Республиканская форма правления

Автор: Эльвира Кулагина, 18 Октября 2010 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Понятие формы государственного правления

Содержание

Введение.
1. Понятие формы государственного правления.
2. Понятие и юридические свойства республиканской формы правления
3. Разновидности республиканской формы правления. Особенности республики в РФ
а) Парламентская республика
б) Президентская республика
в) Смешанные республиканские формы правления
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

Министерство  внутренних дел Российской Федерации

Белгородский  юридический институт 

кафедра государственно-правовых дисциплин 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

по  теории государства  и права 

Тема: «Республиканская форма правления». 
 
 
 

                  Выполнил: 

                  курсант 111 взвода

                  рядовой милиции

                  Кулагина  Эльвира Александровна 

                  Научный руководитель: 

                  Подполковник  милиции,

                  старший преподаватель, кандидат юридических наук

                  Лысенко Виктория Александровна 

  
 
 

               
 
 
 

Белгород - 2010 
 

Содержание. 
 

    Введение.

  1. Понятие формы государственного правления.
  2. Понятие и юридические свойства республиканской формы правления

    3. Разновидности республиканской формы правления. Особенности республики в РФ

    • а) Парламентская республика
    • б) Президентская республика
    • в) Смешанные республиканские формы правления

     Заключение

    Список используемой литературы 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение.

 
 

      Республика  или республиканская форма правления  является весьма древней формой государственной  организации общества.

      Уже в первых месопотамских городах - государствах, как в последствии в древнегреческих полисах, власть имела сложную структуру. И в этой структуре зачастую в определенной исторической обстановке верховенство оставалось за демократическим органом власти - собранием и советом. При этом в собрании участвовали все полноправные горожане, все граждане города - государства, которые принимали основные решения, избирали совет для ведения текущих государственных дел. Иностранцы и рабы, как правило отстранялись от участия в государственном управлении.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие формы государственного правления
 

     Форма правления рассматривается как  организация государства, включающая в себя порядок образования высших и местных государственных органов  и порядок взаимоотношений между  ними. Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному выборному органу. В первом случае имеет место монархическая форма правления. Во втором — республиканская.

     При монархической форме правления  источником государственной власти, согласно действующим законам, является монарх. При республиканской — выборный государственный орган.

     Главная разница между монархией и  республикой заключается в следующем: монархическая форма государства  означает, что власть в государстве принадлежит высшему носителю государственной власти на основе его собственного права.

     В монархии монарху предоставлено  окончательное решение по всем важнейшим  государственным актам. Народ здесь  не обладает никакой властью, или  обладает ею в весьма малой степени. Народ в монархии или вовсе устранен от управления, или участвует в нем лишь в ограниченном объеме. Иначе обстоит дело в республике. Под республикой разумеется такая форма государства, где власть принадлежит самому народу и только ему. Здесь сам народ прямо или через посредство избранных им представителей и управляет государством и решает все важнейшие государственные дела.

     Таково  главное различие между монархическим  и республиканским государствами.

     Форма правления - это научная  категория, которая отражает порядок образования высших органов государственной власти, их структуру, компетенцию и взаимоотношения между ними. 1

     История и современность знают различные  виды монархий и республик. Они в значительной степени зависят от типов государств, а также от условий их возникновения и функционирования.

Форма государственного правления дает возможность  уяснить:

    • как создаются высшие органы государства, и каково их строение;
    • как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами
    • как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны ;
    • в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина .
 
 
 

      Форма правления 

     монархия                                                          республика 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие и юридические  свойства республиканской  формы правления.
 

  Республика (от лат. "respublica" - общественное дело) - форма правления, при которой высшие органы власти избираются или назначаются на определенный срок и функционируют на основе разграничения сфер компетенции (деятельности). В РФ Республиканская форма правления - это принцип конституционного строя, в соответствии с которым представительные органы государственной власти избираются всенародно. Исторически республика восходит к первым месопотамским городам-государствам и древнегреческому полису. Уже в тот период республика отличалась коллективным правлением и более или менее демократическими процедурами принятия решений; ответственностью должностных лиц перед законом. Первые республики - Афины V - IV вв. до н.э., Спарта - V - IV вв. до н.э., Римская аристократическая республика - V - IV вв. до н.э. В истории известны и феодальные города-республики - Флоренция, Венеция, Генуя (в Италии); Новгород и Псков (в России). Первой формой республиканского устройства в истории России являлось вече (от "вещать") - народные собрания в городах Киевской Руси, ставшие формой ограничения власти князей в интересах городских верхов. Наибольшее распространение они получили в эпоху феодальной раздробленности. Ослабление городов после монголо-татарского нашествия и последующее укрепление великокняжеской власти повлекли устранение вечевых учреждений к концу XIV в.; исключение составили Великий Новгород и соседние ему Псков и Вятка, где вечевой строй достиг наибольшего развития и был ликвидирован в результате насильственного присоединения этих "севернорусских народоправств" (Н.И. Костомаров) к Москве в 1478 - 1510 гг. Утверждение Р.ф.п. в ее современном понимании приходится на период перехода от аграрного строя к индустриальному. Исторически первыми республиками стали США (1787 г.) и Франция (1792 г.). В России республика была утверждена Временным правительством 1 сентября 1917 г. Тот факт, что республике в период буржуазных и национально-освободительных революций отдавали в большинстве случаев предпочтение перед монархией, а также и то, что современная модель монархической формы правления приобрела многие черты республиканской, свидетельствует об эффективности последней. В то же время надо иметь в виду, что возможно псевдореспубликанское государственное устройство, которое при сохранении присущих республике внешних форм характеризуется нелегитимностью власти. К примеру, фашистская Германия второй половины 1930-х - середины 1940-х гг., современные монократические республики в некоторых странах Латинской Америки. Конституция РФ (ст. 1), закрепляя республиканскую форму правления, не указывает конкретный вид (модель) такой формы правления.

Общими  признаками республиканской формы правления являются: 

 
  • существование единоличного и коллегиального главы  государства;
  • выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
  • осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;
  • юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
  • обязательность решений верховной государственной  власти.

      3. Разновидности республиканской формы правления. Особенности республики в РФ. 

 Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме  государственного устройства на:

  • парламентарные;
  • президентские;
  • смешанные.

 а) Парламентская республика

       В парламентарной республике президент  обычно избирается таким образом, чтобы он не получал свой мандат непосредственно от народа (граждан-избирателей) и не мог противопоставлять себя парламенту, депутаты которого избираются непосредственно гражданами. Применяются различные способы непрямых выборов президента. Он избирается либо парламентом (Греция, Ливан, Турция), либо особой коллегией (например, в Германии в состав коллегии входят все депутаты нижней палаты и такое же число депутатов, избранных представительными органами земель; эта коллегия называется Федеральным собранием). В Италии в состав коллегии входят члены обеих палат парламента и делегаты областных советов, в Индии — выборные члены парламента и выборные члены законодательных собраний штатов.

       Способ  выборов президента не является, однако, решающим критерием отличий парламентарной республики от президентской или полупрезидентской. Главное состоит в порядке назначения правительства и его политической ответственности. В парламентарной республике по тексту конституции, как и в республике президентской, правительство назначается президентом. Но в отличие от президентской республики это формальный акт. В парламентарной республике, как и в парламентарной монархии, глава государства не является главой правительства и не свободен в выборе премьер-министра, который потом определяет состав правительства (кабинета) и вносит его на утверждение парламента. Президенту приходится назначать лидером правительства лицо, которое пользуется доверием парламента (его нижней палаты), иначе правительство не будет утверждено парламентом. Поэтому в парламентарной республике пост премьер-министра занимает лидер партии, имеющей большинство в парламенте, или кандидат, предложенный блоком объединившихся партий, которые вместе располагают таким большинством (коалиционное правительство).

       Это означает, что правительство формируется  партией (партиями), победившей на парламентских (а не на президентских) выборах.

       В парламентарной республике президент  по конституции нередко наделяется широкими полномочиями, но осуществлять их может лишь по предложению («совету») правительства. В такой республике он не правит, но это не значит, что его роль в государстве незначительна. Некоторые вопросы государственного значения президент решает самостоятельно (в Италии он назначает некоторых должностных лиц, в ФРГ в определенных условиях вправе отклонить просьбу правительства о роспуске нижней палаты). В условиях, когда в парламенте ситуация складывается таким образом, что правительственная партия утрачивает большинство (например, в результате перехода депутатов в другие партии), президент может проявить самостоятельность в формировании нового правительства (так было, например, в Индии).

       В парламентарной республике правительство  несет ответственность только перед  парламентом, но не перед президентом. Вотум недоверия, принятый парламентом (большинством голосов), обязывает правительство уйти в отставку. Правда, есть вариант: президент, действующий в парламентарной республике по совету и с согласия правительства, может распустить парламент с обязательным назначением новых выборов. Если их результат будет не в пользу правительственной партии, т.е. она проиграет выборы, правительство уходит в отставку.

       «Рационализированный  парламентаризм» в парламентарной республике. Парламентарная республика, как и президентская, тоже испытывает в наше время давление, направленное на «рационализацию» парламентаризма. Но в данном случае суть этого давления состоит в том, чтобы ограничить возможность использования вотума недоверия,  создать стабильное правительство, исключить министерскую чехарду (в Италии, например, за послевоенные полвека сменилось более 50 советов министров). С этой целью применяются разные приемы, относящиеся к партийным комбинациям членов парламента (но есть и обратные комбинации с целью организовать выражение недоверия и «свалить» кабинет).

       Существуют  и конституционные способы для  создания более стабильного правительства  в парламентарной республике. Одним  из наиболее действенных является «конструктивный  вотум недоверия», предусмотренный  конституцией Германии. Во-первых, ответственность перед нижней палатой парламента несет не все правительство, а только его глава (канцлер). Отдельным министрам недоверие не может быть выражено, они назначаются и смещаются канцлером. Во-вторых, бундестаг имеет право выразить вотум недоверия канцлеру только при условии, что проект резолюции, внесенный в бундестаг, будет содержать два пункта:

Информация о работе Республиканская форма правления