Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 20:20, курсовая работа
За последние годы выборы прочно вошли в жизнь российского общества в качестве действенного и функционирующего института формирования представительных основ народовластия. По сути, на наших глазах происходит становление и развитие современной избирательной системы Российской Федерации, которое сопровождается активным поиском и практическими проверками юридических формул осуществления и защиты конституционного права граждан как избирать, так и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.
Глава 1. История избирательного права России 6
1.1 Дореволюционное законодательство о выборах 6
1.2 Избирательное право в советской России 8
1.3 Современный этап развития избирательного законодательства 11
Глава 2. Избирательное право Российской Федерации: современное состояние и пути реформирования 15
2.1. Понятие и этапы избирательного процесса 15
2.2 Российское избирательное законодательство на пути реформирования 19
Заключение 24
Список используемой литературы 26
2.2 Российское
избирательное
В настоящее время продолжается
процесс реформирования избирательного
законодательства. Так в своем
Послании 5 ноября 2008 года Президент
Российской Федерации наметил конкретные
действия в отношении изменения
избирательного законодательства. Предлагается
принять меры по повышению уровня и качества
народного представительства во власти.
По итогам выборов 2007 года депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания Российской
Федерации проголосовало более 90% избирателей.
Но при этом почти 5 миллионов человек
отдали голоса партиям, которые в Государственную
Думу не попали. Эти люди не получили представительства
на федеральном уровне, хотя и проявили
гражданскую активность, приняв участие
в голосовании. Таким образом предлагается
дать гарантии представительства избирателям,
проголосовавшим за так называемые малые
партии. Избирательные объединения, получившие
от 5 до 7% голосов, могли бы рассчитывать
гарантированно на 1-2 депутатских мандата.
Такая схема позволит, с одной стороны,
сохранить систему поощрений и укрепления
крупных партий, а с другой – дать парламентскую
трибуну малым партиям, представляющим
интересы достаточно значительного числа
людей.
Затрагивается вопрос об отмене денежного
залога на выборах всех уровней. Регистрация
кандидата должна быть обоснована мнением
людей, репутацией партии и доверием избирателей
к ее программе. При этом предлагается
рассмотреть возможность поэтапного снижения
количества подписей избирателей, собираемых
для участия в выборах в Государственную
Думу. А партии, которые в ходе следующих
выборов в Государственную Думу смогут
набрать более 5% голосов, либо создавшие
фракции в более чем трети региональных
парламентов – надо полностью освободить
от сбора подписей. Сегодня такой привилегией
обладают лишь партии, имеющие фракции
в Государственной Думе.
Представительные органы местного самоуправления
должны иметь возможность более действенно
контролировать, а при необходимости –
и отстранять от должности руководителей
муниципалитетов. Вопрос повышения ответственности
муниципальных начальников за качество
и результаты их работы – давно назрел.
Наделение представительных органов местного
самоуправления столь серьезными полномочиями
предполагает повышение требований к
качеству их собственной работы. Нужно,
чтобы они избирались при самом активном
участии, как политических, так и неполитических
объединений местных жителей – правозащитных,
добровольческих, благотворительных и
просветительских. Необходимо учитывать,
что право не только политических партий,
но и общественных организаций выдвигать
избирательные списки на муниципальных
выборах – предусмотрено законом. Однако
большинство партий и общественных организаций
в муниципальных советах представлены
пока слабо. Это положение закона должно
стать действенным.
Увеличить сроки конституционных полномочий
Президента и Государственной Думы до
6 и 5 лет соответственно. Сегодня, когда
реализуются планы долгосрочного развития,
а по сути, решаются задачи перехода к
экономике нового типа, предстоит заниматься
сразу множеством труднейших вопросов:
противодействовать глобальному кризису
и трудностям конкурентной борьбы, модернизировать
армию и управлять гигантской и сложнейшей
по своему национально-культурному составу
страной, и в этих условиях данные меры
послужат укреплению демократических
институтов и поддержанию стабильности.
Неотъемлемой частью избирательного процесса
становится его автоматизация. В соответствии
с Указом Президента Российской Федерации
от 23 августа 1994 года начинает свое существование
Государственная автоматизированная
система Российской Федерации «Выборы»
(ГАС «Выборы»)30. С внедрением ГАС
«Выборы» гражданское общество получило
универсальный инструмент общественного
контроля за ходом подготовки и проведения
выборов с помощью компьютерных технологий.
Она включает в себя следующие подсистемы:
автоматизация избирательных процессов;
регистр избирателей, участников референдума;
автоматизация административной деятельности
избирательных комиссий; информационно-справочная
подсистема; интернет-портал ГАС «Выборы»;
управление финансами; связи и передачи
данных; обеспечения безопасности информации;
обеспечения эксплуатации и сервисного
обслуживания; управления и контроля функционирования;
обучения кадров; отображения информации
коллективного пользования.
Одна из наиболее трудоемких процедур
в деятельности участковых избирательных
комиссий – подсчет голосов и составление
протоков. Комплексы обработки избирательных
бюллетеней (КОИБ) призваны упростить
эту процедуру. Технические средства подсчета
голосов – сканеры избирательных бюллетеней
использовались в экспериментальном режиме
при проведении выборов с 1996 года.
Порядок применения КОИБ регулируется
Федеральным законом «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие
в референдуме граждан Российской Федерации»
и Инструкцией о порядке использования
технических средств подсчета голосов,
утвержденной постановлением Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации
от 28 сентября 2005 года.
Впервые 12 октября 2008 года на выборах депутатов
Собрания депутатов муниципального образования
город Новомосковск Новомосковского района
Тульской области проводился эксперимент
по электронному опросу избирателей с
использованием информационно-
Электронный опрос избирателей в городе
Новомосковске Тульской области подтвердил
высокую степень готовности граждан к
введению электронного голосования с
использованием информационно-коммуникационной
сети общего пользования Интернет. Если
на начальных этапах проекта существовали
определенные опасения неприятия процедуры
интернет-голосования частью граждан
в силу таких причин, как непонятность
и сложность процедуры, неверие граждан
в техническую надежность системы и возможность
обеспечения тайны голосования, то проведенная
ЦИК России, ФЦИ при ЦИК России, РЦОИТ при
ЦИК России, Избирательной комиссией Тульской
области работа позволила изменить отношение
граждан к процедуре дистанционного электронного
голосования, обеспечить высокую активность
участия избирателей в электронном опросе,
сформировать позитивное отношение к
возможному законодательному закреплению
данного способа волеизъявления граждан.
Для России с её огромными расстояниями
важны с экономической точки зрения внедрение
голосования через Интернет на удаленных
и трудно доступных участках, а также среди
граждан РФ, находящихся за рубежом. При
этом право выбора - голосовать с помощью
технических средств или же бумажным бюллетенем
остается за избирателем.
Избирательная система в демократическом
государстве, каковым является Россия,
является стратегическим ресурсом, важнейшей
частью государственного строительства.32 Следовательно
Заключение
Избирательное законодательство остается
одной из динамично развивающихся
частей системы российского
Субъекты Российской Федерации ведут
активную работу по приведению собственного
законодательства в соответствие с действующим
федеральным законодательством. Но в тоже
время при изменении избирательного законодательства
необходимо учитывать, что современное
избирательное законодательство субъектов
Российской Федерации отражает опыт избирательных
кампаний в Российской Федерации и гарантирует
возможность защиты избирательных прав
граждан и прав иных участников избирательного
процесса. Субъекты Российской Федерации
на основе правоприменительной практики
активно выявляют противоречия в федеральном
законодательстве, а также оперативно
реагируют на изменения федерального
избирательного законодательства посредством
приведения в соответствие с ним своих
нормативных правовых актов.
Как показывает практика проведения избирательных
кампаний, недостаточно урегулированы
и разработаны вопросы ответственности
за нарушение избирательного законодательства34.
Необходимо более четкое и конкретное
определение «юридического наказания»
за каждое избирательное правонарушение.
Необходимо отметить развитие избирательного
права как научной правовой отрасли. Так
например, вызывает дискуссию ученых понятие
и стадии избирательного процесса. В последнее
время предпринимаются попытки выделить
избирательное в самостоятельную отрасль
российского права. Предлагается следующий
алгоритм придания избирательному праву
статуса самостоятельной отрасли права:
1. обоснование необходимости признания
избирательного права отраслью права;
2. построение системы доказательств соответствия
избирательного права критериям, выработанным
теорией права для отграничения отраслей
права от иных правовых образований;
3. пропаганда идеи придания избирательному
праву статуса отрасли;
4. в случае принятия указанной идеи большей
частью научного сообщества - официальное
закрепление нового статуса избирательного
права. 35
Постоянно возрастающее значение избирательного
права свидетельствует об идущих в нашей
стране процессах демократизации политической
жизни общества. Полноценное, эффективно
действующее избирательное право неотъемлемый
признак демократического правового государства.
Важность этой отрасли определяет необходимость
пристального изучения избирательного
права как науки. Становление системы
политической демократии изначально предполагает
активное и ответственное участие граждан
в формировании и контроле за деятельностью
публичных институтов государственной
власти и местного самоуправления.
Список используемой литературы
1. Международные
договоры и нормативно-
1. Декларация прав и свобод гражданина,
Саратов, 1998.
2. Конституция Российской Федерации. –
СПб., 2005
3. Федеральный закон РФ от 12 июня 2002 года
№ 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации», М., 2007.
4. Федеральный закон РФ от 10 января 2003
года № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ»,
М., 2007.
5. Федеральный закон РФ от 18 мая 2005 года
№ 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания Российской
Федерации» М., 2007.
6. Федеральный закон РФ от 11 июля 2001 года
№ 95-ФЗ «О политических партиях». М., 2007.
7. Федеральный закон РФ от 6 октября 2003
года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» М., 2007.
8. Закон Саратовской области от 28 июня
2007 года № 105-ЗСО «О выборах депутатов
Саратовской областной Думы». Саратов,
2007.
9. Закон Саратовской области от 31 октября
2005 года № 107-ЗСО «О выборах в органы местного
самоуправления Саратовской области»
Саратов, 2008.
10. Постановление Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации от 31 октября
2008 года № 136/992-5 «Об итогах проведения
12 октября 2008 года в городе Новомосковске
Тульской области эксперимента по электронному
опросу избирателей»
2. Учебная и специальная
научная литература:
1. Алексеев С.С. Теория права. М., 2003.
2. Баглай М.В. Конституционное право РФ.
- М., 2002.С.258.
3. Биктагиров Р. Стадии избирательного
процесса: правовая природа и проблемы
классификации// Журнал о выборах, 2008, №
3.
4. Богданова М.С. О понимании юридической
ответственности в современных условиях
// Юрист.-2004. №7.
5. Введение в избирательное право. М.РЦОИТ
при ЦИК России, 2003.
6. Государственная автоматизированная
система Российской Федерации «Выборы»/
Журнал о выборах, специальный выпуск
2005.
7. Дамаскин О.В., Корчиго Е.В., Сеченова P.P.
Избирательный процесс и электорально-правовая
культура. М.: НОРМА, 2005.
8. Действующее Международное право в 2
т., том 2, М.: МНИМП, 1997.
9. Избирательное законодательство РФ//
Войсковой вестник. 2006. №2.
10. Избирательное право и избирательный
процесс в Российской Федерации. М. Изд-во
Норма, 2003.
11. Князев С.Д. Очерки теории российского
избирательного права. Владивосток. 1999.
12. Колюшин Е. И. «Конституционное право
России». М. Изд-во МГУ. 1999.
13. Крупин В.Г. К вопросу о стадиях избирательного
процесса // Актуальные проблемы юридического
процесса в общенародном государстве.
Вып. 1. Ярославль, 1999.
14. Мостов В.Д. Предвыборная агитация: понятие,
признаки // Журнал российского права.
2006. № 5.
15. Очерки истории выборов и избирательного
права. Под ред. Ведняева Ю.А. и Богодаровой
Н.А. РЦОИТ при ЦИК России, Фонд «Символ»,
Калуга. 2002.
16. Постников А.В. Избирательное право
России. М., 2001.
17. Семенова Л. Некоторые проблемы оптимизации
избирательного законодательства// Журнал
о выборах, 2008, № 3.
18. Становление российского парламентаризма
начала XX в. Под ред. Селунской Н.Б. М., 1996.
19. Стратегический ресурс демократического
государства// Парламентская газета, 21-27
ноября 2008 года, № 73 (2325)
20. Хрестоматия по конституционному праву
Российской Федерации. Сост. д-р юрид. наук
Ю.Л.Шульженко. М.: Юристъ, 1997.
21. Хорошева А. Место избирательного права
в системе российского права // Журнал
о выборах, 2008, № 4.
22. Хрусталев Е.Н. Избирательный процесс
в России: понятие и стадии // Правоведение.
1998.
1 Декларация прав и свобод
гражданина, Саратов, 1998, с.12
2 Действующее Международное
3 Баглай М.В. Конституционное право РФ.
- М., 2002.С.258.
4 Постников А.В. Избирательное
право России. М., 2001. С.94.
5 Конституция Российской
6 Избирательное
7 Колюшин Е. И. «Конституционное право
России». М. Изд-во. МГУ. 1999. С. 143.
8 Очерки истории выборов и
избирательного права.Под ред. Ведняева
Ю.А. и Богодаровой Н.А. РЦОИТ при ЦИК России.
Фонд «Символ», Калуга. 2002. С. 537.
9 Становление российского
10 Очерки истории выборов и
избирательного права.Под ред. Ведняева
Ю.А. и Богодаровой Н.А. РЦОИТ при ЦИК России.
Фонд «Символ», Калуга. 2002. С. 541.
11 Мостов В.Д. Предвыборная
12 Хрестоматия по
13 Алексеев С.С. Теория права.
М., 2003. С. 158.
14 Введение в избирательное
15 Избирательное право и
16 Российская газета. №106. 15.06.2002.
17 Российская газета. №6. 16.01.2003.
18 Российская газета. №108. 24.05.2005.
19 Российская газета. №133. 14.07.2001.
20 Собрание законодательства РФ.
2003. №40. Ст.3822.
21 Саратовская областная газета.
13.07.2007 №54
22 Неделя области. №82. 2.11.2005
23 Дамаскин О.В., Корчиго Е.В., Сеченова P.P.
Избирательный процесс и электорально-правовая
культура. М.: НОРМА, 2005. С. 95.
24 Хрусталев Е.Н. Избирательный
процесс в России: понятие и
стадии // Правоведение. 1998. № 2. С. 33-34
25 Князев С.Д. Очерки теории
российского избирательного
26 Крупин В.Г. К вопросу о стадиях избирательного
процесса // Актуальные проблемы юридического
процесса в общенародном государстве.
Вып. 1. Ярославль, 1999. С. 75.
27 Избирательное право и
28 Избирательное право и
29 Биктагиров Р. Стадии избирательного
процесса: правовая природа и проблемы
классификации// Журнал о выборах, 2008, №
3 . С. 13
30 Государственная
31 Постановление Центральной
32 Стратегический ресурс
33 Семенова Л. Некоторые
34 Богданова М.С. О понимании
юридической ответственности в
современных условиях // Юрист.-2004. -
№7.
35 Хорошева А. Место избирательного права
в системе российского права // Журнал
о выборах, 2008, № 4 . С. 16
1