Роль Наркомата юстиций в создании советской законодательной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 10:26, контрольная работа

Описание работы

Данная работа посвящена изучению процесса создания законодательного фундамента советского государства, важнейшая роль в котором принадлежала Народному Комиссариату Юстиции (далее по тексту НКЮ) РСФСР. Объектом исследования является деятельность НКЮ, связанная с функционированием законотворческого механизма РСФСР. Хронологически работа ограничена 1917-1922 годами-периодом, когда происходило становление системы советского законодательства и государственного аппарата Советской России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Судебное управление……………………………………………………5
2. Разработка законов и их кодификация…………………………………8
2.1. Уголовный кодекс РСФСР 1922года…………………………….8
2.2 Гражданский кодекс……………………………………………….8
2.3 Земельный кодекс………………………………………………….9
2.4 Первый советский процессуальный кодекс…………………….10
3. Надзор за законностью………………………………………....………11
Заключение………………………………………………………...….…...13
Список литературы………………………………………………………..14

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Наркомат юстиций ГОТОВАЯ.docx

— 43.45 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА  ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ИЖЕВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)

 

КАФЕДРА

Государственно-правовых дисциплин

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Роль Наркомата  юстиций в создании советской

законодательной системы

 

 

 

Выполнил студент _101 з_учебной группы

__1___ курса

Тарасов Дмитрий Владимирович

Проверил(а)

Бульенова Татьяна Юрьевна

Оценка ______________________________________________________________________________

(подпись преподавателя)

«___» ____________ 2012г.

 

 

Ижевск

2012 г.

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

1. Судебное управление……………………………………………………5

2. Разработка законов и их кодификация…………………………………8

2.1. Уголовный кодекс РСФСР  1922года…………………………….8

2.2 Гражданский кодекс……………………………………………….8

2.3 Земельный кодекс………………………………………………….9

2.4 Первый советский процессуальный  кодекс…………………….10

3. Надзор за законностью………………………………………....………11

Заключение………………………………………………………...….…...13

Список литературы………………………………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Данная работа посвящена  изучению процесса создания законодательного фундамента советского государства, важнейшая  роль в котором принадлежала Народному  Комиссариату Юстиции (далее по тексту НКЮ) РСФСР. Объектом исследования является деятельность НКЮ, связанная с функционированием  законотворческого механизма РСФСР. Хронологически работа ограничена 1917-1922 годами-периодом, когда происходило становление системы советского законодательства и государственного аппарата Советской России. 

После Октябрьской революции 1917 года Министерство юстиции было преобразовано в Народный комиссариат  юстиции. Практическое претворение  в жизнь Декрета № 1 «О суде»  потребовало от органов юстиции  усилий, связанных с формированием  судов и подбором для них кадров. Заметное место в деятельности комиссариата юстиции занимало создание нового законодательства.

Изучив начало 3-го этапа, периода Советской Юстиции, я попытался раскрыть и показать три основных направления в осуществлении деятельности НКЮ.

    • Судебное управление – ликвидация старой и создание новой судебной системы.
    • Разработка законов и их кодификация - в декабре 1917г. в системе Народного комиссариата  юстиции РСФСР был организован специальный отдел законодательных предположений и кодификаций, на который была возложена задача создания нового законодательства.
    • Надзор за законностью - принятие постановления об утверждении Положения о прокурорском надзоре. Это был первый в истории советской прокуратуры нормативный акт, специально посвященный регламентированию организации и деятельности органов прокурорского надзора. 

1. Судебное управление

На Наркомат юстиции возлагались очень широкие задачи. Это потребовало соответствующей организации аппарата, которая неоднократно менялась на протяжении 1917–1922 гг. Тем не менее, общая схема построения аппарата сохранялась неизменной и представляла собой трехступенчатую пирамиду, вершиной которой являлась коллегия, руководившая работой отделов, количество которых изменялось в указанный период от пяти до восьми. Отделы, в свою очередь, делились на подотделы.

Первоначально в губерниях и уездах была введена должность губернских и уездных комиссаров юстиции. Основная задача комиссаров была прописана в самых общих чертах: ликвидировать старую и создать новую судебную систему.

Весной 1918 г. в Курской  губернии была учреждена губернская коллегия комиссариата юстиции в  составе 5 человек: председателя, его  товарища (заместителя) и трех членов. Новые органы юстиции сталкивались в своей деятельности с рядом проблем. Несмотря на это, комиссариат достаточно активно проводил в жизнь намеченные планы: в губернии был образован окружной народный суд, в каждом уездном городе образован Съезд местных народных судей, действовали 109 местных судов, 15 следственных комиссий, 15 революционных трибуналов.

Институт уездных комиссаров был ликвидирован в июле 1918 г. в  связи с тем, что, с началом  функционирования новых судов, центральная  власть посчитала задачу местных  комиссаров выполненной.

Курский губернский отдел  юстиции начал действовать в 1918 г. В начале 1919 г. были образованы коллегии, состоявшие из 5 человек и подотделов. Помимо обязательных общего, судебно-следственного, административно-хозяйственного и карательного подотделов, существовали также инструкторский, бухгалтерский и статистический подотделы.

Штаты губернского отдела утверждались Наркоматом юстиции. Помимо заведующего в каждом подотделе  имелся секретарь, помощник секретаря, делопроизводитель, корреспонденты, машинисты, курьеры и рассыльные.

В ведомстве губернского  отдела юстиции находились все судебные учреждения губернии. Немаловажным направлением деятельности было управление пенитенциарной системой. По вопросу проведения в  жизнь декрета об отделении церкви от государства, которое в губернии осуществлялось отделом управления при губернском исполкоме, губернский отдел юстиции в основном осуществлял  консультационную деятельность. Надзор за законностью, контроль над деятельностью  многочисленных судебных участков и  другие правоохранительные задачи решались с большими трудностями вследствие отсутствия административных органов  в уездах.

Начало формированию исполнительно-распорядительных уездных органов было положено с  опубликованием в 1920 г. Положения о  местных органах юстиции. Появление  во второй половине 1920 г. уездных бюро юстиции с такими же функциями, как и у губернских отделов, но без подразделения на подотделы, оказалось своевременным. При Советах народных судей и бюро юстиции учреждались особые сессии судов, куда передавались дела, имеющие крупное общественное значение, и дежурные камеры, которые должны были рассматривать несложные дела в день задержания обвиняемого. Уездными бюро юстиции организовывались юридические консультации, которые должны были давать заключения по юридическим вопросам и оказывать юридическую помощь населению. Работники консультаций выполняли функции защитников в суде. Уездным бюро были также переданы функции ликвидированных нотариальных столов. Таким образом, создавалась не только система советских судебных органов, но и следственный аппарат, органы обвинения и защиты, служба судебных исполнителей и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Разработка законов и их кодификация

 

2.1. Уголовный кодекс РСФСР 1922года

 

        Идея  создания советского Уголовного кодекса, как и кодексов по другим отраслям права, была выдвинута В.И.Лениным в первые месяцы советской власти. Уже на другой день после победы Октябрьской революции в своих заметках об организации советского аппарата управления В.И.Ленин особо указал на важность создания нового законодательства, на необходимость проведения  работ по его упорядочению и систематизации.

        Для  решения этих вопросов в декабре  1917г . в системе Народного комиссариата юстиции РСФСР был организован специальный отдел законодательных предположений и кодификаций, на который была возложена задача создания «полного свода законов Русской Революции». Основная  работа по созданию проекта Уголовного кодекса  была проделана коллегией НКЮ в 1921г., когда народ, победив в гражданской войне объединенные силы внутренней и внешней контрреволюции, приступил к мирному хозяйственному строительству. В конце января 1922г.  проект был отпечатан и  вышел отдельным изданием.

 

2.2 Гражданский кодекс.

 

В период НЭПа  гражданское право должно было выполнять две трудносовместимые задачи: всемерно способствовать развитию товарно-денежных отношений, становлению экономики страны и развитию частной инициативы, и в то же время ставить надежные заслоны любым попыткам частных лиц получать материальную выгоду за счет ухудшения экономического положения государственных предприятий и организаций. Основные принципы политики советского государства в сфере хозяйственных и иных имущественных отношений были закреплены в Гражданском кодексе РСФСР, принятом 31 октября 1922 года.

      Гражданский кодекс состоял из 435 статей, подразделенных на четыре раздела: общую часть, вещное право, обязательственное право и наследственное право.

 

2.3 Земельный кодекс.

 

 В декабре 1921г. IX Всероссийский съезд Советов, рассмотрев вопросы становления и  развития сельского хозяйства, признал необходимым в числе прочих мер «срочно  пересмотреть  действующее законодательство»  в  целях  полного  согласования  его  с  основами  новой экономической политикой  и превращения его в стройный, ясный  и  доступный  пониманию каждого  землевладельца свод  законов о  земле. Выполняя это поручение съезда, ВЦИК 30 октября 1922г. принял Земельный кодекс РСФСР . Кодекс был введен в  действие  с  декабря  того  же  года.  Его  составной  частью  стал  Закон  «О  трудовом   землепользовании»,  принятый  в  мае  1922г.

Земельный  кодекс  состоял  из  Основных положений  и  трех  частей:  «о   трудовом  землепользовании»,  «о   городских  землях  и  государственных  земельных  имуществах»,  «о   землеустройстве  и  переселении».

 

 

 

2.4 Первый советский процессуальный кодекс

 

        Уголовно-процессуальный  кодекс РСФСР был принят 25 мая  1922 года

III сессией ВЦИК IX  созыва, а 15 февраля 1923 года ВЦИК утвердил  новый Уголовно-процессуальный кодекс  РСФСР, являвшийся редакцией УПК  1922 года.

       УПК  РСФСР состоял из шести разделов, которые делились на 32 главы, а

главы – на статьи. Всего  было 465 статей.

Кодексом устанавливались  такие принципы уголовного судопроизводства, как гласность и публичность заседаний, устность судопроизводства, ведение процесса на русском языке или на зыке большинства населения данной местности. В необходимых случаях приглашался переводчик. Суд не был ограничен формальными доказательствами и сам осуществлял их отбор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Надзор за  законностью

Революция 1917 года внесла существенные коррективы в деятельность прокуратуры. 24 ноября 1917 года высшим органом власти в стране - Советом Народных Комиссаров был принят Декрет о суде №1, согласно которому были упразднены существовавшие до Октябрьской революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии. Но уже в 1922 году, 28 мая было принято Положение о прокурорском надзоре, согласно которому в составе Народного комиссариата (наркомата) юстиции была учреждена Государственная Прокуратура. При этом на прокуратуру были возложены следующие функции:

- осуществление надзора  от имени государства за законностью  действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных, частных организаций и частных  лиц путем возбуждения уголовного  преследования против виновных  и опротестования нарушающих  закон постановлений;

- надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств СССР и союзных республик и местных органов власти Конституции и постановлениям правительства СССР;

- наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;

- возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории СССР;

- надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений;

- наблюдение за правильностью  содержания заключенных под стражей;

- общее руководство деятельностью прокуратуры союзных республик.

В Основах судоустройства Союза ССР и союзных республик, принятых 29 октября 1924 года, была определена компетенция прокуроров союзных  и автономных республик. Здесь воспроизводилось Положение о прокурорском надзоре 1922 года (общий надзор, надзор за следствием, поддержание обвинения в судах, надзор за местами лишения свободы) с добавлением, что прокуратура  ограждает интересы трудящихся по гражданским  делам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итог необходимо произвести конечный анализ тех вопросов, что  были освещены в данной работе:

Информация о работе Роль Наркомата юстиций в создании советской законодательной системы