Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 09:25, дипломная работа
Семейное право Российской Федерации имеет многовековую историю, которая позволила ему выработать законодательную базу, отвечающую современным требованиям демократического общества.
Необходимо в данной дипломной работе дать понятие семьи и родства, т.к. происходящие изменения в обществе позволили внести изменения в Семейный кодекс, например понятие приемной семьи, ее членов.
Следует в настоящей работе уделить особое внимания как личным, так и имущественным правам супругов.
Введение
Глава 1. История семейного права
1.1. Семейное право России до 1917 года
1.2. Семейное право России после 1917 года
Глава 2. Понятие семьи и родства
2.1. Определение членов семьи
2.2. Опекуны и попечители
2.3. Понятие приемной семьи, ее члены
Глава 3. Права и обязанности супругов и иных членов семьи
3.1. Личные права и обязанности супругов
3.2. Имущественные права и обязанности супругов
3.3. Права и обязанности родителей
3.4. Обязанность детей по содержанию своих родителей
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Глава 1. История семейного права
1.1. Семейное право России до 1917 года
1.2. Семейное право России после 1917 года
Глава 2. Понятие семьи и родства
2.1. Определение членов семьи
2.2. Опекуны и попечители
2.3. Понятие приемной семьи, ее члены
Глава 3. Права и обязанности супругов и иных членов семьи
3.1. Личные права и обязанности супругов
3.2.
Имущественные права и
3.3. Права и обязанности родителей
3.4.
Обязанность детей по
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Актуальность
данной темы заключается в том, что
в связи со сложной социально-
Разработка семейного законодательства позволяет регулировать взаимоотношения между родителями и детьми, супругами и другими членами семьи.
Семейное право Российской Федерации имеет многовековую историю, которая позволила ему выработать законодательную базу, отвечающую современным требованиям демократического общества.
Необходимо в данной дипломной работе дать понятие семьи и родства, т.к. происходящие изменения в обществе позволили внести изменения в Семейный кодекс, например понятие приемной семьи, ее членов.
Следует в настоящей работе уделить особое внимания как личным, так и имущественным правам супругов.
Степень научной разработанности - данная работа состоит из 3 глав и пунктов внутри каждой главы, а также снабжена справочным материалом: введением, заключением, списком использованной литературы и приложением.
В
первой главе рассматриваются
Вторая глава посвящена определению семьи и родства.
В
третьей главе определены личные
и имущественные права и
Каждый пункт дипломной работы содержит выводы.
Цель данной работы заключается в определении сущности прав и обязанностей супругов и иных членов семьи, их законодательной основе.
Задачи дипломной работы заключаются в следующем:
Объектом исследования являются взаимоотношение супругов и иных членов семьи, их права и обязанности.
Методологическая база дипломной работы заключается в разработке методов и подходов к детальному изучению данной темы.
Империческая база позволяет определить научную обоснованность исследования темы прав и обязанностей супругов и иных членов семьи.
Нормативная база: Конституция РФ, Семейный Кодекс РФ, Комментарий к семейному кодексу РФ, Указы и Постановления.
В
работе использована следующая литература:
Рузакова О.А. Комментарий к семейному
кодексу РФ /О.А. Рузакова. – М.: Эксмо,
2005; Семейное право: Пособие для подготовки
к экзамену. – М.: Юрайт-М, 2001; Семейное
право: Учебник для ВУЗов /Под ред. С.Н.
Бондова. – М.: Юнити-Дана: Закон и право,
2002; Семейный кодекс РФ: официальный текст
по сост на 1 нояб 2004 г. – М.: Дашков и Ко,
2004 (ПНК ВИНИТИ) и др.
Глава 1. История семейного
права
1.1.
Семейное право
России до 1917 года
Сведения о семейном укладе народов, населявших территорию России до принятия христианства, весьма немногочисленны и отрывочны. Летописи говорят о том, что у полян уже сложилась моногамная семья, у других же славянских племен: родимичей, вятичей, кривичей — еще сохранялась полигамия. Семейные отношения регулировались в этот период обычным правом.
В различных источниках содержатся указания на несколько способов заключения брака. Среди них наиболее древний — похищение невесты женихом без ее согласия, однако постепенно увозу невесты начинает предшествовать сговор с ней. Славяне, как описывается в летописи, имели обычай похищать на игрищах тех невест, с которыми они сговорились.
Существуют многочисленные доказательства того, что в древние времена существовал и такой способ заключения брака, как покупка невесты у ее родственников.
Личные отношения между супругами во многом зависели от формы брака. При похищении невеста становилась собственностью мужа, поэтому в отношении нее возникали права скорее вещного, чем личного характера.
Развод в тот период производился свободно, причем есть основания полагать, что в браке с приданым инициатором развода могла быть, и женщина.
С принятием христианства происходит рецепция византийского брачно-семейного законодательства, основанного на канонических представлениях о браке. В России начинает действовать Номоканон — собрание византийского семейного права, состоящее из канонических правил и светских постановлений византийских императоров. В последующем Номоканон был дополнен постановлениями русских князей. Русский перевод Номоканона с этими дополнениями получил название Кормчей книги.
Христианство распространялось на Руси постепенно, и вытеснение византийским законодательством обычного семейного права происходило медленно. Церковное венчание, введенное в XI в., практиковалось только среди высших слоев общества, остальное население заключало браки по традиционным обрядам, справедливо считавшимся пережитками язычества. Особенно распространен был обряд заключения брака «у воды». Церковь постоянно боролась с этими обычаями и пыталась утвердить каноническую форму брака. [3;47]
Возраст вступления в брак был установлен: 15 лет для жениха и 13 лет для невесты. Верхний возрастной предел формально не был предусмотрен, но священникам предписывалось отказываться венчать престарелых лиц. Обращалось внимание и на то, что между вступающими в брак не должно быть «великой разницы в летах».
Запрещались браки с близкими родственниками, а также между лицами, состоящими в духовном родстве, основанном на совершении обряда крещения. Нельзя было также вступить в брак при наличии другого нерасторгнутого брака.
Расторжение брака все более усложнялось. Православная церковь, как русская, так и византийская, в отличие от католической, в принципе признавала возможность развода. В России формально существовавшие поводы к разводу заимствовались из византийского права, но не все они реально применялись. Основным поводом к разводу являлось прелюбодеяние, так как развод за прелюбодеяние упоминается в Евангелии
Личные отношения между супругами с принятием христианства также меняются. Замужняя женщина рассматривается уже не как имущество мужа, а как относительно самостоятельное лицо. Сам же церковный брак официально признается таинством, совершаемым на небесах, направленным на наиболее полное физическое и духовное общение супругов. В этом понятии подчеркивается связь духовных и физических элементов брака.
До московского периода замужние женщины пользовались относительной свободой, затем наступила так называемая эпоха терема, когда женщины из верхних слоев общества не общались практически ни с кем, кроме ближайших родственников.
Семья в тот период напоминает маленькое государство со своим главой и собственной публичной властью.
Частное право в России в этот ранний период еще не выделилось как таковое, и говорить об отнесении семейного права, основанного на таких началах, к частному или публичному невозможно. Однако семейное право и семейный уклад России той эпохи отличались от семейного права и семейного уклада Западной Европы и особенно Древнего Рима. И в России, и в Западной Европе семья функционировала как публичная организация, а власть домовладыки практически ничем не ограничивалась римским законам она была даже строже, чем в России: в Риме домовладыка имел над женой и детьми право жизни и смерти. Но весь строй общественной жизни в Риме и в Западной Европе, а также господствующее правосознание приводили к тому, что эти законы почти не применялись.
Имущественные отношения супругов в России, напротив, отличаются от имущественных отношений супругов Западной Европы в сторону признания за замужней женщиной большей самостоятельности.
При обручении в сговорной записи могли устанавливаться условия, определяющие права и обязанности супругов по поводу имущества в браке и после его прекращения.
С принятием христианства постепенно начинает придаваться значение только законному родству. В Уложении 1648 г. запрещалось узаконение внебрачных детей даже в случае брака родителей. Дети не состояли в правовой связи с отцом и признавались только родственниками своей матери.
Родительская власть на Руси была весьма сильна, хотя права жизни и смерти над детьми родители, по-видимому, формально никогда не имели, однако убийство детей не рассматривалось в качестве серьезного преступления. По Уложению 1648 г за убийство ребенка отец приговаривался к году тюремного заключения и церковному покаянию. Дети же, убившие своих родителей, подвергались смертной казни.[17;68]
Принуждение
детей к повиновению
Родители могли обратиться для наказания детей и к публичным властям. Дело при этом по существу не рассматривалось, и в суть обвинений никто не вникал. Достаточно было одной только жалобы родителей, чтобы приговорить детей к порке кнутом.
Родители имели право отдавать детей в холопство. Несмотря на осуждение церкви, практиковалось насильственное пострижение детей в монахи. [17;74]
Реформы Петра I положили начало новому периоду в развитии Семейного права. Прежде всего усиливается роль светского законодательства, в основном императорских указов, служащих для восполнения пробелов в каноническом праве.
Решающее
значение стало придаваться
Указом 1714 г. Петр попытался ввести образовательный ценз для дворян, вступающих в брак, требуя при венчании справки о знании арифметики и геометрии. Но эта попытка также не увенчалась успехом. При Петре I обручение становится расторжимым. Запрещается снабжать его сговорной записью и включать в нее условие о неустойке (заряде) на случай, если брак не состоится. В дальнейшем это положение получило развитие в Своде Законов. Часть 2 ст. 12 Законов гражданских гласила, что брак не может быть предметом гражданско-правовых сделок, и потому обещание вступить в брак может быть свободно Не выполнено без всяких последствий для обещавшего. В 1775 г. обручение сливается по времени с венчанием. [62;53]