Роль Конституционного суда в развитии федеративных отношений в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

15-летний опыт формирования качественно новых федеративных отношений в Российской Федерации убеждает в том, что всесторонняя интеграция – это объективно необходимый для любой Федерации процесс. Следует совершенствовать федеративное устройство России законодательными мерами, с учетом необходимых и законных потребностей всех субъектов Федерации. Для этого необходимо исследование правовых основ российского федерализма, существующих в современном мире практик распределения полномочий, бюджетных средств и других ресурсов между федеральным центром и субъектами федерации, а также других проблем федеративных отношений.

Содержание

Введение
Общин понятия федеративных отношений в РФ
1.1. Федеративное устройство РФ
1.2. Форма Государственного устройства РФ
1.3. Территориальная организация государственной власти в РФ
Становление федеративных отношений и практика Конституционного Суда Российской Федерации
2.1. Вопросы федеративных отношений в решениях конституционного суда РФ
Общие проблемы федеративного устройства Российской Федерации
3.1. Проблемы реформирования федеративных отношений в современной России
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Роль Конституционного суда в развитии федеративных отношений в РФ.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

Рассмотрение современной конституционной модели российского федерализма с точки зрения вышеобозначенных критериев дает основание считать ее более прогрессивной по сравнению с ранее существовавшей конституционной моделью государственного устройства России. В то же время вряд ли следует рассматривать действующую конституционную модель как окончательное решение вопроса о федеративном устройстве России. Сопоставление особенностей конституционной модели российского федерализма с общими чертами, выявленными как прогрессивные при оценке современных моделей федерализма, созданных мировой практикой, дает основание полагать, что российская модель имеет в значительной мере переходный характер. В ней наблюдается сочетание централизации и не централизации, дуалистических и кооперативных отношений. О неустойчивости отечественной формулы федерализма свидетельствует также попытка найти компромисс между принципом равноправия субъектов Российской Федерации и различиями в их государственно-правовой природе; между территориальными и национальными факторами при организации государственного устройства России. Переходный характер российской модели федерализма имеет, тем не менее, ориентацию на развитие в сторону демократизации и повышения эффективности федеративных связей. Снятие препятствий в этом направлении обусловлено успехом в устранении противоречий, вызванных как объективными причинами временного характера, так и искусственно созданными барьерами, конструктивные пути, ликвидации которых возможны и реальны.

Комплексное исследование формально-юридической модели и фактических отношений между Федерацией и ее субъектами, складывающихся в процессе ее реализации, позволяет сделать вывод о значительной степени "коллизионности" и в определенной мере правильности конституционных основ российского федерализма. Можно было бы выделить, по меньшей мере, четыре уровня конституционно-правовых проблем, не позволяющих говорить об эффективном функционировании конституционной модели разделения государственной власти между Федерацией и ее субъектами.

Во-первых, правовые коллизии и пробелы содержатся в нормах самой федеральной Конституции. Закрепленная в Конституции России модель федеративного устройства концептуально не выдержана до конца, так как есть продукт отражения противоречий в российском обществе. Данная модель не дает ответы на целый ряд ключевых вопросов, по которым сохраняются разногласия в практике конституционного строительства.

Сегодня уже достаточно ясно, что в федеральной Конституции необходимо скорректировать юридическую формализацию основных принципов федеративного устройства и правовых форм регулирования федеративных отношений, круг предметов ведения, определить основные принципы, формы и процедуру разграничения и реализации компетенции по предметам совместного ведения, установить основы публично-правовой ответственности Федерации и ее субъектов за ненадлежащее осуществление разделенной по вертикали государственной власти.

Совершенствование федеральной Конституции позволит в некоторой мере снять основную часть противоречий, составляющих второй уровень конституционно-правовых проблем, — правовые коллизии между Конституцией Российской Федерации и договорами, соглашениями, заключаемыми между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Третий уровень конституционно-правовых проблем составляют противоречия между федеральной конституционной моделью разделения государственной власти и тем, как она конкретизируется в федеральном текущем законодательстве. Наблюдается непоследовательность федеральных властей в политике текущего законодательного регулирования федеративных отношений. В федеральных актах нарушаются нормы российской Конституции, ущемляется конституционный статус субъектов Федерации.

Наконец, четвертый уровень конституционно-правовых проблем проявляется в значительности коллизий между федеральной Конституцией и федеральным законодательством, с одной стороны, и конституциями (уставами), а также текущим законодательством субъектов Российской Федерации — с другой. Правовой нигилизм федеральных властей в свою очередь отражается на законотворчестве субъектов Федерации. Не могут не настораживать достаточная распространенность нарушений в конституционном (уставном) и текущем законотворчестве субъектов Российской Федерации конституционных основ российского федерализма. Органы государственной власти отдельных субъектов Федерации, не соглашаясь с федеральной моделью, нередко игнорируют положения российской Конституции, нормы федеральных актов, закрепляя собственное видение правового регулирования конституционных принципов федерализма, системы разделения государственной власти между Федерацией и ее субъектами.

Таким образом, "фактическая" система разделения власти сегодня в значительной мере не совпадает с "формально-юридической" конституционной моделью. Наблюдается существенный разрыв между закрепленными в Конституции РФ нормами и фактически сложившейся системой разделения государственной власти по вертикали на основе иных форм правового регулирования. Отклонения на федеральном уровне и в субъектах Федерации от конституционно-заданной модели означают, что государственность на основе федерализма еще не сформирована в России в необходимой мере. И после принятия новой федеральной Конституции становление России как Федерации продолжается, а поиск оптимальной парадигмы федерализма сохраняет свою актуальность.

Вместе с тем нельзя не заметить, что за период, прошедший после принятия Конституции 1993 года, накоплен немалый опыт законотворчества и правоприменения, связанный с попыткой реализовать и конкретизировать установленную в Конституции России модель федерализма. Более выпукло обозначились проблемы, которые нужно решать в первую очередь, и пути их осуществления. Все это вселяет оптимизм в отношении того, что уроки прошлого будут учтены, что в итоге будет проводиться более эффективная правовая политика по созданию оптимальной и демократичной модели федерализма, не только приспособленная к современным российским реалиям, но и создающая перспективу стабильного укрепления российской государственности. На протяжении длительной истории российская государственность примеряла разные модели государственного устройства. Мир, согласие и гармония в отношениях между Федерацией и ее субъектами желанны для России именно потому, что стороны этих отношений — две части одного целого — российского государства. Хочется надеяться, что так и будет.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. — М.: Юрид. лит., 1993.

2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 1998 года "Общими силами — к подъему России" // Российская газета. 1998. 24 февр.

3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Государство Россия. Путь к эффективному государству. Москва -2000.

4. Декларация прав народов России. Принята СНК 15 (2) ноября 1917 г. // Сборник нормативных актов по советскому государственному праву, — М.: Юрид. лит., 1984.

5. Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2002 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 15. Ст. 1497.

6. Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации". Комментарий. — М.: Юрид. лит., 1996. 352 с.

7. Федеральный закон от 28 августа 1995 года (с изменениями и дополнениями от 26 ноября 1996 года и от 17 марта 1997 года) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995 № 35. Ст. 3506; 1996. № 17. Ст. 1917.

8. Указ Президента Российской Федерации от 22 октября 1993 года "Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 43. Ст. 4089.

9. Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года "О действии законодательства Российской Федерации Об органах государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 52. Ст. 5072.

10. Конституции республик в составе Российской Федерации / Под ред. и с вступит, статьей Н. А. Михалевой. — М.: Манускрипт, 1995.

11. Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации. — М.: Известия, 1995—1997. Вып. 1—3.

12. Абдулатипов Р. Г., Болтенкова Л. Ф., Яров Ю. Ф. Федерализм в истории России. В 3 книгах. — М.: Республика, 1992—1993.

13. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. — М.: НОРМА—ИНФРА-М, 1998.

14. Витрук Н. В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс. — М,: Закон и право, 1998.

15. Карапетян Л. М. Федеративное государство и правовой статус народов. — М.: Манускрипт, 1996.

16. Козлов А. Е. Федеративные отношения и региональное управление в России: пути реформирования. — М.: ИНИОН, 1994.

17. Крылов Б. С., Михалева Н. А. Новая Конституция суверенной России, — М.: Знание, 1994.

18. Лысенко В. Н. Развитие федеративных отношений в современной России. — М.: ИСП, 1995.

19. Плигин В. Реформа федеративных отношений и местное самоуправление // Общая тетрадь. 2004. № 3 (30). С. 21.

20. Тихомиров Ю. А. Юридическая коллизия. — М.: Манускрипт, 1994.

21. Умнова И. А. Современная российская модель разделения власти между федерацией и ее субъектами (Актуальные правовые проблемы). — М.: ИНИОН РАН, 1996.

22. Федеративное устройство: реализация Конституции Российской Федерации. / Ред. кол. Н. В. Постовой, Б. С. Крылов, Ю. А. Тихомиров. —М.:ИЗиСП, 1995.

23. Федеративное устройство России: история и современность. Сборник обзоров и статей /Ред. Н. А. Михалева, Е. В. Алферова М., 1995.

24. ХессеК. Основы конституционного права ФРГ. М., 1981. С.324.

25. Шульженко Ю. А. Конституционный контроль в России. — М.: Институт государства и права, 1995.

 



[1] Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Государство Россия. Путь к эффективному государству. Москва -2000, с.25.

[2] ХессеК. Основы конституционного права ФРГ. М., 1981. С.324.

[3] Плигин В. Реформа федеративных отношений и местное самоуправление // Общая тетрадь. 2004. № 3 (30). С. 21.

[4] Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2002 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 15. Ст. 1497.

[5] Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 50. Ст. 4950.

[6] Резолюция ПАСЕ № 1455 (2005) «Выполнение Россией своих обязательств перед Советом Европы».

[7] Резолюция ПАСЕ № 1455 (2005) «Выполнение Россией своих обязательств перед Советом Европы».

[8] Фетчерин В. В России невозможно гражданское общество без децентрализации // Общая тетрадь. 2004. № 2 (29). С. 61.


Информация о работе Роль Конституционного суда в развитии федеративных отношений в РФ