Происхождение государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 17:17, контрольная работа

Описание работы

Проблема возникновения государства и права остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения. Например, есть мнение, согласно которому государство и право существовали вечно. Для его сторонников проблемы возникновения государства и права вообще нет. Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все новые знания о причинах происхождения государства и права.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и признаки первобытного общества: власть и регулирование 5
2. Причины и условия возникновения государства и права 8
2.1 Условия возникновения государства 8
2.2 Особенности возникновения права 9
3. Основные теории происхождения государства и права 11
3.1. Разнообразие теорий происхождения государства и права 11
3.2 Договорная и естественно-правовая теории 12
3.3 Теологическая теория 14
3.4 Патриархальная теория 17
3.5 Теория насилия 18
3.6 Другие теории происхождения государства и права 19

Работа содержит 1 файл

ТГП.Происхождение государства и права.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

     Естественно-правовые взгляды берут свое начало еще в Древней Греции и Древнем Риме. Они связаны с именами Демокрита, Сократа, Платона и отражают попытки выявления нравственных, справедливых начал в праве, заложенных самой природой человека. Окончательное оформление естественно-правовой теории права как самостоятельного направления произошло в период разложения феодального строя, подготовки и проведения буржуазной революции XVII—XVIII вв. Авторами естественно-правовой школы права на тот момент являлись Дж. Локк, Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.7

     Рассматриваемая теория как договорная, основанная на естественных правах человека, базируется примерно на следующих общих положениях.

     1)Возникновению  государства предшествует естественное  состояние людей. 

     2)Государство  возникло и покоится на общественном договоре, уставших от борьбы с природой и друг с другом людей. Государство и право представляются продуктом разума и воли (людей или бога). Решив выйти из"естественного" (догосударственного) состояния, люди объединились в государство на определенных условиях: они добровольно передают государству часть своих врожденных (естественных) прав и свобод, а государство обеспечивает охрану частной собственности и личной безопасности, заключивших договор.

     Предполагается  возможным два договора: первым учреждается сама политическая форма власти - государство; вторым - подчинение "народа" определенному лицу или группе лиц, носителям этой власти. Ряд авторов (Ж. Руссо, А.Н. Радищев) дополняют эти положения указанием на то, что, если правитель будет плохо обеспечивать интересы народа, народ вправе его свергнуть.

     Важно заметить, что в принципе сам общественный договор не рассматривается как  реальный, имевший место исторический факт. Это логическая предпосылка, объясняющая  разумность происхождения государства и его отличие от догосударственного (естественного) состояния людей.

     3) В результате создания государства  в обществе образуются две  системы права: естественного  и позитивного (или положительного). Первая -естественное право (на  жизнь, свободу, социальное равенство, собственности другое), воплощающее в себе безусловный разум и вечную справедливость, присуще человеку от рождения и заложено в самой его сущности. Вторая -позитивное благоприобретённое право, исходит от государства (законы, одобряемые им обычаи, прецеденты). Первичным является право естественное - вечное и неизменное для всех времен и народов. Подчиненными ему выступают нормы (правила поведения), устанавливаемые и изменяемые (отменяемые) государством.8

     Вообще, естественно-правовая школа права исходит из существования двух основных правовых систем:

     • системы естественного права,

     • системы позитивного права.

     Согласно  естественно-правовой теории естественное право проистекает из природы  самого человека, человеческого разума, ведущих нравственных принципов. Как правило, естественное право в его широком понимании разумно и справедливо. Авторы данного направления учения о праве доказывали, что естественное право не сковано границами отдельных государств, а также временем.

     Естественное  право — это такое право, которое принадлежит человеку с момента рождения и до момента смерти. При этом естественное право не требует признания со стороны государства или иной власти. Вообще, к естественным, т. е. неотчуждаемым, правам человека можно отнести следующие права: на свободу, на равенство, на семью, на собственность, на безопасность и др.

     Позитивное  право — это такое право, которое  официально признано государством и  действует в его пределах, получив  документальное выражение в законах  и иных правовых актах государственной власти. Однако при этом авторы естественно-правовой теории права отмечали, что позитивное право основывается на естественных законах и способствует реализации идей и принципов естественного права.

     К позитивным (положительным) правам человека можно отнести такие права, как, например, право на занятие государственных должностей, право на трудоустройство и иные права, установленные и обеспеченные государственной властью.

     Естественно-правовая теория права сыграла прогрессивную  роль в борьбе с феодальным строем, послужила идеологической основой перехода общества к капиталистическому строю. Демократический потенциал естественно-правовой теории права получил воплощение и во второй половине XX в., в период всеобщей борьбы за права человека во всем мире.

     Следует отметить, что естественное право  не является правом в юридическом  смысле этого слова. естественное право  — это мораль, предпосылка позитивного  права. Важная роль в претворении  идеалов естественного права  принадлежит основанному на нем  позитивному праву, иными словами, праву в собственно юридическом смысле.9

3.3 Теологическая теория

     Рассматриваемая теория не является научной, поскольку  заведомо опирается не на знания в  их обычном понимании, а на веру в  бога: ее нельзя ни доказать, ни опровергнуть вне решения вопроса о существовании бога. На этом основании многие авторы учебников и пособий по теории государства и права на теологической теории специально не останавливаются. Однако теологическая теория  не только предшествовала иным теориям во времени, но так или иначе, хотя бы и в результате противоборства с нею, сказывалась на их формировании и развитии.

     Первоначальные  религиозно-мифические представления  о божественном происхождении государства и права характеризуются крайне широким многообразием. Это вполне объясняется особыми историческими условиями существования религий и ранних государственных образований как Древнего Востока, так и Древнего Запада, Месопотамии (гр. mesos - средний) или Африки. Только впоследствии эти воззрения были переработаны на почве различных течений христианства в относительно цельную теологическую доктрину, выделились доктрины иудаизма, мусульманства (ислама), буддизма и др. 10

     Колыбелью многих ранних философских, религиозных и иных теорий принято считать Древнюю Грецию. Древнегреческий философ, основатель диалектики и ярый противник демократии - Сократ (469-399 до н.э.) - был казнен (из уважения к закону предпочел побегу чашу с ядом) за "введение новых божеств" и развращение тем самым юношества. Его ученик, потомок знаменитого законодателя Солона, - Аристокл, известный больше под прозвищем Платон (от греч. "широкий"; 427-347 до н.э.), основал в пригороде Афин школу, где учил, что источником происхождения государства и права является божество [о том же писал в трактатах-диалогах "Государство" (10 книг), "Политика", "Законы" и др.].. Ученик Платона и воспитатель Александра Македонского - Аристотель (384-322 до н.э.) - также утверждал божественное происхождение государства и права.

     Сократ, Платон и Аристотель выражали позицию, заключающуюся в том, что наряду с законами, порожденными людьми, существуют вечные, неписанные законы, "вложенные  в сердца людей самим божественным разумом". В основе этих законов лежит вечный, незыблемый божественный порядок, который господствует не только в человеческих ощущениях, но и "во всем строе мироздания", оставляя вопрос о происхождении государства и права весьма запутанным и нерешенным, не умея естественным путем объяснить их происхождение, в них начали усматривать "божественное установление". Вместе с тем, в рассуждениях тех же древних философов находим истоки теории естественного права, поскольку, по мнению Аристотеля, законы, не зависящие от воли людей, не только божественны по своему происхождению, но по своей природе составляют и естественное право людей. Более того, Аристотель само рабство считал естественным состоянием предназначенных для этого людей.

     Своего  расцвета теологическая теория достигла в эпоху средневековья. На стадии перехода народов к феодализму и в феодальный период на рубеже XII-XIII веков в Западной Европе получила развитие теория "двух мечей".

     Основной  смысл ее состоял в том, чтобы  утвердить верховенство церковной  власти над светской (государством) и доказать, что нет государства и права "не от бога". Два меча получили основатели церкви от Всевышнего. Один вложили в ножны и оставили при себе. Другой вручили государям - вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать подданными и является слугой церкви. Политическая окраска этой концепции очевидна.

     Примерно  в тот же период средневековья  в русле теологической теории получило распространение учение богослова  Фомы  Аквинского (1225-1274), в более  позднее время именуемое томизмом. Процесс возникновения государства и права рассматривался им аналогично сотворению Богом мира. Религия, по учению Ф. Аквинского, должна обосновывать необходимость возникновения и существования государства от Бога, в свою очередь государство обязано защищать религию. Освящение (монарх - помазанник божий) государственной власти божественным ореолом придавало такой власти и авторитет и безусловную обязательность. Не случайно поэтому в XVI-XVIII веках теологическую теорию активно использовали для обоснования неограниченной власти монарха. В первой половине XIX века заметным представителем этой теории выступал видный французский политический деятель и католический философ граф Ж. Местр (1753-1821), посланник сардинского короля в Петербурге в 1802-1817 г.г.. 11

     Официальная доктрина современного Ватикана подчеркивает, что Бог, создав государство и  право, не указал ни конкретных лиц, осуществляющих государственную власть, ни формы  правления, ни методы властвования. Такая  позиция, сохраняя тезис о божественном происхождении государства и права, вполне позволяет приспособить феодальную теологическую концепцию к быстро меняющейся политической реальности нашего времени

3.4  Патриархальная теория

     Эта теория берет начало из недр теологии. Уже в античное время Платоном и Аристотелем была выдвинута идея о том, что человеческое общество изначально было патриархальным. Более определенно по этому поводу высказывался Аристотель. Он полагал, что из патриархальной семьи как первоначальной ячейки общества произошли все другие общественные образования, включая государство. В XVII веке с тех же позиций обосновывалось существование абсолютизма в Англии в сочинениях английского социолога Р. Фильмера "Патриархия, или защита естественного права королей" (1642), "Патриарх" (1680). Так происхождение государства и теория "божественного права королей" выводились из изначального патриархата.

     Средневековые светские феодалы также прибегали  к патриархальной теории происхождения  государства и права для обоснования  неограниченной власти монарха - отца своих подданных и всей нации. Позднее эта теория получила свое отражение в высказываниях одного из теоретиков народничества в России, социолога Н.К. Михайловского (1842-1904), на Западе - английского историка права Г. Мэна и других.

     Отметим, что в современной науке не существует ни одного исторически достоверного свидетельства подобного способа возникновения государства и права. Напротив, считается установленным, что патриархальная семья как исторически закономерное явление возникает в процессе разложения первобытнообщинного строя вместе с государством.12

3.5 Теория насилия

     Одной из распространенных на Западе теорий происхождения государства и  права является теория насилия. Наиболее видными ее сторонниками являются немецкий философ и экономист Е. Дюринг (1833-1821), австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович (1838-1909), известный "ревизионист марксизма" К. Каутский (1854-1939) и др.

     Причину происхождения государственности  они видели не в экономических  отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах — насилии, порабощении одних племен другими.  Государство есть результат насилия, вражды, завоевания одних племен другими, насилие превращается в первооснову государства и права. Побежденное племя превращается в рабов, а победитель - в господствующий класс, появляется частная собственность, победители создают принудительный аппарат для управления побежденными, который превращается в государство. В истории известны реальные факты существования государств в результате завоевания одних народов другими (например, Золотая Орда).13 

3.6 Другие теории происхождения государства и права

     Органическая теория представляет государство как некое подобие человеческого организма. Теория происхождения государства получила широкое распространение во второй половине XIX в. в трудах Г. Спенсера. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гуманитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Ч. Дарвином. Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных). Подобно тому, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (также естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Таким образом, государство практически «уравнивается» с биологическим организмом.

Информация о работе Происхождение государства и права