Рецепция Римского Права

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 22:54, реферат

Описание работы

C 555 г Римское гос- во подчиняется Юстиниану, для него вводится Корпус Юрис Цивилис. В 565г Юстиниан умирает, в 568 вторгаются лангобарды и занимают Италию, окончательно отрывая ее у Византии. Вторжение германских завоевателей не прекратило действие римского права по отношению к местному населению. Оно продолжало жить по своему праву, как и германские завоеватели по своему.
Большое значение в деле сохранения римского права имело то обстоятельство, что церковь применяла римское право к спорам между церковными учреждениями и отдельными ее служителями.

Работа содержит 1 файл

рецепция римского права1.doc

— 57.50 Кб (Скачать)


 

I этап

 

C 555 г Римское гос- во подчиняется Юстиниану, для него вводится Корпус Юрис Цивилис. В 565г Юстиниан умирает, в 568 вторгаются лангобарды и занимают Италию, окончательно отрывая ее у Византии. Вторжение германских завоевателей не прекратило действие римского права по отношению к местному населению. Оно продолжало жить по своему праву, как и германские завоеватели

по своему.

Большое значение в деле сохранения римского права имело то обстоятельство, что церковь применяла римское право к спорам между церковными учреждениями и отдельными ее служителями.

Применение римского права к римскому населению и германского права к германскому должно было приводить к затруднениям там, где в одном и том же правоотношении оказывались действующими лицами и те и другие. Во избежание этого, часто уже при заключении сделки, стороны сами определяли, по какому праву она должна обсуждаться. Усложнялось это еще тем обстоятельством, что у самих германцев не существовало единого, общего права, что каждое германское племя имело свои собственные обычаи, не совпадавшие с обычаями других. 

С развитием торговли обостряется нужда в единой правовой базе для ее регулирования. Римское право в полной мере подходило под эти запросы, таким образом, растет и сфера его применения. Более сложные отношения начинают требовать обращения к основной части Юстиниановского свода - к Дигестам.

Под началом церкви создается общеобразовательная школа artium liberalium, где, наряду с другими дисциплинами, преподается судебное красноречие, для которого неизбежным было знакомство хотя бы с самими общими началами права. В некоторых местах таким путем возникали и специальные юридические школы: ученики продолжали дело своего учителя.

Так, знаменитой школе в Болонье предшествовали и другие юридические школы, растущие вместе с увеличением спроса на римское право.

Параллельно начинает оживляться и юридическая литература. Элементарная литературная работа над источниками римского права, можно сказать, не прекращалась от самого Юстиниана. Эта элементарная работа проявляется в толкованиях, глоссах, к тексту законодательного памятника, которые приписываются между строк или на полях рукописи. В X и XI столетиях появляются уже и некоторые самостоятельные юридические произведения. Все эти данные свидетельствуют о непрерывном росте как применения римского права, так и его преподавания и изучения.

В конце XI века в Болонье возникает университет, который приобретает вскоре всемирную известность и становится центром возрождения юриспруденции.  Зарождение Болонской школы связывается с именем Ирнерия. Он был уроженцем Болоньи, впервые он упоминается в судебном протоколе 1113 года в качестве судьи. Первоначально он был преподавателем риторики и диалектики в школе artium liberalium, но затем специализировался в области правоведения. По преданию, в 1088 г Ирнерий начал свое преподавание, и этим положил начало Болонскому университету и новому направлению в юриспруденции. Вскоре возле него образовался круг его учеников, которые продолжали дело преподавания после его смерти.

Слава Болонской школы росла: в 1158 г Фридрих I дал школе привилегию, в силу которой обучающиеся в ней иностранцы становятся подсудными профессорам, вместо общих судов. Вместе с тем, школа постепенно приобретает корпоративный характер учреждения, университета.  Прежде всего, в корпорацию складывается приезжее студенчество. Еще одной неотъемлемой частью этой тенденции был преподавательский состав- профессора. Для вступления в эту корпорацию  и получения права преподавания, необходимо было пройти особый экзамен и достойно выступить на публичном диспуте.

Отношения между студентами и профессорами на почве преподавания были совершенно частными: профессор читал по общему правилу у себя на дому тему слушателям, которые того желали; в свою очередь, студенты вносили за это плату, установленную преподавателем.

Иногда между городом и студенчеством случались недоразумения и даже столкновения, переходившие временами в вооруженные смуты. Бывало, что в конце таких смут часть студенчества с частью профессоров переходила в другой город и таким образом создавался новый университет ( Например, Падуанский, основанный выходцами из Болоньи в 1222 г ).

Первым лозунгом Ирненрия и всей Болонской школы был призыв обратиться к более тщательному изучению источников, причем особое внимание было обращено на центральную часть Corpus Юстиниана - Дигесты. Также Болонская школа требовала, чтобы судья, отказавшись от своих субъективных представлений о справедливости, держался положительных норм закона, т. е.  Corpus Juris Civilis.

Именно поставление во главу угла всей юриспруденции позитивного римского права, в особенности Дигест, и углубление юридической мысли путем тщательного изучения источников, дало господство Болонской школы. Решения римских юристов, истолкованные Болонцами, лучше удовлетворяли потребности развивающегося торгового оборота, чем свободные, " из себя взятые" решения юристов других школ. Постепенно создавалось убеждение, что истинное и полное знание можно получить только в Болонье, прилив слушателей увеличивался.

Скоро по образцу Болоньи стали создаваться другие университеты в Италии ( Падуя, Пиза, Перуджа и т. д.), Франции

( Париж, Монпелье ) и других странах. Старые юридические школы стали усваивать себе методы Болонцев. Новое направление стало во всей юриспруденции Европы общим.

Преподавание в Болонской школе состояло из чтения и комментирования источников. Комментирование выливалось в толкования, которые профессора диктовали слушателям. Эти толкования называются глоссами, вследствие чего и сама школа называется школой глоссаторов.

Наивысшей точки развития школа глоссаторов достигает при Azo ( умер около 1230) : его глоссы пользовались наибольшим авторитетом, иногда у него собиралось до 10 тысяч слушателей, вследствие чего он должен был читать свои лекции на площади.

После Azo школа начинает клониться к упадку, работа собирания и усвоения Юстиниановского памятника была сделана, новые глоссаторы уже мало что могли прибавить к работам своих предшественников.

Один из последних видных представителей школы, Accursius, завершает эту работу изданием глосс, составленных всей школой, под названием Glossa Ordinaria (около 1250 г). Это произведение получило большое значение в теории и практике: впоследствии оно применялось в судах почти как закон.

Во второй половине XIII столетия в юриспруденции замечается некоторый поворот, и на смену глоссаторам приходят т. н.  комментаторы или постглоссаторы.  Родоначальниками этого направления являются француз Jacobus de Ravanis и испанец Raimundus Lullus. Характерной чертой обоих являлось то, что они были прежде всего философами и богословами, и лишь на втором плане юристами.

Оба эти философа перенесли в юриспруденцию современный им философский метод (схоластический), которым и характеризуется по преимуществу эпоха постглоссаторов.

Работая над источниками римского права, постглоссаторы оперируют уже не столько над самими источниками, сколько над толкованиями глоссаторов, они комментируют глоссы, вследствие чего их называют комментаторами. В области юриспруденции схоластический метод был первым опытом философского познания права. Пытаясь представить всю совокупность правовых норм в виде единого логического целого, дедуктивно выводимого из универсальных принципов, комментаторы этим самым в значительной степени положили основание нашей нынешней юриспруденции как науки. В этом и заключается большой шаг вперед, сделанный комментаторами по сравнению с их предшественниками.

Также в их учениях возрождалась вера в отошедшее при глоссаторах на второй план естественное право, jus naturale. Вместе с тем снова, как у юристов до- Болонской эпохи, при столкновении норм позитивного права с нормами права естественного, предпочтение отдавалось последним.  Руководствуясь идеей jus naturale, комментаторы незаметно приспособляли римское право к потребностям и условиям своего времени, чем оказывали ему огромную практическую услугу. Нужно добавить, что комментаторы, в большей степени, чем глоссаторы, участвовали в практической жизни как консультанты.

С установлением нового метода Болонья теряет свое прежнее первенствующее положение, хотя главным очагом школы комментаторов все еще остается Италия.


II этап

 

Позднее, на смену схоластике приходит гуманистическое направление. Гуманизм явился лишь отражением общих веяний того периода. Это было время возрождения общего интереса к классической литературе и к классическому искусству. Наиболее талантливыми представителями гуманизма в юриспруденции были Куяций и Донелль- оба французы по происхождению. Они занимались тем, что вместо комментирования фрагмента за фрагментом, стали систематически излагать право по определенному плану. Мало по малу новый способ преподавания, получивший название "французский", стал вытеснять в университетском преподавании старый " итальянский " метод.

Однако филологическая и историческая разработка источников римского права не могла удовлетворить всем запросам, которые предъявлялись к юриспруденции жизнью. Одновременно с теоретической разработкой римского права совершался процесс его усвоения, его рецепции практикой. Ввиду развития гражданских правоотношений и появления новых правовых конструкций, господство гуманистической школы подходит к концу в XVII веке.

Непосредственные запросы практики, применяющей римское право, создали большое, чисто практическое течение в юриспруденции, особенно сильное в Германии, где римское право было рецепировано непосредственно. Юристы этого направления ставят перед собой задачу уяснить и изложить то римское право, которое действует и которое должно применяться в судах.

Позже возникает то направление, которое в истории социальной мысли по преимуществу называется естественно- правовым. Идея jus naturale получает теперь, в XVII и XVIII новое углубленное обоснование и широкое содержание: философия права ставится в связь с философией общей; право выводится из природы человека или из природы общества, и мыслители пытаются определить разумные свойства этой природы, а вместе с тем, и разумные, абсолютные начала права.

Крушение Великой Французской революции явилось в то же время и крушением самой идеи естественного права, появляется т. н. историческая школа.

В области римского права эта школа стала призывать " назад, к источникам ! "- к изучению истории римского права. Под влиянием этого призыва целый ряд молодых работников направился в эту область, и благодаря их трудам впервые была создана научно построенная история этого права, разработка которой продолжается и до сего дня.

 

III этап

 

Рецепция при утверждении буржуазных отношений. Третий этап рецепции выходит за хронологические рамки эпохи Возрождения и приходится на время утверждения власти буржуазии.

Кодекс Наполеона - крайне интересный документ, в котором буржуазия " мастерски приспособила к современным капиталистическим условиям старое римское право ". Кодекс напоминает римское классическое право не только своим внешним видом ( небольшой объем, четкость, лаконичность формулировок ) и структурой ( лица, вещи, обязательства). В нем находят выражение и классические принципы ( теперь уже буржуазного ) права:  " наиболее абсолютное " право частной собственности, незыблемость договора, равная правоспособность граждан.

Влияние Кодекса и римского классического права обнаруживается в Своде законов Российской империи, в частности в определении права частной собственности.

Рецепция римского права нашла свое отражение и в таком крупном законодательном памятнике как ГГУ - оно было построено по пандектной системе, являющейся развитием римской институционной системы права. Также в ГГУ имеются общие черты с римским правом постклассического периода: отступление от принципа неограниченного права частной собственности, появляются так называемые " социальные мотивы" и " забота о бедных".


 

Позиция Томсинова Владимира Алексеевича

 

Торговое право

Оно меньше всего испытывало на себе влияние римских правовых форм. Оно развивалось в среде торговцев, имевших свои собственные организации, управленческие органы и суды. К XII в торговое право вылилось в совокупность рациональных принципов, приобрело системный, характер. Этому способствовало то, что производство дел в специальных торговых судах очень рано начало документироваться. С середины XI в. в Западной Европе стали регулярно появляться так называемые " торговые кодексы", первоначально представлявшие собой записи принятых в коммерческом обороте обычаев. Римское право к этому времени находилось в таком состоянии, что его нормативный материал просто не мог получить сколько - нибудь широкого применения в сфере торговых отношений ( ведь его теоретическая обработка началась только в XI-XII веках).

Говоря о так называемой " рецепции римского права", исследователи смешивают воедино два различных по сути процесса. Первый процесс- восприятие, изучение, переработка элементов римской правовой культуры в средневековых европейских университетах. Второй - это использование этого переработанного, систематизированного и поэтому нового правового материала в практике правового регулирования экономических отношений и идеологического оформления тех или иных политических реалий.

Также подвергается сомнению авторитет Болоньской школы во главе с Ирнерием в деле " возрождения " изучения римского права. Изучение римского права в Западной Европе не прекращалось со времен крушения Западной Римской Империи, оно преподавалось еще в до- Болоньскую эпоху- в 600-1080 годах.

Словосочетание " рецепция римского права в ЗЕ в средние века" бессмысленно еще и с точки зрения подлинного состояния права Древнего Рима. В том состоянии, в котором это право пребывало, оно не могло быть " рецепировано". Не могло уже в силу того, что было теснейшим образом связано с механизмом своего функционирования, который с крахом римской государственности также канул в вечность. Все, что получила средневековая ЗЕ от Др. Рима- это правовой текст, но не право. Глоссаторы не стремились восстановить право Др. Рима в первоначальном состоянии, не подвергали текст филологическому и историческому анализу. Комментаторы, пришедшие на смену глоссаторам, продолжили работу с текстом. Правда, работали они уже с глоссами. Работа с античными текстами является характерной чертой этого периода времени. Так, в сфере религии в центр ставился текст переведенного на латинский язык " Священного Писания ", так называемая Vulgata, и вокруг этого текста строилась вся теология.

Что касается второго процесса - распространения римского права в ЗЕ, его использования на практике, то это не может быть безоговорочно названо " рецепцией римского права" потому что средневековое западноевропейское общество воспринимало не право Древнего Рима, не право чужого общества, а свое собственное право - набор юридических форм, который был выделан глоссаторами и комментаторами.

Информация о работе Рецепция Римского Права