Происхождение государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 21:00, контрольная работа

Описание работы

Задача выполнения контрольной работы заключается в том, чтобы выяснить причины и теории развития государства и права, их особенности и закономерности.

Содержание

Введение......................................................................................................................3
I. Происхождение государства 4
1. Основные теории происхождения государства 4
2. Общие закономерности возникновения государства 7
3. Признаки государства, отличающие его от социальной (публичной) власти первобытнообщинного строя 9
4. Особенности возникновения государств у разных народов мира 10
II. Происхождение права 18
1. Причины происхождения права 20
2. Признаки, отличающие нормы права от норм поведения в первобытном обществе 21
3. Основные юридические источники формирования права у разных народов мира 22
Заключение…………………………………………………………………………
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

Реферат по ТГП.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

      В образовании каждого государства  имеет значение целый комплекс причин - экономических, политических, внутренних, внешних, ибо возникновение государства у каждого народа имеет свои особенности, характеризуется определенными чертами.

      Имеется немало народов и наций, которые  создали свои государства только в XX веке. В силу конкретных исторических причин они либо никогда не имели собственного государства, либо утратили раннюю государственность и долгое время входили в состав других многонациональных государств, испытывали национальные притеснения со стороны господствующей власти основной нации (например, Украина в составе дореволюционной России). Многие из них сумели добиться собственной государственности в XX в. в результате реализации права наций на политическое самоопределение. Эта причина была решающей, ей сопутствовала характерная для возникновения ранних государств социальная неоднородность общества, его противоречивость. Такие государства образовались в процессе ликвидации империй, колоний, суверенизации государственно-подобных образований.

      Так, на руинах прежних колониальных империй  в Азии, Африке, Латинской Америке, Океании с середины 50-х годов XX в. возникло более 90 новых государств. Их количество в наши дни выросло. Пополнил ряды новых государств распад СССР. К государствам, образовавшимся в результате развала СССР, относится Украина и другие страны СНГ.

 

II. Происхождение права

      В любом историческом обществе для поддержания в нем порядка требуется регулирование с помощью социальных норм, так называемое социальное регулирование. Регулировать - значит направлять поведение людей, их групп и всего общества, вводить их деятельность в определенные рамки. Различают два вида социального регулирования - индивидуальное (упорядочение поведения конкретного лица, в конкретном случае) и нормативное (упорядочение поведения людей с помощью общих правил - образцов, моделей, распространяющихся на всех, на все подобные случаи). Появление нормативного социального регулирования послужило качественным толчком к становлению (возникновению и развитию) права.

      В первобытном обществе нормативным  социальным регулятором были нормы-обычаи - правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного повторения в течение длительного времени. Обычное право - система норм, опирающихся на обычай.

      Нормы-обычаи были основаны на естественно-природной  необходимости и имели значение для всех сторон жизни общины, рода, племени, для регламентации хозяйственной жизни и быта, семейных и иных взаимоотношений членов рода, первобытной морали, религиозно-ритуальной деятельности. Их целью было поддержание и сохранение кровнородственной семьи. Это были «мононормы», т.е. нерасчлененные, единые нормы.

      В них переплетались, чётко не проступая, самые разнообразные элементы: морали, религии, правовых начал.

      Мононормы не давали преимуществ одному члену  рода перед другим, закрепляли «первобытное равенство», жестко регламентируя их деятельность в условиях противостояния суровым силам природы, необходимости обороняться от враждебных племен. В мононормах права членов рода представляли собой оборотную сторону обязанностей, были неотделимы от них, поскольку первобытный индивид не имел выделенного осознанного личного интереса, отличного от интереса рода. Только с разложением первобытного строя, с появлением социальной неоднородности все более самостоятельное значение приобретают права. Возникновение мононорм было свидетельством выхода человека из животного царства в человеческое сообщество, движущееся по пути прогресса.

      В условиях общественной собственности  и коллективного производства, совместного  решения общих дел, неотделенности индивида от коллектива в качестве автономной личности, обычаи не воспринимались людьми как противоречащие их личным интересам. Эти неписаные правила поведения соблюдались добровольно, их выполнение обеспечивалось, в основном, силой общественного мнения, авторитетом старейшин, военачальников, взрослых членов рода. При необходимости к нарушителям норм-обычаев применялось принуждение, исходившее от рода или племени в целом (смертная казнь, изгнание из рода и племени и др.).

      В первобытном обществе преобладало  такое средство охраны обычая, как «табу» - обязательный и непререкаемый запрет (например, запрет под страхом тягчайших наказаний кровнородственных браков). Кроме запретов (табу), возникли такие способы регулирования, как дозволение и позитивное обязывание (только в зачаточной форме). Дозволения имели место в случаях определения видов животных и времени охоты на них, видов растений и сроков сбора их плодов, пользования той или иной территорией, источниками воды и др. Позитивное обязывание имело целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров, изготовления орудий и др.

      Нормативные обобщения (запреты, дозволения, позитивные обязывания), ставшие обычными способами  регулирования первобытнообщинной жизни, - истоки формирования права.

  1. Причины происхождения права

      Процесс возникновения государства и  права протекал при их взаимном влиянии  друг на друга и вызван был одними и теми же причинами:

      1. Потребностями экономических отношений,  которые складывались при наличии частной собственности, разделения труда, товарного производства и обращения, необходимостью закрепления экономического статуса товаровладельцев, обеспечения для них устойчивых и гарантированных экономических связей, условий для экономической самостоятельности;

      2. Необходимостью поддерживать стабильность и порядок в обществе в условиях углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов;

      3. Организацией публичной власти, отделенной от населения и способной санкционировать обычаи, устанавливать юридические нормы и обеспечивать проведение их в жизнь;

      4. Превращением человека в относительно  самостоятельного индивида. Нельзя искать право там, где нет разделения коллектива (рода, племени) на отдельных субъектов, где индивид не выделен как личность, осознающая возможности (свободы), которые складываются в процессе развития общества.

      Таким образом, возникновение права было связано с:

      (1) качественным усложнением производства, политической и духовной жизни  общества;

      (2) обособлением личности как участника  общественных отношений со своими притязаниями на автономность существования (социальную свободу);

      (3) формированием государства, которому  потребовался новый нормативный социальный регулятор, способный выполнить задачи:

      а) обеспечить функционирование общества как целостного организма более высокого порядка, чем первобытное общество, поддерживать в нем порядок и стабильность;

      б) закрепить и обеспечить индивидуальную свободу автономной личности.

      Выполнить такие задачи было не под силу нормативным  регуляторам первобытнообщинного строя - нормам-обычаям. Эту роль взяло на себя формирующееся юридическое право, определяющей чертой которого стала государственная принудительность.

2. Признаки, отличающие нормы права от норм поведения в первобытном обществе

 
Нормы первобытного общества (нормы-обычаи) Нормы государства 

(нормы  права)

• по способу возникновения:
— возникают  постепенно в процессе совместной жизни. — устанавливаются  государством
• по волевой направленности норм:
— выражают волю рода или племени — выражают государственную волю
• по форме внешнего выражения:
— находятся  в сознании людей, существуют в неписаной  форме — находят внешнее  выражение в письменных правовых актах
• по времени вступления в силу:
— возникают  и отмирают постепенно — вступают в  силу или прекращают действие в строго установленном порядке, официальным путём
• по способу обеспечения исполнения:
— осуществляются в силу привычки, традиций; в случае нарушения принуждение исходит от рода — обеспечиваются принудительной силой государства

3. Основные юридические источники формирования права у разных народов мира

 

      Можно выделить два пути формирования права:

      - посредством норм, исходящих от государства;

      - посредством норм, исходящих от общества (общин, иных социальных групп, например, купцов, религиозных объединений: церкви и т.п.) и поддерживаемых государством.

      Первоначально право складывалось путем перерастания обычаев в правовые обычаи, которые записывались, объединялись в особые списки. В результате этого появилось обычное право - система норм, основывающихся на обычае, которая регулирует общественные отношения в государстве, в определенной местности либо в этнической или социальной группе.

      У разных народов мира обозначились различные  ведущие элементы социально-юридического содержания права: прецедент, религиозная норма, норма-обычай, закон, которые в ходе дальнейшего развития народов и государств привели к формированию отличающихся друг от друга национальных правовых систем и их типов. Типами (семьями) правовых систем начали называть правовые системы государств, у которых преобладали общие черты, общие исходные элементы, в том числе общий источник (форма) права: закон (нормативно-правовой акт), судебный прецедент, религиозная норма, норма-обычай.

      Первые  письменные памятники права древности (Законы Ману, Законы XII таблиц, Кодекс законов царя Хаммурапи и др.) и средневековья («Салическая правда», «Русская правда» и др.) состояли из норм обычного права, судебных прецедентов и прямых законодательных положений.

      В первобытном обществе обозначились контуры правосудной деятельности, при которой регулирование осуществлялось по схеме: норма (обычай) плюс индивидуальное решение (решение родовых собраний, старейшин, «судов»). Так постепенно формируются судебные прецеденты - решения конкретных дел, которые в процессе повторения ситуаций приобретали значение образцов, моделей, становились общей нормой. Они стали предвестниками прецедентного права - в Англии, США, Канаде, Австралийском Союзе (англо-американский тип правовой системы).

      В странах континентальной Европы с развитием письменности наряду с обычным правом возникают нормы права, установленные актами короля, князя, их чиновников, которые именуются законами (законодательное право) - во Франции, Испании, Австрии. ФРГ (романо-германский тип правовых систем).

      В странах азиатского континента (Иран, Ирак) важную роль в формировании права, наряду с обычаями, играли и до сих  пор играют нормы религии в  религиозно-доктринальной интерпретации (религиозно-традиционные правовые системы).

      В ряде государств Африки, Латинской  Америки право формировалась на основе норм-обычаев и традиций общинного быта (традиционно-общинное право) - традиционно-общинные правовые системы.

      В настоящее время различают два  классических типа правовых систем. Один - романо-германский или континентальный - (Франция, ФРГ, Италия, Испания и др.), где первенствует нормативно-правовой акт. Здесь право выступает преимущественно в форме закона. Второй - англо-американский тип или общего права (Англия, США и др.). Здесь отдается предпочтение судебному прецеденту, т.е. судебному решению, посвященному конкретному делу, которое становится образцом, примером для подобных же жизненных случаев. Кроме того, выделяют смешанный (скандинавские и латиноамериканские группы правовых систем) и традиционно-религиозный типы правовых систем. Последний тип разделяется на подтипы: дальневосточно-традиционный (основные группы - китайская, японская), религиозно-общинный (мусульманская, индусская, иудейская, христианская группы), обычно-общинный (африканская группа).

 

Заключение

    Изучение  процесса происхождения государства  и права имеет не только чисто  познавательный, академический, но и  политико-практический характер. Оно  позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.

      Среди теоретиков государства и права никогда не было раньше и в настоящее время нет, не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства и права. При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государство и право. Никто не оспаривает того факта, что на территории нынешней России, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникали не рабовладельческие, а феодальные государство и право.

Информация о работе Происхождение государства и права