Российская государственность: проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:29, реферат

Описание работы

Трудно переоценить значение перемен, происходящих ныне в сфере развития российской государственности. Всякие перемены вдохновляются тем новым, что признается важным, решающим для такого развития. Новые идеи и представления формируют модель, реализуемую в ходе социального процесса. Важно при этом, что любая модель социального развития с неизбежностью накладывается на объективную реальность, характерную для страны и ее народа. Все, что происходило в прошлом российского народа и государства, в разной степени входит в реальную ткань истории, которая продолжается сегодня. Прошлое тускнеет, теряется в исторической дали, но никогда не прощается с нами навсегда.

Содержание

Введение
1. Государственность: понятие и становление.
2. Особенности российской государственности.
3. Перспективы развития государственности в России.
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат_Российская государственность-проблемы и перспективы.doc

— 80.00 Кб (Скачать)


План:

Введение
1.  Государственность: понятие и становление.
2.  Особенности российской государственности.
3.  Перспективы развития государственности в России.

Заключение

Список использованной литературы

 

Стр. 4

Стр. 5

Стр. 7

Стр. 13

Стр. 15

Стр. 16


 

 


Введение

Трудно переоценить значение перемен, происходящих ныне в сфере развития российской государственности. Всякие перемены вдохновляются тем новым, что признается важным, решающим для такого развития. Новые идеи и представления формируют модель, реализуемую в ходе социального процесса. Важно при этом, что любая модель социального развития с неизбежностью накладывается на объективную реальность, характерную для страны и ее народа. Все, что происходило в прошлом российского народа и государства, в разной степени входит в реальную ткань истории, которая продолжается сегодня. Прошлое тускнеет, теряется в исторической дали, но никогда не прощается с нами навсегда.

Политика российского руководства последних лет, укрепление государства и его достаточно жесткое доминирование на политическом поле активизировали споры о «вертикали власти». Одни увидели в ее укреплении средство, необходимое для обеспечения единства, силы и эффективности государства, другие – вынужденную и временную меру, вызванную террористической угрозой, третьи – проявление курса на свертывание демократии в России, подрыв неокрепших демократических институтов. Не претендуя на истину в последней инстанции, одно можно утверждать твердо: без обращения к отечественной истории разобраться в данной проблематике невозможно.

История Российского государства выработала ряд особенностей, которые невозможно не принимать в учет при построении нового политического курса. Современные политики, пытаясь усвоить западную практику управления государства и уйти от советской системы управления, не принимают в расчет отличия формирования российской государственности.

При определении особенностей российской государственности целесообразно рассмотреть, по крайней мере, три содержательных категории: государство, общество, гражданин. Эти категории связаны, но и самостоятельны. Все, что хорошо для государства, хорошо ли для общества? Все, что хорошо для общества, хорошо ли для гражданина? И во имя чего (кого) существуют (должны существовать) и общество, и государство? От содержательной характеристики этих категорий, их взаимозависимости, роли и места в жизни народа зависят история народа и его судьба.


1.      Государственность: понятие, становление.

Если государство представляет собой организацию политической власти в обществе, то государственность, по существу, олицетворяет глубину, широту и качество проникновения в общество идей и взглядов, освещающих реальную деятельность государства.

Государственность - это целостная система идей и взглядов, используемых в организации и деятельности самого государства.

В государствообразующем обществе исторически складывается определенное представление о роли, месте и назначении государства. Отсюда можно сказать, что в том или ином государствообразующем обществе может сложиться как ничтожное, так и высокое мнение о необходимости и ценности государства и государственных структур. Все это зависит от деятельности государства, его институтов, а также от того, на какие ценности государство опирается в процессе организации отправления своих функций. Поэтому в историческом плане были высказаны мнения относительно ненужности государства, вредности его деятельности, но и во многих странах складывалось и складывается вполне достойное отношение к деятельности государства, а поэтому в этих странах думают о совершенствовании государственных структур. В рамках государственности живут в основном культурные люди. Культурный человек не мыслим без государства. Поэтому культурные, цивилизованные люди должны всегда думать о совершенствовании государства и его институтов, о приближении деятельности государства к своим интересам.

В процессе формирования государственности в современных условиях принято опираться на общечеловеческие ценности, подходить к характеристике государства как объективно необходимого, культурно-ценностного явления. Да и, действительно, есть общечеловеческие, так называемые, вечные ценности, которые и должны быть положены в основу государственности. К ним, например, относятся: «источником суверенной власти в обществе является государствообрузующий народ»; «верховная функция государства - это защита жизни, безопасности и имущества своих граждан»; «что не защищено законом, то дозволено»; «в государстве должно быть обеспечено свободное выражение мыслей и мнений"; «каждый считается невиновным, пока его вина не установлена независимым судом»; «каждый имеет право требовать ответа по существу на свою жалобу» и т.д. Сюда же следует отнести положение о том, что «общество, где нет гарантии прав и не проведено разделение власти, не имеет Конституции». Основываясь на этих ценностях, государство всегда может приближать свою деятельность к интересам государствообразующего народа, повышать интерес общества к государственности.

Государственность сегодня следует рассматривать как осознанный процесс реализации государством, как организации политической власти определенного общества, своих функций. Государственность - это как бы реализованные в практические дела идеи и взгляды на государство. Государственность вообще складывается из практической деятельности государственных структур, институтов государства.

В связи со сказанным, хотелось бы заметить, что государство хотя и представляет собой организацию политической власти определенного общества, но в реальной жизни оно состоит из различных относительно автономных друг от друга структурных подразделений, выполняющих определенные задачи и функции. Эти относительно самостоятельные структурные подразделения, составляющие в совокупности целостное понятие «государство», принято называть институтами государства.

Институты государства, которыми являются реально функционирующие государственные структуры, необходимо различать от институтов права, под которыми понимается система обособленных юридических норм, специализирующихся на регулировании определенного рода или вида общественных отношений (например, институт купли-продажи, подряда, наследования и т.д.).


2.      Особенности российской государственности.

В повседневной политической лексике и публицистике термин “государственность” часто используется как синоним понятия “государство”.

Государство - это важнейший социальный институт политической системы, призванный воплощать в себе исторический путь конкретного народа, его социально-экономическое и духовное наследие, осуществлять воспроизводство устоявшейся характерной жизни. 

Как пишут В.Ильин и А.Ахиезер, «государство – легальный институт конструирования интересов целого». То есть целью государственной власти является отстаивание интересов государства, всего общества в противовес частным, фрагментарным интересам.

С этим не согласны исследователи, профессионально занимающиеся проблемами российской государственности. Однако в зависимости от методологических ориентации термину “государственность” они приписывают разный смысл. В рамках системного подхода государственность представляется “сложным государственным организмом”. Так, И. Исаев, говоря о российской государственности, речь ведет о ее “принципах, идеологии властвования, ее структурах и аппарате”. С реляционистской точки зрения российская государственность рассматривается как отношение между “верховной властью и союзом людей” (Л. Тихомиров). При деятельностном подходе внимание акцентируется в одном случае на “практической деятельности государственных институтов” (С. Авакьян), в другом — на способах решения государством исторически сложившихся в развитии российского общества проблем (А. Венгеров).

Вопрос о российской государственности необычайно сложен, поскольку сама история формирования России необычайно сложна, в ней соединилось удивительное многообразие этно­сов, обычаев, культур и религий. Вместе с тем следует отметить, что подавляющее большинство работ, посвященных анализу проблем государства, выполнено в рамках так называемой европоцентрист­ской парадигмы, в которой любое государство соотносится с запад­ным как эталонной моделью. Главный недостаток подобных работ заключается в том, что все они фактически пренебрегают вопросом уникальности западного государства, связанной с его генезисом, реальными властными полномочиями и общей социокультурной доминантой. Нередко в многочисленных публикациях воспроизво­дится традиционная точка зрения западных исследователей на рос­сийское государство как на неразвитое, отстающее в своем развитии и деспотическое. Эта традиционная западная характеристика рос­сийского государства не позволяет увидеть источники его внутрен­него развития, факторы его соответствия настроениям людей, также понять истоки побед и достижений нашей страны.

Следует учитывать, что ни западные исследователи, ни запад­ное общественное мнение в целом никогда не отождествляли и не отождествляют Р­оссию и Е­вропу. Они видят в Р­оссии особый куль­турный мир, особую цивилизацию, отличную как от Запада, так и от Востока. Р­оссийская цивилизация, насчитывающая более 1000 лет, стро­илась на иных основаниях, нежели Запад. И одной из основ само­бытности российского политического развития выступало пони­мание места, роли и значения государства в жизни общества, отношение к нему и его политики.

Как справедливо отмечает Ю. Пивоваров, российское государство есть нечто в высшей степени специфическое и оно весьма «отличается от того, что мы привыкли называть государством». Поэтому понимание сути соотношения власти и общества в Р­оссии невозмож­но выразить в политических категориях, выражающих уникальный опыт запад­ноевропейской цивилизации. В поняти­ях «российское общество», «российская власть», «российское государство» отра­жается собственный уникальный опыт России, архетипы которой воспроизво­дятся в течение всей политической исто­рии, вплоть до настоящего времени.

Исследователи уже давно отмечают осо­бую роль государства в истории Р­оссии. Для России как самобытной страны характерны некоторые проблемы государственности, которые могут быть рассмотрены в пяти вопросах.

Первый вопрос современной Российской государственности лежит в области выбора ориентиров. Все мы знаем классические определения государства, и вне зависимости от того, классикам какого из направления научной мысли они принадлежат, по сути, они сводятся к триединству: народа, территории и власти. Государство - это народ, осуществляющий самостоятельно и суверенно управление собой на своей исторической территории. Но нельзя забывать принципиальное: нет идеальных раз и навсегда сконструированных моделей государства, его органов и институтов. Ни одно государство мира, здраво оценивая себя, не может заявить, что воплотило модель идеального государства, стремление к которому обозначил еще Платон в своей «Республике».

На каждом этапе тысячелетнего развития Российской государственности мы, русские, россияне как государственно-оформленный народ задаемся значимым вопросом: в чем предназначение нашего государства. Начало нового тысячелетия не стало исключением. Зададимся вопросом: что дает мировой и отечественный опыт государственного развития, что необходимо сегодня переосмыслить России для обеспечения безопасности и благополучия российского народа?  Мы с вынужденностью признаем в очередной раз, что России свойственен ряд «уникальностей». Причем, это не лирические размышления о «загадочной душе» и «особом пути», и не предмет национальной гордости великороссов, а признание объективных сложностей управления такой страной. В России всегда существовали (и существуют сейчас) патерналистские отношения между гражданами и влас­тью, когда государство предстает в роли «отца», хозяина, а гражданин – в качестве подопечного, просителя. Из совокупнос­ти именно этих отношений и вырастает политическая традиция персонифика­ции власти, связывание всех назначений и преобразований с именем вождя, лиде­ра.

На этом фоне утверждения о государстве, которое существует только и исключительно для оказания услуг населению, что мы можем позволить себе слабое государство и слабый государственный аппарат, а главное, чтобы процветали бизнес и гражданское общество - смотрятся как-то неубедительно. Вряд ли я скажу лучше, чем Президент России в Послании Федеральному Собранию за 2003 г. «Весь наш исторический опыт свидетельствует: такая страна, как Россия, может жить и развиваться в существующих границах, только если она является сильной державой. Во все периоды ослабления страны - политического или экономического - перед Россией всегда и неотвратимо вставала угроза распада».

Второй вопрос современной Российской государственности. Может ли существовать сильная Россия без сильной центральной государственной власти? Нет.

С самого начала наша страна возникла как страна, где интересы государства были важнее доминирующих национальных групп, классов, сословий, династических инте­ресов и т. д. Р­оль государства по отноше­нию ко всем сферам общественной жизни оказалась в дореволюционной Р­оссии исключительно велика. Е­ще более она возросла в советский период истории России, когда партийно-государственный аппарат попытался поставить под свой контроль практически все сторо­ны общественной и личной жизни. Во взаимодействии общества и государства главную роль всегда играло государство. Все наиболее значимые преобразования и перестройки инициировались именно им, а общество лишь мобилизуется на реализацию очередного общественного проекта. Несмотря на то, что сама госу­дарственная власть испытывала «слабо­сти», переживала кризисы, отношения между государством и обществом существенно никогда не менялись.

Информация о работе Российская государственность: проблемы и перспективы