Шпаргалка по "История государства и права России"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:17, шпаргалка

Описание работы

Информативные ответы на все вопросы курса «История государства и права России» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

Содержание

1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России. Периодизация отечественной истории государства и права
2. Возникновение государства у восточных славян. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства
3. Источники права Древнерусского государства. Общая характеристика Русской Правды
4. Государственный строй Древнерусского государства. Система государственных органов власти Древней Руси. Правовое положение населения Киевской Руси
5. Политическая раздробленность Руси. Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества. Основные черты республиканского строя Великого Новгорода
6. Монголо-татарское вторжение на Русь и его влияние на развитие государственной и правовой системы. Предпосылки образования централизованного Русского государства
7. Государственный строй и правовое положение населения в период образования централизованного Русского государства
8. Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления
9. Общая характеристика Псковской судной грамоты
10. Судебник 1497 г.
11. Сословно-представительная монархия в России. Правовое положение основных категорий населения
12. Государственный строй в период сословно-представительной монархии. Приказная система управления
13. Система местного самоуправления в период сословно-представительной монархии.
14. Реформы Ивана Грозного. I I Судебник 1550 г. Стоглав 1551 г.
15. Общая характеристика
16. Предпосылки возникновения абсолютной монархии в России, ее особенности. Реформы феодального землевладения и сословные реформы Петра Великого
17. Государственный строй в первой четверти XVIII в. Военная реформа Петра I
18. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г.
19. Правовое положение крестьян в России в период абсолютной монархии
20. Административно-территориальное устройство России и местное самоуправление XVIII в. Судебная система и полицейские органы в XVIII в.
21. Изменения государственного аппарата в начале XIX века. Кодификация российского законодательства
22. Гражданское право по Своду законов 1833 г.
23. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
24. Крестьянская реформа 1861 г. Отмена крепостного права
25. Реформы 1860 – 1870-х гг., изменение в государственной системе Российской империи
26. Изменения в судебной системе. «Устав уголовного судопроизводства» 1864 г.
27. Изменение в государственной системе самодержавия после революции 1905—1907 гг.
28. Общественный строй в начале XX в. Столыпинская аграрная реформа
29. Государственное устройство России в период Первой мировой войны
30. Февральская революция 1917 г. Создание буржуазного государства
31. Возникновение и развитие Советов в 1917—1918 гг.
32. Создание нового советского государства и права. Особенности формирования социалистического права
33. Советские правоохранительные органы
34. Декларация прав народов России. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа
35. Общая характеристика Конституции РСФСР 1918 г.
36. Советская судебная система 1917—1918 гг. Уголовное право 1919 г.
37. Изменение государственного аппарата в период Гражданской войны
38. Кодекс законов о труде 1918 г. I Законодательство о браке и семье в 1917—1918 гг.
39. Судебная реформа 1922 г. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г.
40. «Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик» 1924 г. Уголовный кодекс РСФСР 1926 г.
41. Новая экономическая политика. Положение о государственных промышленных трестах
42. Правоохранительные органы в период НЭПа
43. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г.
44. Национально-государственное | устройство СССР в 1920—1940 гг.
45. Индустриализация и коллективизация. Коренные изменения общественного строя
46. Уголовное и уголовно-процессуальное право в 1930-е г.
47. Общая характеристика Конституции СССР 1936 г.
48. Особенности советского государственного устройства и права в годы Великой Отечественной войны
49. Судебная система и система правоохранительных органов по «Основам законодательства СССР и союзных республик» 1958 г.
50. Гражданский и Уголовный кодексы РСФСР 1964 г.
51. Общая характеристика Конституции СССР 1977 г.
52. Распад СССР. Становление государственности Российской Федерации
53. Конституция РФ1993 г.
54. Гражданское законодательство России на современном этапе
55. Уголовное законодательство России на современном этапе
56. Судебная реформа и процессуальное законодательство в Российской Федерации

Работа содержит 1 файл

История государства и права России. Шпаргалки_Пашкевич Д.А_2009 -32с.doc

— 478.00 Кб (Скачать)

47. Общая характеристика Конституции СССР 1936 г.

 

   Одобрена 11 июня 1936 г. президиумом ЦИК СССР, утверждена 5 декабря 1936 г. Чрезвычайным VIII Всесоюзным съездом Советов.   

Конституция 1936 г. провозгласила победу социализма в СССР. Закреплялось руководящее положение Коммунистической партии, ставшей монополистом в системе государственного управления. Создание других политических партий не запрещалось, но на деле это было невозможно.    

Конституция 1936 г. ввела новое название для Советов всех уровней – Советы депутатов трудящихся. Существенно изменились структура и статус органов власти и управления. Высшим органом власти и единственным законодательным органом Союза стал Верховный Совет СССР, получивший те права, которые раньше имели Всесоюзные съезды Советов и ЦИК Союза. Верховный Совет имел двухпалатную структуру: Совет Союза и Совет Национальностей, причем обе палаты были равноправны. Верховные Советы должны были избираться на 4 года и работать в сессионном порядке.   

Конституция сохранила Совет Народных Комиссаров СССР, но он был лишен законодательных  прав, а мог издавать постановления  и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов. В качестве органов отраслевого управления сохранялись народные комиссариаты, которые делились на общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские.    

Изменилась  конструкция местных советских  органов: в областях, краях, районах стали избираться просто Советы. Исполкомы Советов стали только исполнительно-распорядительными органами. При этом Конституция 1936 г. отказалась от громоздкой системы съездов Советов на всех уровнях, упростив систему Советов и сделав ее более четкой.   

Новая Конституция решала вопросы формирования, организации и деятельности высших представительных органов государственной  власти союзных и автономных республик, а также определяла систему и  полномочия органов государственного управления, суда и прокуратуры.   

Специальная глава Конституции была посвящена  организации государственного единства: в ней закреплялся статус СССР как союзного государства, определялась его компетенция и подтверждался  суверенитет союзных республик. Подтверждалось право союзных республик на свободный выход из Союза.   

Впервые в Конституцию была включена глава, в которой закреплялись основные политические права и свободы: на труд, на отдых, на образование, свободы  слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки. Были закреплены и основные обязанности гражданина перед обществом и государством.   

Конституция закрепила новую избирательную  систему: были сняты классовые ограничения, исчезло неравенство городских  и сельских избирателей, отпала многостепенность выборов, устанавливался переход к тайному голосованию. На смену производственно-территориальному принципу выборов вводился чисто территориальный. 
 
 

48. Особенности советского государственного устройства и права в годы Великой Отечественной войны

 

   Государственное устройство. Сохранили свои полномочия Верховный Совет СССР и его  Президиум, Совет Народных Комиссаров, отраслевые, а также республиканские  органы власти и управления, местные  советские органы. Созданные чрезвычайные органы в своей деятельности опирались на аппарат Советов и других конституционных органов. Однако из-за войны неоднократно откладывалось проведение очередных выборов и продлевались полномочия соответствующих Советов.   

Усилилось значение исполнительных органов Советов, а также интеграция партийного и государственного руководства различных уровней.   

При Совнаркоме СССР был создан ряд новых органов: Совет по эвакуации, Комитет по учету  и распределению рабочей силы, в 1943 г. – Комитет по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации. Образовывались новые наркоматы, прежде всего по отраслям военной промышленности, создавались новые звенья в ранее существовавших наркоматах. Для оперативного решения вопросов расширялись права наркоматов в области финансов, распределения ресурсов, капитального строительства.   

Высшим  чрезвычайным органом стал Государственный  Комитет Обороны СССР. В руках  ГКО была сосредоточена «вся полнота  власти в государстве», постановления  ГКО имели силу законов военного времени. Своего аппарата ГКО не имел, а действовал через партийные, государственные органы и общественные организации. Усилилась роль военных трибуналов: в местностях, объявленных на военном положении, трибуналам были переданы многие дела, входившие в компетенцию общих судов.   

Изменения в праве. Вносились изменения  в институт брака: фактические брачные  отношения теряли юридическую силу, устанавливался судебный порядок расторжения  брака.   

В сфере  наследственного права расширился круг наследников по закону, устанавилась очередность призвания наследников.   

Вводилась трудовая мобилизация и трудовая повинность. Самовольный уход рабочих  и служащих предприятий военной  промышленности с работы приравнивался  к дезертирству. Администрации предприятий и учреждений было разрешено применять обязательные сверхурочные работы до 3 ч в день. Отпуска предоставлялись лишь подросткам до 16 лет.   

Были  приняты жесткие нормативные  акты, направленные на организацию  своевременного проведения сельскохозяйственных работ и сдачи продуктов земледелия и животноводства государству, на период войны устанавливался повышенный минимум трудодней в колхозах.   

Произошли важные изменения в законодательстве и судебной практике по уголовным  делам: были определены новые составы преступлений. При совершении государственных и воинских преступлений, расхищении государственной собственности, при совершении особо опасных преступлений против порядка управления и некоторых других судебная репрессия усиливалась. Осужденным часто предоставлялась возможность искупить свою вину на фронте, широко практиковалась отсрочка исполнения приговоров с направлением в действующую армию. 
 
 

49. Судебная система и система правоохранительных органов по «Основам законодательства СССР и союзных республик» 1958 г.

 

   Основы  законодательства о судоустройстве    

устанавливали принципы построения судебной системы  Союза ССР, принципы коллегиального рассмотрения гражданских и уголовных  дел, участие народных заседателей, равенства граждан перед законом  и судом, образование судов всех уровней на началах выборности, независимость судей и народных заседателей и подчинение их только закону, равноправия судей и народных заседателей, открытость судебного разбирательства, обеспечения права на защиту. Для осуществления защиты предусматривались коллегии адвокатов. Судопроизводство велось на языке союзной или автономной республики, или автономной области либо на языке большинства населения района с обеспечением для лиц, не владеющих этим языком, участия переводчика.   

Устанавливались две системы судов: суды Союза  ССР и суды союзных республик. К судам Союза были отнесены Верховный  суд СССР и военные трибуналы, к судам союзных республик  – верховные суды союзных республик, верховные суды автономных республик, областные, краевые, городские суды, суды автономных областей и национальных округов, районные (городские) народные суды. Устанавливался порядок избрания судей и народных заседателей для судов каждого уровня, при этом судьи обязаны были отчитываться перед своими избирателями. Предусматривался особый порядок привлечения судей к уголовной ответственности, а также дисциплинарная ответственность судей.   

Основы  уголовного судопроизводства.    

Задачами  советского уголовного судопроизводства провозглашались быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, обеспечение правильного применения закона для справедливого наказания виновных. В качестве принципов уголовного судопроизводства Основы зафиксировали недопустимость привлечения к уголовной ответственности иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом, осуществление правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом, участие народных заседателей и коллегиальность рассмотрения дел в суде, независимость судей и подчинение их только закону, гласность судебного разбирательства, ведение судопроизводства на национальном языке, обеспечение обвиняемому права на защиту.   

Основы  определяли полномочия суда, следственных органов в уголовном судопроизводстве. Производство предварительного расследования возлагалось на следователей прокуратуры, а по некоторым государственным преступлениям – на следователей органов государственной безопасности (в 1963 г. право производства предварительного расследования было предоставлено органам внутренних дел). Органы внутренних дел являлись органами дознания по большинству уголовных дел. Закон предусматривал участие в деле защитника с момента объявления обвиняемому об окончании предварительного следствия и предъявления ему для ознакомления всего производства по делу. Вводился институт общественных обвинителей и общественных защитников. 
 
 

50. Гражданский и Уголовный кодексы РСФСР 1964 г.

 

   ГК РСФСР 1964 г. Кодекс устанавливал понятия правоспособности и дееспособности. Субъектами гражданских правоотношений являлись граждане и юридические лица – государственные предприятия, учреждения и организации, колхозы, межколхозные и кооперативные объединения. Собственность разделялась на социалистическую (государственная, колхозно-кооперативная, собственность профсоюзных организаций) и личную, основу которой составляли трудовые доходы граждан. Запрещалось использовать социалистическую собственность в целях личной наживы, а также получение гражданами нетрудовых доходов. К исключительной собственности государства были отнесены земля, недра, воды и леса, основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, городской жилищный фонд. Кодексом устанавливались также предельные размеры имущества, которое могло находиться в личной собственности граждан.   

В сфере  обязательного права Кодекс устанавливал порядок заключения сделок, а также  регламентировал отдельные виды договоров: купля-продажа, мена, дарение, поставка, государственная закупка, заем, государственное страхование, подряд, перевозка и т. д. Регламентировались обстоятельства вследствие причинения вреда, спасения социалистического имущества, необоснованного приобретения или сбережения имущества. Кодекс содержал также нормы авторского и международного частного, а также наследственного права. Устанавливалось наследование по закону и по завещанию, при этом устанавливались две очереди наследников.   

Ряд положений  ГК об авторском праве действует  в настоящее время (до 1 января 2008 г.).    

В УК РСФСР 1960 г. преступлением признавалось предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние (действие или бездействие), преступления могли совершаться как умышленно, так и по неосторожности. Уголовная ответственность по общему правилу наступала с 16 лет, а по некоторым видам преступлений – с 14 лет. Кодекс устанавливал понятие необходимой обороны как причинение вреда при защите интересов государства, общественных интересов, личности или прав обороняющегося или другого лица от общественно опасного посягательства, при этом превышением пределов необходимой обороны признавалось явное несоответствие защиты характеру и опасности посягательства.   

Особое  внимание в Кодексе было уделено  государственным преступлениям  и преступлениям против социалистической собственности. Отдельную главу Кодекса составляли преступления, являющиеся пережитками местных обычаев, куда входили уплата выкупа за невесту, уклонение от примирения, многоженство и т. п. С принятием Кодекса были отменены другие нормативные акты, устанавливающие уголовную ответственность за отдельные виды преступлений.   

Кодекс  устанавливал систему наказаний  от общественного порицания и  увольнения от должности до смертной казни в качестве исключительной меры. Максимальный срок лишения свободы  устанавливался в 10 лет, а за совершение особо тяжких преступлений – 15 лет. 
 
 

51. Общая характеристика Конституции СССР 1977 г.

 

   Принята Верховным Советом Союза ССР 7 октября 1977 г. Являлась в основном продуктом кодификации, нежели новым источником права, и отразила изменения в общественном и государственном строе, произошедшие в СССР.   

По Конституции  СССР – социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей  страны. Конституция закрепляла руководящую роль КПСС, которая являлась ядром политической системы, государственных и общественных организаций. Вся власть в СССР принадлежала народу, политическую основу народовластия составляли Советы народных депутатов. Конституция устанавливала систему и принципы деятельности Советов народных депутатов и порядок их избрания.   

СССР  провозглашался единым союзным государством, образованным на основе принципа федерализма  в результате свободного самоопределения  наций и добровольного объединения 15 равноправных республик, при этом за республиками сохранялось право свободного выхода из Союза. Конституция закрепляла компетенцию Союза, вне которой республики могли осуществлять государственную власть на своей территории.   

Информация о работе Шпаргалка по "История государства и права России"