Изменения коснулись и порядка
выборов депутатов Государственной
Думы РФ. Четвертый созыв Думы формировался
на основании Федерального закона от
20 декабря 2002 г. наполовину по одномандатным
избирательным округам (225 депутатов),
наполовину по федеральным спискам кандидатов
в депутаты, выдвинутых от политических
партий, избирательных блоков (225 депутатов).
Кандидаты в депутаты могут быть выдвинуты
непосредственно путем самовыдвижения,
а также путем выдвижения политической
партией, избирательным блоком или в составе
федерального списка кандидатов. Право
на выдвижение кандидатов в составе федерального
списка имеют политические партии, прошедшие
на выборах 7%-й рубеж. Решение о выдвижении
федерального списка кандидатов политической
партией принимается тайным голосованием
на съезде политической партии. Общее
число кандидатов, выдвигаемых политической
партией, избирательным блоком по федеральному
избирательному округу, не может превышать
270 человек.
- исполнительных органов власти Российской Федерации
Правительство
РФ и система федеральных органов
исполнительной власти
Исполнительная власть
часто именуется административной
властью, так как представляет собой
исполнительно-распорядительную, организационную
деятельность государства. Она обладает
наиболее разветвленной системой соподчиненных
друг другу государственных органов. Высшим
исполнительным органом государственной
власти является Правительство РФ – коллегиальный
орган, возглавляющий единую систему исполнительной
власти России. Правовые основы деятельности
Правительства РФ – Конституция, Федеральный
Конституционный закон от 17 декабря 1997 г.
№ 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
В состав Правительства РФ входят назначаемые
Президентом РФ Председатель Правительства
РФ (с согласия Госдумы), его заместители
и федеральные министры (по предложению
Председателя Правительства РФ). Предложения
о кандидатуре Председателя Правительства
РФ вносятся Президентом РФ в Государственную
Думу не позднее двухнедельного срока
с момента вступления им в должность или
после отставки Правительства РФ либо
в течение недели со дня отклонения кандидатуры.
Вопросы формирования системы федеральной
исполнительной власти являются сферой
совместного ведения Президента РФ и Председателя
Правительства РФ, который представляет
Президенту предложения о структуре федеральных
органов исполнительной власти не позднее
недельного срока после назначения. В
соответствии с Указом Президента РФ от
14 ноября 2005 г. № 1319 Председатель Правительства
РФ имеет трех заместителей, в том числе
одного Первого заместителя, заместителя
и заместителя – Министра обороны РФ.
Общие полномочия Правительства РФ включают: разработку,
представление в Государственную Думу
и исполнение федерального бюджета; организацию
процесса реализации внутренней и внешней
политики РФ; регулирование социально-экономической
сферы; осуществление управления федеральной
собственностью; координацию и контроль
деятельности органов системы исполнительной
власти; формирование и реализацию целевых
программ и т. д. Правительство РФ имеет
специальные полномочия в каждой сфере
жизнедеятельности общества; издает правовые
акты (постановления, распоряжения), обязательные
для исполнения на территории страны,
которые могут быть отменены Президентом
РФ в случае противоречия Конституции
и действующему законодательству.Форма деятельности – заседания, проводятся не реже одного раза в месяц.
Правительство РФ информирует граждан
о вопросах, рассмотренных на заседаниях,
о принятых решениях через СМИ. Для решения
оперативных вопросов формируется Президиум Правительства РФ, работающий в режиме
заседаний.
Полномочия Правительства
РФ прекращаются в следующих случаях: 1) Правительство
РФ слагает свои полномочия перед вновь
избранным Президентом РФ; 2) Правительство
РФ может подать в отставку, которая принимается
Президентом РФ (или отклоняется); 3) освобождения
от должности Председателя Правительства
РФ – по личному заявлению Председателя
Правительства РФ об отставке либо в случае
невозможности исполнения им должностных
обязанностей; 4) по решению Президента
РФ об отставке Правительства РФ, по следующим
основаниям: а) по инициативе Президента
РФ; б) при повторном в течение трех месяцев
выражении Государственной Думой недоверия
Правительству РФ; в) в случае, если Председатель
Правительства РФ ставит перед Государственной
Думой вопрос о доверии Правительству
РФ, и Государственная Дума отказывает
в доверии Правительству РФ.
Правительство РФ осуществляет
руководство деятельностью федеральных
органов исполнительной власти. В
соответствии с Указом Президента РФ
от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре
федеральных органов исполнительной власти»
система федеральных органов исполнительной
власти стала трехзвенной, включает федеральные
министерства, федеральные службы и федеральные
агентства. Градация произошла по функциональному
принципу: федеральные министерства выполняют функции по разработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию
деятельности в конкретной сфере жизнедеятельности
общества; федеральные агентства осуществляют в установленной сфере
деятельности функции по оказанию государственных
услуг, по управлению государственным
имуществом и правоприменительные функции; федеральная служба осуществляет функции по контролю и надзору
в установленной сфере деятельности, а
также специальные функции в области обороны,
государственной безопасности, защиты
и охраны Государственной границы РФ,
борьбы с преступностью, общественной
безопасности.
Федеральное министерство
координирует и контролирует деятельность
подведомственных ему агентств и
служб и возглавляется входящим
в состав Правительства РФ федеральным
министром; федеральная служба, федеральное агентство возглавляется
руководителем (директором). Структура
федеральных органов исполнительной власти
определена Указом Президента РФ «О структуре
федеральных органов исполнительной власти»
от 21 мая 2012г. №636 и представлена тремя
блоками органов.
1 блок - Федеральные министерства, федеральные
службы и федеральные агентства, руководство
деятельностью которых осуществляет Президент
Российской Федерации, федеральные службы
и федеральные агентства, подведомственные
этим федеральным министерствам (так называемые политические органы):
- Министерство внутренних дел Российской Федерации
- Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
- Министерство иностранных дел Российской Федерации
- Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству
- Министерство обороны Российской Федерации
- Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
- Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
- Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств
- Федеральное агентство специального строительства
- Министерство юстиции Российской Федерации
- Федеральная служба исполнения наказаний
- Федеральная служба судебных приставов
- Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)
- Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)
- Федеральная служба безопасности Российской Федерации
(федеральная служба)
- Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба)
- Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)
- Федеральная служба по финансовому мониторингу (федеральная служба)
- Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
- Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
2 блок - федеральные органы исполнительной
власти, руководство деятельностью которых
осуществляет Правительство РФ, федеральные
службы и федеральные агентства, подведомственные
этим федеральным министерствам
- Министерство здравоохранения Российской Федерации
- Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения
- Федеральное медико-биологическое агентство
- Министерство культуры Российской
Федерации
- Федеральное архивное агентство
- Федеральное агентство по туризму
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
- Федеральное агентство по делам молодежи
- Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
- Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
- Федеральное агентство водных ресурсов
- Федеральное агентство лесного хозяйства
- Федеральное агентство по недропользованию
- Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
- Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
- Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока
- Министерство регионального развития Российской Федерации
- Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству
- Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
- Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий
и массовых коммуникаций
- Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
- Федеральное агентство связи
- Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
- Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
- Федеральное агентство по рыболовству
- Министерство спорта Российской Федерации
- Министерство транспорта Российской Федерации
- Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
- Федеральное агентство воздушного транспорта
- Федеральное дорожное агентство
- Федеральное агентство железнодорожного транспорта
- Федеральное агентство морского и речного транспорта
- Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
- Федеральная служба по труду и занятости
- Министерство финансов Российской Федерации
- Федеральная налоговая служба
- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
- Федеральное казначейство (федеральная служба)
- Министерство экономического развития Российской Федерации
- Федеральная служба по аккредитации
- Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
- Федеральная служба по интеллектуальной собственности
- Федеральное агентство по государственным резервам
- Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
- Министерство энергетики Российской Федерации
3 блок - федеральные агентства и федеральные
службы, руководство деятельностью которых
осуществляет Правительство РФ:
Федеральная антимонопольная служба
Федеральная служба государственной статистики
Федеральная миграционная служба
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека
Федеральная служба по оборонному заказу
Федеральная служба по регулированию
алкогольного рынка
Федеральная таможенная служба
Федеральная служба по тарифам
Федеральная служба по финансовым рынкам
Федеральная служба по экологическому,
технологическому и атомному надзору
Федеральное космическое агентство
Федеральное агентство по обустройству
государственной границы Российской Федерации
Федеральные органы исполнительной
власти, руководство деятельностью
которых осуществляет Правительство РФ, называют административными органами. Порядок взаимоотношений федеральных
министерств и находящихся в их ведении
служб и агентств, полномочия федеральных
органов исполнительной власти, а также
порядок осуществления ими своих функций
определены в Положениях об этих органах,
утверждаемых соответственно Президентом
РФ или Правительством РФ. По представлению
федеральных министров Правительство
РФ назначает заместителей федеральных
министров и руководителей федеральных
служб и агентств, подведомственных Правительству;
федеральные министры по представлению
руководителей федеральных служб и агентств
назначают заместителей руководителей
федеральных служб и агентств и руководителей
территориальных органов. Назначения
в органах стратегического блока проводятся
Президентом РФ.