Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 12:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для зачета по дисциплине "Правоведение".
6. Трудовое право
— это отрасль права,
7. Семейное право — отрасль права, которая регулирует брачно-семейные отношения. Ее нормы устанавливают условия и порядок вступления в брак, определяют права и обязанности супругов, родителей и детей по отношению друг к другу.
8. Гражданско-процессуальное
право регулирует отношения,
9. Уголовное право
представляет собой комплекс
норм, которые устанавливают, какое
общественно опасное
10. Уголовно-процессуальное
право объединяет нормы,
11. Исправительно-трудовое
право регулирует отношения,
4.правовые системы современности
Правовая системая. - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых сретств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих,уровень правового развития той или иной страны. Правовая система-это вся "правовая действительность" данного государства. В этом широком понятии выделяются активные элементы, тесно связанные между собой. Это:
-собственно право как система обязательных норм, выраженных в законе, иных, признаваемых государством источниках
-правовая идеология-активная сторона правосознания
-судебная(юридическая) практика
Сами нормы могут быть бесконечно разнообразны, но способы их выработки, систематизации, толкования показывают наличие некоторых типов, которых не так уж много. Поэтому возникла группировка правовых систем в"семьи".Основные правовые семьи:
1. Романо-германская правовая семья или система континентального права (Франция, Германия, Италия, Испания и т.д.) Р.Давид подчеркивает, что романо-германская правовая семья в своем историческом развитии не была продуктом деятельности феодальной государственной власти (в этом ее отличие от формирования английского "общего права"), а была исключительно продуктом культуры, независимым от политики
2. АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ ИЛИ СИСТЕМА "ОБЩЕГО ПРАВАя Структура права в англо-американской правовой семье (деление на отрасли и институты права), сама концепция права, система источников права, юридический язык, совершенно иные, чем в романо-германской правовой семье. В английском праве отсутствует деление права на публичное и частное, здесь его заменяет деление на "общее право" и "право справедливости".
3. МУСУЛЬМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА
Мусульманская правовая
система принадлежит к семье
так называемого религиозно-
Правовые системы этих стран не обладают той степенью единства, которая свойственна ранее охарактеризованным правовым системам. Однако у них много общего по существу и форме, все они основываются на концепциях, отличающихся от тех, которые господствуют в западных странах. Считается, что принципы, которыми руководствуются не западные страны, бывают двух видов:1. признается большая ценность права, но само право понимается иначе, чем на западе, имеет место переплетение права и религии;2. отбрасывается сама идея права и утверждается, что общественные отношения должны регламентироваться иным путем.
4. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ.
Социалистическая
правовая семья (или
На социалистические правовые системы Европы, Азии и Латинской Америки, составлявшие "социалистический лагерь" существенное влияние оказала первая социалистическая правовая система - советская. Национальные правовые системы зарубежных социалистических стран являлись и являются (Китай, Куба) разновидностями советского права. Социалистическое право обнаруживает известное сходство с романо-германской правовой системой. Оно достаточно широко сохранило ее терминологию, а также хотя-бы по внешнему виду - ее структуру. Для советского права характерна концепция правовой нормы, которая мало чем отличается от французской или немецкой концепции. Исходя из этого, многие западные авторы, особенно англичане и американцы, отказываются видеть в советском праве оригинальную систему, и помещают ее в романо-германские правовые системы.
5. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ.
Российская правовая
система своими корнями уходит
в глубокие пласты
5.Виды и типологии госдарств
Типология государств – это их специфическая классификация, проводимая в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.
При формационном подходе главным критерием являются социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация).
Исторически выделяются пять типов формаций: 1) первобытнообщинная; 2) рабовладельческая; 3) феодальная; 4) буржуазная; 5) коммунистическая.
достоинства: 1) учет экономического фактора; 2) четкость критерия классификации;
недостаток — недооценка других факторов, упрощенное искажение картины развития государства.
В рамках цивилизованного подхода основными критериями выступают духовные признаки – культурные, религиозные, национальные, психологические и другие. Представители: Арнольд Тойнби1, Освальд Шпенглер2, Питирим Сорокин3.
Различают западные и восточные цивилизации, а также западную христианскую, восточную христианскую, мусульманскую, буддийскую цивилизации.
Тип государства
определяется по типу цивилизации. По
отношению государства и
б) современные (конституционные) — народ является источником власти, полномочия государства ограничены конституцией, государство признает и гарантирует права и свободы личности.
достоинство — системность анализа;
недостаток — нечеткость критериев классификации.
Форма правления
представляет собой структуру высших
органов государственной
Формы государственного правления подразделяются на:
- монархические (единоличные, наследственные) Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.
- республиканские (коллегиальные, выборные) Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Форма государственного
устройства - это национальное и
административно-
По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основных группы :
- унитарное; Унитарное государство -
это единое цельное государственное образование,
состоящее из административно-
- федеративное; Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.
- конфедеративное. Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения общих интересов.[2] При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.
Государственные режимы
могут быть демократическими и антидемократическими
(тоталитарные, авторитарные, расистские).
Поэтому основным критерием классификации
государств по данному признаку является
демократизм форм и методов осуществления
государственной власти.
6.Системы разделения властей
Разделение законодательной,
исполнительной и судебной властей
является одним из важнейших принципов
организации государственной
Теория о разделении
властей - это теория о соотношении
властей в государстве. Суть этой
теории в том, чтобы не допустить
сосредоточения власти в руках одного
лица или небольшой группы лиц. И
тем самым предотвратить
Институты государственной
власти формируются на основе разделения
властей — структурообразующего
и функционального принципа рациональной
организации и контроля.
7.Полномочия президента Украины
Согласно со ст. 106
Конституции Украины, Президент
Украины имеет широкие
В то же время полномочия
Президента в его отношениях с
Верховной Радой дают возможность
рассматривать главу
Президент должен полномочия
назначать всеукраинский
Президент имеет право досрочно прекратить полномочия Верховной Рады Украины в случаях, предусмотренных ч. 2 ст 90 Конституции Украины.
Президент обращается с посланиями к народу и с ежегодными и внеочередными посланиями в парламент Украины о внутреннем и внешнем положении Украины. Президент Украины не может передавать свои полномочия другим лицам или органам.
Президент возглавляет Совет национальной безопасности и обороны Украины, которая, по Конституции, является координационным органом по вопросам национальной безопасности и обороны. Президент формирует персональный состав этого Совета. В свою очередь, Совет национальной безопасности и обороны Украины координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны страны. В состав Совета национальной безопасности и обороны Украины входят по должности Премьер-министр Украины, Министр обороны Украины, Председатель Службы безопасности Украины, Министр внутренних дел Украины, Министр иностранных дел Украины. В ее заседаниях может принимать участие