Шпаргалка по "Правоохранительным органам РФ"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 17:19, шпаргалка

Описание работы

Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы РФ», соотношение с другими юридическими дисциплинами. Содержание дисциплины "Правоохранительные органы РФ" включает в себя следующие разделы: основные понятия, предмет и определение дисциплины, законодательство о правоохранительном правосудие и его основные принципы; судебная власть (в т.ч. организация судебной системы РФ, различные суды,формирование судейского корпуса, Конституционный Суд РФ); деятельность по обеспечению функционирования судов и органы, ее осуществляющие; прокуратура и прокурорский надзор; органы,осуществляющие выявление и расследование преступлений; органы, оказывающие юридическую помощь.

Содержание

1. Предмет и система учебной дисциплины «Правоохранительные органы
РФ», ее место в системе других юридических дисциплин.
2. Нормативные источники курса «Правоохранительные органы РФ».
Конституция РФ в системе нормативных источников курса.
3. Правоохранительные органы РФ: понятие, виды и общие черты. Основные
направления правоохранительной деятельности (общая характеристика).
4. Судебная власть в системе разделения властей, признаки судебной власти.
5. Понятие и признаки правосудия.
6. Понятие и сущность конституционных принципов правосудия;
классификация (система) принципов.
7. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и
судом.
8. Состязательность и равноправие сторон в судебном процессе.
9. Доступность судебной защиты (право на судебную защиту).
10. Участие присяжных заседателей в осуществлении правосудия.
11. Участие арбитражных заседателей в осуществлении правосудия.
12. Гласность судебного процесса (открытое разбирательство дел в судах).
13. Обеспечение обвиняемому права на защиту.
14. Презумпция невиновности.
15. Язык судопроизводства в РФ.
16. Независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей.
17. Понятие судебной системы РФ и особенности ее построения.
18. Судебная система РФ (схема).
19. Понятие звена судебной системы и судебной инстанции, их отличия и
взаимосвязь.
20. Рассмотрение дел судами по первой инстанции.
21. Рассмотрение дел судами по второй инстанции (апелляционный
пересмотр).
22. Рассмотрение дел судами по кассационной инстанции.
23. Рассмотрение дел судами в порядке судебного надзора (надзорной
инстанцией).
24. Мировые судьи: место в судебной системе, порядок организации,
компетенция.
25. Районные суды: место в судебной системе, порядок организации, состав и
компетенция.
26. Областные и соответствующие суды: место в судебной системе, состав,
структура, компетенция структурных подразделений.
27. Верховный Суд РФ: место в судебной системе, состав, структура,
компетенция структурных подразделений.
28. Военные суды: место в судебной системе, общая подсудность дел, система
военных судов, их состав и компетенция.
29. Арбитражные суды: место в судебной системе, общая подведомственность
дел, система арбитражных судов, их состав, структура и компетенция.
30. Конституционный Суд РФ: место в судебной системе, состав, компетенция.
31. Особенности судопроизводства в Конституционном Суде РФ.
32. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ: место в судебной
системе, порядок образования, компетенция. Уставный Суд Свердловской
области.
44
33. Дисциплинарное судебное присутствие: место в судебной системе, состав,
компетенция, особенности судопроизводства.
34. Формирование судейского корпуса: требования к кандидатам на должности
судей, порядок их отбора и наделения полномочиями.
35. Правовой статус судей: понятие и элементы (общая характеристика).
36. Несменяемость судей и сроки их полномочий.
37. Неприкосновенность судей.
38. Место прокуратуры в государственном механизме России.
39. Понятие прокуратуры РФ и особенности ее организации.
40. Система органов и учреждений прокуратуры РФ (схема).
41. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры.
42. Цели, стоящие перед органами прокуратуры и основные направления
деятельности органов прокуратуры РФ (общая характеристика).
43. Понятие прокурорского надзора и его особенности.
44. Надзор прокуратуры за исполнением законов («общий» надзор
прокуратуры).
45. Надзор прокуратуры за исполнением законов органами, осуществляющими
дознание и предварительное следствие.
46. Надзор прокуратуры за исполнением законов администрациями мест
ограничения и лишения свободы.
47. Участие прокурора в рассмотрении дел судами уголовных дел.
48. Участие прокурора в рассмотрении дел судами гражданских дел.
49. Требования, предъявляемые к кандидатам на должности прокуроров и
порядок их назначения на должность.
50. Правовой статус прокурора.
51. Понятие оперативно-розыскной деятельности и ее задачи. Органы,
осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Виды оперативно-
розыскных мероприятий.
52. Органы предварительного следствия и их компетенция.
53. Органы дознания и их компетенция.
45
54. Понятие адвокатуры в РФ и ее организация на федеральном уровне.
55. Организация адвокатуры на уровне субъектов РФ.
56. Организация адвокатской деятельности (адвокатские образования).
57. Статус адвоката.
58. Понятие нотариата в РФ. Организация нотариата: Федеральная
нотариальная палата. Нотариальные палаты субъектов РФ.
59. Правовой статус нотариуса.
60. Судебные приставы: их виды и компетенция.
61. Полиция в РФ: назначение и организация полиции, права и обязанности
полиции.
62. Таможенные органы РФ: система и компетенция.
63. Федеральная служба безопасности РФ: система, компетенция (основные
направления деятельности).
64. Уполномоченный по правам человека в РФ: понятие, правовой статус,
компетенция.
65. Частная детективная деятельность в РФ: понятие, правовая основа, виды
сыскных услуг. Правовой статус частного детектива.
66. Частная охранная деятельность: понятие, правовая основа, виды охранных
услуг. Субъекты частной охранной деятельности.

Работа содержит 1 файл

шпор 66.docx

— 128.88 Кб (Скачать)

 

28. Органы судейского  сообщества: система, задачи и  полномочия 

Судейское сообщество-судейский  корпус,который через своих представителей обладает определенными организационными возможностями,обеспечивающими реализацию независимого правосудия.

Судейское сообщество в РФ  образуют судьи федеральных судов  всех видов и уровней,судьи судов субъектов РФ,составляющих судебную систему РФ. Органами судейского сообщества в РФ явл.:Всероссийский съезд судей;конференции судей субъектов РФ;Совет судей РФ;советы судей субъектов РФ;общие собрания судей судов;Высшая квалификационная коллегия судей РФ;квалификационные коллегии судей субъектов РФ.

Осн.задачами органов судейского сообщества явл.:содействие в совершенствовании  судебной системы и судопроиз-ва;защита прав и законных интересов судей;участие  в орг-ном,кадровом и ресурсном  обеспечении судебной деят-ти;утверждение  авторитета судебной власти,обеспечение  выполнения судьями требований,предъявляемых  кодексом судейской этики.Органы судейского сообщества формируются и действуют в соответствии с ФКЗ и ФЗ для выражения интересов судей как носителей судебной власти. Деят-ть органов судейского сообщества регулируется актами(регламентами,положениями), принимаемыми этими органами.Принципы организации и деят-ти органов судейского сообщества.

Статья 5.Органы судейского сообщества осущ.свою деят-ть коллегиально, гласно,при  неукоснительном соблюдении принципов  независимости судей и невмешательства  в судебную деят-ть.Советы судей и квалификационные коллегии судей организуются на принципах выборности,сменяемости и подотчетности органам,их избравшим.Квалификационные коллегии судей не подотчетны органам,их избравшим,за принятые решения.

 

 

 

 

 

 

29. Квалификационные  коллегии судей: порядок избрания, задачи и полномочия 

Судья не может быть избран одновременно в совет судей и  квалификационную коллегию судей одного уровня,а также не может быть членом квалификационных коллегий судей разных уровней.

ВККС РФ полномочна: утверждать положение о порядке работы ККС; рассматривать вопросы,отнесенные к компетенции ККС субъектов РФ,в случае невозможности их разрешения этими коллегиями;изучать и обобщать практику работы ККС,давать рекомендации по совершенствованию деят-ти этих коллегий,организовывать учебу членов этих коллегий;принимать решения о представлении судей к награждению гос-ными наградами и присвоении им почетных званий.

Общие полномочия: рассматривают  заявления кандидатов на соответствующую  должность судьи и дают заключение о рекомендации лица на должность  судьи или об отказе в такой  рекомендации;объявляют в СМИ об открытии вакантных должностей судей;приостанавливают,возобновляют либо прекращают полномочия,а также отставку судей соответствующих федеральных судов;членов соответствующих советов судей и квалификационных коллегий;осущ.квалификационную аттестацию судей соответствующих судов,присваивают судьям соответствующих судов квалификационные классы;дают заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке,к исполнению обязанностей судей соответствующих федеральных судов;налагают дисциплинарные взыскания на судей соответствующих судов.+ ККС субъекта РФ полномочна:-организовывать проверку достоверности биографических и иных сведений,представленных кандидатами на вакантные должности;утверждать состав  экзаменационной комиссии по приему квалификационных экзаменов у кандидатов на должность судьи соответствующего суда

 

30. Третейские суды: понятие, виды, порядок образования

Третейские суды не входят в систему судебных органов РФ,но наряду с др.судами они осущ.защиту нарушенных или оспариваемых прав. Он имеет ряд преимуществ-быстроту,экономичность,отсутствие публичности,упрощенный порядок рассмотрения.

Третейский суд-суд,избираемый самими сторонами для разрешения спора между ними.В зависимости от хар-ра дел,которые могут передаваться на их рассмотрение,третейские суды можно подразделить на:третейские суда для разрешения эконом.споров(споров,вытекающих из гражданских правоотношений и подведомственных арбитражному суду.В частности, третейский суд по эконом.спорам полномочен разрешать споры след.хар-ра:о разногласиях по договору;об изменении условий договора;о возмещении убытков);третейские суды для рассмотрения споров,подведомственных судам общей юрисдикции.Третейские суды могут быть подразделены на создаваемые для разрешения конкретного спора(опред.по соглашению сторон; осущ.третейское разбирательство в соответствии с правилами,согласованными сторонами) и постоянно действующие.Для образования постоянно действующего третейского суда организация,при которой планируется его деят-ть,должна:принять решение об образовании постоянно действующего третейского суда;утвердить положение о постоянно действующем третейском суде,утвердить список третейских судей,который может иметь обязательный или рекомендательный хар-р.Копии этих документов организация направляет в компетентный суд,осущ.судебную власть на той тер-рии,где расположен постоянно действующий третейский суд. Третейским судьей может быть физ.лицо,способное обеспечить беспристрастное разрешение спора,прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела,явл.независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи.Рассмотрение дел в третейских судах осущ.на основе принципов законности,конфиденциальности, независимости и беспристрастности третейских судей,диспозитивности,состязательности и равноправия сторон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31. Органы прокуратуры:  система и основные направления  деятельности 

Прокуратура РФ-это единая централизованная система органов,осущ. надзор за соблюдением К РФ и исполнением законов,действующих на тер-рии страны.  Структура: Ген.прокуратура РФ-Прокуратуры субъектов РФ (республик,краёв,областей.)-Районные, городские прокуратуры.

Систему органов прокуратуры  составляют Ген.прокуратура РФ(Генпрокурор РФ),прокуратуры республик в составе РФ,прокуроры краев,обл.,городов,,автономных округов,городские (районные) прокуратуры,военная прокуратура.

Система органов транспортной прокуратуры(Управление по исполнению законов на транспорте и в таможенных органах Генпрокуратуры):надзор за исполнением законов на ж/д,воздушном и водном транспорте.

Природоохранные прокуратуры  осущ.надзор за исполнением законов,направленных на защиту окр.среды,эколог.прав граждан,предприятиями,учреждениями,организациями и должностными лицами.

Прокуратуры войсковых частей осущ.надзор за исполнением законов в закрытых административно-тер-ных образ-ях.

Задача прокуратуры по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний-надзор за соблюдением  законов администрацией учреждений УИС и соблюдением прав личности,отбывающих наказание.

 

32. Прокурорский  надзор: понятие и виды

Прокурорский надзор-осуществляемая прокурорами от имени РФ деят-ть по исполнению действующих на ее тер-рии законов.

 Виды прокурорского  надзора:1.надзор за исполнением  законов(Предметом надзора явл.соблюдение К РФ и исполнение законов фед.министерствами,представительными и исполнит.органами субъектов РФ,органами МСУ, органами военного управления,органами контроля. Вне рамок прокурорского надзора находится исполнение законов ФС РФ,Президентом РФ,Правительством РФ,судебными органами); 2)надзор за исполнением законов органами,осущ.оперативно-розыскную деят-ть,дознание и предварительное следствие(предмет-соблюдение прав и свобод человека и гражданина;полномочия прокурора:проверка уголовных дел,дача письменных указаний,контроль за законностью решений о возбуждении уголовных дел или применении мер процессуального принуждения); 3) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений,исполняющих наказания,и назначаемых судом мер принудительного хар-ра администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу(предмет:законность нахождения лиц в учреждениях УИС и мер принудительного хар-ра).

33. Акты прокурорского  реагирования

При установлении нарушений  закона прокурор имеет право применить  след.акты прокурорского реагирования:представление об  устранении  нарушений закона   вносится прокурором  или его заместителем  в орган или должностному лицу, которые полномочны  устранить допущенные  нарушения,и подлежит  безотлагательному рассмотрению.В течение месяца со дня внесения  представления должны  быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона,их причин и условий,им способствующих;о результатах принятых мер     должно быть сообщено прокурору в письменной форме;протест приносится на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему лицу. Протест подлежит рассмотрению в теч.10дней с момента  его поступления,а в случае принесения протеста на решение представительного органа субъекта РФ или органа МСУ–на ближайшем заседании;постановление-форма реагирования на факты уголовно наказуемых или административно наказуемых деяний;предостережение носит профилактический хар-р.В нем соответствующие органы и должностные лица информируются о недопустимости нарушения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34. Специализированные  прокуратуры

1.Военная прокуратура(Гл.военная прокуратура,военные прокуратуры военных округов,флотов,ракетных войск стратегического назначения,прокуратуры субъектов РФ,прокуратуры городов и районов).Порядок организации и деятельности регулируются подзаконными нормативными актами,приказами Генпрокурора РФ.полномочия:

-участвовать в заседаниях  коллегий, военных советов, служебных  совещаниях органов военного  управления;

-назначать вневедомственные  ревизии и проверки;

-по предъявлении служебного  удостоверения беспрепятственно  входить на тер-рии и в помещения  воинских частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов независимо  от установленного в них режима, иметь доступ к их документам  и материалам;

-проверять законность  содержания осужденных, арестованных  и задержанных военнослужащих  на гауптвахтах, в дисциплинарных  частях и др.местах их содержания, немедленно освобождать незаконно содержащихся там лиц;

-требовать обеспечения  охраны, содержания и конвоирования  лиц, находящихся на войсковых  и гарнизонных гауптвахтах, в  иных местах содержания задержанных  и заключенных под стражу.

2.транспортные прокуратуры(управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах Генпрокуратуры РФ, транспортные прокуратуры на правах областных и районных прокуратур). Осущ.свои полномочия по вопросам исполнения законов о безопасности движения, соблюдения прав и свобод человека и гражданина всеми предприятиями, учреждениями и организациями железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности; надзор за исполнением законов Министерством путей сообщения РФ, Министерством транспорта РФ (за исключением вопросов автомобильно-дорожной службы), Федеральной авиационной службой РФ, Федеральной службой речного флота и входящими в них гос-ными предприятиями, организациями, учреждениями, а также Гос-ным таможенным комитетом.

3.прокуратуры по надзору за соблюдением законов в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Созданы в целях усиления влияния на состояние законности при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и иных мер принудительного хар-ра, назначаемых судом. Эти прокуратуры действуют на правах районных прокуратур с подчинением прокурорам соответствующих субъектов Федерации;

4.прокуратуры, действующие на особорежимных объектах и в закрытых административно-тер-ных образованиях - ЗАТО (до 2001 года были прокуратуры войсковых частей). Применительно к структуре оборонного комплекса организуются подразделения ФСБ и милиции, поднадзорные прокуратуре;

5.природоохранные прокуратуры. Создаются там и тогда, где и когда только тер-ные прокуратуры не в состоянии по объективным причинам обеспечить выполнение всех возложенных на прокуратуру функций в сфере экологии в полном объеме. Созданы и действуют природоохранные прокуратуры на правах областных.В субъектах Федерации созданы природоохранные прокуратуры на правах межрайонных прокуратур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35. Правовой статус  прокурора

Требования:граждане РФ, имеющие высшее юр.образ-е, полученное в ВУЗе, имеющем гос. Аккредитацию,не моложе 25лет.При их назначении на должность может быть установлен испыт.срок до 6 мес.На должности прокуроров субъектов РФ-не моложе 30 лет, имеющих стаж прокурора или следователя не менее 5 лет. На должности пом.прокуроров и следователей прокуратур городов и районов, приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся в ВУЗах по юр.специальности. Лица, назначенные впервые, принимают присягу.

3 этапа назначения  на должность Ген.Прокурора. Эт.2+3=не более 30дней.

1. Представление кандидатуры  Президентом РФ,

2. Обсуждение кандидатуры  в Комитете Совета Федерации  Федерального Собрания по конституционному  законодательству и судебно-правовым  вопросам.

3. Назначение на должность  Советом Федерации Федерального  Собрания.

2 этапа снятия  с должности Ген.Прокурора.

1. Возбуждение произ-ва (предполагает  наличие повода и основания)

2. Рассмотрение предложения  Президента РФ в заседании  Совета Федерации Федерального  Собрания

Служба в органах и  учреждениях прокуратуры явл.видом  федеральной гос.службы.Срок-неопределенный срок или на срок до 5 лет.В соответствии с должностью и стажем им пожизненно присваиваются классные чины (их 11). Прокурорские работники и следователи в порядке, определяемом Ген.прокурором, раз в 5 лет подлежат аттестации.

Установлены гарантии неприкосновенности личности этих работников, также установлен порядок их поощрения, мат. и соц.обеспечение с учетом выслуги лет и классных чинов.

Основания освобождения от должности прокуроров субъектов  РФ:

1. по собственному желанию

2. в связи с выходом  в отставку

3. в связи с переводом  на другую работу

4. в связи с невозможностью  исполнять обязанности по сост. здоровья

5. по результатам аттестации

6. в случае совершения  преступления

7. по др.основаниям, предусмотренным законодательством.

Прокурор считается одной  из равноправных сторон, участвующих  в судебном разбирательстве, способствует исполнению предписаний закона о  всестороннем, полном, объективном  и своевременном разбирательстве  дела. В уголовном деле выступает  в суде в качестве гос. обвинителя. В гражданском деле-способствует строгому соблюдению материального законодательства и норм гражданского судопроизводства. Обязан реагировать на незаконное или необоснованное решение суда.

Информация о работе Шпаргалка по "Правоохранительным органам РФ"