Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:01, реферат
23 июля 2003 года президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ о проведении административной реформы, о необходимости которой он говорил в своем ежегодном послании Федеральному Собранию. Концепция реформы определила шесть направлений, требующих изменений. Из всех проблем я хочу подробнее рассмотреть повышение доступности государственных услуг путём развития информационных технологий.
С точки зрения законодательства государство для перевода страны на рельсы информационных технологий сделало очень многое.
Проблемы реализации электронного правительства в России.
23 июля 2003 года президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ о проведении административной реформы, о необходимости которой он говорил в своем ежегодном послании Федеральному Собранию. Концепция реформы определила шесть направлений, требующих изменений. Из всех проблем я хочу подробнее рассмотреть повышение доступности государственных услуг путём развития информационных технологий.
С точки зрения
Еще год назад противники тотальной информатизации утверждали, что далеко не все россияне обеспечены доступом в интернет, умеют пользоваться компьютерами, и поэтому нецелесообразно тратить деньги и силы на перестройку работы ведомств под предоставление услуг в электронном виде. Однако, во-первых, технологическая база для электронных услуг есть во всей стране (об этом недавно уведомил главу правительства Владимира Путина министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев). А, во-вторых, проникновение интернета и распространение компьютерной техники среди наших соотечественников идет значительными темпами. Так, если в 2002 году всего 9% россиян имели дома компьютер или ноутбук, то в 2010 году их уже почти половина – 46%. То же касается выхода в интернет: в 2002 году доступ имели всего 4% населения, сегодня – почти 40% (до данным «Всероссийского центра изучения общественного мнения» (ВЦИОМ). Второй довод противников электронной революции – низкий уровень общей культуры пользования web-технологиями: якобы, рядовой гражданин не владеет навыками работы с информационными системами и не сможет грамотно сделать запрос или получить услугу. Утверждение, опять-таки, лукавое, так как большинство россиян с удовольствием пользуются автоматами моментальной оплаты, покупают электронные билеты на самолеты и поезда. Сегодня более 70 % всех оплат соотечественников проходят через электронные терминалы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что у общества есть спрос на услуги в электронном виде, самые оптимистичные респонденты даже считают, что оказание государственных услуг посредством интернета ведёт к снижению уровня коррупции чиновников. Значит проблема модернизации в сайтах и порталах.
Государство привыкло работать
с бумажными носителями. Пообщавшись
с представителями
На примере своей Курганской области могу сказать, что формально сегодня в ведомствах, в лучшем случае, реализован простейший документооборот посредством электронной почты, в худшем же – это просто информация об учреждении в электронном виде. Типичные сложности, которые испытывает стандартное учреждение, увеличиваются в разы, если запрос на услугу требует взаимодействия между несколькими ведомствами.
Согласно плану перехода на электронные госуслуги 74 услуги федерального уровня к концу 2014 года должны полностью оказываться в электронном виде. То, что это произойдет в указанный срок, вызывает большие сомнения, поскольку в настоящее время электронные услуги преимущественно сводятся к тому, что гражданин может найти ту или иную информацию, получить уведомление о том, что его запрос начал обрабатываться. Например, вместо возможностей подать документы на техосмотр или оформить приглашение на въезд в Россию, запланированных на февраль–март 2010 г., россияне могли только получить сведения об этих услугах.
Большинство чиновников в регионах главной проблемой, которая мешает внедрению электронного правительства, называют отсутствие архитектуры федерального e-government. Работу осложняет отсутствие административных регламентов, единого классификатора услуг, автоматизированных информационных систем на уровне регионов. Также мешает несовместимость региональных порталов госуслуг с федеральным gosuslugi.ru, т. к. это системы с разным функционалом и интерфейсом, для которых до сих пор нет единого типового решения, единой для всех платформы.
Так и со стороны граждан
России в решении проблемы электронного
правительства проявляется
Тем не менее, успехи в использовании интернет-технологий для получения обратной связи можно проследить на примере некоторых регионов. Например, Чувашской Республики, где внедрение концепции электронного правительства началось более 10 лет назад в рамках проекта «Интранет-Чувашия», который заложил основу единого информационного пространства для власти и общества, позволил правительству контактировать с гражданами, СМИ, муниципальными образованиями в режиме он-лайн. Портал органов власти ежемесячно посещает огромное количество человек, он является крупнейшим информационным ресурсом республики. Но он выполняет не только функцию информирования общественности, но и позволяет осуществлять обратную связь между руководством республики и населением. Взаимодействие осуществляется при помощи специальных разделов на сайтах Портала: Гостевая книга, «Обращения граждан», интерактивные общественные приемные, электронная почта, форум «Мое мнение», баннерная зона, «Вопросы и ответы», новостная лента и др. Это позволяет пользователям высказывать свое мнение, оставлять пожелания, задавать вопросы, решать личные проблемы и получать консультации, вносить предложения и принимать участие в разработке нормативно-правовых актов, активно участвовать в политической жизни республики, в целом оказывать влияние на развитие региона. Результаты мониторинга всех этих разделов используются органами власти для принятия управленческих решений, формирования контента сайтов, выявления проблем, в целом осуществления соответствующей информационной политики.
Таким образом, можно сделать вывод, что в стране достаточно ресурсов для масштабного перевода госуслуг на электронные рельсы: есть разработчики, технологии, спрос у населения, существует успешный опыт электронного взаимодействия между населением и государством. Однако особо следует подчеркнуть, что для эффективной реализации концепции электронного правительства необходимо изменить общественное сознание и общественную психику, подготовить население использовать новые технологии взаимодействия с властью. А для этого необходимо организовать информационное сопровождение внедрения.
Информация о работе Проблемы реализации электронного правительства в России