Проблемы реализации Конституции РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:32, контрольная работа

Описание работы

Одной из острых проблем, стоящих на пути развития и становления российского законодательства, является не качественность принимаемых нормативно-правовых актов. При этом речь идет обо всех уровнях правотворчества (федеральном, региональном, муниципальном). Одна треть законов субъектов Российской Федерации, принятых за последние два года (их зарегистрировано Министерством юстиции РФ около 50 тысяч), являлась до последнего времени не соответствующей Конституции РФ.

Содержание

1. Проблемы реализации Конституции РФ………………………………2-6
2. Задача…………………………………………………………………………7
3. Конституционно-правовой статус Администрации Томской области……………………………………………………………………….8-9

Работа содержит 1 файл

Novy_yarlyk_lnk.docx

— 28.49 Кб (Скачать)

 

    Содержание:

1.   Проблемы   реализации Конституции РФ………………………………2-6

2. Задача…………………………………………………………………………7

3. Конституционно-правовой статус Администрации Томской области……………………………………………………………………….8-9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Проблемы   реализации Конституции РФ. 
Одной из острых проблем, стоящих на пути развития и становления российского законодательства, является не качественность принимаемых нормативно-правовых актов. При этом речь идет обо всех уровнях правотворчества (федеральном, региональном, муниципальном).  Одна треть законов субъектов Российской Федерации, принятых за последние два года (их зарегистрировано Министерством юстиции РФ около 50 тысяч), являлась до последнего времени не соответствующей Конституции РФ.  
Другая проблема состоит в том, что повышение уровня конституционного правосознания должно стимулировать правотворческую деятельность государства, направленную на разработку и юридическое закрепление новых политико-правовых институтов, совершенствование демократических механизмов осуществления государственной власти, усиление гарантий прав человека. Эти процессы развиваются в России непоследовательно, противоречиво. Многие действительно полезные демократические правовые установления нередко остаются нереализованными в силу того, что они неадекватно воспринимаются общественным сознанием, а порой и средствами массовой информации.

 Специфика конституционного  правосознания как высшей формы  правового сознания позволяет  говорить о его значительной  роли в механизме реализации  права в целом. Человек не  должен и не в силах знать  весь объем правовых установлений, однако даже при отсутствии  необходимых знаний о конкретных  правовых нормах он совершает  правомерные поступки или воздерживается  от совершения неправомерных.  Это связано с тем, что уровень  правового сознания человека  определяется не только знанием  конкретных норм права, но и  знанием его принципов, основополагающих  исходных положений. Последние  же в большей степени сконцентрированы  в конституционном законодательстве  и, в первую очередь, в Конституции  РФ. Следовательно, от уровня конституционного  правосознания, характеризующегося, в том числе и степенью информированности о конституционно-правовых ценностях, зависит поведение человека в юридически значимых ситуациях и эффективное действие механизма реализации права.  
Наличие у индивида знаний о своих конституционных правах и свободах существенно влияет на формирование конституционно-правовой психологии личности. Однако, для реализации конституционных прав и свобод, их восстановления в случае нарушения определяющее значение имеет наличие рациональных компонентов в системе конституционного правосознания: знаний, представлений о конкретных юридических предписаниях, способах защиты прав и свобод.  
Особая роль конституционного правосознания в процессе применения не только конституционно-правовых предписаний, но и права в целом обусловлена, прежде всего, ведущей ролью Конституции РФ в системе источников права России и приоритетом конституционного права перед всеми остальными отраслями российского права. К тому же, применение самих конституционных норм может быть осуществлено несколькими способами: во-первых, конституционные предписания могут быть применены самостоятельно; во-вторых, совместно с отраслевыми нормами, и, что важно, в случае необходимости вместо них; в-третьих, конституционные нормы могут быть применены для официального толкования норм отраслевого законодательства.  
Особенностью многих конституционных норм является то, что их реализация возможна лишь в результате правоприменительной деятельности государственных органов и других уполномоченных на то субъектов. Им, так же как и многим другим правовым нормам, может быть свойственно альтернативное начало, то есть установление двух или более вариантов выполнения предписания и оставление выбора одного из них на усмотрение субъекта правореализации (С.А. Авакьян). В этих случаях идеологические и психологические компоненты конституционного правосознания в своем единстве позволяют субъектам правоприменения выработать оптимальные варианты правореализации в соответствии с требованиями конституционной законности.  
Отмечая позитивные изменения в сфере прав человека, в связи с новой Конституцией, следует констатировать что, существенного прогресса в обеспечении и защите прав, свобод и законных интересов жителей не усматривается. Это, прежде всего, связано с состоянием экономики; несоответствием ряда нормативных актов, приказов, распоряжений, затрагивающих права граждан, федеральному и региональному законодательству; укоренившимся в сознании граждан неуважением к закону; попыткой некоторых граждан реализовать свои права в ущерб правам и интересам других лиц; пренебрежительным отношением ряда должностных лиц к правам граждан; ослаблением контроля со стороны государства за соблюдением их прав и свобод, недостаточного уровня понимания Конституционных положений.  
Наличие жалоб свидетельствует о том, что конкретные права граждан, гарантированные им Конституцией Российской Федерации, в должной мере не реализуются. 

Юридическое закрепление прав детей  в России Конституцией Российской Федерации  в соответствии с Всеобщей декларацией  прав человека, Конвенцией ООН о  правах ребенка не всегда ведет к  их фактическому соблюдению и реализации.  
Анализируя проблемы реализации и защиты прав детей, приходится констатировать, что Россия пока не выполнила одной из главных рекомендаций Комитета ООН по правам ребенка – не создала работающие механизмы рассмотрения жалоб детей на жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение.

Имели место случаи затруднения  реализации права жителей на образование, поскольку не всегда государственные  органы и должностные лица обеспечивали на должном уровне создание системы соответствующих социально-экономических, организационных условий для получения гражданами надлежащего образования.  
Большое количество жалоб поступило в связи с нарушением предусмотренного статьей 40 Конституции РФ права на жилище.  
 
Исходя из обращений граждан, особо актуальной продолжает оставаться проблема реализации права на жилище малоимущими гражданами. Уполномоченный констатирует, что ст. 40 Конституции РФ, закрепляющая положение о том, что малоимущим гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из негосударственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, практически не реализуется.  
Также поступали жалобы граждан по проблемам, связанным с реализацией права на судебную защиту, предусмотренную статьей 46 Конституции РФ.  
Одной из таких проблем продолжала оставаться проблема неисполнения судебных решений, вступивших в законную силу.

В соответствии со статьей 48 Конституции  РФ каждому гражданину гарантируется  право на получение квалифицированной  юридической помощи. В области  существуют серьезные проблемы с  реализацией этого гарантированного права. Высокая плата за оказание юридических услуг привела к  тому, что не только малоимущим слоям  населения становится недоступным  получение квалифицированной юридической  помощи, но и большинству населения  с более или менее устойчивыми  доходами.  
Исходя из анализа жалоб граждан, можно констатировать, что имело место ограничение права свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, предусмотренного статьей 27 Конституции РФ. В основном, это ограничение было связано с отсутствием паспорта гражданина Российской Федерации и отсутствием регистрации по месту пребывания и жительства.  
Ограничение свободы передвижения граждан наблюдалось в связи с отсутствием у них в паспорте штампа о регистрации по месту пребывания или жительства. Многие граждане, не имеющие регистрации по месту жительства, попадают в нетерпимое положение. Государство как бы вычеркивает их из жизни – они лишены не только социальных прав (на жилище, медицинскую помощь и т.п.), но и гражданских, и политических прав, а подчас и права на жизнь. Отсутствие регистрации по месту жительства ведет к отсутствию нормальной работы. Многие работодатели даже не хотят разговаривать с гражданином, если он не зарегистрирован по месту жительства. Поэтому вышеуказанные граждане держатся за самую тяжелую, низкооплачиваемую работу и боятся куда-то переехать, попытаться улучшить условия своей жизни на новом месте, опять же из-за отсутствия регистрации.  
Недостаточно активно реализовывалось право граждан на осуществление ими властных полномочий через референдумы, сходы, собрания граждан, всенародные обсуждения, предусмотренное статьей 3 Конституции РФ, что могло бы снять многие спорные вопросы между гражданами и государственными структурами при принятии различных решений органов власти и местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы граждан.  
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что наиболее значимыми для граждан и остро переживаемыми являются нарушения социально-экономических прав жителей, признанных гарантировать достойный для человека уровень жизни, невозможность их реализации, что ведет к недоверию населения к власти, порождает инертность у многих граждан к защите своих прав, неверие в возможность их реализации.  

 

 

Задача.

 

Организатор митинга гражданин  А., уведомив в установленном порядке  соответствующий орган исполнительной власти Томской области  о проведении публичного мероприятия, был задержан сотрудниками органов внутренних дел  за противоправное действия,  в связи  с тем, что проводил данное мероприятие  на территории, непосредственно прилегающей  к зданию городского суда.

Правомерны ли действия сотрудников  полиции?

Правомерны ли действия сотрудников  полиции, в случае если гражданин  А. не уведомлял соответствующий  орган исполнительной власти?

Действия сотрудников полиции  правомерны согласно Гл. 2  ст.8 п.2 ФЗ от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Действия сотрудников полиции  правомерны согласно Гл. 2 ст. 4 ФЗ от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конституционно-правовой статус Администрации Томской области.

Томская область является субъектом  РФ и находится в составе РФ.  Область обладает на своей территории всей полнотой государственной власти, кроме тех полномочий, которые относятся к ведению РФ.

  1. Область равноправна с другими субъектами РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
  2. Статус области определяется Конституцией РФ и Уставом области, принимаемым законодательным органом власти. Законы и иные нормативно правовые акты, принимаемые на территории области, не должны противоречить Уставу области.
  3. Статус области может быть изменен по взаимному согласию РФ и области в соответствии с федеральным конституционным законом. Информация об изменениях: законом Томской области от 10 июня 2010 г. № 103-03 п. 5 ст. 2 изложен в новой редакции, вступающий в силу по истечении 10 дней со дня опубликования в официальном источнике названного Закона.
  4. Изменения статуса, наименования области, а так же о ее разделении или объединении с другими субъектами РФ могут быть осуществлены только на основе свободного волеизъявления большинства граждан, проживающим в области обладающим избирательным правом, при условии, если на референдуме. Согласно ст. 5 ч. 4 Конституции РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти Томская область и другие субъекты федерации равны между собой.

Система органов  государственной власти Томской области устанавливается самостоятельно Томской областью в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти (ст. 77 Конституции РФ).

Согласно  ст. 72 Конституции РФ и ст. 12 Устава Томской области в совместном ведении РФ и области находятся:

а) обеспечения  соответствия настоящего Устава (Основного  закона), законов и иных нормативных  правовых актов области Конституции  РФ и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности;

в) вопросы  владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и  другими природными ресурсами;

г) разграничение  государственной собственности;

д) природопользование и охрана окружающей среды и обеспечение  экологической безопасности, особо  охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры;

е) общие  вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация  вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление  мер по борьбе  с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

Согласно  ст. 73 Конституции РФ и ч. 1 ст. 13 Устава Томской области вне пределов ведения РФ  и полномочий РФ по предметам совместного ведения  РФ и субъектов РФ область обладает всей полнотой государственной власти на своей территории.

Томская область  имеет свой флаг и герб (ст. 6 Устава). Описание флага и герба, а так  же порядок их использования устанавливаются  законами области.

 

 


Информация о работе Проблемы реализации Конституции РФ