Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 17:19, шпаргалка
Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы РФ», соотношение с другими юридическими дисциплинами. Содержание дисциплины "Правоохранительные органы РФ" включает в себя следующие разделы: основные понятия, предмет и определение дисциплины, законодательство о правоохранительном правосудие и его основные принципы; судебная власть (в т.ч. организация судебной системы РФ, различные суды,формирование судейского корпуса, Конституционный Суд РФ); деятельность по обеспечению функционирования судов и органы, ее осуществляющие; прокуратура и прокурорский надзор; органы,осуществляющие выявление и расследование преступлений; органы, оказывающие юридическую помощь.
1. Предмет и система учебной дисциплины «Правоохранительные органы
РФ», ее место в системе других юридических дисциплин.
2. Нормативные источники курса «Правоохранительные органы РФ».
Конституция РФ в системе нормативных источников курса.
3. Правоохранительные органы РФ: понятие, виды и общие черты. Основные
направления правоохранительной деятельности (общая характеристика).
4. Судебная власть в системе разделения властей, признаки судебной власти.
5. Понятие и признаки правосудия.
6. Понятие и сущность конституционных принципов правосудия;
классификация (система) принципов.
7. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и
судом.
8. Состязательность и равноправие сторон в судебном процессе.
9. Доступность судебной защиты (право на судебную защиту).
10. Участие присяжных заседателей в осуществлении правосудия.
11. Участие арбитражных заседателей в осуществлении правосудия.
12. Гласность судебного процесса (открытое разбирательство дел в судах).
13. Обеспечение обвиняемому права на защиту.
14. Презумпция невиновности.
15. Язык судопроизводства в РФ.
16. Независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей.
17. Понятие судебной системы РФ и особенности ее построения.
18. Судебная система РФ (схема).
19. Понятие звена судебной системы и судебной инстанции, их отличия и
взаимосвязь.
20. Рассмотрение дел судами по первой инстанции.
21. Рассмотрение дел судами по второй инстанции (апелляционный
пересмотр).
22. Рассмотрение дел судами по кассационной инстанции.
23. Рассмотрение дел судами в порядке судебного надзора (надзорной
инстанцией).
24. Мировые судьи: место в судебной системе, порядок организации,
компетенция.
25. Районные суды: место в судебной системе, порядок организации, состав и
компетенция.
26. Областные и соответствующие суды: место в судебной системе, состав,
структура, компетенция структурных подразделений.
27. Верховный Суд РФ: место в судебной системе, состав, структура,
компетенция структурных подразделений.
28. Военные суды: место в судебной системе, общая подсудность дел, система
военных судов, их состав и компетенция.
29. Арбитражные суды: место в судебной системе, общая подведомственность
дел, система арбитражных судов, их состав, структура и компетенция.
30. Конституционный Суд РФ: место в судебной системе, состав, компетенция.
31. Особенности судопроизводства в Конституционном Суде РФ.
32. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ: место в судебной
системе, порядок образования, компетенция. Уставный Суд Свердловской
области.
44
33. Дисциплинарное судебное присутствие: место в судебной системе, состав,
компетенция, особенности судопроизводства.
34. Формирование судейского корпуса: требования к кандидатам на должности
судей, порядок их отбора и наделения полномочиями.
35. Правовой статус судей: понятие и элементы (общая характеристика).
36. Несменяемость судей и сроки их полномочий.
37. Неприкосновенность судей.
38. Место прокуратуры в государственном механизме России.
39. Понятие прокуратуры РФ и особенности ее организации.
40. Система органов и учреждений прокуратуры РФ (схема).
41. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры.
42. Цели, стоящие перед органами прокуратуры и основные направления
деятельности органов прокуратуры РФ (общая характеристика).
43. Понятие прокурорского надзора и его особенности.
44. Надзор прокуратуры за исполнением законов («общий» надзор
прокуратуры).
45. Надзор прокуратуры за исполнением законов органами, осуществляющими
дознание и предварительное следствие.
46. Надзор прокуратуры за исполнением законов администрациями мест
ограничения и лишения свободы.
47. Участие прокурора в рассмотрении дел судами уголовных дел.
48. Участие прокурора в рассмотрении дел судами гражданских дел.
49. Требования, предъявляемые к кандидатам на должности прокуроров и
порядок их назначения на должность.
50. Правовой статус прокурора.
51. Понятие оперативно-розыскной деятельности и ее задачи. Органы,
осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Виды оперативно-
розыскных мероприятий.
52. Органы предварительного следствия и их компетенция.
53. Органы дознания и их компетенция.
45
54. Понятие адвокатуры в РФ и ее организация на федеральном уровне.
55. Организация адвокатуры на уровне субъектов РФ.
56. Организация адвокатской деятельности (адвокатские образования).
57. Статус адвоката.
58. Понятие нотариата в РФ. Организация нотариата: Федеральная
нотариальная палата. Нотариальные палаты субъектов РФ.
59. Правовой статус нотариуса.
60. Судебные приставы: их виды и компетенция.
61. Полиция в РФ: назначение и организация полиции, права и обязанности
полиции.
62. Таможенные органы РФ: система и компетенция.
63. Федеральная служба безопасности РФ: система, компетенция (основные
направления деятельности).
64. Уполномоченный по правам человека в РФ: понятие, правовой статус,
компетенция.
65. Частная детективная деятельность в РФ: понятие, правовая основа, виды
сыскных услуг. Правовой статус частного детектива.
66. Частная охранная деятельность: понятие, правовая основа, виды охранных
услуг. Субъекты частной охранной деятельности.
28. Органы судейского сообщества: система, задачи и полномочия
Судейское сообщество-судейский корпус,который через своих представителей обладает определенными организационными возможностями,обеспечивающими реализацию независимого правосудия.
Судейское сообщество в РФ образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней,судьи судов субъектов РФ,составляющих судебную систему РФ. Органами судейского сообщества в РФ явл.:Всероссийский съезд судей;конференции судей субъектов РФ;Совет судей РФ;советы судей субъектов РФ;общие собрания судей судов;Высшая квалификационная коллегия судей РФ;квалификационные коллегии судей субъектов РФ.
Осн.задачами органов судейского
сообщества явл.:содействие в совершенствовании
судебной системы и судопроиз-ва;защита
прав и законных интересов судей;участие
в орг-ном,кадровом и ресурсном
обеспечении судебной деят-ти;утверждение
авторитета судебной власти,обеспечение
выполнения судьями требований,
Статья 5.Органы судейского сообщества
осущ.свою деят-ть коллегиально, гласно,при
неукоснительном соблюдении принципов
независимости судей и
29. Квалификационные
коллегии судей: порядок
Судья не может быть избран одновременно в совет судей и квалификационную коллегию судей одного уровня,а также не может быть членом квалификационных коллегий судей разных уровней.
ВККС РФ полномочна: утверждать
положение о порядке работы ККС;
рассматривать вопросы,
Общие полномочия: рассматривают
заявления кандидатов на соответствующую
должность судьи и дают заключение
о рекомендации лица на должность
судьи или об отказе в такой
рекомендации;объявляют в СМИ об открытии
вакантных должностей судей;приостанавливают,
30. Третейские суды: понятие, виды, порядок образования
Третейские суды не входят
в систему судебных органов РФ,но
наряду с др.судами они осущ.защиту нарушенных
или оспариваемых прав. Он имеет ряд преимуществ-быстроту,
Третейский суд-суд,избираемый
самими сторонами для разрешения спора
между ними.В зависимости от хар-ра дел,которые
могут передаваться на их рассмотрение,третейские
суды можно подразделить на:третейские
суда для разрешения эконом.споров(споров,
31. Органы прокуратуры:
система и основные
Прокуратура РФ-это единая централизованная
система органов,осущ. надзор за соблюдением
К РФ и исполнением законов,действующих
на тер-рии страны. Структура: Ген.прокуратура
РФ-Прокуратуры субъектов РФ (республик,краёв,областей.)-
Систему органов прокуратуры составляют Ген.прокуратура РФ(Генпрокурор РФ),прокуратуры республик в составе РФ,прокуроры краев,обл.,городов,,автономных округов,городские (районные) прокуратуры,военная прокуратура.
Система органов транспортной прокуратуры(Управление по исполнению законов на транспорте и в таможенных органах Генпрокуратуры):надзор за исполнением законов на ж/д,воздушном и водном транспорте.
Природоохранные прокуратуры
осущ.надзор за исполнением законов,направленных
на защиту окр.среды,эколог.прав граждан,предприятиями,
Прокуратуры войсковых частей осущ.надзор за исполнением законов в закрытых административно-тер-ных образ-ях.
Задача прокуратуры по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний-надзор за соблюдением законов администрацией учреждений УИС и соблюдением прав личности,отбывающих наказание.
32. Прокурорский надзор: понятие и виды
Прокурорский надзор-осуществляемая прокурорами от имени РФ деят-ть по исполнению действующих на ее тер-рии законов.
Виды прокурорского
надзора:1.надзор за
33. Акты прокурорского реагирования
При установлении нарушений закона прокурор имеет право применить след.акты прокурорского реагирования:представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения,и подлежит безотлагательному рассмотрению.В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона,их причин и условий,им способствующих;о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме;протест приносится на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему лицу. Протест подлежит рассмотрению в теч.10дней с момента его поступления,а в случае принесения протеста на решение представительного органа субъекта РФ или органа МСУ–на ближайшем заседании;постановление-форма реагирования на факты уголовно наказуемых или административно наказуемых деяний;предостережение носит профилактический хар-р.В нем соответствующие органы и должностные лица информируются о недопустимости нарушения.
34. Специализированные прокуратуры
1.Военная прокуратура(Гл.
-участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаниях органов военного управления;
-назначать вневедомственные ревизии и проверки;
-по предъявлении служебного
удостоверения
-проверять законность
содержания осужденных, арестованных
и задержанных военнослужащих
на гауптвахтах, в
-требовать обеспечения
охраны, содержания и конвоирования
лиц, находящихся на войсковых
и гарнизонных гауптвахтах, в
иных местах содержания
2.транспортные прокуратуры(
3.прокуратуры по надзору за соблюдением законов в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Созданы в целях усиления влияния на состояние законности при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и иных мер принудительного хар-ра, назначаемых судом. Эти прокуратуры действуют на правах районных прокуратур с подчинением прокурорам соответствующих субъектов Федерации;
4.прокуратуры, действующие на особорежимных объектах и в закрытых административно-тер-ных образованиях - ЗАТО (до 2001 года были прокуратуры войсковых частей). Применительно к структуре оборонного комплекса организуются подразделения ФСБ и милиции, поднадзорные прокуратуре;
5.природоохранные прокуратуры. Создаются там и тогда, где и когда только тер-ные прокуратуры не в состоянии по объективным причинам обеспечить выполнение всех возложенных на прокуратуру функций в сфере экологии в полном объеме. Созданы и действуют природоохранные прокуратуры на правах областных.В субъектах Федерации созданы природоохранные прокуратуры на правах межрайонных прокуратур.
35. Правовой статус прокурора
Требования:граждане РФ, имеющие высшее юр.образ-е, полученное в ВУЗе, имеющем гос. Аккредитацию,не моложе 25лет.При их назначении на должность может быть установлен испыт.срок до 6 мес.На должности прокуроров субъектов РФ-не моложе 30 лет, имеющих стаж прокурора или следователя не менее 5 лет. На должности пом.прокуроров и следователей прокуратур городов и районов, приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся в ВУЗах по юр.специальности. Лица, назначенные впервые, принимают присягу.
3 этапа назначения на должность Ген.Прокурора. Эт.2+3=не более 30дней.
1. Представление кандидатуры Президентом РФ,
2. Обсуждение кандидатуры
в Комитете Совета Федерации
Федерального Собрания по
3. Назначение на должность
Советом Федерации
2 этапа снятия с должности Ген.Прокурора.
1. Возбуждение произ-ва (предполагает наличие повода и основания)
2. Рассмотрение предложения Президента РФ в заседании Совета Федерации Федерального Собрания
Служба в органах и
учреждениях прокуратуры явл.
Установлены гарантии неприкосновенности личности этих работников, также установлен порядок их поощрения, мат. и соц.обеспечение с учетом выслуги лет и классных чинов.
Основания освобождения от должности прокуроров субъектов РФ:
1. по собственному желанию
2. в связи с выходом в отставку
3. в связи с переводом на другую работу
4. в связи с невозможностью исполнять обязанности по сост. здоровья
5. по результатам аттестации
6. в случае совершения преступления
7. по др.основаниям, предусмотренным законодательством.
Прокурор считается одной
из равноправных сторон, участвующих
в судебном разбирательстве, способствует
исполнению предписаний закона о
всестороннем, полном, объективном
и своевременном
Информация о работе Шпаргалка по "Правоохранительным органам РФ"