Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:36, реферат
Проблема толкования законов свойственна большинству правовых систем и известна давно. Необходимость его связана с наличием неоднозначных формулировок в законодательных актах, что приводит к различной, а порой и полярно противоположной их интерпретации исполнительными органами власти и судами, по-разному применяющими в схожих ситуациях одни и те же правовые нормы.
Карасев Михаил Николаевич - юрист.
Проблема толкования
законов свойственна
По словам Н.М. Коркунова, высказанным еще в начале уходящего века, "знать, какие именно нормы подлежат применению, еще мало. Надо, кроме того, суметь применить эти нормы. А для этого прежде всего следует выяснить смысл данной юридической нормы... Если законодатель по неумелости или недосмотру выразил в законе свою волю уже ее действительного содержания, законом она делается все-таки только в том объеме, в каком она выражена... закон служит настолько источником права, насколько он выражает волю законодателя. Поэтому, если случайно выражения закона окажутся шире действительной воли законодателя, законом должно считаться только то, что составляло действительную волю законодателя... ошибка или неправильность языка не может служить источником права. Поэтому, ближайшим образом, задачу толкования законов составляет выяснение воли законодателя".
------------------------------
<*> Коркунов Н.М. Курс лекций по общей теории права. СПб., 1907. С. 342 - 343.
Одна из основных
проблем толкования как механизма
устранения ошибок и неточностей
в законодательных актах
------------------------------
<*> Васьковский Е. Руководство к толкованию и применению законов. М.: Городец, 1997. С. 21.
С одной стороны, казалось бы, законодательные органы принимают законы - они и должны их толковать. Однако исполнительные и судебные органы власти эти законы применяют. Следовательно, они имеют представление о том, какая норма требует толкования в конкретной ситуации. А это наводит на мысль, что именно они должны быть инициаторами толкования.
В последнее время
с новой силой разгораются
споры о необходимости
Конституция СССР 1936 г. устанавливала, что общеобязательное толкование закона дает Президиум Верховного Совета СССР (п. "е" ст. 49). В отношении республиканского законодательства соответствующее право принадлежало верховным советам союзных республик. Кроме того, общеобязательную силу имели разъяснения законов и указов, даваемые Советом Министров.
Таким образом, в юридической практике Советского Союза было нормальным, когда нормативные акты толковались неравными (более слабыми) по правовому статусу нормами.
Подобную практику намеревались ввести и наши законодатели. Государственная Дума попыталась истолковать нормы законов своими постановлениями, что и явилось поводом к рассмотрению вопроса о конституционности этих постановлений.
Постановлением
Ни в Конституции
Российской Федерации, ни в действующем
законодательстве запрета на официальное
толкование нормативных правовых актов
нет. Однако возникает вопрос, какой
смысл и какое значение для
правоприменительной практики может
иметь возможность
Анализ показывает, что зачастую закон после его принятия живет своей отдельной жизнью, а юридическая практика - своей. Это связано в первую очередь с низким уровнем многих законов, которые принимаются сегодня. Проблема некачественных законов существует в России давно. На это еще в начале века обратил внимание Н.М. Коркунов: "Предположение, что законодатель соблюдал при выражении своей воли правила логики и грамматики, есть не более как предположение. Поэтому, если мы каким-либо путем убедимся, что в данном случае законодателем допущена, что бывает далеко нередко, грамматическая или логическая ошибка, предположение это теряет свою силу, и мы не можем принять толкование, которое обусловливается им. То же самое может быть сделано в том случае, когда толкование, основанное на этом предположении, приводит к очевидно нелепому выводу. Для выяснения того, как в действительности, согласно с волею законодателя, и, может быть, вопреки грамматическим и логическим правилам, должно быть понимаемо сказанное в законе, лучшим средством является знакомство с историей возникновения данного закона.
Для этого следует
обращаться к первоначальному
------------------------------
<*> Коркунов Н.М. Указ. соч. С. 344.
Е. Васьковский задает
вопрос о том, можно ли с достоверностью
определить ход мыслей законодателя
или каждого носителя законодательной
власти? И отвечает: "Это затруднение
было бы непреодолимо и заставило
бы отказаться от толкования сомнительных
норм "в духе их автора", если бы
законодательные нормы не отличались
от других литературных произведений
одною существенной особенностью. Именно
все нормы действующего права, от
какого бы законодателя они ни исходили,
имеют одинаковую юридическую силу,
дополняя, разъясняя и изменяя
друг друга, а потому образуют неразрывное
целое...". Поэтому, опираясь на утверждение
Н.М. Коркунова о том, что совокупность
одновременно существующих юридических
норм представляет собою весь юридический
порядок данного общества и притом
так, что каждая норма имеет свою
исключительную сферу применения: к
одному и тому же предмету не может
быть применяемо одновременно несколько
норм, Е. Васьковский делает вывод: "...ввиду
такого соотношения между действующими
нормами каждая из них должна быть
толкуема в связи со всеми другими,
а, следовательно, если она неясна, то
ей нужно придать такой смысл,
какой более соответствует
------------------------------
<*> Васьковский Е. Указ. соч. С. 22.
<**> Там же. С. 21.
И в наше время проблема качества законов, отточенности всех формулировок, понятий и терминов, используемых в них, выступает на первый план. Если закон будет изначально понятным и недвусмысленным для правоприменителей - проблема толкования законов не будет уже столь острой.
В Постановлении
от 15 июля 1999 года N 11-П по делу о проверке
конституционности отдельных
Неопределенность
содержания правовой нормы, напротив,
допускает возможность
В то же время нельзя исключать ситуации, при которой может возникнуть необходимость в устранении неточностей и неясностей отдельных положений законов. Для того чтобы смысл тех или иных положений закона стал понятным, субъекты законодательной инициативы вправе вносить предложения об изменении или уточнении законов, нормы которых являются спорными и требуют изменений и дополнений, то есть когда обнаруживается неточность или неопределенность каких-либо терминов, определений, необходимо отказаться от официального толкования, непосредственно внося изменения в закон.
Разумеется, при этом не следует все-таки отрицать необходимость официального толкования правовых норм. Но для того, чтобы избежать возможности злоупотребления в этом деле, необходимо установить особый порядок толкования законов.
Представляется, что
инициаторами толкования законодательных
актов должны быть не законодатели,
а правоприменители, то есть государственные
органы, к компетенции которых
относится использование
Подобные полномочия (на обращения в законодательный орган власти в целях толкования законодательных актов) могут быть закреплены за органами исполнительной власти, судами и органами прокуратуры.
Официальное толкование
нормативных правовых актов не должно
осуществляться в рамках законодательной
инициативы, которой наделен достаточно
большой круг субъектов, так как
это может привести к весьма пагубному
процессу. В результате будут толковаться
нормы, порой и не требующие толкования,
а само толкование может привести
к еще большей неясности и
двусмысленности. Появится сумбур в
практике применения закона, ибо вряд
ли возможно учесть все ситуации, в
которых может быть принят и истолкован
закон и какие при этом нормы
толкующего или истолкованного закона
следует применять. Велика вероятность
того, что на один закон будет
приходиться несколько
Следует учитывать,
что для российских судов большое
значение имеют разъяснения и
обзоры судебной практики по различным
категориям дел, которые осуществляются
Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным
Судом РФ. Несмотря на то, что эти
разъяснения формально не имеют
нормативного характера и не являются
(опять же формально) источником права,
они широко используются в качестве
ориентира при вынесении
Примером может
служить то, как Гражданский кодекс
РФ и Налоговый кодекс РФ понимают
филиал и представительства
В то же время Налоговый кодекс, закрепляя в ст. 11 институты, понятия и термины, используемые в Кодексе, вообще отказывается от понятия филиала и представительства, а устанавливает совершенно иное понятие - обособленное подразделение организации. Под ним понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.