Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 19:26, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – комплексное рассмотрение состояния и развития современного этапа федерализма в Российской Федерации.
Введение………………………………………………………………….......... 3
Глава 1. История федерализма
1.Понятие и сущность федерализма..................................................................6
2.Становление и развитие федерализма в Российской Федерации..............9
3.Проблемы современного федерализма...........................................................14
Глава 2.История административно- территориального устройства России
1. Административное деление СССР.................................................................16
2.Административное деление России................................................................19
3. Национальный состав населения России......................................................21
Глава 3. Международный опыт и особенности Российского федерализма
1.Особенности Российского федерализма........................................................25
2. Типы федераций..............................................................................................28
3.Основные тенденции развития федерализма за рубежом...........................33
Заключение ..........................................................................................................40
Литература
1.3.Проблемы современного федерализма.
Сейчас Россия проходит нелегкий путь становления федеративной государственности через многослойную федеральную систему, при которой субъекты Федерации при формальном равенстве оказались по многим параметрам фактически неравны.Потребуется сложный, длительный процесс, чтобы субъекты Федерации получили равные права. Еще рано готовить о фактическом равенстве субъектов Федерации, так как прежде всего не завершено формирование соответствующей вертикали исполнительной власти. Федерализм представляет собой универсальный инструмент организации государства, который отвечает как критериям целостности и единства, так и широкой самостоятельности субъектов Федерации, федерализм для России это оптимальная, наиболее отвечающая размером, сложному региональному и многонациональному составу страны, форма государственного устройства. Это более современное политическое средство урегулирования, децентрализации государственной власти и широкого демократического участия народных масс в построении могущественной державы. Таким образом, федеративное устройство представляет собой лучший способ политического развития многонациональной России, переживающей сложный этап глубоких общественных преобразований, установление подлинно равноправных и стабильных отношений между субъектами Российской Федерации, между центральной и местной властью.
Под напором сегодняшних проблем на второй план отходит такая черта современного федерализма, как его многообразие. Федерация может объединять как равноправных субъектов, так и политико-территориальные единицы, различающиеся по своему статусу, размеру, экономическому потенциалу. Среди федеративных государств есть республики, монархии, объединения княжеств, а некоторые унитарные государства настолько пронизаны федеративным духом, что считаются федерациями . Природа современной российской федеративной государственности в том, что она на конституционно-договорном, добровольном разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.На современном этапе преобладает общая тенденция выравнивания статуса субъектов федерации во всех федеративных государства мира. Демократическое реформирование РФ возможно лишь на базе всестороннего учета научной теории федерализма и международной позитивной практики. По мнению большинства политиков и ученых, первостепенное значение имеет установление симметричного конституционного статуса ее субъектов. Решение этой проблемы требует выработки единых конституционных принципов и критериев их образования как гарантии упреждения от субъективизма и волюнтаризма в процессе укрупнения субъектов Федерации и их количественного сокращения, осуществления соответственно этому изменений административно - территориального устройства государства .В заключении следует сказать, что необходимо уравнять в правах все республики, а также создать механизм разумного и оптимального сочетания федеральных и республиканских интересов, потому что наращивание договоров и иного неравноправия рано или поздно развалит Федерацию. И Россия либо создаст цивилизованную федерацию, либо на 2-3 года увязнет в межнациональных конфликтах. Между тем нельзя рассчитывать на быстроту и легкость проведения радикальной реформы федеративного устройства Российской Федерации. Обеспечить реализацию конституционных норм, устранить все противоречия и пробелы законодательства, укрепить федеративное устройство России - только таким образом можно упрочить стабильность Российской Федерации, ее целостность, ее единство и увести от угрозы распада.
Глава 2. История административно-
2.1. Административное деление СССР.
Общая площадь территории Союза Советских Социалистических Республик по состоянию на август 1991 года составляла 22,4 млн км².
Советский Союз состоял из союзных Советских Социалистических Республик, которые, в свою очередь, имели разнообразное административное-
в 1940 — Молдавская ССР (образована из части Молдавской АССР, входившей в состав УССР, и части территории, переданной СССР Румынией), Латвийская ССР, Литовская ССР, Эстонская ССР (бывшие независимые Латвия, Литва и Эстония) и Карело-Финская ССР (образована из Карельской АССР, входившей в состав РСФСР и части территории, присоединённой после Советско-финской войны); в состав УССР вошла Черновицкая область, образованная из части переданной Румынией территории.в 1944 — в состав РСФСР вошла Тувинская АО (до этого — независимая Тувинская Народная Республика).в 1945 — в состав РСФСР вошла Калининградская область (до этого — Восточная Пруссия), а в состав УССР — Закарпатская область, переданная Чехословакией.В 1946 — в результате Второй мировой войны в состав РСФСР вошли южная часть острова Сахалин и Курильские острова, ранее принадлежавшие Японии.В 1956 году Карело-Финская ССР была упразднена, а её территория вновь включена в состав РСФСР в качестве Карельской АССР.6 сентября 1991 года Государственный совет СССР признал независимость Латвии, Литвы и Эстонии.
Карта адмистративного деления СССР.
Источник : www.ostu.ru
2.2.Административное деление Российской Федерации.
В составе Российской Федерации 83 равноправных субъекта, в том числе 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа. Россия также подразделяется на 7 федеральных округов. Субъекты Федерации имеют своё административно-
Области: Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Челябинская область, Иркутская область, Ивановская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Сахалинская область, Самарская область, Саратовская область, Смоленская область, Свердловская область, Тамбовская область, Томская область, Тверская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ярославская область.
Края: Алтайский край (Барнаул), Камчатский край (Петропавловск-Камчатский), Хабаровский край (Хабаровск), Краснодарский край (Краснодар), Красноярский край (Красноярск), Пермский край (Пермь), Приморский край (Владивосток), Ставропольский край (Ставрополь), Забайкальский край (Чита).
Автономная область: Еврейская автономная область
Автономные округа: Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.Города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург.
Карта административного деления России.
Источник: А.М Прохоров "Советский Энциклопедический словарь "
страницы 97-98.
2.3. Национальный состав населения России.
Россия — многонациональное государство. Характеристика этнического состава проводится по результатам переписи населения. По данным первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, в этническом составе насчитывалось 196 народов, причем доля русского населения составляла 44,3%. Этнический состав СССР был не менее пестрым, и численность народов очень различной. Так, на долю двадцати двух из них приходилось около 96% населения. В России сейчас проживает около 130 наций и народностей. Население Российской Федерации принадлежит, в основном, к четырем языковым семьям: индоевропейской (87% населения), алтайской (8%), уральской (2%) и кавказской (2%). Семьи, в свою очередь, делятся на группы. Самый многочисленный славянский народ — русские (в 1989 г. — 119,9 млн. чел.), на него приходится 81,5% населения страны. Русский народ сыграл государствообразующую роль в истории нашей страны. Из других народов наиболее многочисленны татары (5,5 млн. чел.), украинцы (4,4 млн. чел.). Самая высокая доля русских в населении центральных, северных и северо-западных районов европейской части страны. Именно здесь зародилось русское государство, поэтому в этих регионах русские составляют до 93% всего населения. Русские преобладают также на Урале, на юге Сибири и Дальнего Востока. Для России в целом характерна пестрота национального состава. Особенно разнообразен национальный состав в районах по Волге и Каме, на Северном Кавказе. На Востоке и Севере России существует множество очагов распространения малочисленных народов, придающих здесь карте народов России мозаичный характер. Основную часть населения составляют народы, большей частью живущие в России, а за пределами ее составляют лишь небольшие группы (например, русские, татары, буряты и др.). Также значительная часть населения — народы республик бывшего СССР, ставших сейчас независимыми государствами (украинцы, белорусы, казахи, армяне, поляки и т.д.). В нашей стране проживают также представители народов, в большинстве живущих за пределами России (вьетнамцы, китайцы, румыны, абхазы и др.). Языки всех народов равноправны, но языком межнационального общения является русский. Многие народы сильно рассредоточены по территории РФ; во время расселения народов по огромным пространствам России они часто объединялись путем слияния близких по языку и культуре народов или путем ассимиляции - «растворения» одного народа в другом. Поэтому сейчас невозможно выделить чистые в этническом отношении территории. Миграционные процессы и ассимиляция привели к сокращению сферы применения родного языка на территории многих национальных образований. Кроме того, произошла частичная утрата национальной самобытности многих народов и их превращение в национальные меньшинства на территории своих республик. Из 21 республики в составе РФ только в Чувашии, Туве и республиках Северного Кавказа (за исключением Адыгеи и Карачаево-Черкесии) коренные народы составляют более половины населения. В конце 80-х годов в СССР появились многочисленные национальные движения, объявившие своей целью возрождение родного языка, культуры, религии. Но их деятельность часто носила националистский характер, сопровождалась этническими конфликтами. В большинстве случаев основной причиной последних было стремление властных структур в республиках к большей независимости от центра, для чего и были использованы национальные движения. Большую роль в возникновении межэтнической напряженности сыграли также последствия депортации некоторых народов в годы Великой Отечественной войны и неоднократный пересмотр границ республик. Наиболее острыми стали вооруженные столкновения ингушей и осетин в Северной Осетии, абхазов и грузин в Грузии.
Межэтнические конфликты имеют глубокие исторические корни, а в настоящее время они обострены политическими и экономическими проблемами. Для разрешения конфликтов необходимо прежде всего проведение более совершенной национальной политики, реально учитывающей интересы всех народов; создание условий для свободного развития национальных языков и культур, воспитание взаимного уважения национальных традиций. Демографические проблемы нашей страны как в капле воды отражаются в жизни каждого из проживающих на ее территории народов. Это касается как самых малочисленных народов, так и самых крупных. Численность самого большого из них — русского стремительно сокращается. Растет смертность, в том числе детская и младенческая, а также увеличивается заболеваемость и смертность людей репродуктивного возраста (т.е. способных к продолжению рода). Рождаемость, наоборот, снижается, и если тенденция ограничения количества детей в русских семьях не будет изжита и превратится в закономерность, то скорость вымирания русских как этноса только от этого фактора составит 20-25% за период жизни одного поколения. Очевидно, что интересы России, национальные интересы всех народов, численность которых уменьшается, состоят в увеличении естественного прироста, уменьшении смертности, в реальном увеличении рождаемости. Для этого недостаточно просто проводить экономические реформы и улучшать материальный уровень жизни. Населению, измученному годами нестабильности и свалившимися на него проблемами, необходимо обрести точку опоры, которая помогла бы ему вынести этот непомерный груз. Такой опорой, без сомнения, должно стать возрождение роли традиционных нравственных, духовных, культурных, религиозных ценностей в жизни людей всех национальностей.
Национальный состав населения России ( по переписи 2002 года)
Источник : www.rcuktura.ucoz.ru
Глава 3. Международный опыт и особенности Российского Федерализма.
3.1.Особенности Российского Федерализма.
Федерализм в России во многом уникален. Ему трудно подобрать аналоги в истории и современном мире. Он не сводится ни к национально-государственному устройству , ни к территориальному (свойственному многим странам). Попытки копировать опыт США, Германии и других государств не имели успеха, потому что расходились с российскими реалиями противоречили интересам развития страны. Ассиметрия, присутствующая в конституционных положениях о федеративной организации России, отразила сложный состав и прошлое страны. В этой связи ссылки на международный опыт, примеры других государств, а тем более аргументы в пользу использования зарубежного опыта, - очень условно. Как правило, они используются российскими политиками и учеными для подкрепления идеологической позиции. Например, “развитие принципов федерализма, является укреплением принципов демократии”. В международной практике, однако, происходит наоборот. Поскольку почти три четверти субъектов Федерации не обладают статусом государства в составе РФ, а 32 субъекта образованы по этническому признаку, Россия, провозгласившая федеративное устройство, оправданно сохраняет немало конструкций, присущих унитарному государству. При этом важно подчеркнуть, что в мире более типичны случаи, когда при формировании федерации субъекты объединяются, создают центр и передают ему часть своих полномочий. В России согласно Конституции полномочия передаются сверху вниз, от центра – субъектам, самостоятельность которых неравномерно увеличивается. Причем предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Федерации и ее субъектов разграничиваются Конституцией, Федеральным и иными договорами. “Иные договоры” так и остались бы гипотетической возможностью, не востребованной практикой, - как это и происходит в других федерациях, если бы в отношениях центра с отдельными субъектами Федерации не возникли серьезные проблемы. Сепаратистские настроения в регионах во многом зависят от нестабильности центральной власти. Но эта стабильность, в свою очередь, обусловливается региональным сепаратизмом. Большей или меньшей самостоятельности хотят все. Каждый субъект РФ, исходя из своих возможностей давления на центр, выстраивает собственную модель взаимоотношений с ним, пытаясь закрепить ее двусторонним договором. Поэтому каждый субъект федерации имеет аргументы и примеры, опираясь на международный опыт. Используется, однако, не все, а только то, что подходит под политическую задачу.В международном опыте широкое признание в правовых доктринах и на практике получила территориальная автономия. В настоящее время сложилась территориальная автономия двух видов.Первый - наделение части территории государства более широкими правами, чем другие, принимая во внимание особенности исторического, экономического характера, а также наличие компактно проживающей группы, подпадающей под понятие "национальное меньшинство".Второй - придание специального статуса территориальным образованиям в рамках всей страны.В числе стран, где созданы автономии первого вида, можно отметить Великобританию, Францию, Финляндию, Данию, Португалию.В Финляндии специальный статус предоставлен Аландским островам, в Дании - Фарерским островам и Гренландии, в Португалии- островам Азорского архипелага и Мадейре, во Франции- Корсике, в Великобритании - Северной Ирландии.В частности, автономные образования Финляндии и Дании, несмотря на определенные особенности, имеют общие моменты, которые заключаются в порядке их формирования. В этих странах автономные образования были созданы на основании специального закона, в разработке которого принимали участие представители как центра, так и автономий, что дало возможность на начальной стадии согласовать спорные моменты. Следует отметить, что автономии в Финляндии и Дании являются примером создания политико-территориальных единиц с учетом этнического состава населения.Иные критерии принимались во внимание в Португалии, предоставившей статус автономии островам Азорского архипелага и Мадейре. Особый статус островной части Португалии определяется особенностями географического положения, а также экономическими и социальными условиями жизни населения. При этом институциональным актом автономной области является статут, который вырабатывается Ассамблеей области. Окончательное решение в отношении статута области принимается общенациональным Парламентом.Контроль со стороны центральной власти за органами автономных областей осуществляется в Португалии в нескольких направлениях: можно отметить, например, контрольные полномочия министра республики, назначенного в автономную область. Контроль за нормативными актами автономной области осуществляется также Конституционным судом в процессе реализации общих процедур подобного вида. Что касается контрольных полномочий министра республики, то они во многом аналогичны тем, которыми наделены губернаторы в субъектах федерации целого ряда стран с федеративным устройством. В течение пятнадцати дней с момента получения декрета областной законодательной ассамблеи министр республики обязан подписать его либо осуществить право вето. Вместе с тем законодательный орган может преодолеть вето министра.Конституция Португалии предусматривает и роспуск законодательных и исполнительных органов автономных областей "за деяния, противоречащие Конституции". В таких случаях руководство областью переходит к центральной власти в лице министра.
Информация о работе Проблемы развития федерализма в современной России