Рабовладельческое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:42, реферат

Описание работы

Тема " Рабовладельческое государство" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики.
Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы " Рабовладельческое государство ". Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Содержание

Глава 1.Социально-экономическая основа и сущность рабовладельческого государства.
1.1 Стадии развития рабовладельческого государства
1.2 Функции рабовладельческого государства
Глава 2. Рабовладельческое право.
2.1 Сущность права
2.2 Различия правовых систем
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

рабовладельческое государство.docx

— 42.01 Кб (Скачать)

  В числе внутренних функций следует  назвать, прежде всего, функцию

  1. создания и поддержания наиболее  оптимальных условий для эксплуатации  разоренных свободных масс и  рабов.

  В данной функции наиболее отчетливо  проявляется эксплуататорский характер рабовладельческого государства и  его отношение к экономическим  интересам господствующего класса. государство при этом, будучи собственником больших земельных угодий копий, рудников и огромного количества рабов, не только создавало условия для эксплуатации масс со стороны господствующего класса, но и само выступало как эксплуататор. Наиболее ярко это проявлялось в древнем Египте, где рабовладельческое государство на протяжении всей истории своего существования неизменно выступало, с одной стороны, как верховный собственник всей земли, обладающий правом в лице царя или фараона сбора налогов и привлечения к выполнению публичных работ, а с другой -- как прямой собственник значительного количества земли, недр, воды, оросительных каналов, рабов. Рабовладельческое государство древнего Египта, наряду с другими древневосточными государствами, в целях поддержания экономики страны в условиях сурового, неблагоприятного для ведения сельского хозяйства климата, вынуждено было уделять значительное внимание организации общественных работ (организации эксплуатации) по строительству и постоянному использованию заградительных плотин, оросительных каналов, крупных ирригационных систем.

  Важными внутренними функциями рабовладельческого государства были также функции

  2. охраны рабовладельческой частной  собственности,

  3. функция подавления сопротивления  рабов и других угнетенных  масс.

  Необходимость осуществления данных функций вызывалась массовыми выступлениями рабов, многочисленными восстаниями свободных, но разорённых социальных групп и  слоев, теми непримиримыми противоречиями и борьбой, которая непрерывно велась на протяжении всей истории существования  рабовладельческого строя между  рабами и рабовладельцами, бедными  богатыми, угнетёнными и угнетателями. Наглядным примерами такой борьбы могут служить крупные восстания  рабов и неимущих общинников в  Египте (середина XVII в. до н.э.), восстание  рабов и вольноотпущенников в  Малой Азии (II в. до н.э.), крупнейшее восстание рабов под руководством Спартака в Риме (74-71 гг. до н.э.) и др.

  Осуществляя

  4. функцию охраны рабовладельческой  собственности и подавления сопротивления  рабов и неимущих слоев,

  рабовладельческое государство широко использовало свойственные ему принудительные органы (армию, суды, полицию, тюрьмы), систему репрессивных по своему характеру правовых актов, а также различные, узаконенные  формы устрашения и террора по отношению к рабам. В Спарте, например, с целью устрашения и удержания  в подчинении угнетенных, представителями  господствующего класса время от времени устраивались массовые убийства (криптии) наиболее сильных и непокорных илотов -- государственных рабов. В Риме, согласно многократно применявшемуся закону, случае убийства рабом господина подвергались казни все жившие или находившиеся в момент убийства под одной крышей с убийцей рабы. Исключение составляли лишь те рабы, которые приводили убедительные доказательства того, что они оказывали всяческую помощь и защищали своего господина с риском для собственной жизни. Жестоко и беспощадно расправлялись рабовладельцы над массами, оказывавшими неповиновение, над побежденными участниками восстаний - крестьянами-общинниками и рабами.

  Широко  и методически применялись господствующим классом в процессе повседневного  угнетения и подавления масс, наряду с местами устрашения, террора  и физического уничтожения непокорных, также и разнообразные средства их духовного закабаления. Особую роль при этом играла религия, освящавшая взгляды, согласно которым физический труд является лишь уделом вольноотпущенников и рабов.

  История развития рабовладельческого строя  знала немало весьма разнообразных  и значительно отличавшихся друг от друга религий. Однако все они, несмотря на свои особенности, неизменно  проводили одну и ту же ярко выраженную в социальном плане линию, идеологически  обосновывали и защищали эксплуатацию, отстаивали рабовладельческий экономический  и социально-политический строй, призывали  свободных граждан, вольноотпущенников и рабов к смирению перед рабовладельцами.

  К внешним функциям рабовладельческого государства относятся такие  направления его деятельности, которые  связаны

  1. с завоеванием, порабощением и  ограблением других народов;

  2. обороной страны от внешних  противников;

  3. управлением захваченных во время  войны территорий;

  4. с установлением и поддержанием  с другими государствами дипломатических,  торговых и иного рода мирных  связей.

  Внешние функции рабовладельческого государства  находились в неразрывной связи  с внутренними функциями; ими  дополнялись и подкреплялись. В  зависимости от конкретно-исторических условий развития рабовладельческого общества, а также общественно- политической значимости событий (восстания рабов, войны и т.п.), имевших место в той или иной стране, внутренние и внешние функции рабовладельческого государства попеременно выдвигались на первый или второй план. Во время внутренних социальных потрясений более значимую роль, естественно, приобретали внутренние функции рабовладельческого государства, в то время как при ведении захватнических или оборонительных войн на первый план выступали его внешние функции.

  Внутренние  и внешние функции, свойственные рабовладельческому государству, осуществлялись с помощью специально созданных  для этого органов, составляющих государственный аппарат или  механизм рабовладельческого государства. Составными частями этого механизма  являлись: армия, полиция, судебные органы, органы государственной власти, административный и управленческий аппарат. Вся рабовладельческая государственная машина призвана была обеспечить безраздельное господство и эксплуатацию одной частью общества -- классом рабовладельцев другой -- свободных неимущих и рабов, закрепить и обеспечить охрану существующего общественно-политического и экономического строя, частной собственности, наиважнейших средств производства и рабов, служить средством вытеснения и отстранения свободных и полусвободных слоев населения от участия в политической жизни рабовладельческого общества, в решении государственных и общественных дел.

  Главную роль в процессе решения наиболее важных задач, стоящих перед рабовладельческим  государством, играли такие орудия государственной власти, как армия, полиция, флот и другие вооруженные  формирования господствующего класса. Они составляли основу рабовладельческого государственного механизма и выступали  в качестве важнейших средств  захвата и покорения других народов, защиты своей территории от нападения  извне, в качестве орудий подавления и угнетения свободных неимущих и рабов.

  На  ранних стадиях развития рабовладельческого строя государственный аппарат  отличался относительной простотой, неразвитостью и слабостью. На более  поздних этапах развития государственный  аппарат неуклонно разрастался  и укреплялся. Это было связано прежде всего с возникновением новых отраслей экономики и всего хозяйства, усложнением социальной структуры рабовладельческого общества, обострением антагонистических и неантагонистических противоречий, с усилением сопротивления угнетенных масс.

  По  мере развития рабовладельческого общества значительно разрастались и усиливались  вооруженные формирования господствующего  класса, расширялась и укреплялась  судебная система, четче выделяется круг должностных лиц, складывалась система органов власти и управления, а так же система иных институтов и учреждений, входящих в механизм рабовладельческого государства. В  древних Афинах, например, в период их развития в V-IV вв. до н.э. государственный  механизм формировался из таких органов  власти, суда и управления, как Совет  пятисот (булэ), народное образование, выборные должностные лица, занимавшиеся военными делами (стратеги, гиппархи, филиарх и др.), государственным управлением (архопты - до реформ Клисфена в 509 г. до н.э.),судебными делами (члены суда присяжных- Гелиэи), делами религиозных культов и др.

  Рабовладельческий государственный аппарат формировался по строго классовому принципу. Высшие посты в военно-бюрократическом  механизме рабовладельческого государства  занимали представители господствующего  класса, знать. На низшие ступени государственного механизма допускались также  представители других классов и  Социальных слоев общества, например, полицейские наряды в древних  Афинах формировались исключительно  из рабов.

  Огромную  роль в деятельности государственного механизма многих рабовладельческих  государств (Вавилон, Египет, Рим и  др.) играли жрецы. Обладая несравнимой  по тому времени силой воздействия  на умы и поведение людей, они  нередко обожествляли царей, императоров  и фараонов, создавали религиозный  культ главы государства и  тем самым значительно укрепляли  рабовладельческий государственный  строй. Наряду с военачальниками, государственными чиновниками и другими представителями  господствующего класса жрецы занимали привилегированное положение в  обществе и считались весьма почитаемыми  людьми. Неприкосновенность их личности и имущества, святость сохраняемых  ими религиозных обычаев и  ритуалов зачастую закреплялись в законах и строго охранялось государством. Всеобщая теория государства и права, том 1/ Под ред. М.Н. Марченко М.:Зерцало, 2002 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Рабовладельческое  право

2.1 Сущность права

  В неразрывной связи и взаимодействии с рабовладельческим государством находилось право. Оно представляло собой совокупность общеобязательных норм или правил поведения, направленных на регулирование системы общественных отношений в интересах господствующего  класса. Основными задачами рабовладельческого права являлись:

  1. закрепление частной собственности  рабовладельцев на средства производства  и рабов,

  2. закрепление рабовладельческого  общественного и государственного  строя, различных форм господства  класса рабовладельцев,

  3. узаконение существовавшего социального  неравенства между различными  группами и слоями свободных  людей.

  Классовый характер рабовладельческого права  наиболее ярко про являлся в таких  важнейших для того времени нормативно-правовых актах, как законы Солона в Афинах и Сервия Тулия в Риме, выделявшие имущественное неравенство и делившие все население страны в зависимости от их положения в социальной структуре общества на касты (варны) и др.

  Полное  бесправие рабов и открытое социальное неравенство среди свободных  закреплялись также в ряде таких  правовых памятников эпохи рабовладения, какими были законы Хаммурапи --- в древнем  Вавилоне, законы XII таблиц -- в Древнем Риме, так называемая «Книга законов» (Фацзин) --- в Древнем Китае, законы Драконта -- в Афинах и др.

  В соответствии с законами Ману в Индии, например, существовало «семь разрядов рабов» -- раб, «захваченный под знаменем, раб за содержание, рожденный в доме: купленный, подаренный, доставшийся по наследству и раб в силу наказания». Однако все они являлись собственностью рабовладельцев и были в равной мере бесправными. В имущественном отношении бесправными в древней Индии были также члены семьи собственника. «Жена, сын и раб, -- говорится в законах Ману, - трое считаются не имеющими собственности: чьи они, того и имущество, которое они приобретают».

  О полном бесправии и зависимости  рабов от рабовладельцев свидетельствуют  также законы Хаммурапи, царя Вавилона, правившего страной в ХVIII веке до н.э. «Если раб скажет своему господину: «Ты не мой господин», -- указывается в них, -- то тот должен изобличить его как своего раба и затем его господин может отрезать ему ухо». «Если человек, -- говорится в законах Хаммурапи, -- выведет за городские ворота раба дворца, или рабыню дворца, или раба мушкенума (т.е. неполноправного свободного человека) или рабыню мушкенума, то его должно убить». Такая же кара, имевшая своей основной целью полное закрепление рабов как составной части собственности за рабовладельцами, ожидала всякого, кто присвоит себе чужого раба, кто «укроет в своем доме беглого раба или рабыню, принадлежащих дворцу или мушкенуму, и не выведет их на клич глашатая», и в других случаях.

Информация о работе Рабовладельческое государство