Темой курсовой работы была выбрана тема «Система права и система законодательства». Интерес к данной теме объясняется тем, что эти два понятия очень близки между собой, но о тождественности этих понятий говорить не приходится.
Содержание:
Введение
Глава I. Система права. Юридическая природа, сущность правовой системы
1.1. Понятие правовой системы
1.2. Отрасли права, как основные элементы структуры правовой системы
Глава II. Система законодательства. Юридическая природа, сущность системы законодательства
2.1. Система законодательства
2.2. Соотношение системы права и системы законодательства
2.3. Развитие системы права и системы законодательства
Заключение
Библиография
Словари понятие законодательство трактуют по-разному:
1. «общность и дух всех постановлений, законов страны»[8];
2. «совокупность всех правовых норм, действующих в данном государстве»[9];
3. «совокупность законов»[10].
Различные толкования понятия «законодательства» имеют и конституции различных стран. Например, в 7 гл. Конституции ФРГ говорится о том, что под законодательством следует понимать совокупность нормативных актов, принимаемых органами власти[11].
Таким образом, система законодательства – это упорядочение, приведение действующих нормативных актов в единственную, целостную, согласованную систему. Под законодательством в «широком смысле» понимают совокупность законов и подзаконных актов, это внешняя форма объективного права. Законодательство по уровню юридической силы делится на законы, нормативные указы государства и другие. А по сферам регулирования общественных отношений – на гражданское, трудовое, семейное и др. В «узком понимании» - понятие законодательства сужается лишь до нормативных правовых актов Федерального Собрания Российской Федерации, т.е. до законов.[12]
Широкое понимание термина «законодательство» - это то, что более жизненно и реально применяется на практике. Именно поэтому в данной работе будет идти работа именно с таким пониманием термина.
С 1996 года в России существует несколько вариантов к рассмотрению ФЗ «О нормативных правовых актах РФ», который можно назвать «закон о законах». В одном из вариантов отлично рассмотрена структура законодательства. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы законодательства.
Горизонтальное (отраслевое)
строение системы законодательства
обусловлено предметом
Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативно-правовых актов Российской Федерации стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты.
§ Федеральное законодательство (конституция РФ, нормативные правовые акты федеральных органов гос. органов, международные договоры).
§ Законодательство субъектов РФ (уставы субъектов РФ, и иные правовые акты органов власти субъектов РФ.
Федеральное законодательство совместно с законодательством субъектов РФ составляют законодательство РФ.
Система законодательства, как и система права, носит объективный характер. Ее содержание определяется и материальными и социальными условиями жизни общества, а также сущностью самого государства и теми задачами, которые оно решает на конкретном этапе исторического развития. Основным элементом системы законодательства является отрасль законодательства – системная совокупность нормативно правовых актов, регулирующих сферу сходных общественных отношений.
Особенности формирования законодательства России заключается в том, что оно создается на базе ранее принятых концепций[13], отражающих роль и место РФ в мировом сообществе, а также собственный и международный опыт в этой сфере.
Нормы законодательства с учетом системной взаимозависимости отражают разные уровни внутрисистемных связей. В основе системы законодательства лежит нормативный правовой акт, оформляющий решение полномочного уровня государства. Юридическая сила нормативного акта определяется тем, в какую внешнюю форму он облачен – закона или какого-либо подзаконного акта.
Система актов - это система иерархическая, в основе этой системы лежит Конституция государства. Система законодательства постоянно развивается, при этом оно должно оставаться внутренне согласованным и логичным. Это достигается с помощью систематизации. Существует три основные формы систематизации законодательства:
§ Кодификация – это подготовка обладающего системным характером нового комплексного (сводного) законодательного акта, который регулирует сферы общественных отношений на протяжении длительного времени;
§ Инкорпорация – объединение нормативных актов определенного уровня без внесения изменений в их содержание в определенном порядке (хронологическом, алфавитном и др.)
§ Консолидация – объединение в единый документ блока законодательных актов, предназначенных регулировать определенный вид общественных отношений в логической последовательности, не повлекший внесение изменений в их содержание.
Система законодательства
Российской Федерации на данном этапе
имеет и ряд слабых сторон. К таким
сторонам ученые правоведы относят: бессистемность,
внутреннюю противоречивость, излишнюю
множественность нормативных правовых
актов[14].
2.2.
Соотношение системы
права и системы законодательства.
В данном параграфе работы мы остановимся на основных вопросах связи системы права и системы законодательства. Вопрос о связи двух систем является актуальным, поскольку «правовая система объективно представляет собой синтез систем права и законодательства, в котором они соотносятся как форма и содержание одного и того же явления»[15].
В теории права соотношение категорий «система права» и «система законодательства» понимаются неодинаково, поэтому нельзя говорить о тождественности таких категорий как «право» и «законодательство». Специфика права выражается в том, сто это особое, обладающие объективными свойствами социальное явление. Право рассматривается как более широкая категория по отношению к законодательству. Такой подход обусловлен несколькими причинами.
Во-первых, процесс формирования права предполагает наличие у него нескольких источников: правовой обычай, нормотворчество самого государства; международные и внутригосударственные договоры, носящие нормативны характер; судебные или административные прецеденты.
Во-вторых, законодательство создается только самим государством, выражая волю законодателя. В свою очередь право носит более естественный характер. Т.К. Основное его содержание, направленное на объективное регулирование общественных отношений, формируется еще до принятия нормативных актов.[16]
Наука теории государства
и права рассматривает
1. Первичным элементом
системы права выступает норма,
Отрасли законодательства
не всегда совпадают с отраслями
законодательства и такое несовпадение
двояко:
Отрасль права | Отрасль законодательства | |
Финансовое право | + | - |
Право на социальное обеспечение | + | - |
Таможенное законодательство | - | + |
Воздушный кодекс РСФСР | - | + |
Может быть и идеальный вариант, когда отрасли совпадают (гражданское, уголовное, трудовое право и др.), Такой вариант наиболее желателен, ибо сближение двух система, их гармоничное развитие повышает эффективность функционирование правового механизма государства.
2. Система законодательства по объему представленного в ней материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву. Например, это – различные программные положения, указание на цели и мотивы издания актов и т д.
3. В основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права очень однородны. А отрасли законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.
4. Внутренняя структура
системы права не совпадает
с внутренней системой
5. Система права носит объективный характер, а система законодательства более субъективна, поскольку во многом зависит от воли законодателя. Но эта субъективность относительна, поскольку каждый вновь принимаемый нормативно-правовой акт не может противоречить системе действующих актов.
6. Система законодательства
кроме ориентации на систему
права ориентирована и на
К особенностям соотношения двух систем правоведы относят:
ü В системе права более конкретно и глубже, чем в системе законодательства, воплощается волевое начало права. Только в системе права его нормы обретают свой действительный смысл.
ü Объективно существующая система права является базой для упорядочения законодательства, поскольку объединять нормы права в институты и отрасли можно только по научно обоснованным критериям предмета и метода правового регулирования.
ü Система законодательства в какой-то части более свободна от системы права и зависит от усмотрения законодателя (создание комплексных отраслей законодательства).
ü Правильное понимание системы права является залогом успешного функционирования системы законодательства. Нормы права должны регулировать только те отношения, на которые рассчитаны. Пренебрежение системой права в процессе правоприменения является причиной дезорганизации общественных отношений.
Итак, система права
и система права являются меду
собой диалектическими
2.3.
Развитие системы
права и системы
законодательства.
Развитие двух диалектически связанных систем – это процесс сложный и во многом неоднозначный, поскольку наряду с общими изменениями в системах могут происходить и такие изменения, которые затрагиваю в основном одну.
Поэтому, кажется обоснованным выделить отдельно тенденции развития системы права и системы законодательства.
Общие тенденции развития системы законодательства:
1. Приведение законодательного массива в соответствие с требованиями норм конституции РФ.
2. Приведение норм законодательства субъектов РФ в соответствие требованиям, изложенным в ФЗ РФ, регулирующего эти нормы.
3. Формирование новых отраслей и комплексов законодательства, соответствующих задачам стоящим перед Россией. Этот процесс носит постоянный характер. В основном, это комплексные отрасли о банках и банковской деятельности, приватизации, ипотеке, банкротстве предприятий, налогах, местном самоуправлении и др.
4. Наполнение новым содержанием действующего законодательства РФ.
Информация о работе Система права и система законодательства