Психолого – педагогическая направленность деятельности юриста

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 08:55, контрольная работа

Описание работы

Юрист – это тот человек, который обладает юридическим образованием и осуществляет свою профессиональную практическую деятельность в области права.
Важная социальная роль юриста в правовом цивилизованном государстве предъявляет к нему высокие профессиональные и морально-этические требования. Для того, чтобы отвечать этим высоким требованиям, каждый, избравший в качестве профессии юридическую деятельность, связанную с прохождением службы в органах внутренних дел, должен постоянно повышать свой общий культурный и профессиональный уровень, чтобы полностью отвечать современным требованиям и высокому предназначению юридической профессии в жизни общества.

Работа содержит 1 файл

введение в специальность.docx

— 43.48 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

(ЧИТ ГУ)

Кафедра Теории государства и права

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

Введение в специальность

 

  1. Тема: Психолого – педагогическая направленность деятельности юриста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         Выполнил: студентка группы

                                      ЮРЗ-09-3

                                                Суюшкина А.В.

 

                                                                                         Проверила:  Семенова

 

 

 

 

 

 

 

План:

 

  1. Введение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Юрист – это тот человек, который обладает юридическим образованием и осуществляет свою профессиональную практическую деятельность в области  права.

Важная социальная роль юриста в  правовом цивилизованном государстве  предъявляет к нему высокие профессиональные и морально-этические требования. Для того, чтобы отвечать этим высоким  требованиям, каждый, избравший в  качестве профессии юридическую  деятельность, связанную с прохождением службы в органах внутренних дел, должен постоянно повышать свой общий  культурный и профессиональный уровень, чтобы полностью отвечать современным  требованиям и высокому предназначению юридической профессии в жизни  общества. Для того, чтобы быть квалифицированным  юристом, надо много знать, обладать обширными знаниями и опытом правовой работы. В силу характера своей  профессиональной деятельности юрист  должен обладать не только глубокими  юридическими знаниями, но и высокой  правовой культурой, профессиональной этикой и эстетикой. Профессии юриста присущи общие черты, которые  не зависят от вида выполняемой специалистом этого профиля работы. К таким  чертам относятся: гуманизм и справедливость, государственный характер, психолого-педагогическая направленность, творческий исследовательский  характер, самостоятельность и независимость  в принятии решений, организаторский  характер и т.д.

Вообще же вся профессиональная деятельность, которую осуществляет юрист, во многом носит психолого-педагогическую направленность. Ведь юридическая профессия  носит глубоко социальный характер. И это характеризуется тем, что  юрист, по долгу своей профессиональной деятельности, связан с множественностью социальных связей и непосредственным повседневным разрешением тех жизненных  ситуаций, которые возникают во всех сферах жизнедеятельности людей. Юрист  непосредственно связан с поведением людей в сфере отношений, которые  регулируются правом. И очень часто  юрист становится своеобразным педагогом-воспитателем или же арбитром во взаимоотношениях людей. В своей работе юристу приходится вникать в весьма интимные взаимоотношения  людей, пытаться разобраться в их сложных душевных состояниях, иметь  дело с человеческими страстями, разрешать различного рода конфликтные  ситуации, прибегая к знаниям психологии. Да и вообще, следует отметить, что  в рамках правовой работы очень многое зависит от тех личностных качеств, которыми обладает юрист, от его педагогических способностей, от его знаний в области  психологии, а также от того, насколько  хорошо юрист умеет устанавливать  и поддерживать контакты с людьми.

 

 

Основные черты юридической профессии

Деятельность юриста характеризуется  множественностью социальных связей, повседневным непосредственным разрешением  жизненных ситуаций, возникающих  во всех сферах жизнедеятельности людей: в быту, семье, труде, экономике, сфере  культуры, социального обеспечения  и т.д. И нет ничего более непрофессионального  для юриста, чем проявление безразличия, равнодушия к судьбе человека. Юридическая  профессия требует от личности объективности, обладания чувством справедливости и сострадания, личной безупречности.

Работа юриста связана с правовым разрешением возникающих в жизни  ситуаций, с защитой прав и законных интересов личности, общества и государства. Юристу по роду работы приходится подводить  конкретный жизненный случай под  конкретную норму, то есть под общее  правило, предписывающее вид и меру возможного или должного поведения. Для чего от юриста требуется не только высокая профессиональная компетентность, но и гражданская жизненная позиция

Гражданская позиция юриста имеет большое значение при социальной оценке фактов, событий, имеющих юридическое значение, при выборе вида и меры принудительного воздействия к правонарушителю, при избрании и применении к виновному установленного рамками закона наказания. Скажем, чрезмерно строгая установка юриста может привести к расширению им сферы действия уголовного закона, к применению более суровых мер наказания. Умеренная установка может выразиться в ограничении сферы действия уголовного закона и в смягчении наказания. Либеральная установка юриста может привести к необоснованному проявлению “гуманизма” в отношении правонарушения и несправедливому, негуманному отношению к потерпевшему, к обществу в целом.

Государственный характер юридической профессии.

Служебная деятельность юриста носит  государственный характер. Она связана  с вопросами соблюдения государственной  дисциплины, обеспечения законности, укрепления правопорядка и др. Многие юристы занимают должности в государственном  аппарате, состоят на государственной  службе и наделены властными полномочиями. Работа юриста характеризуется высокими требованиями к точному соответствию принимаемых им решений действующему законодательству Он обязан активно  проводить в жизнь политику государства, ответственно относится к порученному  делу, быть готовым к защите прав, свобод и законных интересов личности, интересов общества и государства от противоправных посягательства.

Психолого-педагогическая направленность профессии юриста.

Работа юриста связана с поведением людей в сфере регулируемых правом отношений. Ему приходится соприкасаться  с весьма интимными взаимоотношениями  людей, вникать в их сложные душевные состояния, разрешать конфликтные  ситуации, иметь дело с человеческими  страстями, вторгаться в духовных мир  человека, выступать в роли арбитра, педагога-воспитателя. В связи с  этим в правовой работе многое зависит  от личностных качеств юриста, от педагогических способностей, от умения устанавливать  и поддерживать контакты с людьми, от знания основ общей психологии и одной из ее отраслей - юридической  психологии. Юридическая работа не может успешно вестись без  знания психологии преступного поведения  и личности преступника, судебной психологии, связанной с судопроизводством, исправительной психологии и педагогики, психологии лиц, отбывающих наказание  в местах лишения свободы, т.е. без  профессиональной психологической  подготовки. Кроме того, от юриста-руководителя, а в этой роли юристы выступают  довольно часто, требуется знание основ  управленческой психологии и педагогики.

От юриста-сотрудника органов внутренних дел требуется умение действовать  в чрезвычайных условиях и сохранять  при этом эмоциональную устойчивость к восприятию негативных явлений. Он должен обладать способностью противостоять  негативному влиянию среды правонарушителей, с которыми в связи с выполнением  служебных обязанностей сталкивается сотрудник, убежденностью к необходимости  вести борьбу с преступностью  и иными правонарушениями, а также  нарушениями общечеловеческих норм морали.

Творческий, исследовательский  характер профессии юриста.

Он выражается в творческом применении правовых и иных знаний, в умении и способности самостоятельно, с  учетом всех обстоятельств разбираться  в сложных жизненных ситуациях, находить истину, объективно оценивать  факты и явления, делать правильные выводы и принимать в пределах закона наиболее оптимальные решения. Для этого от юриста требуется  широта взглядов, пытливость ума, мудрость и рассудительность. Расследование  и раскрытие преступлений, разрешение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, анализ информации, производство выводов и заключений, воссоздание событий, имевших место в прошлом, и т.п. носят характер исследовательской работы. В связи с этим, чем меньше шаблонности в работе юриста, тем более вероятно принятие объективных решений, успех в правоохранительной и иной юридической работе.

Разумеется, творческий подход к разрешению жизненных ситуаций должен осуществляться в рамках права. Творческое действие не должно выходить за пределы закона.

Вместе с тем, закон не только представляет юристу право, но и обязывает  его в установленных законом  пределах принимать наиболее целесообразные решения по своему усмотрению. От практической целесообразности, от выбора оптимального варианта решения во многом зависит  эффективность реализации норм права, законность и справедливость применяемого решения. Целесообразность означает, что  юрист обязан максимально учитывать  конкретную обстановку, время, место  и условия своеобразия создавшегося положения и т.п. Усмотрение в  работе юриста может, в частности, выражаться в предоставлении ему права принимать  решение на основе свободного выбора одного из нескольких, равнозначных с  точки зрения законности, вариантов  решения дела, предусмотренных правовой нормой. Например, одинаково будет  соответствовать требованию законности любая из мер воздействия, примененная  судьей к виновному лицу (за мелкое хулиганство) - штраф, административный арест. Это право предоставлено  судье, который выбирает с учетом обстоятельств дела, личности правонарушения один из нескольких возможных вариантов. Поэтому творческий, исследовательский  характер юридической работы, использование  в ней достижений науки и техники  при строгом соблюдении требований закона составляют одну из основных черт юридической профессии.

Самостоятельность и независимость  в принятии решений.

Творческий характер профессии  юриста неразрывно связан с самостоятельностью и независимостью в принятии решений. В какой бы должности не работал  юрист, он прежде всего является правоведом и должен руководствоваться нормами  права, разрешать дела и вопросы  самостоятельно, руководствуясь своей  совестью и правосознанием. На защите независимости юриста стоит закон. Так, следователь обладает процессуальной независимостью, судьи независимы и  подчиняются только закону.

Разумеется, мера самостоятельности  зависит от вида работы и занимаемой юристом должности. Самостоятельность  выражается прежде всего в оценке ситуации и в применении права, подчинении юриста закону. Эта черта профессии  нередко требует от юриста мужества и стойкости, чтобы не поддаться  давлению со стороны. Юрист не может  даже при нахождении в служебном  подчинении действовать вопреки  закону. Самостоятельность как черта  профессии юриста органически связана  с его ответственностью. Юрист  всецело несет ответственность  перед законом за свои действия и  принимаемые им решения.

Организаторский характер работы юриста.

Юрист по роду своей деятельности выступает в той или иной степени  в качестве организатора, руководителя по реализации правовых норм, лица, воздействующего  на поведение людей в целях  соблюдения и исполнения ими законов. Юридическая работа - это работа, связанная с людьми. Она требует  установления контактов и взаимосвязей между разными органами, учреждениями, объединениями граждан. Кроме того, многие юридические должности в  силу своего правового статуса относятся  к числу руководящих, например, прокурор района, председатель районного суда, заведующий юридическим отделом  предприятия, другие юристы-руководители, возглавляющие коллективы.

К юристу-руководителю в полной мере относится требования, предъявляемые  к руководителю - умение разбираться  в людях, организаторское чутье, практический опыт, распорядительность, общительность, способность привлекать к себе людей, сильная воля, профессиональный и моральный авторитет, умелый подход к подчиненным, знания основ науки  управления и научной организации  управленческого труда.

Юрист-сотрудник органов внутренних дел также должен обладать организаторскими навыками, постоянно стремиться к  новому, обладать умением оказывать  положительное воздействие на людей, высокой работоспособностью, уметь  действовать четко и решительно в нетипичных экстремальных ситуациях, обладать способностью переключаться  с одного вида работы на другой.

Формализованность.

Работе юриста присуща черта  формализованности. Кроме познавательной деятельности работе юриста присуща  и удостоверительная деятельность. Юрист имеет дело с достоверными фактами и нормами права, реализует  право в порядке, установленном процессуальным законодательством. В этом смысле профессии юриста, в известной степени присущ формализованный характер. В своей работе он опирается на точные зафиксированные данные. Предметом его труда служит информация, собранная и закрепленная в установленном порядке в документах. Точность, нередко требует от юриста собственноручной фиксации и удостоверения имевших место фактов, совершенных действий и принятых решений. Этим объясняется то обстоятельство, что в профессии юриста значительно место занимает удостоверительная (канцелярская) работа, которая не очень привлекательна, но совершенно необходима.

Рассмотренные выше общие черты  отличают юридическую профессию  от других профессий интеллектуального  труда, они сопряжены с квалификационными  требованиями к профессии юриста.

Информация о работе Психолого – педагогическая направленность деятельности юриста