Реформы и революции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Целью представленной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ проблемы современного представления о революции и реформе политической системы.
В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и структуру политической системы общества;
- определить содержание понятия «революция» и «реформа» согласно последним научным изысканиям в данной области;
- рассмотреть другие политические процессы, влияющие на политические системы государства.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3
1. Политическая система общества ………………………….……………...5
2. Сущность революции и реформ………………………….………...……8
3. Политические процессы в обществе ……………………..…………….12
Заключение………………………….……………………………….………18
Список использованной литературы …………….....………………….….20

Работа содержит 1 файл

Полит социол КР.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

   Содержание 

   Введение ………………………………………………………………………3

  1. Политическая система общества ………………………….……………...5
  2. Сущность революции и реформ………………………….………...……8
  3. Политические процессы в обществе ……………………..…………….12

   Заключение………………………….……………………………….………18

   Список использованной литературы …………….....………………….….20 
 
 
 

 

     Введение

 

     Систематические преобразования составляют одну из самых  трудных задач государственной жизни. Надобно разом переделать то, что создалось многими годами медленного развития, нарушить упроченные права и интересы, на которые люди привыкли полагаться, приучить граждан к неведомым дотоле порядкам, изменить не только учреждения, но и нравы. Обыкновенно при этом возбуждаются общественные страсти, возгорается борьба между приверженцами старого и нового порядка вещей.

      Правительство, предпринимающее преобразования, должно вместе с тем умерять неизбежные волнения, иногда укрощать тех самых, в пользу которых оно действует, а с другой стороны, щадить те интересы, которые оно нарушает, и стараться сделать для них перемену возможно менее чувствительною. Для этого требуется редкое сочетание качеств: нужно ясное сознание цели и средств, основательное знание существующих отношений, способность прилаживаться к разнообразию жизненных условий, не роняя достоинства власти, умение выбирать людей и направлять их к предположенной цели. Только сильное правительство способно с успехом исполнить такую задачу, и при этом все-таки, как скоро разгораются страсти, оно рискует не удовлетворить ни той, ни другой стороны.

     Преобразования  могут, впрочем, более или менее  глубоко затрагивать существующие отношения, смотря по цели, которую  они себе ставят.

     Преобразования могут, впрочем, более или менее глубоко затрагивать существующие отношения, смотря по цели, которую они себе ставят.

     Политическая  система — сложное образование, и важно знать не только ее состав, но и все многообразие и сложность  тех отношений, которые складываются между ее элементами, особенности их изменения.

     С конца 80-х - начала 90-х годов в России прошла конституционная реформа. Переход  России на демократические рельсы, развал Советского Союза - все это  привело к формированию новой  политической системы, федеративного устройства государства, созданию новых институтов (президента, конституционной юстиции, уполномоченного по правам человека и т.д.).

     Для характеристики политической системы  с точки зрения изменения ее самой  и ее элементов и используется понятие политического процесса, под которым понимается вся совокупность действии по обеспечению формирования, изменения, преобразования и функционирования политической системы.

     Выделяют  следующие типы политических процессов:

     - формирование органов политической системы, иначе этот процесс называется институализацией;

     - воспроизведение компонентов и  признаков политической системы  в процессе ее функционирования;

     - принятие и исполнение политических  решений.

     Взаимосвязь этих процессов рождает сложное  сочетание действий, направленных на обеспечение стабильности, постоянства, незыблемости в политической жизни и ее изменения, динамики, творчества.

     XX век имел исключительно важное  значение не только для всемирно-исторического  процесса, но и особенно для  судьбы России. Если в течение IX-XIX столетий наша страна развивалась эволюционным путем, то в XX в. в России наступила эпоха социальных революций. Только за первые 17 лет начала XX столетия их произошло целых три. Такой революционной взрыв объясняется противоречиями, накопившимися в политической, социальной, экономической, национальной сферах общественной жизни страны, образовавших тугой затянутый узел, развязать который обычным путем не представлялось возможным.

     Большой интерес был проявлен странами Запада к деятельности М.С. Горбачева. Именно его политические реформы положили начало формированию современной политической системы России.

     Целью представленной работы выступает комплексный  теоретико-правовой анализ проблемы современного представления о революции и реформе политической системы.

     В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:

     - раскрыть понятие и структуру  политической системы общества;

     - определить содержание понятия  «революция» и «реформа» согласно  последним научным изысканиям  в данной области;

     - рассмотреть другие политические  процессы, влияющие на политические  системы государства.

     Объектом  исследования является политическая система общества, влияние государственных и негосударственных структур на политическую систему, роль общественных объединений и личности в изменениях политической системы.

     Предмет исследования – структура политической системы, сущность революции и реформ, их влияние на политическую систему.

     Исследования  проводились методом изучения и  анализа учебной литературы, юридических изданий, докладов и сообщения Международной научно-практической конференции.

 

     1. Политическая система общества

 

     Политическая  система как совокупность власти и политических отношений начинает формироваться в обществе с появлением частной собственности, классов, с образованием государства. Хотя сам термин в те далекие времена не применялся, но уже древнегреческий мыслитель Аристотель (382-332 гг. до н. э.) понимал политику как сложный комплекс элементов, в который входят экономика, мораль, право, образ правления (власть) и тип правления.

     Другой  философ древнего мира Полибий, рассматривая государственное устройство Древнего Рима, подчеркнул сложный характер смешанной системы правления.

     Активное  использование термина "политическая система" правления в естественных науках многие исследователи связывают с именем Т. Парсона (1902 - 1979 гг.) В политологию он был введен в 50 - 60-х годах XX столетия. Общество стало рассматриваться как взаимодействие четырех подсистем: экономической, политической, социальной и духовной. Системный характер позволил более четко определить место политики в жизни общества.

     Исходя  из данного учения политическая система  общества состоит из следующих взаимодействующих  подсистем:

     - институциональная (государство,  политические партии и иные общественные объединения);

     - нормативная (правовые, моральные,  нравственные и иные регулятивные  факторы, влияющие на выбор  поведенческих мотивов граждан);

     - функциональная (включает в себя  совокупность применяемых государством  методов осуществления властных полномочий);

     - коммуникативная (определяет совокупность  форм взаимодействия, принятых внутри  политической системы и вне  ее - во взаимодействии с другими  политическими системами).

     Политическая  система общества - это представленные в едином целостном (системном) комплексе государственные и негосударственные структуры, участвующие в политической жизни страны и осуществлении государственной власти. Основными элементами политической системы являются:

     а) само государство;

     б) негосударственные структуры;

     в) органы местного самоуправления.

     Государство и его органы (государственный  аппарат и государственные служащие) осуществляют основной объем властвования или, что практически одно и то же, государственного управления. Государство - ядро политической системы общества, главный системообразующий фактор и элемент.

     Политическая  система общества развивается и  трансформируется в более сложную  системную связь совместно с  развитием государства. Этот процесс  носит постоянный характер. Необходимо отметить, что власть занимает столько места, сколько ей позволяет это сделать общество.

     К числу общественных объединений, участвующих  в политической жизни, прежде всего, относятся политические партии, коалиции, движения, блоки и т.п. Их создание предусмотрено основными законами государств как необходимое условие реализации провозглашаемых прав и свобод.

     Порядок создания и правовые рамки их функционирования определяются соответствующим законодательством. Конституция Российской Федерации  установила "политическое многообразие" и многопартийность. Это является важнейшим показателем демократизма любой развитой политической системы общества. Для стран с авторитарными политическими режимами, становящимися на путь демократических преобразований, но не имеющих соответствующего опыта, в этом кроется и определенный негативный момент. В эти периоды государство, в силу объективных причин (переходный период), не всегда бывает готовым эффективно отстаивать свои интересы.

     В середине 90-х годов XX столетия в России количество зарегистрированных политических партий и общественных движений составляло более 140. Их формирование осуществлялось на фоне отсутствия разработанного "партийного" законодательства - на базе гражданского законодательства, определяющего порядок создания обычного юридического лица. По оценкам специалистов, в середине 70-х годов XX столетия в более чем 100 государствах - членах ООН действовало свыше 500 политических партий.

     Массовыми общественными объединениями являются различные профессиональные союзы, а также объединения по отдельным сферам жизни общества - культурные, научные, спортивные и другие. С согласия или по поручению государства они могут участвовать в выполнении некоторых его функций. Всех их можно назвать общественно-государственными структурами.

     Центральное место в политической системе общества занимает государство как единая политическая организация, власть которой распространяется на все население страны в пределах ее государственных границ. В то же время государство обладает суверенитетом, т.е. верховенством по отношению к другим властям внутри страны и независимостью от любой иностранной власти. Государство в политической системе общества координирует основные стороны жизни общества. Поэтому степень "демократичности" политической системы в первую очередь зависит от сущности государства.

     Государство взаимосвязано и взаимодействует  с другими элементами политической системы - партиями, профсоюзами, молодежными, религиозными и иными объединениями  на основе принципов сотрудничества, помощи и содействия друг другу, компромисса, а также контроля.

     Выделяя государство как важнейший элемент  политической системы, необходимо обратить внимание и на то, что на любом  этапе развития общества государство  выступает как самая массовая организация. Оно стремится объединить вокруг себя самые различные слои населения. В конституциях и других основополагающих актах оно стремится закрепить себя и представить непременно как организацию для народа. Это особенно ярко проявляется в конституциях таких государств, как Германия, Франция, Япония, США.

     Политическая  система общества в государстве  зависит от направленности деятельности государственных органов, способных  проводить реформы создающие  возможность поднятия государства  на более высокий уровень.

     2. Сущность революции  и реформ

 

     Революция - это коренное, полное преобразование структуры власти в обществе, радикальное изменение его политической системы, открывающее возможность значительных социального экономических преобразовании. Принудительный характер осуществляемых в обществе перемен, сопротивление тех социальных сил, против которых они направлены, делает практически неизбежным большую роль насилия в любом революционном процессе.

Информация о работе Реформы и революции