Развитие государственно-правовых систем в Сары-Арке и присырдарьинском регионе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 19:39, реферат

Описание работы

VI-VIII вв. – время нового расцвета кочевой культуры Сары – Арки, продолжившей традиции конгаров начала тысячелетия. Если в VI-VIII вв. этот регион входил в состав Западно-Тюркского каганата, то уже в IX в. здесь появляется ряд независимых государств, в государственной системе которых тесно сплелись как центрально-азиатские, так и местные традиции. Это Кимакский каганат, государство огузов, Западно-кангарский союз, Кынгакское ханство.

Работа содержит 1 файл

ИГП сары арка и жетису.docx

— 30.42 Кб (Скачать)

  Развитие государственно-правовых систем в Сары-Арке и присырдарьинском регионе. 
 
VI-VIII вв. – время нового расцвета кочевой культуры Сары – Арки, продолжившей традиции конгаров начала тысячелетия. Если в VI-VIII вв. этот регион входил в состав Западно-Тюркского каганата, то уже в IX в. здесь появляется ряд независимых государств, в государственной системе которых тесно сплелись как центрально-азиатские, так и местные традиции. Это Кимакский каганат, государство огузов, Западно-кангарский союз, Кынгакское ханство. 
Структура государственного управления. Из всех тюркских государств Северного, Центрального и Западного Казахстана статусом империи обладала лишь держава кимаков. Согласно легенде о происхождении кимаков, они ведут свое начало от татар, родственниками татар названы также кыпчаки, баяндуры. Эта легенда проистекает из реалий этнополитических и этнокультурных связей кимаков и кыпчаков с татарскими племенами. Во 2-ой половине VIII- нач. IX вв. происходит миграция кимакских племен на территорию Западного Алтая, Тарбагатая и Алакольской котловины. После распада Уйгурского каганата (840 г.) в Центральной Монголии, часть входящих в него племен эймур, баядур, татар присоединились к кимокскому племенному ядру. с этого времени складывается кимакская федерация в составе семи племен. Глава кимакских племен стал носить титул байгу (ябгу). Конфедерация кимокских племен базировалась на принципах территориально-административных отношений и представляла собой полиэтническое образование. В середине IX в. глава кимокского племенного союза принял титул кагана (хакан), что засвидетельствовано мусульманскими источниками, и, тем самым обозначил создание нового государства. и наравне с корлуками и енисейскими кыргызами, продекларировал свою претензию на верховный авторитет в степи. Источники пишут об «11 (12) управителях» областями страны. Каган кимаков обладал реальной властью, в пределах своего государства он назначал правителей из числа представителей кимакской знати. Институт наследственной передачи власти имел место не только внутри каганской семьи и ханского рода, но наблюдался и у племенной знати. Так уделы 11 (12) управителей передавались по наследству. Управители были одновременно и военными вождями, которые получали от хакана за службу уделы. Они в свою очередь выставляли кагану определенное количество воинов и обладали значительной самостоятельностью в решении политических вопросов. Кроме того, арабские источники говорят о существовании у кимаков таких чиновников, как хаджиб – министр двора и везиры. Несколько иной была система управления государства огузов, центр которого располагался в долине Сырдарьи. Главой государства был правитель, носивший титул джабгу. Власть его передавалась по наследству. Правители имели соправителя и советника, - коль эркин. Трансформированным пережитком народных собраний эпохи военной демократии, являлись «выборы» огузских правителей на ежегодных советах. Наследники престола назывались инал, для их воспитания в детстве назначались опекуны – атабеки, пользовавшиеся большим авторитетом при дворе. Главнокомандующий войсками – сюбаши опирался на военный совет и активно вмешивался в политическую жизнь. Власть джабгу ограничивалась ежегодным съездом представителей кочевых общин и советом знати – Канкаш. В образовании государственных институтов важную роль играла родоплеменная структура общества. Огузы делились на ряд племен со множеством родовых подразделений Первоначально они состояли из 24 племен и делились на 2 фратрии: бузуков и учуков. В каждую из этих групп входило по 12 племен, делившихся в свою очередь, на 2 равные части. Судя по историческим преданиям, бузуки относились к правому крылу, к числу «старших», а «учуки» - к «младшим» племенам левого крыла. Бузуки пользовались большими привилегиями при «избрании» верховного хана. 
Очень мало сведений о государственном аппарате кыпчаков. Известно, что кыпчакским объединением плавил верховный хан или улуг-хан, передававший власть по наследству от отца к сыну. Династийным родом считались ель борили, из числа которых выходили ханы. По сведениям Махмуда аль-Кашгари о некоей значительной личности среди кыпчаков – Табар-хане. Между тем есть предположение, что он является первопредком династии Кыпчакского ханства XI-нач. XIII вв. Аппарат управления сосредотачивался в ханской ставке – орде. Его главными функциями были управление ханским (т.е. государственным) имуществом и армией. В военно-административном отношении Кыпчакское ханство, следуя древне-тюркским традициям, делилось на 2 крыла: правое со ставкой на р. Урале, и левое – с резиденцией в г. Сыгнаке. Правое крыло было более мощным. Кроме верховного хана существовали ханы отдельных кыпчакских объединений и крупные чиновники – аристократы – тарханы, югуры, баскаки, беки и баи. Есть сведения о существовании делопроизводства в орде кыпчакских ханов, велось переписка знати с правительствами соседних и отдельных государств. 
Территория и административное деление. Источники дают нам достаточно полную картину административно-территориального деления государств Сары-Арки и присырдарьинского региона. Так, Кимакский каганат делился на 4 области и 11 (12) уделов. Эти области перечисляются в персидских письменных источниках: 
1. Йагсун-Йасу – в междуречье Ишима и Иртыша, Боробинской степи к западу от Оби был центр каганата и две его столицы- старая и новая. 
2. Кыркырхан – в Восточном и Центральном Казахстане от Иртыша до оз. Балхаш и Алоколь, включая Каркаралинские, Чингизтауские и Тарбагатайские горы. 
3. Область внутренних кыпчаков – в Центральном Казахстане до низовий Чу и Таласа на юге. 
4. Область внешних кыпчаков – Торгайские степи и предгорье Южного Урала. 
В Кипчакском ханстве административное деление было иным, построенным на традиционном делении по системе военно-административных единиц – «крыльев», в XI-XII вв. кипчакское объединение делилось на два независимых друг от друга союза, западного и восточного, последнее делилось на два крыла. Ставка ханства находилась в Торгайских степях. Основной единицей административного деления были военно-потестарные объединения «племена». В западно-кипчакском союзе их было 11 – токсоба, йетитоба, буржоглы, ельборили, кангароглы, анджылы, дурут, кулабаоглы, шортан, караболикли, котон. В восточно-кипчакское ханство входило 16 военно-потестарных объединений – ельбори, токсоба, йетиоба, дурут, альарас, манкурылы, имек, бурджоглы, таг, башкурт, кумаклу, бажолак, баджна, караборикли, уз, шортан. 
Похожим было административное деление огузского государства, Военно-потесторные объединения носили здесь название «иль» - «держава» или «страна», состоявшие из более мелких подразделений – «аймаков», которые делились на кочевые общины – «уруш», «оба», «кок» и т.п. 
Суверенитет и международная правосубъективность. тюркские государства Сары-Арки и Присырдарьинского региона были одним из наиболее значимых из наиболее крупных государств в Центральной Азии и оказывали значительное влияние на международную политику. Персидские источники сообщали, что «царь кимаков один из великих царей и один из славных своим достоинством … Тюркские цари опасаются власти хакана кимаков, боятся его мести, остерегаются его силы, берегутся его набегов...» Арабские авторы X века называли самыми могущественными тюркскими государствами, имеющими царей (т.е. обладающими суверенитетом) огузов, токузгузов (уйгуров) и кимаков. 
Активной внешнеполитической деятельностью характеризовалась политика огузских джабгу. В X веке был заключен русско-огузский союз, направленный против Хазарии и Волжской Булгарии. В 1041 г. огузы захватывают Хорезм, но уже в середине XI века огузское государство перестает существовать, а его земли включаются в состав кыпчакского ханства. 
Западно-кангарская конфедерация также была тесно связана с русскими княжествами и Византией. Известно о военно-политическом союзе кангарских ханов с князем Святославом и совместных походах на Византию и хазарский каганат. Позже этот союз распался и кангары. уже в союзе с византийцами, вели войну против киевского князя. В XI веке это государство также было включено в состав Кыпчакского ханства. 
Кыпчаки никогда не составляли единого централизованного государства, они представляли собой достаточно значительную военно-политическую силу в Евразии. Кыпчакские ханы имели тесные связи с русскими княжествами, Византией, Грузией, Хорезмом и государствами Караханидов и каракитаев. Одной из распространенных форм дипломатических контактов было заключение династийных браков, символизировавших заключение долговременного военно-политического и экономического союза. Такие союзы существовали между западными и кыпчаками и русскими княжествами, восточными кыпчаками и Хорезмом. В конце XII века левое крыло восточно-кыпчакского союза теряет суверенитет и попадает под власть государства Хорезмшаков.  
 
Налоговая система и право. О налоговой системе в государствах Казахстана этого периода известно очень мало, однако даже существующие сведения позволяют нам говорить о наличии у них фиксированных сборов с населения для пополнения государственной казны. Так, кимакский каган собирал «обязательную долю» золота, добываемого в стране. В конце X века функционирует система регулярных сборов и налогов у огузов. Сборщики налогов, получающие полномочия от самого джабгу, имели под командой крупные военные отряды и жестоко карали за отказ от уплаты налога. 
Одной из важнейших функций государства является создание правовых норм. Эта функция в полной мере была представлена и в тюркских государствах Сары-Арки и присырдарьинского региона. Так, известно о существовании у огузов и кипчаков норм обычного права – торе. Суд и судебное решение у кипчаков носили названия йаргу или жаргу. Согласно нормам обычного права разбирались земельные и имущественные споры, уголовные преступления и другие правонарушения. 
В целом, на территории Сары-Арки и присырдарьинского региона в раннем средневековье существует целый ряд государственных образований, обладающих собственной территорией, населением, суверенитетом, международной правосубъектностью – государства кимаков, огузов, кангаров и кипчаков.

 
 
Государство и право Жетысу в X-XII веках. 
В X веке на карте Евразии появляется новое государственное образование, в политической и правовой системе которого тесно переплелись как тюркские, так и новые, мусульманские элементы. Это государство возникло на базе карлукского объединения Жетысу VIII-IX вв. и по титулу правителя называется современными учеными государством Караханидов. В источниках почти не сохранилось достоверных сведений о начальной эпохе Караханидского государства, остается еще не вполне понятной и этническая принадлежность ставшей во главе этого государства тюркской династии, а рассказы о первых Караханидах носят почти полулегендарный характер. Наибольшую роль в образовании и ранней истории Караханидского государства сыграли племена карлукской конфедерации, куда входили чичили и ягма. Основателем этой династии считается карлукский джабгу. Бильге-Кюль Кадыр-хан, принявший в 840 г. титул кагана. После смерти Бильге-Кюль Кадыр-хана в борьбе за власть в каганате выдвинулись 2 его сына: Базыр Арслан-хан, правивший в баласагуне. а Огулгак Кады-хан в Таразе. Родоночальником династии Караханидов принято считать Сатуна Богра-хана (915-955), племянника Огулгана. в 940 г. приняв ислам и пользуясь поддержкой Саманидов, Сатун Богры-хан выступил против Огулгана, разгромив его, подчинил себе Тараз и Кошгар; в 942 г. он сверг правителя Баласагуна и объявил себя верховным каганом, ислам государственной религией, положив начало существованию новой государственно-правовой системы. 
Структура государственного управления. Главой государства был каган, носивший титулы Тамгач-хан, Арслан Карахан или Богра Карахан. Следующую ступень государственного аппарата представляли правители отдельных уделов – Арслан-илек-хан, Богра-илек-хан, Арслан-тегин и Богра-тегин. 
Следующая ступень, как две предыдущие. занимались исключительно представителями правящей династии. это был улуг-хаджиб, главный советник кагана и посредник между верховными и удельными ханами, сипахсалар – командующий войсками. халиф – духовный лидер мусульман, казий – главный судья, ябгу, капуг-башы, торгул, чагир, инанчбек, сагун, йиркан, йуга – высшие чиновники и министры. 
На следующей ступени государственного аппарата стояли югуруши, туркисины, хаджибы, ялаваши, казы-аскеры. Пятая категория чиновников включала в себя субаши, пардачи-баши, битукчи, казначи, казибека и мухтасиба. Общим названием всех чиновников был термин тапукчи. 
Нововведением в государственном аппарате Караханидов стала система канцелярий – диванов, ведавших различными отраслями государственной системы. Всего было 10 диванов: 
1. диван визира; 
2. диван казначея; 
3. диван мустауфи (начальника налогового ведомства); 
4. диван по иностранным делам; 
5. диван начальников гвардии; 
6. диван наблюдателей за доходами и расходами казны, другими финансовыми делами, государственными владениями; 
7. диван надзирателя за рынками, качеством ремесленной продукции, соблюдением обычаев и традиций религии; 
8. диван судьи и чиновников ведомства для управления имуществом религиозных учреждений; 
9. диван начальника почты; 
10. диван тайного наблюдения за местными правителями. 
Местная власть осуществлялась в степных районах ильчи-башами, т.е. главами иля – военно-потестарного объединения кочевых общин. в оседлых регионах власть была в руках сельских и городских глав – мехтаров и хакимов и старост – раисов. 
В первой половине XII века территория Жетису перешла под управление кара-китаев, народа монгольского происхождения, однако больших изменений в системе государственного управления не произошло. Глава кара-китаев носил титул гурхан. Илекханы, тегины и большинство местных правителей сохранили свою власть. 
Территория и административное деление. Административная система государства Караханидов характеризовалось господством удельной системы, доставшейся в наследство от карлуков. Держава делилась на два владения. Восточное занимало территорию Жетису и Восточного Туркестана, центр его находился в Орду (Куз-Орду, Кара-Орду) близ Баласагуна. Западное владение занимало территорию междуречья Сырдарьи и Амударьи, центром его вначале был Узгенд, а позднее- Самарканд. Затяжные междуусобицы привели в 1040 году к распаду государства и образованию независимых каганатов: восточного и западного. 
Государство делилось на ряд крупных и мелких уделов во главе с представителями правящей династии. Наиболее крупным в Восточном каганате были уделы с центрами в Баласагуне, где правил сам карахан, Таразе и Испиджабе, где правили илек-ханы. Эти уделы в свою очередь делились на более мелкие владения. –Правители уделов были почти независимы в поведении внутренней и даже внешней политики. Илек-ханы имели аппарат управления, дублировавший центральные органы власти, свои войска, чеканили монеты от своего имени. Достаточно широкие полномочия были также у ильчи-баши, беков и хакимов. Частыми были случаи неповиновения вышестоящим властям, междоусобиц и даже внутренних вооруженных столкновений. 
Как мы видим, государственная система Караханидов характеризовалась сочетанием развитого бюрократического аппарата, контролировавшего все важные для властей области жизни, и крайней степенью децентрализации и автономизации административных единиц. Именно это противоречие привело к ослаблению и развалу государства в XII веке. 
При кара-китайских гурханах административная система в Жетису почти не изменилась. Правители кара-китаев не давали своим приближенным в управление уделов, оставив на месте почти всех прежних правителей. По сути, орда-ставка гурхана стояла вне государственной системы Жетису, не интегрируясь с нею. Связующим звеном между правителями кара-китаев и местными удельными ханами были наместники, назначенные в каждый крупный город и удел, функции которых ограничивались обеспечением сбора налогов и их доставки в орду. 
Суверенитет и международная правосубъектность. Принятие Бильге-Кюль Кадыр-ханом титула каган символизировало независимый статус государства семереченских тюрков. Принятие же ислама включило караханидов в систему международного права, основанного на шариате. Тесные связи установились между государством Караханидов и державами Саманидов, Газневидов, сельджуков. В то же время одним из важнейших приоритетов внешней политики Восточного владения было ведение «священной» войны против немусульманских народов Восточного Туркестана и Центральной Азии. 
Налоговая система. в государстве Караханидов существовала четкая и отлаженная система сбора налогов и других фиксированных сборов. В центральном аппарате и ордах илек-ханов были специальные чиновника – мустафи, отвечавшие за сбор налогов. С оседлого населения взимался харадж. достигавший одной десятой урожая. Ремесленники и купцы обязаны были выплачивать пошлины и сборы за право торговать. 
Особенностью налоговой системы государства Караханидов был институт икта. Так назывались районы, право сбора налогов с которых государство передавало частным лицам. именовавшимся иктадарами или мукта. При этом иктадарам не разрешалось увеличивать сумму налогов или каким-либо образом притеснять население икты. Эти условные пожалования давались членам правящей династии, чиновникам, военноначальникам. Наиболее распространенной формой икты была иктат-и-хашам – военная икта. дававшаяся иктадарам на условиях несения военной службы. 
Кара-китаи упразднили институт «икта». но усилили налоговый гнет. Все население Жетису было обложено новым налогом- по одному динару с дома. Сбором налогов занимались наместники гурхана. В середине XII века налоговая политика еще более ужесточилась, кара-китаи перешли к фактическому грабежу подвластного населения, кочевые общины насильно переводились на оседлость, чтобы увеличить сбор поземельного налога «харадж». Эта политика вызвала недовольство местного населения, что послужило основной причиной ослабления и упадка государства кара-китаев. 
Право. В развитии пава Казахстана X век стал особой, рубежной датой. С принятием ислама в Жетису и Южный Казахстан поникает и утверждается новая правовая система – мусульманская или шариат. Шариат – это совокупность юридических норм, нравственных принципов и правил поведения. Основными источниками права являлись Коран и Сунна – священное предание, изложенное в хадисах – рассказах о поступках и изречениях пророка Мухаммеда. Кроме того, к числу источников мусульманского права – фикх относятся иджа – согласованное заключение правоведов по толкованию норм права и кияс- суждение в области права по аналогии. 
Шариат предусматривал четыре типа прав: 
1. права бога, которые должен уважать каждый; 
2. права личности; 
3. права окружающих людей; 
4. права всех творений божьих. 
Эти права и вытекающие из них обязанности и являются основой ислама. Особенностью шариата была детальная регламентация всех норм права, разработка системы уголовного и гражданского права и процесса. В мусульманском праве существовало несколько правовых школ или мазхабов. В Казахстане в середине века распространяется ханифитский мазхаб, характеризующийся применением в правовых вопросах свободного индивидуального суждения рай и суждения по аналогии кияс. Кроме того, наряду с шариатом ханифитские правоведы допускали использование адата, обычного права – точнее тех его норм, которые не противоречили исламу. 
Высшим авторитетом в области фикха считался муфтий – ученый богослов и правовед, дающий заключение по вопросам применения шариата – фетву. Судебной деятельностью занималась назначенные светскими властями судьи и кади или кази. 
В целом, проникновение мусульманского права, как более развитого по сравнению с обычным правом сыграло, несомненно, положительную роль. Этот период был временем исламского Ренессанса, бурного развития культуры и науки, в том числе юриспруденции, когда ислам понимался не только как совокупность религиозных идей и действий, но в первую очередь, как философская система, включающая в себя и философию права. Другими словами, право впервые становится наукой. 
Государство и право Жетису в X-XII веках претерпело значительные изменения, синтез центрально-азиатских традиций и переднеазиатских инноваций приводит к возникновению новой, тюрко-мусульманской государственно-правовой системы.


Информация о работе Развитие государственно-правовых систем в Сары-Арке и присырдарьинском регионе