Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 18:31, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение и обобщение результатов правового исследования нормативно-правовых актов и авторских исследований.
Задачами курсового исследования является изучение следующих пунктов:
1. Соотношение и взаимодействие прав и свобод человека.
2. Место и роль основных прав и свобод во внутригосударственном законодательстве.
Введение 3
1. Соотношение и взаимодействие прав и свобод человека. 6
1.1. Человек, его права и свободы – высшая ценность. 6
1.2. Основные права и свободы человека. Их классификация. 10
1.3. Взаимодействие основных прав и свобод человека. 14
2. Место и роль основных прав и свобод во
внутригосударственном законодательстве. 18
2.1. Правовая природа основных прав и свобод. 18
2.2. Гарантии прав человека. 23
2.3. Правовой статус личности. 27
Заключение 32
Библиографический список 35
37
НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей,
экономики и права»
Филиал в г. Красноярске
ПЛАН РАБОТЫ
Введение
1. Соотношение и взаимодействие прав и свобод человека. 6
1.1. Человек, его права и свободы – высшая ценность. 6
1.2. Основные права и свободы человека. Их классификация. 10
1.3. Взаимодействие основных прав и свобод человека. 14
2. Место и роль основных прав и свобод во
внутригосударственном законодательстве.
2.1. Правовая природа основных прав и свобод.
2.2. Гарантии прав человека.
2.3. Правовой статус личности.
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Для общества и взаимодействия людей, предотвращения конфликтов между ними важное значение всегда имели проблемы познания, совершенствования и реализации права. Исторический путь развития правовой материи у разных народов был долгим и сложным. Понадобились тысячелетия для того, чтобы люди начали понимать смысл и роль права в их жизни. Но и в настоящее время эти проблемы продолжают оставаться актуальными проявляясь как во внутриличностном плане, так и в межличностных связях, во взаимоотношениях между различными объединениями, странами и сообществами.
Конституция Российской Федерации (ст. 2) рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым она декларирует свое понимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на передний план именно личность. Уважение к личности и ее защита является неотъемлемым атрибутом конституционного государства, его обязанностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, указывается в Конституции Российской Федерации (ст. 2), обязанность государства.
Установленные Конституцией принципиальные положения, связанные с отношением государства к человеку, служат предпосылкой к решению всех конкретных проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Таким образом, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строя Российской Федерации, образующей важнейшую основу не только конституционного организованного общества, но и правовой защиты этого общества от возрождения попыток создать условия для подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей.
Для большинства зафиксированных в Конституции Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина характерна более или менее тесная связь с признанием человека высшей ценностью. В них не только в той или иной степени отражается это признание, но они вместе с основами конституционного строя России служат его защите. Вместе с тем принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью служит достаточно определенным ориентиром для дальнейшего совершенствования всей системы основных прав и свобод человека и гражданина в условиях развития демократического общества, преодоления на этом пути всякого рода сложностей и эксцессов.
Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью должен оказывать определяющее влияние не только на содержание основных прав и свобод человека и гражданина, но и на всю деятельность демократического государства, его компетенцию и потенциальные возможности. Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые им границы взаимоотношений с человеком. Только действуя в этих рамках, в интересах человека оно приобретает те черты, которые характеризуют конституционное государство.
Конституционное государство базируется на народном суверенитете, который составляет одну из важнейших его основ. Между тем носитель этого суверенитета народ состоит из граждан, от которых в конечном счете и исходит вся власть. Вот почему ст. 2 Конституции, закрепляющая отношение государства к человеку и его обязанность признавать, соблюдать и защищать его права и свободы, закрепляет потребность в конституционном государстве, обосновывает необходимость его существования.
Надо сказать, что о содержании понятия «человек - высшая ценность», обычно принято говорить применительно ко всей его жизни от рождения до смерти. Однако в ряде случаев этот конституционный принцип следует понимать гораздо шире. Примерами в этом смысле может служить дискуссия о правах плода во чреве матери или защита чести и достоинства умершего человека.
Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью касается каждого конкретного человека со всем его внутренним миром. Однако для реализации этого принципа большое значение имеют социальные функции каждого человека, его ответственность перед другими людьми, обществом в целом и государством. Только в этом случае принцип признания человека высшей ценностью может быть распространен в равной мере на всех членов общества. Человек, который не желает признавать достоинство, права и свободы других людей, никогда не сможет обеспечить собственные достоинство, права и свободы.
В условиях современной действительности, характеризующейся ростом преступности, массовым обнищанием населения, грубейшими нарушениями прав человека, признание Конституцией Российской Федерации человека, его прав и свобод высшей ценностью носит в значительной мере лишь формальный характер. Однако заложенный в ней большой демократический потенциал служит хорошей основой для борьбы граждан России за свои права, за свое человеческое достоинство.
В ходе написания данной работы проанализирована масса источников, в том числе Конституция, монографии известных ученых, таких как: Невирко, Иванов, Матузов, Алексеев, и др.
Целью написания курсовой работы является изучение и обобщение результатов правового исследования нормативно-правовых актов и авторских исследований.
Задачами курсового исследования является изучение следующих пунктов:
1. Соотношение и взаимодействие прав и свобод человека.
2. Место и роль основных прав и свобод во внутригосударственном законодательстве.
1. СООТНОШЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
1.1. Человек, его права и свободы – высшая ценность
Изучая данную тему, исследование нужно начать с самого человека, чьи черты, идеальные и поведенческие образы явно или неявно связаны с правом. Лишь человек среди всех других живых существ обладает разумом, комплексом эмоциональных качеств и способен ощущать и осознавать право, соблюдать правовые установления, приспосабливаться к правовой действительности. Человек живет в правовой системе и в силу ряда социально – экономических, политических и других факторов прогрессивного развития не может существовать без права.
Изначально человек, появившись на Земле как вид, защищает свою жизнь, свободу (сначала инстинктивно, а потом осознано), т.е реализует свое право на жизнь и свободу. Отсюда естественные, неотъемлемые права человека: на жизнь, свободу, собственность, равенство, счастье и т.д. Поэтому право обладает природной ценностью или самоценностью.
В течение длительного времени названные качества человека (жизнь, свобода, собственность) и их защита были неразделимы и носили конкретный персонифицированный характер, обусловливающий казуальный способ урегулированности отношений между людьми. В процессе общения людей, при реализации естественных потребностей, интересов и прав постепенно вырабатываются привычки, стереотипы, которые, с одной стороны, обеспечивают свободу действий, а с другой – ограничивают ее разумными пределами. Устанавливается общепринятая мера, т.е норма поведения. Человек осознает себя человеком в социальном смысле, а это и есть осознание своих прав и обязанностей по отношению к другому человеку. Человек с помощью права оценивает свои действия, поступки других людей в качестве правильных или неправильных, справедливых или несправедливых.
По мере развития общества естественно – правовые качества человека приобретают характер масштаба свобод, меры справедливости и равенства других людей. Возникают правовая нормативность, общая урегулированность отношений, и право становится социальной ценностью как всеобщая форма и способ нормальной жизни общества. С возникновением социальных групп, слоев, классов и государства у человека появляется возможность активно вмешиваться в процесс правотворчества, создавая новые нормы, приспосабливая сложившиеся правила и обычаи к интересам общества или конкретного слоя, класса. В праве раскрываются и используются новые ценностные качества мощного средства, воздействующего на общественные отношения; оно выступает самым надежным и эффективным посредником между человеком и государственными структурами. Государство может считаться демократическим и жизнеспособным в той степени, в какой оно сумело учесть естественно – правовые начала в своей правотворческой и правоприминительной деятельности.
Таким образом, все то общее, что существует в природных и социальных качествах человека вне зависимости от расовых, национальных различий, пола религиозной и идеологической приверженности, обусловливает и общие черты любой правовой системы прошлого и современности.
Конституция РФ в ст. 2 провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность государства». Этот принцип является центральным в системе основ конституционного строя.
Основные характеристики данного принципа:
1) права и свободы человека - высшая ценность, исходный момент, вокруг которого строится вся остальная регламентация общественных отношений, в том числе государство. В случае несоответствия прав человека и других ценностей, признаваемых и защищаемых государством, приоритет отдается правам человека;
2) содержание данного принципа раскрывается через систему прав и свобод человека и гражданина, отраженную в гл. 2 Конституции и законодательстве Российской Федерации. При этом согласно ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, установленный в ней перечень прав и свобод не является исчерпывающим и не означает отрицания или умаления других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина;
3) права и свободы человека принадлежат человеку и носят естественный, неотъемлемый и неотчуждаемый характер. Они не устанавливаются государством, их существование признается им, государство гарантирует, соблюдает и защищает права и свободы человека. Это положение также означает, что ни государство, ни народ на общенациональном референдуме не может отобрать у человека какое-либо из его естественных прав;
4) все люди равноправны и имеют одинаковый объем естественных прав и свобод;
5) установление пределов прав человека производится законодателем путем регулирования и ограничения этих прав. Регулирование, в отличие от ограничения, предполагает не только установление границ прав и свобод, но и гарантий их осуществления. Основной предел установлен в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». Ограничение прав и свобод человека, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, может производиться только путем издания федерального закона (то есть субъекты Российской Федерации не могут вторгаться в регламентацию правового статуса человека и гражданина) и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Итак, в условиях конституционного государства народ становится демократически конституированным сообществом, сознательно ориентирующимся на защиту человека как высшей ценности и видящим в этом свой долг. Такая ориентация народа позволяет избежать последствий, которые являлись результатом сознательного преувеличения роли коллектива и государства и приводили к господству тоталитаризма. Народ, который не способен или не желает признавать ценность отдельного человека и соответственно этому действовать, не может быть организован в подлинно демократическое общество даже с помощью разного рода юридических инструментов. Таким образом, авторитет любой организации, включая и государство, по своей природе вторичен. Не может быть признания ценности государства или любой другой организации, если при этом не признается высшая ценность человека и гражданина. В условиях современной действительности, характеризующейся ростом преступности, массовым обнищанием населения, грубейшими нарушениями прав человека, признание Конституцией Российской Федерации человека, его прав и свобод высшей ценностью носит в значительной мере лишь формальный характер. Однако заложенный в ней большой демократический потенциал служит хорошей основой для борьбы граждан России за свои права, за свое человеческое достоинство.
1.2. Основные права и свободы человека. Их классификация
Если говорить о правах и свободах человека и гражданина, то надо иметь в виду те из них, которые провозглашены во Всеобщей декларации прав человека и международных пактах, а также записанные в национальных конституциях.
В ходе длительной и упорной борьбы за права и свободы личности сложился довольно устойчивый комплекс политических свобод и гражданских прав. Эти права и свободы приобрели характер широко признанных социально – политических ценностей. И уже в силу традиции, независимо от того содержатся эти права и свободы в конституции или нет, в общественном сознании они все равно относятся к основным.
В ныне действующей конституции РФ записаны лишь такие права и свободы, которые сложились на базе вызревших в обществе коренных, существенных отношений и связей между государством и его гражданами. Эти права и свободы являются основными и фактически, и юридически.
Основные права и свободы человека и гражданина закрепляются в международно-правовых актах и конституциях конкретных государств; их также принято называть конституционными. Одним из общепринятых критериев их классификации являются сферы жизнедеятельности общества, в которых реализуются те или иные интересы и потребности личности.
Классификация прав человека:
Гражданские права – это совокупность правомочий, обеспечивающих индивидуальность и оригинальность личности во взаимоотношениях с государством и обществом. К ним относятся право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на защиту своей чести и доброго имени и др.
Экономические права – это правомочия, отражающие экономические аспекты естественных прав человека и обеспечивающие одновременно хозяйственную автономность индивидов и их взаимосвязи друг с другом и обществом. Это право частной собственности, право на владение, пользование и распоряжение своим имуществом, право на предпринимательскую деятельность, право на участие в кооперативной, акционерной, муниципальной, государственной собственности и т.д.
Политические права определяют возможность участия граждан в управлении государством и обществом. Это право человека на гражданство, право на проведение собраний, митингов и демонстраций, право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранным и т.д.
Социальные права отражают уровень материального развития государства и общества и их способность обеспечивать достойный уровень жизни и социальную защиту индивида. Это право на труд, социальное обеспечение, право на жилище, право на отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Культурные права влияют на духовно-культурные отношения, обусловливают независимость и самобытность формирования духовного мира личности. К ним относятся право на пользование родным языком, свободу совести и вероисповедания, право на образование, право на доступ к культурным ценностям.
Экологические права призваны обеспечивать нормальные условия проживания человека на Земле и на конкретной территории. Это право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или имуществу экологическими правонарушениями.
Информационные права характеризуют новую эпоху развития личности и общества. Сюда относятся свобода мысли и слова, право искать, получать, передавать, распространять информацию любым законным способом, свобода массовой информации.
Итак, рассмотрев классическую классификацию можно сделать вывод, что она является достаточно удобной и доступной в реализации данных прав и свобод. Хотя некоторые авторы считают, что классификацию основных прав человека нужно еще дополнять; а кто-то считает наоборот, что необходимо исключить некоторые виды прав.
Однако, основными записанными в Конституции права и свободы являются прежде всего потому, что они опосредуют наиболее существенные, коренные, принципиальные отношения и связи между обществом и его членами, государством и его гражданами. Это в первую очередь отношения, складывающиеся в связи с местом индивида в производстве и распределении общественных богатств. На основе господствующих в данную эпоху отношений собственности формируются связи, в том числе и правовые, между обществом, государством и личностью.
1.3. Взаимодействие основных прав и свобод человека.
В настоящее время актуальной является проблема соотношения различных прав и свобод человека . В связи с тем, что для реализации субъективного права одного индивида часто необходимо ограничить право другого, в судах нередко возникают вопросы о том, какое право считать более приоритетным.
Еще в 1990 г. В.М. Чхиквадзе писал: «Каждое право человека играет важную роль в его жизни, каждое право является необходимым, основным, ни одно из них не может быть заменено другим, а тем более подчинено другому»[1]. Данный подход воспринят международным сообществом и большинством государств и отражен в различных международных и внутригосударственных нормативных актах, а также в итоговых документах конференций по правам человека.
В настоящее время проблему конкуренции прав уже нельзя разрешить формулой «мои права заканчиваются там, где начинаются права другого». Суды часто встречаются с ситуацией, когда возникает «конкуренция» различных прав и свобод человека, то есть с ситуацией, когда имеется два «обладателя» субъективных прав, и осуществление одним из них своих прав приводит к нарушению прав другого лица. Применение в таких случаях ч.3 ст.17 Конституции РФ не всегда возможно, т.к это может привести к нарушению прав другого. В таких случаях суду или другому органу, рассматривающему дело, приходится самостоятельно решать, какое из субъективных прав человека является более приоритетным. Хотя некоторые авторы считают, что правовое государство – это государство судей, и убеждены, что чем сильнее и независимее будет судебная власть, тем большим весом будут обладать права и
свободы человека[2], однако на практике это часто приводит к тому, что в
абсолютно схожих случаях вопросы права решаются порой диаметрально противоположно. Судьи при решении вопроса о конкуренции прав часто руководствуются не законом, а своим субъективным мнением.
Разработанные ранее классификации прав уже не могут справиться со своей задачей. Классическое деление прав на личные, социальные, экономические, политические и культурные даже не охватывает весь объем прав человека, существующих на сегодняшний день. А так как они основаны не на юридических критериях, то судьи не обязаны руководствоваться ими при выработке решений по делам о соотношении прав.
При анализе научных работ, посвященных защите прав человека в отраслевом законодательстве, можно прийти к выводу, что многие права, которые только предлагается ввести на территорию России, уже изначально вступают в противоречие с общепризнанными правами и свободами. Например, можно встретить огромное количество научных работ, посвященных уголовно-процессуальным и уголовно-правовым способам защиты лиц, содействующих правосудию[3]. В данных работах авторы предлагают предоставить лицам, содействующим судопроизводству, ряд дополнительных прав для обеспечения их безопасности. Рассмотрим, например, одну из предлагаемых мер – право свидетеля давать показания анонимно. В п.9 ст.166 УПК (уголовно-процессуальный кодекс) РФ указывается: «При необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких
родственников следователь вправе в протоколе следственного действия, в
котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не
приводить данные об их личности. В этом случае следователь с согласия прокурора выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещают в конверт, который после этого опечатывается и приобщается к уголовному делу», ч.5 ст.278 УПК России распространяет положения об анонимности свидетелей и на судебное заседание, в ней указывается, что «при необходимости обеспечения безопасности свидетеля, его родственника и иных близких лиц, суд без оглашения подлинных данных о личности свидетеля вправе провести его допрос вне визуального наблюдения другими участниками судебного разбирательства, о чем суд выносит определение или постановление».[4] Однако при разработке этих норм, видимо, не учитывалось, что данные положения об анонимности свидетелей в уголовном процессе нарушают ст.6 п.3 (d) Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Это положение отражает один из наиболее важных аспектов принципа равенства исходных возможностей, поскольку основной целью этого права является обеспечение того, чтобы лицо, обвиняемое в совершении преступления, имело соответствующую и надлежащую возможность оспаривать показания любых показывающих против него свидетелей.[5] Таким образом, применение следователем, а особенно судом,
Положений УПК России об анонимности свидетелей автоматически является нарушением Европейской конвенции и, соответственно, поводом для обращения в Европейский суд по правам человека.
Итак, приведенный пример доказывает, что в настоящее время хаотичное
закрепление прав человека требует введения новых классификаций в данной
отрасли. Классификации прав человека, разработанные до настоящего времени,
уже не справляются со своей основной задачей – упорядочиванием огромного количества различных прав и свобод. На сегодняшний день их применение возможно лишь в процессе изучения прав, но не в правоприменительной деятельности. Основной недостаток данных классификаций состоит в том, что они не отражают, какой юридической силой обладает то или иное субъективное право, что, при «конкуренции» различных прав и возникновении споров приводит к тому, что в судебных инстанциях решения основываются на субъективном мнении судей, а не на нормативно-правовых актах.
Таким образом, многие классификации субъективных прав, использующиеся в настоящее время, не рассчитаны на тот объем прав человека, которым обладает индивид, в связи с чем они постоянно дополняются и корректируются, чем значительно усложняются, однако не полностью отражают общественные отношения в данной сфере. Некоторые авторы считают, что классическую классификацию нужно дополнять новыми видами прав; другие предлагают исключить из нее некоторые виды прав.
Полагаю, что в настоящее время назрела необходимость в разработке новой классификации прав и свобод человека, которая бы отражала особенности современных общественных отношений и обладала определенной юридической силой. Хотя данная классификация является наиболее уместной.
2. МЕСТО И РОЛЬ ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД ВО ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
2.1. Правовая природа основных прав и свобод
В ст.55 Конституции РФ получили нормативное закрепление термины «основные и общепризнанные права», однако в законодательстве не даны их определения, что порождает большое количество толкований данных понятий в научной и учебной литературе.
Существует множество классификационных критериев, позволяющих представить все права человека.
Основными классификациями являются следующие:[6]
1. Естественные и позитивные права.
2. Права человека и права гражданина.
3. Наиболее распространенная классификация: личные, политические, социальные, экономические, культурные права. Она была четко обозначена профессором А.И. Лепешкиным и поддерживается большинством ученых.[7]
4. Подлинные и мнимые (субъективные и программные).
5. Позитивные и негативные права
6. Права «трех поколений».
7. Оригинальные концептуальный подход, использованный при структурировании Хартии Европейского Союза об основных правах,
свидетельствует о возможности разделения прав по ценностным основаниям, т.е по тем целям, установкам и ориентирам, на которые направлены права.
Проанализируем понятие «основные (конституционные) права», его
содержание. Основные права, являясь частью целостной системы прав и обязанностей, имеют общую с остальными правами сущность, в связи с чем можно считать, что прежде чем рассматривать особенности конституционных прав, необходимо выделить данные общие черты.
В советской юриспруденции, как и в российской, считается, что права человека означают определенную возможность поступать так, а не иначе, в связи с этим нередко слова «право» и «возможность» употреблялись и употребляются рядом, как близкие по значению понятия. Этой же точки зрения придерживается и В.М. Чхиквадзе, который полагает, что понятие «субъективного права можно определить через категорию возможности, которая, будучи обеспечена необходимыми средствами, в любое время может быть реализована»[8].
Основные права – это лишь часть всех иных прав, поэтому понятие всех основных прав не должно сильно отличаться от понятия субъективного права вообще, однако эти права обладают рядом специфических признаков, которые позволяют выделить их в особую категорию.
Как и любое субъективное право конституционные права означают прежде всего возможность самостоятельно выбирать вид и меру своего поведения, а также возможность требовать от других лиц содействия и защиты, или, по крайней мере, невмешательства; однако, если говорить об основных правах, это требование прежде всего адресуется государству, а не отдельным его структурным элементам или международными организациями.
В процессе развития основные права и свободы сложились в особую правовую категорию и составляют единый конституционно-правовой институт. По мнению Л.Д. Воеводина, «вывод о том, что конституционные права, свободы… образуют единый государственно-правовой важен прежде всего в том смысле,
что он позволяет взглянуть на них как на нечто целостное, обладающее специфическими признаками и свойствами»[9].
Начиная с 1960-х гг. выделялись и другие виды прав, но им не придавалось особого значения, т.к. только конституционные права включались в правовой статус личности. А.П. Иванов считал, что включение в правовой статус лишь конституционных прав позволяет:
1. предоставить широкие возможности пользоваться социальными и иными благами всем и каждому гражданину;
2. на всех и каждого возложить исполнение обязанностей;
3. придать правовому статусу стабильность, создав этим для граждан уверенность в их положении[10].
Основные права регулируют наиболее существенные, значимые отношения, складывающиеся в обществе и государстве. При характеристике данного признака необходимо учитывать, что именно «содержание конституционных прав… выделяет их из массы всех остальных прав…, обеспечивает им определяющее, решающее значение. Форма же, т.е закрепление их в Основном Законе государства, есть лишь прямое следствие их содержания.»[11]. Однако существует мнение, что для того, чтобы стать основными, права и свободы не только должны быть основополагающими, но также и быть закреплены в конституции государства.
Составители одного из комментариев Конституции РФ считают «некорректным применение к правам и свободам такой характеристики, как «основные», поскольку ст.2, признающая высшую ценность человека, его прав и свобод, не содержит градации «основные – не основные», а ч.2 ст.16 прямо указывает на недопустимость противоречия нормам гл.1 всех других положений Конституции»[12]. Но если проанализировать формулировки данных статей, можно прийти к выводу, что никакого противоречия здесь нет. Е.А. Лукашева отмечает: «Выделение категории основных прав человека, отнюдь не означает отнесение иных прав к «второсортным», менее значительным, требующим меньших усилий от государства по их обеспечению… Основные права и свободы составляют стержень правового статуса индивида, в них коренятся возможности возникновения других многочисленных прав, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека»[13]. С данной точкой зрения можно согласиться, за исключением того, что категория основных прав включает в себя все права, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека и обеспечения достоинства личности, а другие права либо дополняют, расширяют права, либо являются факультативными, т.е обеспечивают какие-либо дополнительные привилегии.
Многие ученые придерживаются традиционной точки зрения, что «основными правами следует» называть права, закрепленные во второй главе Конституции РФ. Например, авторы одного из комментариев к главе 2 Конституции считают, что в ней «изложены права и свободы, которые должны соблюдаться в любое время на всех уровнях государственной власти, независимо от сферы ее деятельности. Обобщенно такие права и свободы принято называть «основными правами»[14]. Б.С. Эбзеев, говоря об «основных правах», не дает их четкого определения, однако при анализе текста делается вывод, что под данными правами, подразумеваются права, закрепленные в Конституции.[15]
Конституционные права являются юридической базой для всех других прав, т.к они содержат принципиальные положения в той или иной сфере регулирования общественных отношений, однако их этого факта вовсе не означает, что вторые составляют часть первых. И конституционные права, и все остальные носят самостоятельный характер. Соотношение здесь значительно сложнее: оно состоит в том, что конституционные права, действуя непосредственно, указывают исходное, главное направление всей системы прав.[16]
Основные (конституционные) права обладают еще одним признаком: по отношению ко всем остальным правам и свободам они обладают высшей юридической силой.
Таким образом, на основе этих признаков можно сформулировать общее определение основных прав.
Основные (конституционные) права – это закрепленные в основополагающих документах государства и гарантированные им и обществом возможности, являющиеся основой правового статуса личности, позволяющие каждому человеку и гражданину самостоятельно в пределах закона избирать вид и меру своего поведения, а также гарантирующие достойную жизнь и свободное развитие вне зависимости от каких-либо других факторов.
2.2. Гарантии прав человека
Как и во всякой системе, в правовом положении личности все составляющие ее элементы не только тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга, но еще и каждый из них имеет свое назначение, выполняет определенную функцию. Это относится и к гарантиям, как одному из элементов основ правового статуса человека и гражданина. Назначение гарантий состоит в том, что они призваны обеспечить более благоприятную обстановку, в атмосфере которой записанные в конституциях и законах юридический статус личности и, особенно, ее права и свободы становились бы фактическим положением каждого отдельного человека и гражданина.
Гарантии необходимы для правового статуса личности в целом и для каждого его элемента. Однако прежде всего в них нуждаются права и свободы.
Наибольшую необходимость в гарантиях права и свободы испытывают потому, что именно они составляют самый подвижный, динамичный элемент основ правового статуса личности. Их реализация требует не только благоприятных условий, но и подкрепленной эффективными средствами активной деятельности как государства, его органов, общественных объединений, так и самих граждан.
Гарантии, как бы они ни были важны для правового статуса личности, для прав и свобод, тем не менее не являются только их внутренней проблемой. Вопрос о гарантиях возникает всякий раз, когда осуществляется переход от должного к сущему. Гарантии во всех случаях есть проблема реальности правового явления[17]. Считается, что гарантии – один из главных вопросов проблемы правильного применения правовых норм[18], законности[19] и многих других процессов правовой деятельности.
Реализация основных прав и свобод граждан по существу лишь часть более общей проблемы – применения норм права и соблюдения законности. Ведь права и свободы записаны в правовых нормах – значит, правильное применение норм, неуклонное соблюдение законности, включают в себя осуществление прав и свобод. Отсюда проблемы гарантий применения правовых норм, соблюдение законности и реализации прав и свобод имеют между собой много общего.
Чтобы глубже проникнуть в механизм реализации конституционных прав и свобод, целесообразно различать в нем отдельные формы их осуществления, каждая из которых требует отвечающих ее специфике гарантий. Реализация прав и свобод может выражаться в форме фактического правообладания, пользования, распоряжения ими или в защите, восстановлении прав в случае их нарушения[20]. Обладание, пользование и распоряжение, а в случае нарушения и восстановление конституционных прав и свобод составляют содержание юридического процесса претворения их в жизнь. Наиболее полно оно выражается в пользовании теми социальными благами, которые предусмотрены соответствующими конституционными правами и свободами. Чтобы пользоваться правами, необходимо не только по закону, но и фактически обладать ими. Фактическое обладание основными правами и свободами всегда предшествует пользованию ими, ибо нельзя пользоваться тем, чем не обладаешь.
Любое записанное в Конституции право содержит несколько вариантов возможного поведения, и каждым из них гражданин может воспользоваться. В соответствии с Основным законом он всегда обладает большими правовыми возможностями, чем в данный момент пользуется. В этом смысле обладание как форма претворения субъективного права в жизнь выступает самостоятельно. Вычленить эту форму реализации прав и свобод можно и тогда, когда лицо, обладая тем или иным субъективным правом, по каким-либо причинам еще не воспользовалось им. Обладая, например, правами избирать и быть избранным, гражданин не осуществил их. Или хотя все граждане имеют право исповедовать любую религию, тем не менее многие из них не пользуются этим правом.
Права и свободы выступают «как реализующиеся возможности, и эта их реализация есть не что иное, как способ их существования»[21]. Восстановление нарушенных прав и свобод не является и не может являться непременной формой реализации основных прав и свобод граждан. Напротив, оно составляет отступление от общего правила.
Гарантии нужны не сами по себе, а для полного претворения в жизнь прав и свобод граждан. Отсюда их характер, система и виды должны возможно полнее соответствовать определенным формам реализации прав и свобод.
Функциональным значением гарантий является охрана прав граждан. И это правильно, если под словом «охрана» понимать не только их защиту от возможных посягательств и нарушений, но и обеспечение обладания и пользования этими правами. То есть назначение гарантий состоит как в обеспечении, так и в охране прав и свобод.
Более полное претворение в жизнь прав и свобод граждан зависит от множества самых разнообразных по характеру факторов, каждый из которых выступает в качестве гарантий прав и свобод.
Понятием «гарантии» охватывается вся совокупность объективных и субъективных факторов, которые направлены на подлинную реализацию прав и свобод российских граждан, на устранение возможных причин и препятствий их неполного или ненадлежащего осуществления и защиту прав от нарушений. Хотя эти факторы и весьма разнообразны но по отношению к процессу реализации прав и свобод они выступают в качестве условий, средств, способов, приемов и методов правильного его осуществления. Поэтому под гарантиями следует понимать условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод всех и каждого[22].
Углубленный анализ конституционных прав и свобод российских граждан, требует того, чтобы в арсенале гарантий более строго различались условия и средства их реализации. Чтобы успешно претворить в жизнь записанные в Конституции РФ права и свободы, нужна прежде всего благоприятная обстановка, которая складывается из множества объективных и субъективных факторов. Обсуждаемые факторы имеют между собой то общее, что они должны обеспечивать благоприятный режим, среду для реализации этих прав и свобод.
Итак, множественность и разнообразие факторов, выступающих в качестве гарантий прав и свобод, обусловливают потребность проведения систематизации и классификации гарантий. В научной и учебной литературе стало общепризнанным деление гарантий прав и свобод граждан на экономические (материальные), политические, идеологические и правовые[23]. Однако такое деление было признанно в прошлом. В настоящее время материальные гарантии как условия претворения прав и свобод в жизнь остались ностальгическим воспоминанием о минувшем. Исходя из ныне действующей Конституции, все гарантии выражаются в юридических средствах и способах защиты прав и свобод человека и гражданина и, прежде всего, в судебном обеспечении. Начиная со ст. 45 Конституции РФ 1993 г. и практически до конца второй главы, закреплены постановления, фиксирующие принципы и нормы защиты различных категорий людей (ст. 46,47 и др.).
2.3. Правовой статус личности
Полное и реальное представление о правах и свободах нельзя получить, не рассматривая их в составе правового статуса личности.
Правовой статус личности – это правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.
Анализ закрепляемых российской Конституцией прав и свобод личности
представляется целесообразным начать с общих принципов, положенных в основу правового регулирования статуса личности. Это, в свою очередь, требует обратиться для начала к общей характеристики действующей Конституции РФ.
Конституция РФ 1993 г. ознаменовала собой завершение этапа демонтажа
тоталитарного советского государства и переход к длительному и трудному
этапу построения в России основ подлинно демократического и правового
государства. Конституция РФ 1993 г. является первой в ряду отечественных
конституций, основанной на общечеловеческих ценностях в их общепризнанном в современном миропонимании. Она вобрала в себя многовековой опыт развития зарубежных демократий, теории и практики зарубежного конституционализма, недолгий, но драматический опыт молодой российской демократии. В месте с тем новая Конституция России не могла не воспринять и отдельных фрагментов конституционного опыта советского периода (это касается, прежде всего, некоторых чисто “советских” социально-экономических прав).
Учитывая весьма жесткую систему организации государственной власти,
установленную Конституцией 1993 г., можно сказать, что демократический
характер этой Конституции отразился именно в положениях, устанавливающих правовой статус личности. Нормы, посвященные правовому статусу личности сосредоточены в Конституции в специальной главе 2 “права и свободы человека и гражданина”. Однако ряд важнейших принципов и норм можно найти уже в главе 1 ”основы конституционного строя”. Отдельные нормы, затрагивающие права человека, обнаруживаются также практически во всех других главах основного закона. Именно в совокупности, со всеми процессуальными и институциональными гарантиями эти нормы образуют единый институт конституционных прав и свобод личности в Российской Федерации.
Какие же принципы заложены Конституцией 1993 г. в основу правового
статуса личности? Ответ на этот вопрос мы находим в главе 1”основы конституционного строя”. В этой главе закреплены такие фундаментальные принципы, как принцип приоритета (высшей ценности) прав и свобод человека (статья 2), а также принцип непосредственного действия общепризнанных принципов и норм международного права на территории Российской Федерации (часть 4 статьи 15). В главе 2 закреплены принципы неотчуждаемости прав и свобод человека (часть 2 статьи 17), прямого и непосредственного действия прав и свобод человека (статья 18), равноправия (равенства перед законом и судом) (статья 19). Чтобы понять подлинный смысл и значение закрепления в новой Конституции РФ этих принципов, нужно оглянуться назад. Как известно, большинство из вышеперечисленных принципов не признавались советской наукой государственного права, как основанные на “буржуазных” теориях естественного права. Советская государственно-правовая доктрина исходила из того, что правами и свободами личность наделяет государство. Из этого логически вытекало, что государство могло и лишить человека “дарованных” ему прав, если это потребуют интересы того же государства.
Нужно сказать, что качественно новый взгляд на природу прав и свобод
человека начал утверждаться в российской конституционной практике еще до
принятия Конституции 1993 г. Решающем этапом на этом пути стало принятие Верховным Советом РСФСР в ноябре 1991 года Декларации прав и свобод человека и гражданина, положения которой вошли в качестве поправок в текст действовавшей тогда Конституции 1978 года в качестве поправок 21 апреля 1992 года. Нынешняя Конституция РФ как бы подвела итог процессу перехода от одной государственно-правовой идеологии к другой, привела все изменения в логически стройную, упорядоченную систему норм и принципов.
Необходимо сказать о принципе равноправия (равенства перед
законом и судом). Нужно четко отличать принцип равноправия людей
вообще от принципа равноправия граждан конкретного государства между собой, поскольку объем прав и свобод у двух вышеуказанных категорий не одинаков. Конституция РФ 1993 г. сначала говорит о равноправии людей вообще (часть 1 статьи 19), потом (часть 2 статьи 19) гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от природных и общественных свойств личности (расы, национальности, языка, местожительства, отношения к религии и т.д.) В этой же части говорится о запрете любых ограничений граждан по признакам социальной, расовой, языковой или религиозной принадлежности. Третье значение равноправия раскрывается в части 3 статьи 19, где говорится о равноправии мужчины и женщины, а также о том, что мужчины и женщины имеют равные возможности для реализации своих прав.
Конституционная доктрина современных государств все же признает
возможность существования некоторых различий в правах и обязанностях
граждан, имеющих естественный характер: например, обязанность проходить военную службу в большинстве государств мира возлагается только на граждан мужского пола, особые конституционные права в последние десятилетия стали закрепляться за инвалидами, детьми, представителями малочисленных коренных народов и т.п.
Конституция РФ 1993 года закрепляет один из самых полных в мире
каталогов прав и свобод человека из всех, известных современному
конституционализму. Конкретный список, содержание, порядок закрепления и обеспечения этих прав и свобод и определяет собственно, качество
конституционного регулирования правового статуса личности в Российской
Федерации.
Охватывая общим взглядом этот каталог, нельзя не заметить его
разительное отличие от набора прав и свобод старых, советских конституций.
Эти отличия касаются буквально всего: перечня прав, их формулирования и
даже порядка их расположения в тексте конституции. Как знак восприятия западных традиций и ценностей конституционализма авторы Конституции 1993 года поставили в главе о правах и свободах на первое место личные права, затем политические и только на третье - социально-экономические права, назвав первым из них право частной собственности (часть 1 статьи 35). Это настолько четко и недвусмысленно обозначило идеологическую позицию авторов Конституции, что иначе как “буржуазной” ее в кругах не только коммунистической, но и социал-демократической оппозиции не называют. Между тем, новая Конституция России содержит весьма широкий спектр социально-экономических прав, многие из которых до сих пор не известны ни одному западному государству. Это говорит о сохранении некоторой преемственности по отношению к практике советского государственно-правового строительства.
Таким образом, правовой статус личности в России - одно из важнейших
достижений на пути преобразования общества. Это убедительное доказательство того, что наша страна идет по пути демократии и гуманизма, строит правовое государство. Многое сделано в сфере политических прав и свобод, особенно в создании предпосылок для развития многопартийности, гласности, информации, деятельности общественных организаций. Однако в целом правовой статус личности реализуется далеко не полно и непоследовательно. Положение в этой сфере жизни нельзя назвать благополучными.
Сложившаяся ситуация в сфере прав и свобод человека, несомненно,
отражает переходный характер современного этапа развития российского
общества. Но "списывать" слабости и недостатки только на это было бы
неверно. Свою негативную роль играют другие факторы: неуважение к правам и свободам человека, отсутствие строгой и неотвратимой ответственности за их нарушения, незавершенность законодательства, страдающего от декларативности, а также от слабости соответствующих государственных структур.
Исправлению неблагоприятного положения призвана способствовать
Федеральная программа действий в области прав человека. Это
скоординированный план государственных усилий, осуществляемых на основе Конституции 1993 года и международно-правовых обязательств России. Вместе с тем крайне важно участие в этом деле всех прогрессивных сил российского общества. Необходим строгий и постоянный контроль общественности за соблюдением прав и свобод человека в стране.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях конституционного государства народ становится демократически конституированным сообществом, сознательно ориентирующимся на защиту человека как высшей ценности и видящим в этом свой долг. Такая ориентация народа позволяет избежать последствий, которые являлись результатом сознательного преувеличения роли коллектива и государства и приводили к господству тоталитаризма. Народ, который не способен или не желает признавать ценность отдельного человека и соответственно этому действовать, не может быть организован в подлинно демократическое общество даже с помощью разного рода юридических инструментов. Таким образом, авторитет любой организации, включая и государство, по своей природе вторичен. Не может быть признания ценности государства или любой другой организации, если при этом не признается высшая ценность человека и гражданина. В условиях современной действительности, характеризующейся ростом преступности, массовым обнищанием населения, грубейшими нарушениями прав человека, признание Конституцией Российской Федерации человека, его прав и свобод высшей ценностью носит в значительной мере лишь формальный характер. Однако заложенный в ней большой демократический потенциал служит хорошей основой для борьбы граждан России за свои права, за свое человеческое достоинство.
Итак, рассмотрев основные права и свободы человека и их реализацию, можно прийти к выводу, что многие классификации основных прав, использующиеся в настоящее время, не рассчитаны на тот объем прав человека, которым обладает индивид, в связи с чем они постоянно дополняются и корректируются, чем значительно усложняются, однако не полностью отражают общественные отношения в данной сфере. Некоторые авторы считают, что классическую классификацию нужно дополнять новыми видами прав; другие предлагают исключить из нее некоторые виды прав. Рассмотрев классическую классификацию можно сделать вывод, что она является достаточно удобной и доступной в реализации данных прав и свобод.
Основными записанными в Конституции права и свободы являются прежде всего потому, что они опосредуют наиболее существенные, коренные, принципиальные отношения и связи между обществом и его членами, государством и его гражданами. Это в первую очередь отношения, складывающиеся в связи с местом индивида в производстве и распределении общественных богатств. На основе господствующих в данную эпоху отношений собственности формируются связи, в том числе и правовые, между обществом, государством и личностью.
Права и свободы человека нуждаются в гарантиях. Гарантии необходимы для правового статуса личности в целом и для каждого его элемента. Исходя из ныне действующей Конституции, все гарантии выражаются в юридических средствах и способах защиты прав и свобод человека и гражданина и, прежде всего, в судебном обеспечении. Начиная со ст. 45 Конституции РФ 1993 г. и практически до конца второй главы, закреплены постановления, фиксирующие принципы и нормы защиты различных категорий людей (ст. 46,47 и др.).
Правовой статус личности в России - одно из важнейших
достижений на пути преобразования общества. Это убедительное доказательство того, что наша страна идет по пути демократии и гуманизма, строит правовое государство. Многое сделано в сфере политических прав и свобод, особенно в создании предпосылок для развития многопартийности, гласности, информации, деятельности общественных организаций. Однако в целом правовой статус личности реализуется далеко не полно и непоследовательно. Положение в этой сфере жизни нельзя назвать благополучными.
Сложившаяся ситуация в сфере прав и свобод человека, несомненно,
отражает переходный характер современного этапа развития российского
общества. Но "списывать" слабости и недостатки только на это было бы
неверно. Свою негативную роль играют другие факторы: неуважение к правам и свободам человека, отсутствие строгой и неотвратимой ответственности за их нарушения, незавершенность законодательства, страдающего от декларативности, а также от слабости соответствующих государственных структур.
Исправлению неблагоприятного положения призвана способствовать
Федеральная программа действий в области прав человека. Это
скоординированный план государственных усилий, осуществляемых на основе Конституции 1993 года и международно-правовых обязательств России. Вместе с тем крайне важно участие в этом деле всех прогрессивных сил российского общества. Необходим строгий и постоянный контроль общественности за соблюдением прав и свобод человека в стране.
Библиографический список
Нормативно-правовые акты:
1. Гомьен, Д., Харрис, Д., Знаах, Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика / Д. Гомьен, Д. Харрис, Л. Знаах. - М., 1998. – 125с.
2. Конституция Российской Федерации. Конституция РФ. Государственный флаг РФ. Государственный герб РФ. Государственный гимн РФ. – М.: Астрель, 2009. – 64 с.
Судебная практика:
3. Баев, О.Я., Трухачев, В.В. О правовых основах обеспечения безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе: теория и практика криминалистики и судебной экспертизы / Я.О. Баев, В.В. Трухачев. - Саратов, 1994. - №9. – 52с.
Научная и специальная литература:
4. Брусницин, Л.В. Правовое обеспечение безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию в условиях Вооруженных Сил РФ: диссертация канд. юрид. наук / Л.В. Брусницин. – М., 1997.
5. Иванов, А.П. Основные признаки конституционных прав и обязанностей советских граждан: автореферат канд. юрид. наук /А.П. Иванов. – Саратов, 1969.
6. Керимов, Д.А. Категории действительности и возможности в праве / Д.А. Керимов // Советское государство и право. – 1968. - №8. – 72с.
7. Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации: в 2 т. / отв. ред. Б.С. Эбзеев. – М., 2001. – Т.2: Защита прав и свобод граждан. – 211с.
8. Невирко, Д.Д. Права и свободы человека и гражданина: проблемы соотношения, взаимодействия и иерархии: монография / Д.Д. Невирко, СибЮИ МВД России. – Красноярск, 2006. – 142с.
9. Недбайло, П.Е. О юридических гарантиях правильного осуществления советских правовых норм / П.Е. Недбайло // Советское государство и право. – 1957. - №6. – 75с.
10. Терехин, В.А. Самостоятельность судебной власти и независимость судей как гарантия прав граждан / В.А. Терехин // Государство и право. – 2001. - №8. – 60с.
11. Трунов, И.А. Правовое государство – это государство судей. Процессуальное законодательство о защите частной жизни граждан / И.А. Трунов // Закон и право. – 2002. - №1. – 68с.
Учебники и учебные пособия:
12. Алексеев, С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве / C.C. Алексеев. – М.: Былина, 1966. – 472с.
13. Воеводин, Л.Д. Юридические гарантии прав и свобод личности в социалистическом обществе / Л.Д. Воеводин. – М.: Инфра-М-Норма, 1987. – 300с.
14. Глухарева, Л.И. Права человека в современном мире (социально-философские основы и государственно-правовое регулирование) / Л.И. Глухарева. – М.: Наука, 1988. – 144с.
15. Лепешкин, А.И. Правовое положение советских граждан / А.И. Лепешкин. – М. Былина, 1966. – 224с.
16. Лейбо, Ю.И., Толстопятенко, Г.И., Экштайн, К.А. Права и свободы человека и гражданина / Ю.И. Лейбо. – М.: Феникс, 2000. – 342с.
17. Советское государство и право: учебник для юридических институтов и факультетов / под ред. проф. А.И. Лепешкина. – М.: Просвещение, 1971. – 545с.
18. Строгович, М.С. Основные вопросы советской социалистической законности / М.С. Строгович. – М.: Былина, 1966. – 85с.
19. Права человека: проблемы и перспективы / отв. ред. Е.А. Лукашева. – М.: Наука, 1990. – 385с.
20. Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. проф. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2000. – 596с.
21. Чхиквадзе, В.М. Государство, демократия, законность. Ленинские идеи и современность / В.М. Чхиквадзе. – М.: Былина, 1967. – 420с.
[1] Права человека: проблемы и перспективы / отв. ред. Е.А. Лукашева. – М., 1990. – С. 35
[2] Трунов И.А. Правовое государство – это государство судей. Процессуальное законодательство о защите частной жизни граждан // Закон и право. – 2002. - №1. – С. 21-28; Терехин В.А. Самостоятельность судебной власти и независимость судей как гарантия прав граждан // Государство и право. – 2001. - №8. – С. 42-50.
[3] Баев О.Я., Трухачев В.В. О правовых основах обеспечения безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе // Теория и практика криминалистики и судебной экспертизы. Вып. 9. – Саратов, 1994; Щерба С.П, Зайцев О.А. Охрана прав потерпевших и свидетелей по уголовным делам. – М., 1996; Брусницин Л.В. Правовое обеспечение безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию в условиях Вооруженных Сил РФ: дис. …канд. юрид. наук. – М..1997
[4] Собрание законодательства РФ. – 2001. - №52 (ч.1). – ст. 4921
[5] Гомьен Д., Харрис Д., Знаах Л.Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. – М., 1998.
[6] Глухарева Л.И. Права человека в современном мире (социально-философские основы и государственно-правовое регулирование) – М., 2003. – С.31-59.
[7] Лепешкин А.И.Правовое положение советских граждан. – М., 1966; Советское государство и право: учебник для юридических институтов и факультетов / под ред. проф. А.И. Лепешкина. – М., 1971.
[8] Чхиквадзе В.М. Государство, демократия, законность. Ленинские идеи и современность. – М., 1967. – С. 339.
[9] Воеводин Л.Д. Юридические гарантии прав и свобод личности в социалистическом обществе. – М., 1987. – С.19.
[10] Иванов А.П. Основные признаки конституционных прав и обязанностей советских граждан: автореф. дис. …канд. юрид. наук. – Саратов, 1969.
[11] Воеводин Л.Д. Юридические гарантии прав и свобод личности в социалистическом обществе. – С. 20.
[12] Конституция Российской Федерации: научно-практический комментарий / отв. ред. Ю.М. Прусаков. – С. 162.
[13] Права человека: учебник для вузов / отв. ред. Е.А. Лукашева. – М., 1999. – С. 136.
[14] Лейбо Ю.И., Толстопятенко Г.И., Экштайн К.А. Права и свободы человека и гражданина. – М., 2000. – С. 18.
[15] Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации: в 2 т. / отв. ред. Б.С. Эбзеев. – М., 2001. – Т.2: Защита прав и свобод граждан. – С. 5-29.
[16] Воеводин Л.Д. Юридические гарантии прав и свобод личности в социалистическом обществе. – М., 1987. -С.23.
[17] Керимидов Д.А. Категории действительности и возможности в праве // Советское государство и право. 1968. №8.
[18] Недбайло П.Е. О юридических гарантиях правильного осуществления советских правовых норм // Советское государство и право.1957. №6. С.20.
[19] Строгович М.С. Основные вопросы советской социалистической законности. М.1966. С. 65.
[20] Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. – М., 1966. – С. 472.
[21] Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. - Саратов, 1992. - С.125.
[22] Советское государственное право / под ред. А.И. Лепешкина. М., 1971. С. 216.
[23] Керимов Д.А. Обеспечение законности в СССР. М., 1956. С.27; Строгович М.С. Основные вопросы советской социалистической законности. М.1966. С. 65-66.