Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 12:44, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является желание выяснить реальные и объективные причины развития и становления права, его особенности и закономерности. Понять, какая из теорий о происхождении права представляет собой особую ценность на данном этапе человеческого развития для того, чтобы правильно и целенаправленно организовывать свою деятельность в дальнейшем.
Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический характер, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты. Даёт возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет чётче определить все свойственные им функции – основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Предпосылки возникновения права….…………………………6
Глава 2. Основные теории происхождения права……………………….9
2.1. Естественно-правовая теория…………………………………………9
2.2. Договорная теория……………………………………………………...12
2.3. Теория насилия…………………………………………………………16
2.4. Другие теории происхождения государства и права………………..20
Заключение……………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Теория государства и права»
на тему: «Происхождение права»
Ставрополь, 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Предпосылки возникновения права….…………………………6
Глава 2. Основные теории происхождения права……………………….9
2.1. Естественно-правовая теория…………………………………………9
2.2. Договорная теория……………………………………………………...1
2.3. Теория насилия…………………………………………………………1
2.4. Другие теории происхождения государства и права………………..20
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Целью данной курсовой работы является желание выяснить реальные и объективные причины развития и становления права, его особенности и закономерности. Понять, какая из теорий о происхождении права представляет собой особую ценность на данном этапе человеческого развития для того, чтобы правильно и целенаправленно организовывать свою деятельность в дальнейшем.
Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический характер, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты. Даёт возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет чётче определить все свойственные им функции – основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.
Право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в истории общества в силу тех же причин и условий, что и государство. Процессы возникновения права и государства идут параллельно. Вместе с тем, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности. Экономическая и социальная жизнь любого общества требует определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, распределении и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью социальных норм. В первобытном обществе это были обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями. Социальное расслоение общества, появление в нем разных социальных слоев и групп с различными, зачастую несовпадающими, интересами, привел к тому, что родовые обычаи уже не могли исполнять роль универсального регулятора. Качественно новые социально-экономические условия требовали новых общеобязательных норм, установленных (или санкционированных) и охраняемых государством. Возникновение права, как и государства, занимало целые эпохи, испытывало различные внешние влияния. Поэтому общетеоретическое схематическое изложение не отражает всех особенностей происхождения права у разных народов.
Среди теоретиков правоведов никогда не было раньше и в настоящее время не существует ни только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения права. Помимо общепризнанных мнений и суждений в вопросах происхождения государства и права нередко имеют место прямые искажения данного процесса, сознательное игнорирование ряда весьма существенных для его глубокого и всестороннего понимания фактов.
При рассмотрении проблем возникновения государства и права важно учитывать то, что сам процесс появления государства и права не однозначен. С одной стороны, необходимо различать процесс первоначального возникновения государства и права на общественной арене. Это процесс формирования государственно-правовых явлений, институтов и учреждений на основе разложившихся по мере развития общества догосударственных и, соответственно, доправовых явлений, институтов и учреждений. А с другой стороны, необходимо выделять процесс зарождения и развития новых государственно-правовых явлений, институтов и учреждений на базе ранее существовавших, но по каким-то причинам ушедших с общественно-политической сцены государственно-правовых явлений, институтов и учреждений.
Форма возникновения государств имеет важное значение с точки зрения не только политической, а точнее – государственно-правовой теории, но и прагматической, с позиции практики. Они имеют важное значение, во-первых, для удержания правящими элитами или отдельными лицами вновь приобретённой власти. Во-вторых, способ или форма возникновения новых государств и правовых систем на месте старых имеет важное значение в морально-политическом и социальном плане как основа для формирования новых законов и их добровольного соблюдения. В-третьих, способ или форма возникновения новых государств, а с ними и правовых систем, наряду с существующими или на месте ранее существовавших государственно-правовых систем, имеет огромное значение для их дальнейшего укрепления и развития в плане поддержания их высокого жизненного тонуса, усиления их социально-политической сбалансированности и живучести.
Возникновение и становление любого из типов государств в настоящем всегда имеет свои корни в виде причин, условий, материальной, социальной, политической и иной основы данного процесса в прошлом. Одновременно с этим процессом закладываются материальные и иные предпосылки для поддержания его высокого жизненного тонуса, для его укрепления и развития в будущем. Исходным моментом во всём этом движении государственно-правовой материи является процесс возникновения государства и права со всеми свойственными ему признаками и особенностями в виде его различных способов и форм проявления, разных условий и причин формирования государства и права, разнообразных обычаев и традиций, содействующих или препятствующих их зарождению.
Глава 1. Предпосылки возникновения права
Процесс возникновения государства и права протекал при их взаимном влиянии друг на друга и вызван был одними и теми же причинами:
1. Потребностями экономических отношений, которые складывались при наличии частной собственности, разделения труда, товарного производства и обращения, необходимостью закрепления экономического статуса товаровладельцев, обеспечения для них устойчивых и гарантированных экономических связей, условий для экономической самостоятельности;
2. Необходимостью поддерживать стабильность и порядок в обществе в условиях углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов;
3. Организацией публичной власти, отделенной от населения и способной санкционировать обычаи, устанавливать юридические нормы и обеспечивать проведение их в жизнь;
4. Превращением человека в относительно самостоятельного индивида. Нельзя искать право там, где нет разделения коллектива (рода, племени) на отдельные субъекты, где индивид не выделен как личность, осознающая возможности (свободы), которые складываются в процессе развития общества.
Таким образом, возникновение права было связано с:
- качественным усложнением производства, политической и духовной жизни общества;
- обособлением личности как участника общественных отношений со своими притязаниями на автономность существования (социальную свободу);
- формированием государства, которому потребовался новый нормативный социальный регулятор, способный выполнить задачи:
а) обеспечить функционирование общества как целостного организма более высокого порядка, чем первобытное общество, поддерживать в нем порядок и стабильность;
б) закрепить и обеспечить индивидуальную свободу автономной личности.
Выполнить такие задачи было не под силу нормативным регуляторам первобытнообщинного строя — нормам-обычаям. Эту роль взяло на себя формирующееся юридическое право, определяющей чертой которого стала государственная принудительность.
В чем же отличие государства от догосударственной организации общества?
Во-первых, это появление особой системы органов и механизмов, осуществляющих функции государственной власти или организация публичной власти, - особой группы (слоя) людей, (чиновники, бюрократы, управленцы, политическая элита и т.п.) призванной управлять всеми остальными и защищать интересы политической элиты, опираясь на специально созданные органы и учреждения, объединенные в единую иерархическую систему, позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность общества.
Во-вторых, это наличие права, закрепляющего определенную систему норм, установленных или санкционированных государством. Осуществляя правотворчество, государство делает решения элиты общеобязательными для населения всей страны.
В-третьих, это определение территории, на которую распространяется юрисдикция (от латинского jurisdictio - суд, судопроизводство) данного государства и в соответствии с этим - разделение населения по территориальному принципу, т.е. это пространственная основа государства, которая включает в себя сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и др. Людей в государстве объединяют уже не кровно-родственные (племенные) связи, а общность территории, обозначенной государственной границей. На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и защищает ее от внешнего вторжения.
В-четвертых, для материального обеспечения и содержания органов управления и принуждения, создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, для выполнения других общественно-необходимых функций, например разрешение социальных противоречий между различными слоя общества государство взимает различного рода налоги, т.е. обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в заранее установленных размерах и в определенный период времени.
В-пятых, это наличие специальных органов принуждения и подавления (армия и другие правоохранительные органы) основная цель которых состоит в обеспечении государственной безопасности, территориального единства и использовании их при возникновении внутренних социально-политических конфликтов, могущих привести к потере власти правящей элиты.
Глава 2. Основные теории происхождения права
2.1. Естественно-правовая теория
Естественно-правовая теория происхождения государства и права, или теория естественного права, как её нередко называют в научной литературе, является одной из старейших и в то же время одной из наиболее распространённых правовых доктрин.
Необходимо отметить, что вокруг самого понятия и содержания естественного права, его реальности или надуманности, его практической значимости и применимости велись и ведутся нескончаемые споры. При этом обнаруживаются порой далеко не одинаковые взгляды и подходы. Так, если одни авторы исходят из того, что естественное право как таковое и его отдельные институты в реальной жизни не существуют, что они и их понятия есть результат свойственных человеческому уму «априорных заблуждений», то другие исследователи придерживаются противоположных взглядов, считая, что естественное право как порождение самой природы и разума – это такая же реальность, как и положительное право – результат нормотворческой деятельности государства и его отдельных органов.
Для того чтобы разобраться во всех этих разноречивых суждениях, глубоко и всесторонне понимать суть естественного права и его теории, важно хотя бы вкратце проследить их эволюцию, основные этапы, стадии их становления и развития. Необходимость этого обуславливается тем, что в разные исторические периоды, на разных этапах развития общества и государства взгляд на естественное право и его теорию, представление о них имели свои особенности.