Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 22:45, доклад
Россия — полиэтническое государство. Кроме русских, которые составляют 83% населения, в Российской Федерации живут более 170 народов. Одни из них насчитывают более миллиона, другие несколько десятков тысяч человек. Последнее десятилетие было особым для жизни народов нашей страны. Одни исследователи называли его временем «взбунтовавшейся этничности», другие — «нового национального возрождения».
«Рост национального самосознания и его влияние на сохранение территориальной целостности России»
Россия — полиэтническое государство. Кроме русских, которые составляют 83% населения, в Российской Федерации живут более 170 народов. Одни из них насчитывают более миллиона, другие несколько десятков тысяч человек. Последнее десятилетие было особым для жизни народов нашей страны. Одни исследователи называли его временем «взбунтовавшейся этничности», другие — «нового национального возрождения». Становление гражданского общества в российских условиях взаимосвязано с ростом национального самосознания. Важнейшие социальные процессы реформирования различных сфер жизни имеют национальную вариативность.
Исследование национального самосознания представляет большой интерес с точки зрения проблем общественной жизни и межнациональных отношений. В современном мире, несмотря на наличие определенного уровня толерантности, постоянно возникают конфликты, в результате столкновений этнополитических интересов. И эти явления уже нельзя игнорировать. Сегодня в различных регионах мира то и дело возникают этнические конфликты и столкновения. Многочисленные террористические акты также во многом имеют под собой национальную подоплеку. В этой связи особую актуальность приобретает исследование такого явления как национальное самосознание. Это одно из свойств нации, зачастую имеющее определяющее значение для выделения нации из числа прочих. Развитие национального самосознания позволяет нации выделиться и оформиться в виде исторически сложившейся устойчивой группы людей, которая в своё время возникла на базе общего языка, территории проживания, экономической жизни, культуры и самобытного характера. Это процесс самопознания и развития национально-культурной самобытности нации, а также свойство человека, которое позволяет ему для себя лично определиться, к какой нации он относится. В условиях мирового финансового кризиса обостряются экономические, социальные, культурные, религиозные и национальные отношения. Поводом к их обострению и столкновению может послужить активизация национального самосознания развитие, которого активно влияет на поведение людей. Чаще оно приобретает негативный характер.
Повышение национального сознания является делом, которое самой своей сутью являет применение практики двойных стандартов. Поведение представителей малых народов, граничащее или даже являющее собой проявление шовинизма, всегда называется именно повышением национального самосознания. Большому же народу, который изначально обвиняется в великодержавном шовинизме, о национальном самосознании даже нельзя и помыслить. Более того, в последнее время в мире наличествуют тенденции, которые свидетельствуют о том, что национальное самосознание всех больших народов всячески нивелируется с целью избыть его вовсе. Это один из этапов глобализации — превращение разнообразных народов в общечеловеческую массу, без каких либо специфических признаков. В этой связи особо хочется отметить следующее. Исследование взаимоотношений между народами разной национальности, носит субъективный характер. Как бы исследователь не пытался отказаться от своей национальной идентичности, он не сможет объективно проанализировать поведение того или иного народа, в силу того, что любой человек социализируется в определенной культурной среде формирующей представления о «своих» и «чужих». Если же индивид не подразумевает под «чужими» другие этносы, то он вырастет природным интернационалистом, и никогда не поймёт такие национальные чувства как агрессия и любовь к соседям. Я не исключение. Исследуя те или иные особенности этнических стереотипов, я пытаюсь быть объективной, но некоторые факты мной искажаются, так как я смотрю на явления объективной реальности с точки зрения русской культуры.
Сегодня у нас нет национальной идентичности или даже государственной принадлежности как единого народа целостного государства, следовательно, любой рост национального самосознания будет прямым ударом по государственной целостности.
Постсоветская Россия переживает затяжной "кризис идентичности", проявляющийся в болезненном привыкании россиян к своему новому месту в геополитическом пространстве на территории бывшего СССР и к новым формам консолидации внутри Российской Федерации. Причин тому много, назову лишь две основные.
Во-первых, жители Российской Федерации, еще в период, когда она была одной из 15 республик СССР, редко ассоциировали себя именно с Россией, считая своей родиной весь Советский Союз. Поэтому распад Союза болезненно переживался большинством россиян, привыкшим жить в большой стране.
Во-вторых,
общероссийская идентичность не рождалась
в ходе национальных движений, как
в других новых независимых
Жители России, даже те из них, кто безоговорочно идентифицирует себя с единой российской гражданской общностью, не готовы отождествить себя с российской нацией. На вопрос о том: "К какой нации вы принадлежите" российские граждане, в большинстве своем, скажут, что являются частью этнических русских, татар, якутов и других этнических общностей ("наций"), но не единой российской нации.
В условиях, когда рухнула коммунистическая идеология, исчезают привычные представления о границах страны, обострились отношения между регионами и центральной властью, региональная идентичность оказалась, на какое-то время, более реальной и прочной основой для групповой консолидации людей, чем общероссийское гражданство.
Социологические опросы указывают на неуклонный рост актуализации этничности для большей части населения России.
В наибольшей мере эта тенденция характерна для нерусских народов и, прежде всего, для представителей титульных национальностей российских республик. Если в 2004 году 70% осетин указывали, что "никогда не забывают о своей национальности", то в 2009 так отвечали 82% респондентов из этой этнической общности. У якутов доля аналогичных ответов выросла с 60% до 70%, у татар и башкир с 50% до 60%.
С ростом национальной идентичности нерусских народов усиливалась и их региональная самоидентификация.
Среди опрошенных татар, считали себя только татарстанцами - 30% опрошенных; россиянами и татарстанцами, но больше последними - 36%; в равной мере теми и другими - 24% опрошенных, а только россиянами - менее 10%. Примерно такое же соотношение было у якутов, башкир и осетин.
Таким образом, буквально напрашиваются некоторые выводы о соотношении общероссийской и региональной идентичности у представителей титульных национальностей республик Федерации.
Во-первых,
исключительно или
Во-вторых, несмотря на то, что двойственная идентичность (общероссийская и региональная) преобладает и характерна для более чем половины опрошенных, тем не менее, почти треть респондентов, граждан России, не проявили никаких признаков своей общероссийской самоидентификации. Вероятно, именно эта группа может стать потенциальной базой развития этнического сепаратизма в случае обострения отношений с федеральным Центром в той или иной республике или, при вспышках межгрупповых этнических конфликтов.
Во
многом иная структура самоидентификации
у русских. В этой группе в 4-5 раз
больше опрошенных по сравнению с
представителями титульных
Весьма существенно, что у русских, в отличие от представителей других национальностей, вовсе не проявились случаи, когда региональная идентичность подавляла бы общероссийскую. Последняя выражена у русских заметно сильнее, чем у опрошенных представителей других национальностей.
Своеобразно проявляется у русских влияние национальной идентификации на гражданскую позицию. Если у нерусских народов этничность усиливает региональную идентификацию, то у русских, особенно в республиках, заметна прямо противоположная тенденция: в группах с высоко актуализированным русским этническим самосознанием, относительно подавлено региональное самосознание. Именно в таких группах больше людей считает себя "преимущественно россиянами", а не гражданами той или иной республики.
То обстоятельство, что у русских, так же, как и у других обследованных групп, большинство (до 60%) проявляют двойственную идентификацию - общероссийскую и региональную (считают себя гражданами как всей России, так и, например, Татарстана или Магаданской области), объясняется относительно слабо выраженным этническим самосознанием. От 50% до 60% русских по результатам опросов 2007 года выбирали ответ: "Я редко задумываюсь о том, кто я по национальности".
Однако и у русских этническая самоидентификация постепенно усиливается. Около 40% русских в пяти вышеназванных регионах заявили: "Я никогда не забываю о том, что я русский" - это почти вдвое больше, чем было в советское время.
Можно предположить, что с ростом этнического самосознания русских будет усиливаться их общероссийская самоидентификация и ослабевать региональная. Тогда как у нерусских "титульных" народов республик Федерации, напротив, региональное сознание усиливается с ростом этнического.
Можно привести пример кавказского сепаратизма, который наряду с ростом национальной идентичности выступает за выделения некоторых территорий РФ в суверенные государства. Следует вывод, что рост национального самосознания отдельных наций губителен для целостности Российской федерации.
Стоит отметить, что у нас нет идентичности «россиянин». За прошедшие 20 лет так и не удалось сформировать общую национальную идею. Возможно в далеком будущем если наша федерация не распадется на ещё более мелкие автономные субъекты и образуется идентичность «россиянин», под которую будут самоопределятся, хотя бы 80% населения. Только тогда рост национального самосознания «россиян» будет благом для РФ.
Стабилизация
ситуации сохранения целостности Российской
федерации должна в полной мере опираться
на национальную политику власти, которая
должна быть ориентирована на создание
условий, позволяющих каждому, и
в первую очередь русскому народу
сохранить национальное достоинство,
самосознание, осуществлять свою национальную
независимость и свободное