Пятая республика во Франции. Конституция 1958г

Автор: n*******@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 17:47, контрольная работа

Описание работы

Республиканский строй, установившийся в нынешнее время во Франции, называют Пятой Республикой. Первая республика была установлена в сентябре 1792 г. и продолжила своё существование до 1804 г., когда Наполеон Бонапарт объявил себя императором, а Францию, соответственно, империей. Вторая республика была установлена в 1848 г., но она просуществовала лишь 4 года – до 2 декабря 1852 г., когда опять Франция была объявлена империей, а Наполеон III – императором.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..............3
Конституция 1958 года………………………………………………………………………………… 4
Распад колониальной империи Франции…………………………………...11
Развитие политической системы Франции в 60–80-х гг. XХ в…………………….12
Заключение………………………………………………………………………………………………....17
Список используемой литературы………………………………………………………….….18

Работа содержит 1 файл

Франция.docx

— 36.54 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию  РФ

Троицкий  филиал

Государственного  образовательного учреждения

Высшего профессионального  образования

«Челябинский  Государственный  университет»

Кафедра _______________ 
 

            Контрольная работа 

По дисциплине:  История  государства  и  права  зарубежных  стран

На тему: Пятая республика во Франции. Конституция  1958г. 
 
 

                                                                       Выполнил: студент группы

                                                                   

                                                                ФИО ____________________________ 

                                               Проверил 
 
 
 
 

                                                                   Дата сдачи:

                                                                             

Троицк, 2011 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………..............3

  1. Конституция 1958 года………………………………………………………………………………… 4
  2. Распад колониальной империи Франции…………………………………...11
  3. Развитие политической системы Франции в 60–80-х гг. XХ в…………………….12
  4. Заключение………………………………………………………………………………………………....17
  5. Список используемой литературы………………………………………………………….….18
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Республиканский строй, установившийся в нынешнее время во Франции, называют Пятой Республикой. Первая республика была установлена в сентябре 1792 г. и продолжила своё существование до 1804 г., когда Наполеон Бонапарт объявил себя императором, а Францию, соответственно, империей. Вторая республика была установлена в 1848 г., но она просуществовала лишь 4 года – до 2 декабря 1852 г., когда опять Франция была объявлена империей, а Наполеон III – императором. Следующая, Третья республика, просуществовала намного дольше – 28 лет с 1871 г. по 1899 г. Четвертая республика имела самую короткую продолжительность жизни – всего 3 года (1954–1957 гг.). В мае 1958 г. в обстановке военного мятежа в Алжире парламент призвал к власти генерала де Голля и наделил его правительство чрезвычайными полномочиями. Он намеревался изменить конституцию, значительно расширив права президента республики. Правительство спешно подготовило проект новой конституции, который в сентябре 1958 г. был одобрен на референдуме 79,2% голосов его участников и с октября 1958 г. вступил в силу.

     В результате парламентских выборов, состоявшихся в ноябре 1958, большинство  мест в Национальном собрании получили голлисты, чему во многом способствовали тщательно подготовленные поправки к избирательному закону. Затем, когда  де Голль был избран президентом (21 декабря 1958), новая конституция  предоставила ему широкие полномочия и соответственно ограничила власть парламента. 
 
 
 

     Глава  1 Конституция 1958 года

 Авторы Конституции 1958 г., которую считали «скроенной точно по мерке для де Голля», исходили из необходимости коренного пересмотра принципов, лежавших в основе государственного строя Третьей и Четвертой республик. Прежде всего, предполагалось стабилизировать политическую систему путем «большей сбалансированности» всех видов власти и усиления независимости исполнительной власти от политических маневров различных партий. Исполнительная и законодательная власти должны были быть четко разделены, имея своим источником только «мандат народа» (т.е. выборы). Однако еще более эффективным средством укрепления системы властвования должен был стать институт главы государства. Возвышаясь над всеми властями и не навязывая себя в качестве повседневного главы правительства и лидера парламентского большинства, президент должен был выражать высшую волю государства по проблемам первостепенного значения. Таким образом, одной из важнейших задач этого органа было гарантировать стабильность исполнительной власти в неблагоприятных политических и экономических условиях.

     Эти идеи были четко проведены в тексте нового основного закона. Свидетельством этому является сама структура конституции, построенной по схеме президент  – правительство – парламент. Центральным звеном всей политической системы стал президент. Ему была отведена рол! «высшего арбитра», призванного обеспечивать нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства (ст. 5). Поэтому президент не нес политической ответственности ни перед каким органом (за исключением случая государственной измены) и никем не контролировался. В то же время для выполнения своей роли он был наделен как широкими постоянными прерогативами, так и полномочиями, имеющими исключительный характер.

     Прежде  всего, президент назначал главу  правительства, а по его предложению  – остальных членов кабинета, также принимал их отставку. Он председательствовал на заседаниях правительства, в Совете и Комитете национальной обороны, в Высшем совете магистратуры. Ему предоставлялись полномочия главы вооруженных сил, право назначения на высшие гражданские и военные должности.

     Президент был наделен значительными полномочиями не только в исполнительной, но и  в законодательной сфере: он имел право подписывать и обнародовать законы, требовать от парламента нового обсуждения закона или отдельных  его статей; право оспорить принятый парламентом законопроект и передать его в Конституционный совет (суд) для заключения о его соответствии конституции; право передавать некоторые  виды законопроектов на референдум, минуя  парламент; право обращаться к парламенту с посланиями, которые не подлежат обсуждению; право принимать ордонансы, имеющие силу закона. Президент получил  также право роспуска нижней палаты парламента (ст. 12), что не характерно для чисто президентских республик. Он представлял Францию в международных отношениях, наделялся значительными прерогативами в области внешней политики.

     Помимо  указанных полномочий, президент  по ст. 16 получил право принимать чрезвычайные меры по своему усмотрению в условиях, когда «установление Республики, независимость Нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной или непосредственной угрозой, а нормальное функционирование органов государственной власти, созданных в соответствии с Конституцией, нарушено».

  • Одновременно предусматривался ряд гарантий против установления единоличной диктатуры президента (автоматический созыв парламента, запрос мнения Конституционного совета и т.п.). Однако деятельность президента в период чрезвычайного положения никем не контролировалась В соответствии со ст. 19 свои наиболее важные полномочия: назначение правительства, роспуск палаты, введение в действие исключительных полномочий, передача законопроектов на референдум и ряд других – президент осуществлял единолично, без контрасигнирования со стороны премьера и соответствующих министров. Остальные акты президента требовали министерской скрепы, и, таким образом, премьер-министр нес за них политическую ответственность перед парламентом.

Конституция 1958 г. отказалась от прежней политической практики избрания президента парламентом. Отныне он должен был избираться коллегией выборщиков, в которой члены парламента составляли ничтожную часть. Позднее косвенные выборы президента были заменены прямыми.

     Второе  место в государственном механизме  Пятой республики было отведено правительству. В самом общем виде его компетенция  закреплялась в ст. 20 Конституции: правительство должно определять и осуществлять «политику нации», распоряжаться администрацией и вооруженными силами. Премьер-министр, полномочия которого определены более подробно, должен руководить деятельностью правительства, нести ответственность за оборону страны, обеспечивать исполнение законов, издавать нормативные акты в порядке регламентарной власти, назначать на военные и гражданские должности.

  • Таким образом, высшая исполнительная власть, по конституции, была недостаточно четко распределена между президентом и премьер-министром, но предполагалось, что премьер, обладая определенной автономией, осуществляет повседневное руководство внутренней политикой. Конкретные формы взаимодействия президента и премьера зависели от согласованности их действий при стратегическом верховенстве президента и, главным образом, от расстановки партийно-политических сил.

     На  последнее место среди высших государственных органов Конституция 1958 г. поместила парламент. Он состоял из двух палат – Национального собрания и Сената, которые были практически равноправными. Национальное собрание избиралось прямым голосованием. Сенат, избираемый путем косвенного голосования коллегиями выборщиков, должен был обеспечивать представительство территориальных единиц республики и французов, проживавших за пределами Франции. Особые «сдерживающие» полномочия Сената, обладающего правом вето в отношении проектов конституционных изменений, могли стать тормозом при прохождении важных законопроектов.

     Специальный раздел Конституции был посвящен взаимоотношениям между парламентом  и правительством, в котором отчетливо  закреплялась доминирующая роль правительства. Тщательно оформленное функциональное разделение «властей», подробная регламентация деятельности, структуры и процедуры заседаний парламента имели целью создание системы «рационализированного» парламентаризма вместо парламентарных моделей Третьей и Четвертой республик.

     Акты  парламента могли регулировать строго определенный и сравнительно небольшой  круг вопросов (структура и принципы организации государственного аппарата, права и свободы, гражданство, налоги, основные принципы гражданского, уголовного, трудового права и др.). По этим вопросам правительство также могло  издавать нормативные акты, имеющие  силу закона (ордонансы), но только с  разрешения парламента. Возможность  подобного рода делегирования парламентом  своих полномочий была прямо предусмотрена в Конституции, а последующая практика закрепила такое положение. Все остальные вопросы должны были решаться в административном порядке, регламентарной властью кабинета, т.е. путем декретов.

     Правительство обладало также значительными полномочиями по контролю над законодательным  процессом. Прежде всего оно, по сути, определяло повестку дня работы парламента. Правительственные законопроекты  должны были рассматриваться в первую очередь. Правительство могло также  использовать целый ряд средств  по отклонению внесенных парламентариями  поправок в законопроект и проведению голосования без обсуждения (ст. 40, 41, 44, 45 и др.). Для принятия финансового законопроекта, например, парламенту устанавливался определенный срок. Если в этот срок бюджетный закон не принимался, он мог быть введен в действие правительственным декретом.

     Конституция 1958 г. устанавливала ответственность правительства перед парламентом. Однако принятие «резолюции порицания», которая обязывала бы правительство уйти в отставку, было обставлено многочисленными условиями (ст. 49). Правительству могло быть отказано в доверии только абсолютным большинством голосов, а если инициаторы резолюции не собирали такого большинства, они утрачивали право вносить новую в течение той же парламентской сессии.

     Таким образом, хотя система органов, по Конституций 1958 г., обладала атрибутами парламентарной республики (ответственность правительства перед парламентом, министерская скрепа актов президента и т.п.), наиболее существенные полномочия в определении и проведении государственной политики были переданы президенту. Обширные прерогативы президента Франции, предусмотренные конституцией, не имели аналога даже в президентских республиках. Режим Пятой республики стал в теории именоваться смешанным «президентско-парламентским» или «косвенным президентским» режимом, став образцом своеобразной гибридной, а на деле новой, самостоятельной формы правления, получившей в политической науке наименование «полупрезидентская республика».

     Судебная  власть, по Конституции 1958 г., провозглашалась «хранительницей личной свободы». Особое положение среди судов занял Конституционный совет, который сосредоточил в своих руках контроль за конституционностью нормативных актов и, несмотря на отсутствие прямого указания об этом, право толковать основной закон. Классическим примером системы специализированных судов является и существование во Франции органов административной юстиции во главе с Государственным советом.

     В юрисдикцию административных судов  входит решение вопросов о соответствии закону актов и действий исполнительных органов и должностных лиц, на практике – от решений муниципалитетов до актов президента. В остальном же традиционные формы судоустройства по прежнему сохраняются и действуют с незначительной модернизацией в 1970-х гг. (Кодекс судоустройства 1978 г.).

     Конституция 1958 г. очень скупо регламентировала систему местного управления. Вместе с тем французская (континентальная) модель местного управления стала образцом для подражания в большинстве стран мира. В ней определенным образом сочетаются прямое государственное управление на местах и местное самоуправление, причем агенты государственной администрации осуществляют надзор за деятельностью местных представительных органов. Одновременно нижестоящие звенья системы подчиняются вышестоящим. В этой сфере Конституция 1958 г. следовала распространенной теории, согласно которой существуют «естественные» административно-территориальные единицы (село, город и др.), которые могут и должны формировать свои органы самоуправления, и «искусственные» образования, т.е. созданные актами центральной власти (регион и т.п.), в которых управление осуществляется только представителями центральной власти. По конституции, местными коллективами республики являются коммуны, департаменты, заморские территории, которые свободно управляются выборными советами (ст. 72). Низовой единицей стала коммуна (село или город), жители которой избирают свой орган самоуправления – муниципальный совет. В департаментах избираются генеральные советы. «Искусственным образованием», не имеющим представительных органов, стал регион. Функции местной администрации в департаментах и регионах были возложены на префектов и супрефектов которые являются представителями центра на местах.

Информация о работе Пятая республика во Франции. Конституция 1958г