Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 19:56, контрольная работа
Данная работа знакомит исследователя не только с самой реформой Сервия Туллия, но и с предпосылками, которые предшествовали реформе. Работа знакомит с общественным строем Древнего Рима до реформы Сервия Туллия и показывает его изменения в процессе реформы, тем самым, раскрывая сам механизм реформы.
Введение ……………………………………………………………………….….3
Военная реформа …………………………..……………………………........4
Заключение ……………………………………….……………………………....10
Список используемой литературы …………………………………………......11
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал
в г. Новосибирске
Кафедра: Общегуманитарных и естественно-математических дисциплин
Специальность: Юриспруденция
Дисциплина: История
государства и права зарубежных
стран
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Реформы
Сервия Тулия и их значение для Рима.
Новосибирск 2010г.
Содержание
Введение ………………………………………………………
Военная реформа
…………………………..…………………………….......
Заключение ……………………………………….………
Список используемой
литературы …………………………………………......11
Введение
Эта тема представляет исследователю обширное и крайне интересное поле деятельности. Она насыщенна «белыми пятнами» , открытыми вопросами и смелыми гипотезами. Кроме того данная работа позволяет определить место Древнего Рима в общеисторическом процессе.
Данная работа знакомит исследователя не только с самой реформой Сервия Туллия, но и с предпосылками, которые предшествовали реформе. Работа знакомит с общественным строем Древнего Рима до реформы Сервия Туллия и показывает его изменения в процессе реформы, тем самым, раскрывая сам механизм реформы.
Реформа
Сервия Туллия проводилась как военная
реформа, однако, социальные последствия
ее вышли далеко за пределы только
военного дела, оказав решающее значение
в образовании древнеримской государственности.
Военная реформа
Мощный удар родовой организации патрициев был нанесен в середине VI века до н.э. реформой Сервия Туллия, шестого рекса по римской исторической традиции. Она проводилась как военная реформа, однако социальные последствия ее вышли далеко за пределы только военного дела, оказав решающее значение в образовании древнеримского государства.
Первоначально римское войско было преимущественно патрицианским. Плебеи, находившиеся не вне патрициальной общины, также не входили в военную организацию. Вследствие этого возникло разное несоответствие между населением Рима и количеством выставляемых им воинов. А захватническая политика требовала увеличения войск и расходов на ведение войн.
Необходимость привлечения к военной службе плебеев стала очевидной. Поэтому все свободное население Рима патриции и плебеи — было разделено по имущественному признаку ( цензу ) на 5 разрядов, каждый из которых был обязан выставить определенное количество воинских подразделений — центурий.
Помимо этих центурий, были еще 18 центурий всадников из самых богатых римлян, а цензом свыше 100.000 ассов ( из них шесть исключительно патрицианских ); а также пять не вооруженных центурий: две — ремесленников, две — музыкантов и один из неимущих, которых называли пролетариями. Таким образом, всего было 193 центурии.
Центурии каждого из пяти разрядов делились на две части: одна из них, старая, куда входили римляне от 45 до 60 лет, предназначалась для гарнизонной службы; другая — войны от 17 до 45 лет — младшая, предназначалась для боевых походов.
Для оценки имущества граждан, вся территория Рима была разделена на трибы, которые, однако, не имели ничего общего, кроме названия, с прежними тремя племенными трибами. Новых, территориальных триб вначале было создано, видимо, 21 : четыре городских и семь-надцать сельских. По трибам производился набор войска и взимался налог на военные нужды — Tributum.
Со временем состоящее из центурий войско стало принимать участие в решении вопросов, связанных не только с войной и военным делом. Постепенно к центуриатным собраниям переходило решение дел, которыми ранее ведали собрание римских патрициев по куриям. По традиции, центурии собирались за городской чертой, на Марсовом поле, а куриатные собрания проводились в городе.
Там возник новый вид народных собраний, в которых были представлены и патриции, и плебеи — центуриатные собрания.
Каждая из 193 центурий обладала при голосовании одним голосом. Самые богатые римляне, преимущественно патриции,- всадники и центуриаты 1 разряда, обладали 98 голосами, что обеспечивало им перевес в решении любых вопросов. Однако патриции преобладали в центуриатных собраниях не как таковые, в силу своих родовых приве-легий, а как наиболее состоятельные землевладельцы. Поэтому и плебеи могли попасть и уже попадали в эти центурии. Следовательно, плебеи вышли из своего изолированного положения по отношению к римской общине.
Таким образом, важное социальное значение реформы Сервия Туллия состояло в том, что она заложила основы новой организации римского общества не только по родовому, а по имущественному и территориальному признаку.
Тем не менее, родовой строй еще не был сокрушен окончательно. Организация власти, основанная на родовом строе, продолжала существовать рядом с организацией, основанной на территориальном и имущественном признаках, причем только постепенно, в течение 200 лет она вытеснила родовую организацию. Это происходило в ожесточеной борьбе плебеев с патрициями, которая особенно обострялась после свержения последнего рекса. Военная демократия как форма организации власти в период разложении родового строя изжила себя бесповоротно.
Во всем процессе образования римского государства значительное место занимают войны, военная организация населения и вооруженные силы. В войнах рождалось само римское государство, весь его не сложный первоначальный механизм.
Созданием Сервием Туллием нового ополчения, сменившего родовые дружины послужило разрушению древнего патриархального строя и оформлению новых порядков, носящих политический характер. Устранив родоплеменное деление населения и разделив все общество, включая плебеев, на имущественные разряды, Сервий Туллий тем самым лишил почти всякого значения родовую знать и родовую организацию. Вместе с тем его реформа послужила основой для создания римской армии в форме рабовладельческой милиции. Войско состояло теперь только из имущих граждан, вооружение и характер военной службы которых зависел от величины имущества.
Таким образом, армия рождающегося рабовладельческого государства как орган, олицетворяющий главную силу власти, господствующего класса, был плотью от плоти этого класса.
Важно иметь в виду, что центуриатная организация предназначалась и для политических целей, поскольку центуриатные комиции приобрели право на решение важнейших политических вопросов. Собрания по центуриям постепенно вытеснили старые куриатные комиции из политической жизни.
Центуриатные комиции представляли собой собрания войска, в котором 98 центурий первого разряда уже составляли большинство против 95 центурий всех остальных разрядов вместе взятых. Цель такой политической организации вполне очевидна. Она определена Цицероном: голосование в новых комициях должно было находиться во власти богатых, а не массы народа.
Таким образом, в VI-V в.в. до н.э. имущественная дифференция в Риме нашла отражение в его военной организации в системе комиций. Участие того или иного гражданина в защите общинной собственности и в совместном распоряжении ею зависело от величины принадлежащего ему на правах частной собственности земельного участка . Классово дифференцированное общество нуждается в особой публичной власти, средоточием которой выступают центуриатные комиции, принадлежащие состоятельным гражданам.
На данном
этапе публичная власть сосредоточилась
в руках военнообязанных
Для оформления и утверждения государства в Риме большое значение имело разделение населения согласно реформе Сервия Туллия по территориальным округам — трибам. По территориальным трибам проводился ценз, согласно которому граждане зачислялись в тот или иной сервианский разряд в зависимости от их имущественного положения . Кроме того, по трибам производился набор в войско и взимался налог с граждан на военные нужды. Основой и основным смыслом нового деления населения состоял в удовлетворении прежде всего военных нужд государства и организации государственного единства, поэтому территориальное оформление государства и организации государственного единства по существу были ничем иным, как военно-административным делением, отвечающим классовым интересам имущих граждан.
Так
на рубеже VI-V в.в. до н.э. создавалось
рабовладельческое римское
Ранее республиканский государственный аппарат состоял в связи с этим, по существу, из вооруженных сил. Его элементами выступали центуриатные и трибутные комиции, а также немногие выборные магистраты, где сосредотачивается законодательная, исполнительная и судебная власть. Особая публичная власть и войско в период ранней республики почти сливались. Поскольку армия выступала главным, то основой тенденцией в развитии государственного аппарата являлась его военизация, усиливающаяся по мере дальнейшей социальной дифференциации. Содержание, комплектование войска, руководство им предмет особой заботы господствующего класса в раннереспубликанский период.
Вооруженные силы, таким образом, не только служила аппаратом «высшего» и «внутреннего» насилия, но и, будучи организованными в комиции, составляли основной элемент еще примитивного, несовершенного государственного механизма в раннереспубликанский период. Войско здесь выступает органом власти и принуждения одновременно.
Верховное командование в армии осуществляя орган патрицианской знати — сенат. Сенат играл огромную роль в объявлении войны и всех делах, связанных с ведением войн, распределял командование между магистратами, награждал полководцев, определял необходимый военный контингент, выделял средства на ведение войны и т.д.
Магистры получали верховное командование от центуриатных комиций ( преторы, консулы ) либо от сената ( диктаторы ). Они воплощали институт верховного командования.
Все главные римские магистры, согласно реформе Сервия Туллия, были связаны с военным ведомством: квесторы ведали военными расходами; цензоры, проводя ценз, определяли воинскую и налоговую повинность граждан.
Офицеры делились на высших и низших. Низшие офицеры были, по указанию Сервия Туллия, командирами центурий. Они выдвигались на эту должность из простых легионеров и, как правило, не достигали более высоких постов. Высшее офицерство составляли военные трибуны, легаты, квесторы и начальники конницы. Военные трибуны принадлежали к сенатскому или всадническому сословию и обычно начинали этой службой свою политическую карьеру. В каждом легионе было по шесть трибунов. Легаты, непосредственные помощники главнокомандующего, назначались сенатом и сами были сенаторами. Они командовали легионами или их соединениями.
Военнообязанными считались граждане в возрасте от 17 до 60 лет, удовлетворяющие требованием имущественного ценза. Освобождались от воинской повинности пехотинцы, прослужившие не менее 16-20 лет (участники — 16-20 походов), и всадники, прослужившие не менее 10 лет.
Воины учитывались и набирались по территориальным трибам, составлялись списки с указанием имущественного состояния свободных граждан. Лица, владевшие землей, но непригодные к воинской службе, вместо воинской повинности платили деньги на содержание всаднических лошадей. Специальным эдиктом консул назначал день явки подлежащих призыву на Капитолий, где из каждой трибы поровну набиралось нужное количество воинов, которые распределялись по легионам. Набор осуществлялся для каждой военной кампании .
Информация о работе Реформы Сервия Тулия и их значение для Рима