Русская правда

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 13:02, контрольная работа

Описание работы

Краткую редакцию Русской Правды можно разделить на две основные части: Правду Ярослава (ст.ст.1 - 18) и Правду Ярославичей (ст.ст.19 - 43). Первая была составлена при Ярославе Мудром, вторая же создавалась уже после его смерти. Если в Правде Ярослава рассматриваются в основном такие преступления, как побои, оскорбление, членовредительство, то Правда Ярославичей посвящена большей частью защите феодальной собственности и жизни княжеских людей. Кроме того, в последних статьях Краткой Правды (ст.ст.41 - 43) определяется размер и порядок выплат княжеским служащим за исполнение ими своих служебных обязанностей.

Содержание

1. Краткая правда……………………………………………….………………3
2. Пространная правда…………………………………………………………7
3. Сокращенная правда………………………………………….……………11
Список литературы……………………………………………………………13

Работа содержит 1 файл

русская правда.docx

— 31.46 Кб (Скачать)

План

    1. Краткая правда……………………………………………….………………3

    2. Пространная правда…………………………………………………………7

    3. Сокращенная правда………………………………………….……………11

    Список  литературы……………………………………………………………13

    1. Краткая Правда

    Краткую редакцию Русской Правды можно разделить  на две основные части: Правду Ярослава (ст.ст.1 - 18) и Правду Ярославичей (ст.ст.19 - 43). Первая была составлена при Ярославе Мудром, вторая же создавалась уже  после его смерти. Если в Правде Ярослава рассматриваются в основном такие преступления, как побои, оскорбление, членовредительство, то Правда Ярославичей  посвящена большей частью защите феодальной собственности и жизни  княжеских людей. Кроме того, в  последних статьях Краткой Правды (ст.ст.41 - 43) определяется размер и порядок выплат княжеским служащим за исполнение ими своих служебных обязанностей.

    В образовании законов Русской  Правды принимали участие и дети Ярослава, и даже его внук Мономах (1113 - 1125 гг.), которому принадлежит закон, направленный против ростовщичества и  занесённый в Правду.

     Несомненно, в Краткой редакции Русской Правды изложены основные нормы тогдашнего права, впоследствии вошедшие в т.н. Пространную Правду. Последняя редакция ПП приходится на великое княжение Владимира Мономаха (1113 - 1125 гг.) и  его сына Мстислава Великого (1125 - 1132 гг.). В это время социально-экономическое  развитие страны достигло довольно высокого уровня, но Русь уже стояла на пороге феодальной раздробленности.

    Древнейших  кратких списков до нас дошло 2: Академический и Археографический. Академический помещён в составе Новгородской летописи младшего извода под 1016 год, после рассказа о даровании Ярославом грамоты новгородцам. Рукопись этой летописи относится к середине XV века. В настоящее время она хранится в библиотеке Академии Наук. Археографический список находится в другом списке той же Новгородской летописи. Рукопись также относится к середине XV века. Она хранится в архиве Института истории Академии Наук, в составе собрания рукописей большой Археографической Комиссии.

    Оба эти списка летописи восходят к общему их протографу - Новгородской летописи, составление которой относится  к 40-м годам 11 века. Таким образом, и списки Русской Правды: Академический и Археографический списаны с общего оригинала и в целом весьма близки один к другому. Отдельные их разночтения объясняются изменениями или искажениями, которые были допущены переписчиками этих списков. Академический список в общем исправнее и ближе к протографу. Впрочем, из различий этих двух списков существенным по содержанию является лишь второй: в статье о кровавом человеке (ст.2) чтение Академического «то ли приидет видок» передано в Археографическом списке искажённо: «аще ли приведеть видок».

    Чтение  Академического списка «а в смерде и холопе 5 гривен», в Археографическом тоже искажено: «а в смердьи холопе 5 гривенъ». Тем не менее, некоторые немногие чтения Археографического списка лучше передают протограф. В списках Краткой Правды текст написан сплошь без разделения на статьи. Однако вторая часть Правды выделена начальной буквой П («Правда уставлена» и т. д.), написанной красной киноварью.

    Кроме этих двух списков Краткой Правды, известно ещё 14 списков, которые являются копиями, снятыми в XVIII веке с того же Академического списка. В.Н.Татищеву был известен ещё один древний список Краткой Правды, который он открыл в составе летописи Авраамия Ростовского.

    По  своему составу Краткая Правда явно делится на несколько частей: Правду Ярослава (ст. 1 -18); Правду Ярославовичей (ст. 19-41); Покон вирный (ст. 42); Урок мостников (ст. 43). Все части Краткой Правды составлены в разное время и в  разных местах. Краткая Правда возникла не как механическое соединение двух или трех источников, а как единое целое, путем определенной редакционной обработки, сделанной не позднее  конца XI или начала XII века. Местом возникновения Краткой Правды некоторые исследователи считают Киев (Б.Д. Греков,1 С.В. Юшков)2, другие (М.Н.Тихомиров)3 - Великий Новгород. Предположение о новгородском происхождении является пока наиболее вероятным.

    В Правде Ярослава входят первые статьи Краткой Правды, от начала памятника до слов: «Правда оуставлена на Роуськой земли».

    Правда  Ярослава (подготовлена не позднее 1054 г.)- древнейшая Русская Правда, 18 статья которой защищала жизнь, честь, имущество новгородских мужей и простых славян от бесцеремонных посягательств варягов. Название Русская Правда этот устав получил, как видно для отличия от уставов греческих, которые по принятию христианства имели сильное влияние на юридический быт Руси. Русская Правда первыми строками своими напоминает о древнем быте племен и указывает на изменения, произошедшие в этом быту после призвания князей.

    Возможно, что Правда Ярослава была основана на более раннем памятнике. Таковы первые 10 статей, кончающиеся двумя статьями о варягах и колбягах. Эта часть  Краткой Правды может быть названа  Древнейшей Правдой.

    Вторая  часть Краткой Правды представляет собой особый памятник, который принято  называть Правдой Ярославовичей (около 1072г.). Начинается она со слов: «Правда оуставлена Роуськой земли, егда ся съвокупилъ Изяслав, Всеволод, Святослав, Коснячко, Перенъгъ, Микыфоръ, Кыянин, Чюдинъ, Микула». Она была составлена в Вышгороде, на что указывает участие в ее составлении Чудина и Микулы, связанных с Вышгородом. В ней обнаруживаются черты, говорящие о наличии классовой борьбы, в условиях которой она была создана.

    Правда  Ярославовичей - специальный закон. Ее назначение - оберегать интересы княжеского имения, окруженного крестьянскими  мирами- вервями, враждебно настроенными против своего далеко не мирного соседа-феодала. Недаром феодал укреплял свое жилище и защищал себя суровыми законами.

    Дополнительные  статьи Русской Правды, видимо, не имеют непосредственного отношения к Правде Ярославовичей, а приписаны позже, начиная со слов: «а оже увидеть чюжь холопъ любо рабоу». В конце дополнительных статей помещен покон вирный и устав мостникам.

    Исследователи считают, что эта часть Краткой  Правды возникла в Новгороде. Под  поконом вирным принято понимать те статьи Краткой Правды, которые  касаются поступлений от продаж и  вир между князем, вирниками, церковью (десятина), а также денежное или  натуральное вознаграждение, которое  должен получить вирник при взыскании  виры.

    По  мнению А.И. Соболевского и И.А. Стратонова, в уставе мостников говорится  о постройке и починке моста. Однако, в нем, наверно, устанавливается  размер вознаграждения за их работу. Он был памятником, который дал основание  для взыскания разного рода гипотез4. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Пространная Правда

    Историками  доказано, что в качестве источника  Пространной редакции Русской Правды почти полностью выступает текст  Краткой Правды. Следовательно, содержание Пространной Правды как источника права наиболее глубоко раскрывается при анализе её композиции и выявлении принципов использования в ней норм Краткой Павды. Составители Пространной Правды сохранили заголовки предшествующего юридического сборника - «Правда Росьская» и «Суд Ярославль Володимеричь». Последний заголовок («Суд Ярославль Володимеричь») является не только ссылкой на старину, но также и прямым указанием на использованный в качестве источника свод законов. А заголовок «Правда Росьская», составленный в 1015 - 1016 годах для Новгорода, приобретал несколько иное значение - он подчёркивал значение нового свода светского права как основного источника на всей территории Древнерусского государства. Законодатели, составлявшие Пространную Правду проделали огромную работу по кодификации и систематизации предшествующих законов, по их дополнению и частичному изменению, что свидетельствовало о дальнейшем как политическом, так и социально-экономическом развитии Древней Руси и о более активном воздействии государства на право.

    Пространную Правду можно уже встретить в  Новгородской Кормчей конца тринадцатого столетия, древнерусских сводах церковных  законов, иногда в сборниках канонического  содержания, носящих название Мерила Праведного.

     Последняя редакция Пространной Правды приходится на великое княжение Владимира Мономаха (1113 - 1125 гг.) и его сына Мстислава Великого (1125 - 1132 гг.). В это время социально-экономическое развитие страны достигло довольно высокого уровня, но Русь уже стояла на пороге феодальной раздробленности.

    Накануне  окончательного распада Киевской Руси на отдельные княжества был создан наиболее полный свод феодальных законов, так называемый Пространной Русской Правдой. Списки Пространной Правды сохранились в наибольшем количестве (свыше 100), в 4 или 5 раз длиннее кратких и заключают большее количество новых статей. Кроме того, текст разбит в них киноварными заголовками и заглавными буквами.

    По  мнению М.Н.Тихомирова5, Пространная Правда возникла в начале XIII века в Новгороде и была связана с новгородским восстанием в 1209 году. Время возникновения новых юридических памятников на Руси чаще всего совпадало с большими социальными изменениями.

    Пространная Правда была памятником гражданского законодательства в Новгороде. Спор об официальном и неофициальном  происхождении Пространной Правды, которым исследователи так много  занимались, в сущности, бесплоден, потому что в древности понятие  о законности памятника не было достаточно ясным. Авторы Пространной Правды ставили  перед собой задачу руководства, в котором тщательно определялись в первую очередь финансовые права  князя.

    Сложным является вопрос о происхождении  Пространной Правды. В рукописях  Пространная Правда разделена на 2 части: 1-я часть начинается заголовком: «Суд Ярославль Володимърич» (ст. 1 — 52), 2-я часть- новым киноварным заглавием «Устав Володимъръ Всеволодовича» (ст. 53— 121).

    Взгляд  на Пространную Правду как на сборник, состоящий из двух частей, не может  быть принят последующим соображениям. Одним из источников Пространной  Правды является Краткая Правда, из которой в переделанном или дословном  виде были заимствованы некоторые статьи. Заимствование это было сделано  и в первой и во второй части  Пространной Правды, причем единовременно, вследствие чего отсутствует какое - либо повторение заимствования статей Краткой Правды, тогда как такое  повторение имеется в самой Краткой  Правде как результат ее составления  на основании различных несогласованных  между собой источников.

    Кроме Краткой Правды, составители Пространной  Правды использовали Устав Владимира  Мономаха6.

    Все Пространные списки Русской Правды можно разделить на 3 вида.

    Первый, наиболее многочисленный вид входит в состав юридических сборников (Кормчих и Мерил Праведных). Кормчая или Номоканон представляет собой собрание церковных правил и гражданских законов. Древнейший список Кормчей с текстом Русской Правды написан в 1282 году в Новгороде «повелением новгородского князя Дмитрия Александровича и стяжанием новгородского епископа Климента».

    Текст Синодального списка имеет близкое сходство с другим древним списком - Троицким, находящимся в составе «Мерила Праведного». Известен юридический сборник, как возникший на русской почве, вероятнее всего в начале XII века. В известном нам составе сборник возник в Суздальской Руси как руководство для судей. Синодальные и Троицкие списки восходят к общему протографу, возникшему уже ранее последней четверти XII века. Синодальный список имеет яркие черты новгородского говора.

    Некоторые новгородские особенности заметны  и в Троицком списке. Поэтому, можно  думать, что их общий протограф  возник в Новгороде.

    Остальные списки Пространной Правды помещены в составе Кормчих и Мерил  Праведных, относящихся к XV- XVI векам. Эти поздние списки имеют больший интерес для истории права в Северо-Восточной Руси в XIV - XV веках и дают некоторый материал для восстановления Русской Правды.

    Ко  второму виду Пространной Правды принадлежат списки, входящие в состав особых юридических сборников. Наиболее древний список этой группы, Пушкинский (принадлежит А.И. Мусину-Пушкину) написан в 4 на 60 листах (или 120 страниц) пергамента. Весь сборник носит заголовок «Суд Ярослава князя. Устав о всяцих пошлинах и о уроцех».

    В состав сборника входят статьи: Увещание к судьям; Русская Правда; Закон судный людем; Избрание из законов Моисеевых; Договор Смоленска с Ригою в 1229 году; Устав Ярослава о мостех. Состав Пушкинского сборника в настоящем его виде мог возникнуть не ранее конца XIII века, как это показывает помещённая в нём редакция Смоленского договора. Известный нам состав Пушкинского сборника не был первоначальным. В этом нас убеждает существование Археографического списка Пространной Правды, который относится к XV веку.

    В начале XV века, по-видимому, уже в Московской Руси появился новый третий вид Пространной Правды. Он представлен несколькими списками XV -XVI веков, один из них принадлежал князю Оболенскому, другой - Карамзину. В его основу заложен текст какого-то списка Пушкинско-Археографической ветви, дополненной по спискам Синодально-Троицкой. Отличительной чертой Карамзинского вида являются дополнительные статьи о резах (процентах), Устав о мостех и статья «О коне», вставленные в текст Правды. Большинство исследователей предпочитают пользоваться, вследствие его полноты и кажущейся исправности. Списки Синодально-Троицкой группы по сравнению с Пушкинской и Карамзинской, характеризуется тем, что состав текста Правды отличается большей древностью. В списках этих групп есть у каждой свои ошибки. Протографы дошедших списков Синодально-Троицкой группы, с одной стороны, и Пушкинской, с другой, не восходят непосредственно один к другому, а независимо друг от друга восходят к общему протографу Пространной Правде. Наибольшее число списков относится к Синодально-Троицкой группе, их всего 68. Пушкинско-Археографический и Карамзинский виды выделены в особые редакции Русской Правды, т. к. в них включены дополнительные статьи.

Информация о работе Русская правда