Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 19:39, реферат
VI-VIII вв. – время нового расцвета кочевой культуры Сары – Арки, продолжившей традиции конгаров начала тысячелетия. Если в VI-VIII вв. этот регион входил в состав Западно-Тюркского каганата, то уже в IX в. здесь появляется ряд независимых государств, в государственной системе которых тесно сплелись как центрально-азиатские, так и местные традиции. Это Кимакский каганат, государство огузов, Западно-кангарский союз, Кынгакское ханство.
Развитие государственно-правовых систем
в Сары-Арке и присырдарьинском регионе.
VI-VIII вв. – время нового расцвета кочевой
культуры Сары – Арки, продолжившей традиции
конгаров начала тысячелетия. Если в VI-VIII
вв. этот регион входил в состав Западно-Тюркского
каганата, то уже в IX в. здесь появляется
ряд независимых государств, в государственной
системе которых тесно сплелись как центрально-азиатские,
так и местные традиции. Это Кимакский
каганат, государство огузов, Западно-кангарский
союз, Кынгакское ханство.
Структура государственного управления.
Из всех тюркских государств Северного,
Центрального и Западного Казахстана
статусом империи обладала лишь держава
кимаков. Согласно легенде о происхождении
кимаков, они ведут свое начало от татар,
родственниками татар названы также кыпчаки,
баяндуры. Эта легенда проистекает из
реалий этнополитических и этнокультурных
связей кимаков и кыпчаков с татарскими
племенами. Во 2-ой половине VIII- нач. IX вв.
происходит миграция кимакских племен
на территорию Западного Алтая, Тарбагатая
и Алакольской котловины. После распада
Уйгурского каганата (840 г.) в Центральной
Монголии, часть входящих в него племен
эймур, баядур, татар присоединились к
кимокскому племенному ядру. с этого времени
складывается кимакская федерация в составе
семи племен. Глава кимакских племен стал
носить титул байгу (ябгу). Конфедерация
кимокских племен базировалась на принципах
территориально-
Очень мало сведений о государственном
аппарате кыпчаков. Известно, что кыпчакским
объединением плавил верховный хан или
улуг-хан, передававший власть по наследству
от отца к сыну. Династийным родом считались
ель борили, из числа которых выходили
ханы. По сведениям Махмуда аль-Кашгари
о некоей значительной личности среди
кыпчаков – Табар-хане. Между тем есть
предположение, что он является первопредком
династии Кыпчакского ханства XI-нач. XIII
вв. Аппарат управления сосредотачивался
в ханской ставке – орде. Его главными
функциями были управление ханским (т.е.
государственным) имуществом и армией.
В военно-административном отношении
Кыпчакское ханство, следуя древне-тюркским
традициям, делилось на 2 крыла: правое
со ставкой на р. Урале, и левое – с резиденцией
в г. Сыгнаке. Правое крыло было более мощным.
Кроме верховного хана существовали ханы
отдельных кыпчакских объединений и крупные
чиновники – аристократы – тарханы, югуры,
баскаки, беки и баи. Есть сведения о существовании
делопроизводства в орде кыпчакских ханов,
велось переписка знати с правительствами
соседних и отдельных государств.
Территория и административное деление.
Источники дают нам достаточно полную
картину административно-
1. Йагсун-Йасу – в междуречье Ишима и Иртыша,
Боробинской степи к западу от Оби был
центр каганата и две его столицы- старая
и новая.
2. Кыркырхан – в Восточном и Центральном
Казахстане от Иртыша до оз. Балхаш и Алоколь,
включая Каркаралинские, Чингизтауские
и Тарбагатайские горы.
3. Область внутренних кыпчаков – в Центральном
Казахстане до низовий Чу и Таласа на юге.
4. Область внешних кыпчаков – Торгайские
степи и предгорье Южного Урала.
В Кипчакском ханстве административное
деление было иным, построенным на традиционном
делении по системе военно-административных
единиц – «крыльев», в XI-XII вв. кипчакское
объединение делилось на два независимых
друг от друга союза, западного и восточного,
последнее делилось на два крыла. Ставка
ханства находилась в Торгайских степях.
Основной единицей административного
деления были военно-потестарные объединения
«племена». В западно-кипчакском союзе
их было 11 – токсоба, йетитоба, буржоглы,
ельборили, кангароглы, анджылы, дурут,
кулабаоглы, шортан, караболикли, котон.
В восточно-кипчакское ханство входило
16 военно-потестарных объединений – ельбори,
токсоба, йетиоба, дурут, альарас, манкурылы,
имек, бурджоглы, таг, башкурт, кумаклу,
бажолак, баджна, караборикли, уз, шортан.
Похожим было административное деление
огузского государства, Военно-потесторные
объединения носили здесь название «иль»
- «держава» или «страна», состоявшие из
более мелких подразделений – «аймаков»,
которые делились на кочевые общины –
«уруш», «оба», «кок» и т.п.
Суверенитет и международная правосубъективность.
тюркские государства Сары-Арки и Присырдарьинского
региона были одним из наиболее значимых
из наиболее крупных государств в Центральной
Азии и оказывали значительное влияние
на международную политику. Персидские
источники сообщали, что «царь кимаков
один из великих царей и один из славных
своим достоинством … Тюркские цари опасаются
власти хакана кимаков, боятся его мести,
остерегаются его силы, берегутся его
набегов...» Арабские авторы X века называли
самыми могущественными тюркскими государствами,
имеющими царей (т.е. обладающими суверенитетом)
огузов, токузгузов (уйгуров) и кимаков.
Активной внешнеполитической деятельностью
характеризовалась политика огузских
джабгу. В X веке был заключен русско-огузский
союз, направленный против Хазарии и Волжской
Булгарии. В 1041 г. огузы захватывают Хорезм,
но уже в середине XI века огузское государство
перестает существовать, а его земли включаются
в состав кыпчакского ханства.
Западно-кангарская конфедерация также
была тесно связана с русскими княжествами
и Византией. Известно о военно-политическом
союзе кангарских ханов с князем Святославом
и совместных походах на Византию и хазарский
каганат. Позже этот союз распался и кангары.
уже в союзе с византийцами, вели войну
против киевского князя. В XI веке это государство
также было включено в состав Кыпчакского
ханства.
Кыпчаки никогда не составляли единого
централизованного государства, они представляли
собой достаточно значительную военно-политическую
силу в Евразии. Кыпчакские ханы имели
тесные связи с русскими княжествами,
Византией, Грузией, Хорезмом и государствами
Караханидов и каракитаев. Одной из распространенных
форм дипломатических контактов было
заключение династийных браков, символизировавших
заключение долговременного военно-политического
и экономического союза. Такие союзы существовали
между западными и кыпчаками и русскими
княжествами, восточными кыпчаками и Хорезмом.
В конце XII века левое крыло восточно-кыпчакского
союза теряет суверенитет и попадает под
власть государства Хорезмшаков.
Налоговая
система и право. О налоговой системе
в государствах Казахстана этого периода
известно очень мало, однако даже существующие
сведения позволяют нам говорить о наличии
у них фиксированных сборов с
населения для пополнения государственной
казны. Так, кимакский каган собирал «обязательную
долю» золота, добываемого в стране. В
конце X века функционирует система регулярных
сборов и налогов у огузов. Сборщики налогов,
получающие полномочия от самого джабгу,
имели под командой крупные военные отряды
и жестоко карали за отказ от уплаты налога.
Одной из важнейших функций государства
является создание правовых норм. Эта
функция в полной мере была представлена
и в тюркских государствах Сары-Арки и
присырдарьинского региона. Так, известно
о существовании у огузов и кипчаков норм
обычного права – торе. Суд и судебное
решение у кипчаков носили названия йаргу
или жаргу. Согласно нормам обычного права
разбирались земельные и имущественные
споры, уголовные преступления и другие
правонарушения.
В целом, на территории Сары-Арки и присырдарьинского
региона в раннем средневековье существует
целый ряд государственных образований,
обладающих собственной территорией,
населением, суверенитетом, международной
правосубъектностью – государства кимаков,
огузов, кангаров и кипчаков.
Государство и право Жетысу в X-XII
веках.
В X веке на карте Евразии появляется
новое государственное образование, в
политической и правовой системе которого
тесно переплелись как тюркские, так и
новые, мусульманские элементы. Это государство
возникло на базе карлукского объединения
Жетысу VIII-IX вв. и по титулу правителя называется
современными учеными государством Караханидов.
В источниках почти не сохранилось достоверных
сведений о начальной эпохе Караханидского
государства, остается еще не вполне понятной
и этническая принадлежность ставшей
во главе этого государства тюркской династии,
а рассказы о первых Караханидах носят
почти полулегендарный характер. Наибольшую
роль в образовании и ранней истории Караханидского
государства сыграли племена карлукской
конфедерации, куда входили чичили и ягма.
Основателем этой династии считается
карлукский джабгу. Бильге-Кюль Кадыр-хан,
принявший в 840 г. титул кагана. После смерти
Бильге-Кюль Кадыр-хана в борьбе за власть
в каганате выдвинулись 2 его сына: Базыр
Арслан-хан, правивший в баласагуне. а
Огулгак Кады-хан в Таразе. Родоночальником
династии Караханидов принято считать
Сатуна Богра-хана (915-955), племянника Огулгана.
в 940 г. приняв ислам и пользуясь поддержкой
Саманидов, Сатун Богры-хан выступил против
Огулгана, разгромив его, подчинил себе
Тараз и Кошгар; в 942 г. он сверг правителя
Баласагуна и объявил себя верховным каганом,
ислам государственной религией, положив
начало существованию новой государственно-правовой
системы.
Структура государственного управления.
Главой государства был каган, носивший
титулы Тамгач-хан, Арслан Карахан или
Богра Карахан. Следующую ступень государственного
аппарата представляли правители отдельных
уделов – Арслан-илек-хан, Богра-илек-хан,
Арслан-тегин и Богра-тегин.
Следующая ступень, как две предыдущие.
занимались исключительно представителями
правящей династии. это был улуг-хаджиб,
главный советник кагана и посредник между
верховными и удельными ханами, сипахсалар
– командующий войсками. халиф – духовный
лидер мусульман, казий – главный судья,
ябгу, капуг-башы, торгул, чагир, инанчбек,
сагун, йиркан, йуга – высшие чиновники
и министры.
На следующей ступени государственного
аппарата стояли югуруши, туркисины, хаджибы,
ялаваши, казы-аскеры. Пятая категория
чиновников включала в себя субаши, пардачи-баши,
битукчи, казначи, казибека и мухтасиба.
Общим названием всех чиновников был термин
тапукчи.
Нововведением в государственном аппарате
Караханидов стала система канцелярий
– диванов, ведавших различными отраслями
государственной системы. Всего было 10
диванов:
1. диван визира;
2. диван казначея;
3. диван мустауфи (начальника налогового
ведомства);
4. диван по иностранным делам;
5. диван начальников гвардии;
6. диван наблюдателей за доходами и расходами
казны, другими финансовыми делами, государственными
владениями;
7. диван надзирателя за рынками, качеством
ремесленной продукции, соблюдением обычаев
и традиций религии;
8. диван судьи и чиновников ведомства
для управления имуществом религиозных
учреждений;
9. диван начальника почты;
10. диван тайного наблюдения за местными
правителями.
Местная власть осуществлялась в степных
районах ильчи-башами, т.е. главами иля
– военно-потестарного объединения кочевых
общин. в оседлых регионах власть была
в руках сельских и городских глав – мехтаров
и хакимов и старост – раисов.
В первой половине XII века территория Жетису
перешла под управление кара-китаев, народа
монгольского происхождения, однако больших
изменений в системе государственного
управления не произошло. Глава кара-китаев
носил титул гурхан. Илекханы, тегины и
большинство местных правителей сохранили
свою власть.
Территория и административное деление.
Административная система государства
Караханидов характеризовалось господством
удельной системы, доставшейся в наследство
от карлуков. Держава делилась на два владения.
Восточное занимало территорию Жетису
и Восточного Туркестана, центр его находился
в Орду (Куз-Орду, Кара-Орду) близ Баласагуна.
Западное владение занимало территорию
междуречья Сырдарьи и Амударьи, центром
его вначале был Узгенд, а позднее- Самарканд.
Затяжные междуусобицы привели в 1040 году
к распаду государства и образованию независимых
каганатов: восточного и западного.
Государство делилось на ряд крупных и
мелких уделов во главе с представителями
правящей династии. Наиболее крупным в
Восточном каганате были уделы с центрами
в Баласагуне, где правил сам карахан,
Таразе и Испиджабе, где правили илек-ханы.
Эти уделы в свою очередь делились на более
мелкие владения. –Правители уделов были
почти независимы в поведении внутренней
и даже внешней политики. Илек-ханы имели
аппарат управления, дублировавший центральные
органы власти, свои войска, чеканили монеты
от своего имени. Достаточно широкие полномочия
были также у ильчи-баши, беков и хакимов.
Частыми были случаи неповиновения вышестоящим
властям, междоусобиц и даже внутренних
вооруженных столкновений.
Как мы видим, государственная система
Караханидов характеризовалась сочетанием
развитого бюрократического аппарата,
контролировавшего все важные для властей
области жизни, и крайней степенью децентрализации
и автономизации административных единиц.
Именно это противоречие привело к ослаблению
и развалу государства в XII веке.
При кара-китайских гурханах административная
система в Жетису почти не изменилась.
Правители кара-китаев не давали своим
приближенным в управление уделов, оставив
на месте почти всех прежних правителей.
По сути, орда-ставка гурхана стояла вне
государственной системы Жетису, не интегрируясь
с нею. Связующим звеном между правителями
кара-китаев и местными удельными ханами
были наместники, назначенные в каждый
крупный город и удел, функции которых
ограничивались обеспечением сбора налогов
и их доставки в орду.
Суверенитет и международная правосубъектность.
Принятие Бильге-Кюль Кадыр-ханом титула
каган символизировало независимый статус
государства семереченских тюрков. Принятие
же ислама включило караханидов в систему
международного права, основанного на
шариате. Тесные связи установились между
государством Караханидов и державами
Саманидов, Газневидов, сельджуков. В то
же время одним из важнейших приоритетов
внешней политики Восточного владения
было ведение «священной» войны против
немусульманских народов Восточного Туркестана
и Центральной Азии.
Налоговая система. в государстве Караханидов
существовала четкая и отлаженная система
сбора налогов и других фиксированных
сборов. В центральном аппарате и ордах
илек-ханов были специальные чиновника
– мустафи, отвечавшие за сбор налогов.
С оседлого населения взимался харадж.
достигавший одной десятой урожая. Ремесленники
и купцы обязаны были выплачивать пошлины
и сборы за право торговать.
Особенностью налоговой системы государства
Караханидов был институт икта. Так назывались
районы, право сбора налогов с которых
государство передавало частным лицам.
именовавшимся иктадарами или мукта. При
этом иктадарам не разрешалось увеличивать
сумму налогов или каким-либо образом
притеснять население икты. Эти условные
пожалования давались членам правящей
династии, чиновникам, военноначальникам.
Наиболее распространенной формой икты
была иктат-и-хашам – военная икта. дававшаяся
иктадарам на условиях несения военной
службы.
Кара-китаи упразднили институт «икта».
но усилили налоговый гнет. Все население
Жетису было обложено новым налогом- по
одному динару с дома. Сбором налогов занимались
наместники гурхана. В середине XII века
налоговая политика еще более ужесточилась,
кара-китаи перешли к фактическому грабежу
подвластного населения, кочевые общины
насильно переводились на оседлость, чтобы
увеличить сбор поземельного налога «харадж».
Эта политика вызвала недовольство местного
населения, что послужило основной причиной
ослабления и упадка государства кара-китаев.
Право. В развитии пава Казахстана X век
стал особой, рубежной датой. С принятием
ислама в Жетису и Южный Казахстан поникает
и утверждается новая правовая система
– мусульманская или шариат. Шариат –
это совокупность юридических норм, нравственных
принципов и правил поведения. Основными
источниками права являлись Коран и Сунна
– священное предание, изложенное в хадисах
– рассказах о поступках и изречениях
пророка Мухаммеда. Кроме того, к числу
источников мусульманского права – фикх
относятся иджа – согласованное заключение
правоведов по толкованию норм права и
кияс- суждение в области права по аналогии.
Шариат предусматривал четыре типа прав:
1. права бога, которые должен уважать каждый;
2. права личности;
3. права окружающих людей;
4. права всех творений божьих.
Эти права и вытекающие из них обязанности
и являются основой ислама. Особенностью
шариата была детальная регламентация
всех норм права, разработка системы уголовного
и гражданского права и процесса. В мусульманском
праве существовало несколько правовых
школ или мазхабов. В Казахстане в середине
века распространяется ханифитский мазхаб,
характеризующийся применением в правовых
вопросах свободного индивидуального
суждения рай и суждения по аналогии кияс.
Кроме того, наряду с шариатом ханифитские
правоведы допускали использование адата,
обычного права – точнее тех его норм,
которые не противоречили исламу.
Высшим авторитетом в области фикха считался
муфтий – ученый богослов и правовед,
дающий заключение по вопросам применения
шариата – фетву. Судебной деятельностью
занималась назначенные светскими властями
судьи и кади или кази.
В целом, проникновение мусульманского
права, как более развитого по сравнению
с обычным правом сыграло, несомненно,
положительную роль. Этот период был временем
исламского Ренессанса, бурного развития
культуры и науки, в том числе юриспруденции,
когда ислам понимался не только как совокупность
религиозных идей и действий, но в первую
очередь, как философская система, включающая
в себя и философию права. Другими словами,
право впервые становится наукой.
Государство и право Жетису в X-XII веках
претерпело значительные изменения, синтез
центрально-азиатских традиций и переднеазиатских
инноваций приводит к возникновению новой,
тюрко-мусульманской государственно-правовой
системы.
Информация о работе Развитие государственно-правовых систем в Сары-Арке и присырдарьинском регионе