Автор: Эльвира Кулагина, 18 Октября 2010 в 21:15, курсовая работа
Понятие формы государственного правления
Введение.
1. Понятие формы государственного правления.
2. Понятие и юридические свойства республиканской формы правления
3. Разновидности республиканской формы правления. Особенности республики в РФ
а) Парламентская республика
б) Президентская республика
в) Смешанные республиканские формы правления
Заключение
Список используемой литературы
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Белгородский
юридический институт
кафедра
государственно-правовых
дисциплин
Курсовая
работа
по
теории государства
и права
Тема:
«Республиканская форма
правления».
Выполнил:
курсант 111 взвода
рядовой милиции
Кулагина
Эльвира Александровна
Научный
руководитель:
Подполковник милиции,
старший преподаватель, кандидат юридических наук
Лысенко
Виктория Александровна
Белгород
- 2010
Содержание.
Введение.
3. Разновидности республиканской формы правления. Особенности республики в РФ
Заключение
Список используемой
литературы
Республика
или республиканская форма
Уже
в первых месопотамских городах
- государствах, как в последствии в древнегреческих
полисах, власть имела сложную структуру.
И в этой структуре зачастую в определенной
исторической обстановке верховенство
оставалось за демократическим органом
власти - собранием и советом. При этом
в собрании участвовали все полноправные
горожане, все граждане города - государства,
которые принимали основные решения, избирали
совет для ведения текущих государственных
дел. Иностранцы и рабы, как правило отстранялись
от участия в государственном управлении.
Форма
правления рассматривается как
организация государства, включающая
в себя порядок образования высших
и местных государственных
При монархической форме правления источником государственной власти, согласно действующим законам, является монарх. При республиканской — выборный государственный орган.
Главная
разница между монархией и
республикой заключается в
В монархии монарху предоставлено окончательное решение по всем важнейшим государственным актам. Народ здесь не обладает никакой властью, или обладает ею в весьма малой степени. Народ в монархии или вовсе устранен от управления, или участвует в нем лишь в ограниченном объеме. Иначе обстоит дело в республике. Под республикой разумеется такая форма государства, где власть принадлежит самому народу и только ему. Здесь сам народ прямо или через посредство избранных им представителей и управляет государством и решает все важнейшие государственные дела.
Таково
главное различие между монархическим
и республиканским
Форма правления - это научная категория, которая отражает порядок образования высших органов государственной власти, их структуру, компетенцию и взаимоотношения между ними. 1
История
и современность знают
Форма государственного правления дает возможность уяснить:
Форма
правления
монархия
Республика (от лат. "respublica" - общественное дело) - форма правления, при которой высшие органы власти избираются или назначаются на определенный срок и функционируют на основе разграничения сфер компетенции (деятельности). В РФ Республиканская форма правления - это принцип конституционного строя, в соответствии с которым представительные органы государственной власти избираются всенародно. Исторически республика восходит к первым месопотамским городам-государствам и древнегреческому полису. Уже в тот период республика отличалась коллективным правлением и более или менее демократическими процедурами принятия решений; ответственностью должностных лиц перед законом. Первые республики - Афины V - IV вв. до н.э., Спарта - V - IV вв. до н.э., Римская аристократическая республика - V - IV вв. до н.э. В истории известны и феодальные города-республики - Флоренция, Венеция, Генуя (в Италии); Новгород и Псков (в России). Первой формой республиканского устройства в истории России являлось вече (от "вещать") - народные собрания в городах Киевской Руси, ставшие формой ограничения власти князей в интересах городских верхов. Наибольшее распространение они получили в эпоху феодальной раздробленности. Ослабление городов после монголо-татарского нашествия и последующее укрепление великокняжеской власти повлекли устранение вечевых учреждений к концу XIV в.; исключение составили Великий Новгород и соседние ему Псков и Вятка, где вечевой строй достиг наибольшего развития и был ликвидирован в результате насильственного присоединения этих "севернорусских народоправств" (Н.И. Костомаров) к Москве в 1478 - 1510 гг. Утверждение Р.ф.п. в ее современном понимании приходится на период перехода от аграрного строя к индустриальному. Исторически первыми республиками стали США (1787 г.) и Франция (1792 г.). В России республика была утверждена Временным правительством 1 сентября 1917 г. Тот факт, что республике в период буржуазных и национально-освободительных революций отдавали в большинстве случаев предпочтение перед монархией, а также и то, что современная модель монархической формы правления приобрела многие черты республиканской, свидетельствует об эффективности последней. В то же время надо иметь в виду, что возможно псевдореспубликанское государственное устройство, которое при сохранении присущих республике внешних форм характеризуется нелегитимностью власти. К примеру, фашистская Германия второй половины 1930-х - середины 1940-х гг., современные монократические республики в некоторых странах Латинской Америки. Конституция РФ (ст. 1), закрепляя республиканскую форму правления, не указывает конкретный вид (модель) такой формы правления.
Общими
признаками республиканской формы правления
являются:
3. Разновидности
республиканской формы
правления. Особенности
республики в РФ.
Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на:
В парламентарной республике президент обычно избирается таким образом, чтобы он не получал свой мандат непосредственно от народа (граждан-избирателей) и не мог противопоставлять себя парламенту, депутаты которого избираются непосредственно гражданами. Применяются различные способы непрямых выборов президента. Он избирается либо парламентом (Греция, Ливан, Турция), либо особой коллегией (например, в Германии в состав коллегии входят все депутаты нижней палаты и такое же число депутатов, избранных представительными органами земель; эта коллегия называется Федеральным собранием). В Италии в состав коллегии входят члены обеих палат парламента и делегаты областных советов, в Индии — выборные члены парламента и выборные члены законодательных собраний штатов.
Способ выборов президента не является, однако, решающим критерием отличий парламентарной республики от президентской или полупрезидентской. Главное состоит в порядке назначения правительства и его политической ответственности. В парламентарной республике по тексту конституции, как и в республике президентской, правительство назначается президентом. Но в отличие от президентской республики это формальный акт. В парламентарной республике, как и в парламентарной монархии, глава государства не является главой правительства и не свободен в выборе премьер-министра, который потом определяет состав правительства (кабинета) и вносит его на утверждение парламента. Президенту приходится назначать лидером правительства лицо, которое пользуется доверием парламента (его нижней палаты), иначе правительство не будет утверждено парламентом. Поэтому в парламентарной республике пост премьер-министра занимает лидер партии, имеющей большинство в парламенте, или кандидат, предложенный блоком объединившихся партий, которые вместе располагают таким большинством (коалиционное правительство).
Это означает, что правительство формируется партией (партиями), победившей на парламентских (а не на президентских) выборах.
В парламентарной республике президент по конституции нередко наделяется широкими полномочиями, но осуществлять их может лишь по предложению («совету») правительства. В такой республике он не правит, но это не значит, что его роль в государстве незначительна. Некоторые вопросы государственного значения президент решает самостоятельно (в Италии он назначает некоторых должностных лиц, в ФРГ в определенных условиях вправе отклонить просьбу правительства о роспуске нижней палаты). В условиях, когда в парламенте ситуация складывается таким образом, что правительственная партия утрачивает большинство (например, в результате перехода депутатов в другие партии), президент может проявить самостоятельность в формировании нового правительства (так было, например, в Индии).
В парламентарной республике правительство несет ответственность только перед парламентом, но не перед президентом. Вотум недоверия, принятый парламентом (большинством голосов), обязывает правительство уйти в отставку. Правда, есть вариант: президент, действующий в парламентарной республике по совету и с согласия правительства, может распустить парламент с обязательным назначением новых выборов. Если их результат будет не в пользу правительственной партии, т.е. она проиграет выборы, правительство уходит в отставку.
«Рационализированный
парламентаризм» в
Существуют
и конституционные способы для
создания более стабильного