Роль университетов в развитии романо-германской семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:44, доклад

Описание работы

Роль университетов в формировании романо-германской правовой системы неоценимо велико. В университетах не преподавали «практическое право». Университетский профессор учил методу, позволяющую создавать самые справедливые по содержанию нормы, более всего соответствующие морали и благоприятствующие нормальной жизни общества. Он видел свою роль в том, чтобы описывать существующую практику или давать практические советы, как эффективно реализовать правовые нормы.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 33.75 Кб (Скачать)

 

Введение

Роль университетов в формировании романо-германской правовой системы неоценимо велико. В университетах не преподавали «практическое право». Университетский профессор учил методу, позволяющую создавать самые справедливые по содержанию нормы, более всего соответствующие морали и благоприятствующие нормальной жизни общества. Он видел свою роль в том, чтобы описывать существующую практику или давать практические советы, как эффективно реализовать правовые нормы.

В университетах  право рассматривали как модель социальной организации. Его изучение не было акцентировано на судебном разбирательстве или исполнении вынесенных решений; оно оставляло в стороне процессуальные процедуры, доказательства, способы исполнения, отдавая их на откуп административной регламентации и практическим установкам. Университетская наука обращена к праву во взаимосвязи с философией, теологией и религией, она указывает судьям, как решать дела на основе справедливости, предписывает правила, которым добропорядочные люди должны следовать в своем социальном поведении.

Профессора, ведущие преподаватели университетов  давали систематическое изложение  действующего права, раскрывали содержание понятий, т.е. создавали доктрину (от латинского - учение) - совокупность систематизированных  представлений, понятий, концепций  по правопонимания.

И благодаря  этому право становится более систематизированным, основанным на понимании и предназначенным для общего применения. 

 

1.Зарождение  преподавания права в университетах

Возникновение романо-германского права тесно связано с возникновением в конце XI—XIII веков первых европейских университетов.

Университеты  собрали вместе исследователей права — преподавателей и студентов — из всей Европы. Именно в университетах право впервые в Западной Европе начинает излагаться как четко очерченная и систематизированная сводка знаний, как наука, в которой отдельные юридические решения, нормы изучались объективно и объяснялись на основе общих принципов.

В средневековых  университетах не излагали позитивное право, поскольку в большинстве стран на то время оно находилось в хаотическом состоянии, было раздробленным, иногда варварским. Практически ни одна современная европейская страна в те времена не имела своего национального права.

Кроме того, ни один европейский университет не мог взять как основу преподавания позитивное (местное или региональное) право, поскольку с точки зрения университетов оно не выражало справедливости и, следовательно, не было правом.

Кстати, национальное право начали преподавать в университетах лишь в эпоху Просветительства. Например, кафедра французского права была создана в Парижском университете (Сорбонна) в 1679 году. В большинстве стран национальное право начали преподавать в университетах только в XVIII веке. Причем вплоть до XIX века преподавания национального права имело второстепенное значение.

Для того чтобы  подняться над этим закостенелым местным правом и не остаться местными школами, которые не имеют ни авторитета, ни престижа, ни средств, в университетах были возрождены исследования римского права.

Изучению  в университетах подлежал Свод Юстиниана— свод римского права, заключенный в Константинополе при римском императоре Юстиниане в 528—534 годах. Давняя рукопись, что воспроизводила этот сборник, была случайно найдена в библиотеке итальянского города Пиза в конце XI века. Этот свод передавал высокоразвитую, дифференцированную правовую систему — римское гражданское право, что достаточно существенно отличалось от народного права германских племен. Свод Юстиниана состоял из четырех частей:

1)Кодекса, к которому входили императорские конституции от времен императора Адриана к Юстиниана, объединенные в двенадцать книг;

2) Институций (лат. учебник) — официального элементарного курса гражданского права. Учебник очень напоминал структурой (четыре книги), планом (лица, вещи, иски) и текстом «Институции» Гая;

3) Дигест (лат. сборник юридических текстов), в пятидесяти книгах которых было собрано около 9100 фрагментов с 275 произведений 39 римских юристов, которые касаются как частного, так и публичного права (в частности, вопросов собственности, завещаний, договоров, деликтов, Других институтов гражданского права). Изучению Дигест, что по-гречески назывались Пандектами, в университетах придавалось первостепенное значение;

4) Новелл, которые  содержали конституции, выданные Юстинианом после кодификации. Официальное издание Новелл неизвестно; существуют лишь частные сборники, что содержат от 122 к 168 новелл.

Со временем программа изучения права в университетах Европы расширилась и стала включать не только римское право. Главным предметом, который добавился в XII веке, было новое каноничное право церкви.

Учеба на юридических факультетах  университетов Западной Европы в ХII-ХIII веках была основана на схоластическом методе, что полнее всего был разработан Пьером Абеляром в начале XII века. Этот метод допускает как в праве, так и в богословии абсолютный авторитет определенных книг, в которых содержится единственное и полное учение. Однако схоластический метод признает, что в авторитетном тексте могут существовать пробелы и противоречия. Поэтому главным заданием схоластики есть примирение противоположностей: устранение пробелов и решение противоречий, которые существуют внутри текста. Решение этого задания происходило благодаря применению дистинкций (четкого разграничения отдельных положений), взвешиванию всех «за и против» определенного толкования, намерения подать материал как целостную систему и построить догму права.

2.Создание  и развитие романо-германского права в университетах

Доктор юридических  наук, профессор Парижского университета Раймон Леже в своей книге «Великие правовые системы современности» ставит особый акцент на «жизненной силе» романо-германской правовой семьи. Он дифференцирует великие правовые системы Европы на французское, немецкое и английское право. Однако главной составляющей в этих системах считает римское право. Французский юрист отмечает роль университетов Европы в возрождении классического римского права. Программа курса права во всех университетах была одна - гражданское право Юстиниана.

Стоит отметить, что в создании романо-германского права самая весомая роль принадлежала трем факторам:

1)открытию  римского права благодаря найденному Своду Юстиниана; 
2)схоластическому методу его анализа и синтеза; 
3)преподаванию римского права в университетах Европы.

Процесс усвоения и переработки римских правовых текстов в западноевропейских университетах происходил в три этапа, каждый из которых дополнял предыдущей.

На первом этапе вокруг изучения Свода Юстиниана  складывается школа глоссаторов, которая стремилась установить первостепенное содержание римских законов.

Эта школа  была основана в Балоньи Ирнерием в конце ХI в начале ХII столетия. Своим названием эта школа обязана избранной ею основной формой работы с глоссами (грецк.— язык, необычное слово). Глоссы представляли собой примечания к правовому тексту, что размешивались на полях или между его строками. Они были средством критического анализа и толкования разных фрагментов Свода. Итогом работы представителей этой школы был обобщающий труд Аккурсия («Собрание глосов»), созданный близко 1250 году, в которую вошло приблизительно 96 тысяч глосов. 
Как отмечает Е. Аннерс, ни до, ни после глоссаторов юридические тексты не были предметом такого глубокого научного, сугубо филологического анализа; ни одно Другое исследование не было в такой мере совершенным относительно точного местонахождения каждого правового источника в каждом конкретном юридическом тексте.

Второй этап (Х1V-ХIV ст.) связан с новой тенденцией — модернизацией пандектного права. Он ассоциируется с деятельностью школы постглоссаторов (поздних глоссаторов, или консилиаторов; от лат. — совет). Самыми известными постглоссаторами были Бартол де Сасо-феррато, Пистойя, де Убалдис. Они комментировали текст римских законов, а также глоссы, учитывая при этом местные правовые источники. 
Именно постглоссаторы первыми вывели концептуальные основы из текста кодификации Юстиниана: создали теорию договорного права из конкретных типов римских договоров, определили право собственности и вообще систематизировали текст Дигест на основе более широких принципов и понятий (например, одним из самых значительных теоретических нововведений постглоссаторов было понятие «юридическое лицо»). Таким способом римское право было приспособлено к новым условиям и подготовленное для последующего развития. Современным студентам-юристам, которые изучают римское право в том виде, как его в эпоху средневековья систематизировали западноевропейские университетские профессора, тяжело представить, насколько казуистичным и нетеоретическим было оригинальное римское право.

Третий этап (XVI—первая половина XVII ст.) — это  время гуманистов (Альциат, Альчиати, Цазий, Балдуин, Куяций, Готофред). Гуманисты отказались от комментирования глосс, созданных в средние века, и обратились непосредственно к Своду Юстиниана, стремясь установить его настоящее содержание. Для этого они поддали тексты римского права филологическому и историческому анализу. Однако на толковании научная разработка не завершалась. Ученые стремились привести все отдельные положения в стройную систему, построенную на определенных общих принципах. Критика текста, историческое его толкование и систематизация составили новые приемы изучения права, что получили название французского метода, который противопоставлялся старому - итальянскому. Схоластические приемы глоссаторов и постглоссаторов окончательно теряют симпатии общественности. Последних остроумно называют, используя игру латинских слов «коварный правовед» вместо «искусный правовед». Французский метод не только способствовал более совершенному пониманию римского права, но и открывал перспективу для самостоятельного правового творчества. Это объясняется тем, что он, образно говоря, предоставлял возможность проникнуть во внутреннюю лабораторию правового творчества римлян, что была образцом, достойным для наследования.

Главным итогом деятельности глоссаторов, постглоссаторов и гуманистов было появление западноевропейской юридической науки — теоретического правоведения.

Постепенно  в университетах беспокойство об уважении к римскому праву уступает место стремлению установить и выложить принципы права, что является выражением его рациональных основ. Новое направление — школа естественного права (Г. Гроций, X. Томазий, X. Вольф, С. Пуфендорф, Ж.-Ж. Руссо) — побеждает в университетах на протяжении XVII—XVIII веков. Она отказывается от схоластического метода, стремится видеть в праве логическую аксиоматичную систему, ставит в центр человека, отмечая его неотъемлемые естественные права. Юристы хотят найти такие нормы справедливости, которые образуют общее, неизменное для всех времен и народов право. Условно принцип этой школы можно сформулировать так: существует право универсальное и неизменное, источник всех позитивных законов; существует только естественный ум, который руководит всеми людьми.

Выдвижение на первый план разума как силы, что создает право, подчеркивало новую важную роль, которая принадлежит закону, и открывало путь кодификациям. Следовательно, естественно-правовая школа полностью обновила науку права и ее методы. 

Выводы

Подводя итоги, можно определить такие направления  влияния европейских университетов на развитие романо-германского права: 
1. Университеты помогли установить транснациональный характер правоведения на Западе. На протяжении 300 лет начиная с 1050 по 1350 год вся Европа составляла единый культурный механизм. Римское и каноническое право были дисциплинами без национальных границ, поэтому их могли преподавать в университетах студентам-юристам из всех стран Европы. Естественно, что все студенты и преподаватели разговаривали на латинском языке, что было на Западе единым языком права. 
2. Благодаря университетам право приобрело транснациональную терминологию и метод. Выпускники юридических факультетов университетов возвращались в родные страны, где работали судьями, юристами, правовыми советниками, административными служащими, используя единый метод и единую терминологию. 
3. Схоластический метод, который использовали в университетах, позволял строить правовые системы противоречивых обычаев и законов. Приемы гармонизации противоречий, наложенные на веру в идеальный организм права, на веру в единственную структуру правовых принципов, позволили осуществить синтез каноничного, а затем феодального, городского, торгового и королевского права.

4. Университеты  осуществили анализ права на уровень науки путем концептуализации правовых институтов и систематизации права как единственного свода знаний.

5. Университеты  создали класс профессиональных  юристов.

 

Литература:

  1. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности: Пер. с фр. В.А. Туманова. — М.: Междунар. отношения, 1999. — 400 с.
  2. Леже Р. Великие правовые системы современности.-Волтерс Клувер. 2009. -534 с.
  3. Луць Л.А. Сучасні правові системи світу. Навчальний посібник – Львів: юридичний факультет Львівського національного університету імені Івана Франка, 2003.
  4. Подопригора A.A. Основы римского гражданского права: Учеб. пособие для студентов юрид. вузов и факультетов, — 2-е изд., перераб. К.: Вентури, 1995. - 288 стр.

Информация о работе Роль университетов в развитии романо-германской семьи