Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:03, курсовая работа
Обоснование выбора темы: Тема понятия права актуальна и в наше время, так как является основой практической юриспруденции, знание теории права развивает юридическое мышление. Право является системой норм, санкционированной государством, обязательной для исполнения всеми членами общества, оно закрепляет отношение собственности, регламент. Не вызывает сомнения значение той огромной теоретической и практической применимости, актуальности, особенно в современных условиях, а также рассмотрения проблемы, связанной с определением соотношения государства и права, выявление экономических и социально-политических факторов, влияющих на определение их места и роли во всей системе общества.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … . . . . .. 3
Глава I Развитие права. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……. . . . . .. . . 5
Право как особая система юридических норм . . . . . . . . . . .5
Признаки права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . 7
Основные теории права. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . .. . 8
Глава II Подходы к пониманию права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . 16
Глава III Принципы права: понятие виды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..18
Глава IV Функции права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . .22
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … … … .. 26
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . ………. . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .27
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . ..
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … . . . . .. 3
Глава I Развитие права. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……. . . . . .. . . 5
Глава II Подходы к пониманию права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . 16
Глава III Принципы права: понятие виды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..18
Глава IV Функции права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . .22
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … … … .. 26
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . ………. . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .27
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . ………. . . . 28
Введение
Обоснование выбора темы: Тема понятия права актуальна и в наше время, так как является основой практической юриспруденции, знание теории права развивает юридическое мышление. Право является системой норм, санкционированной государством, обязательной для исполнения всеми членами общества, оно закрепляет отношение собственности, регламент. Не вызывает сомнения значение той огромной теоретической и практической применимости, актуальности, особенно в современных условиях, а также рассмотрения проблемы, связанной с определением соотношения государства и права, выявление экономических и социально-политических факторов, влияющих на определение их места и роли во всей системе общества.
Тема понятие права
- очень обширна и может
Выработано множество правовых теорий,
в которых лучшие умы человечества стремились
показать свои суждения относительно
феномена права, его сущности и социального
назначения.
В обосновании актуальности темы следует
обратить внимание на ценность права,
которая состоит в том, что с помощью его
компонентов (законов, юридических норм)
возможно более оперативным, эффективным
и надежным образом разрешить многие жизненные
проблемы, то есть поступить целесообразно,
практически надежно.
Стоит отметить, что свой весомый вклад
в понимание права как нормативного регулятора
наиболее важных общественных отношений
внесли Н.Г. Александров, С.С. Алексеев,
А.М. Васильев, Н.Н. Вопленко, М.Н. Марченко,
А.В. Мицкевич, В.М. Горшенев и многие другие
ученые, обосновавшие важные ценностные
аспекты роли и значения функционирования
юридических норм как основы понимания
права.
Цель курсовой
работы – рассмотреть понятие права,
основные подходы к его пониманию, его
принципы и функций. Для достижения
цели поставлены следующие задачи:
- дать определение понятию «право», изучив
различные подходы к правопониманию, которые
подтверждаются множеством теорий, концепций,
школ, воззрений, касающихся характеристики
и определения права;
-определить основные подходы
к пониманию права и дать их характеристику;
- рассмотреть динамику развития понимания
права;
- рассмотреть основные принципы и функции права.
1. Развитие права
1.1. Право как
особая система юридических норм и связанных с ними правовых
отношений возникает в истории общества
в силу тех же причин и условий, что и государство.
Процессы возникновения права и государства
идут параллельно. Вместе с тем, у разных
народов и в разные эпохи правообразование
имело свои особенности, однако существуют
и общие закономерности.
Экономическая и социальная жизнь любого
общества требует определенной упорядоченности
деятельности людей, участвующих в производстве,
распределении и потреблении материальных
благ. Она достигается с помощью социальных
норм. В первобытном обществе это были
обычаи, слитые с религиозными и нравственными
требованиями. Социальное расслоение
общества, появление в нем разных социальных
слоев и групп с различными, зачастую несовпадающими,
интересами, привел к тому, что родовые
обычаи уже не могли выполнять роль универсального
регулятора. Качественно новые социально-экономические
условия требовали новых общеобязательных
норм, установленных (или санкционированных)
и охраняемых государством.[2]
Возникновение права, как и государства,
занимало целые эпохи, испытывало различные
внешние влияния. Поэтому общетеоретическое
схематическое изложение не отражает
всех особенностей происхождения права
у разных народов.
В глубокой древности наиболее сложившейся
идеологической силой выступала религия.
Особую роль она сыграла в возникновении
права у народов, где в производящем хозяйстве
доминировали скотоводство и земледелие.
Так, естественной для земледельцев, особенно
в странах жаркого климата, стала религия
Солнца (Месопотамия, Передняя Азия, Индия,
Древний Египет, Месоамерика, Горное Перу).
Возникновение культа высшего божества
содействовало возвышению племенных обычаев
над обычаями отдельных родов и вело к
упрочению веры в единый для всего народа
порядок, данный свыше верховным божеством.
Жрецы, носители новой религии, выработали
представления о временах года, воплотившиеся
в древних агрокалендарях, устанавливающих
для всех цикличность проведения сельскохозяйственных
и ирригационных работ, сопровождавшихся
религиозными обрядами поклонения Солнцу.
Этот порядок поддерживался властью первых
городов-государств, находившейся в руках
царей, военной верхушки и бюрократии.
В Древней Греции, Древнем Риме и у славянских
народов, кельтов, германцев, где поливное
земледелие было неразвитым, а полевые
работы оставались делом сельской общины,
календари природы и поклонение Солнцу
не получили столь явного "огосударствления".
[1]
Одним из источников права были обычаи,
сложившиеся в период формирования древних
цивилизаций и освящаемые религией, и
охраняемые государством (обычное право
или правовой обычай). Среди них все большее
значение приобретали обычаи, закрепляющие
неравенство членов сельской общины, привилегии
высших сословий и обязанности низших.
В дальнейшем многие нормы обычного права
составили основу первых писанных законов
(Законы ХII таблиц, "варварские правды).
Большую роль в формировании права сыграли
судебные органы. Они содействовали разрушению
системы обычаев родового строя, закрепляя
в своих решениях нормы, которые соответствовали
новым порядкам. Постепенно возникает
прецедентное право, т.е. решение суда
по конкретному делу превращается в общую
норму (судебный прецедент).
С развитием письменности появляются
и первые писанные законы. Становление
государства требовало все более прочного
закрепления правовых норм, придания им
высокой степени формальной определенности.
Возникающее право опиралось
на принудительную силу государства, иначе
бы ему не вытеснить родовые обычаи.
Формирующееся право преследовало
двоякую цель: с одной стороны - закрепление
классового (кастового, сословного) господства
и, с другой - установление и поддержание
единого для всего населения страны порядка
в общественных отношениях, без чего невозможна
нормальная жизнь любого общества.
Установлению единого правового
порядка у некоторых народов способствовали
победоносные междоусобные или межгосударственные
войны.
Государственное объединение
племен в единые народы способствовало
и правовой защите их внешнеполитических
интересов. Вырабатывались нормы, касающиеся
межгосударственных союзов, установления
таможенных правил и т.п. Начинается формирование
зачатков международного права.
1.2.Признаки права
Обычно право воспринимается
как совокупность правил поведения, установленных
государством и обеспеченных, в случае
их невыполнения, принудительной силой
государства. В целом это определение
права правильно. При таком подходе выделяются следующие
признаки права:
1) Нормативность, т.е. оно состоит из правил
поведения, которые четко определяют права
и обязанности людей. В нормах права закрепляется
эталон, масштаб, модель поведения, возможного
и должного с точки зрения государства.
2) Общеобязательность, т.е. нормы права
обязательны для всех членов общества
и в случае их нарушения государство может
применить принуждение.
3) Формальная определенность. Это означает,
что нормы права всегда существуют в письменной
форме и обязательно облекаются в строго
установленную форму - законов, указов,
постановлений. Эти акты принимаются по
определенной установленной процедуре,
нарушение которой влечет признание акта
недействительным, не имеющим юридической
силы.
4) Неперсонифицированность, т.е. отсутствие
конкретного адресата. Нормы права адресуются
всем членам общества, а не отдельным гражданам
или организациям.
Исходя из указанных выше
признаков права, можно определить право
как систему установленных или санкционированных
государством общеобязательных, формально
определенных нормативных предписаний,
регулирующих общественные отношения
и обеспеченных к выполнению принуждением
со стороны государства. [2]
1.3. Основные теории права.
Ознакомившись
и проанализировав
а)Теория естественного права.
Данная теория берет свое начало в Древней Греции и Древнем Риме. В работах Аристотеля, Сократа, Платона, отражаются попытки выявления нравственных, справедливых начал в праве, заложенных самой природой человека. В средние века теория получила развитие в богословских сочинениях Фомы Аквинского. Но окончательно, на мой взгляд, она сформировалась, как одно из основных направлений правопонимания и самостоятельной научной школы, в период разложения феодализма, подготовки и проведения буржуазных революций 17-18 веков. Представителями теории естественного права являются Гуго Гроций, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, Вольтер, Монтескье, А.Н. Радищев и др.. “Естественно-правовая школа в своих воззрениях исходила из существования двух систем права - естественного и позитивного. Позитивное, или положительное право, - это официально признанное, действующее в том или ином государстве право, получающее выражение в законах и иных правовых актах государственной власти, в том числе санкционируемых обычаях. В отличие от позитивного естественное право проистекает из природы человека, человеческого разума, всеобщих нравственных принципов. Поэтому оно разумно и справедливо, не сковано границами отдельных государств, а распространяется на все времена и народы. Иначе под естественным правом подразумеваются представление людей о правах, которые даны людям от природы либо от бога, т.е. эти права никем не устанавливаются, они носят естественно правовой характер и каждый человек обладает ими с рождения. Например, в конституции России прямо указывается на то, что “основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения[7]
Под прирожденными неотчуждаемыми правами человека подразумевается: свобода, равенство, семья, безопасность и др. Охрана этих ценностей должна быть целью любого политического союза, в первую очередь государства. Отсюда видно, что признается приоритет естественного права над правом позитивным.
То есть позитивное право должно полностью соответствовать естественному, как бы вытекать из него. По естественно-правовой теории позитивное право должно основываться на праве естественном, способствовать реализации идей и принципов заложенных в нем. Только тогда оно, как мне кажется, может считаться правом.
“Вместе с тем следует иметь в виду, что само естественное право как нравственные и правовые идеи, принципы, идеалы, требования не является правом в юридическом смысле, а представляет собой мораль, правосознание, демократические устремления, т.е. ближайшую и необходимую предпосылку права. Важная роль в претворении идеалов естественного права принадлежит основанному на нем позитивному или собственно юридическому праву.
“Естественно-правовая теория прошла сложный путь развития, ее популярность, всплески расцвета всегда были связаны со стремлением людей изменить жизнь к лучшему - это и эпоха возрождения, и эпоха буржуазных революций и современная эпоха перехода к правовому государству.[3]
Эта теория имеет огромное значение для развития юриспруденции. Она утверждает идею неотъемлемых прав человека; благодаря ей стали различать право и закон, естественное и позитивное право, концептуально соединяет право и нравственность.
b) теория юридического позитивизма и теория нормативизма
Теория юридического позитивизма зародилась в середине 19го века. Возникает она в значительной степени как оппозиционная «естественному праву». В наше время отношение юристов к позитивной теории права не воспринимается больше только как правоваядоктрина прошлого, имеющая исключительно историческое значение.
Вот как оно звучит: “Позитивная теория, суммирующая данные аналитической юриспруденции, - это самодостаточная наука, предметом которой является догма права. Итак, из данного определения видно, что данная теория строится на следующем: в исследовании взглядов на понятие права не следует покидать сам предмет права т.е. догму права. Таким образом, мы можем наблюдать отождествление права и закона, фактически признание существования единственного права - позитивного права. Сторонники этих взглядов исходили из того, что “правовые нормы обязаны своим возникновением и развитием не реальным общественным отношениям, а либо формальным установлениям государства, либо возвышающейся над обществом «суверенной, главной норме», определяющей иерархическую пирамиду, согласно которой каждая норма черпает свою юридическую силу в норме, занимающей более высокую по сравнению с ней ступень пирамиды. В данной цитате очевидно то, что идет переплетение теории нормативизма и позитивной теории. Они кажутся тоже очень близкими. Но сейчас следует вернуться к самому определению позитивного права.
Нельзя не признать, что самое точное и глубокое понимания сущности позитивной теории права, основанной на философии позитивизма и ориентирующейся одновременно на все сферы правовой действительности (государство, бщество, человек), не ограничиваясь рамками одной из них и включая в себя как аналитическую, так и социологическую юриспруденцию. [3]
Итак, что же понимает позитивистская теория под словосочетанием позитивное право: “Позитивное право - это реальный, существующий в законах, иных документах, фактически осязаемый нормативный регулятор, на основе которого определяется юридически дозволенное и юридически не дозволенное поведение и выносятся судами, другими государственными учреждениями юридически обязательные императивно властные решения. Позитивное право представляет собой институционное образование: оно существует в виде внешне объективированных институтов, формализованных юридических норм, выраженных в законах, иных общеобязательных нормативных юридических документах. [8]Немаловажным моментом при характеристике позитивного права является то, как оно формируется и прежде всего как возникает. По данной теории оно возникает в результате деятельности государства. Такой деятельностью может являться либо издание собственных нормативных актов, либо санкционирование норм обычного права. Позитивное право является «письменным правом», поскольку без письменной редакции возможно вольное толкование норм, по сути это и отличает позитивное право от обычного. Но существует и обратная сторона позитивной теории - возможность установления в нормативных актах произвола властей, беззакония и тд. [9]
Между
тем С.С. Алексеев имеет свое мнение
на счет значения позитивной теории для
науки: “ в науке были предприняты
попытки в пределах позитивной теории
развить такую научную
Такого рода тенденции нашли выражение в концепциях нормативизма, наиболее последовательно и ярко - в «чистой теории права» Г. Кельзена и его последователей. [3, 9]
Итак, для рассмотрения этой теории следует в первую очередь ввести определение права, данное В.Д. Переваловым. =. Оно мне кажется наиболее точным. Вот как оно звучит: “Право - это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах. Автором данной концепции считают Г. Кельзена, по мнению которого право представляет собой стройную, с логически взаимосвязанными элементами иерархическую пирамиду во главе с «основной нормой». Юридическая сила и законность каждой нормы, зависит от «вышестоящей» в пирамиде нормы, обладающей более высокой степенью юридической силы.