Содержание
Ведение |
2 |
- Природа
авторитаризма и условия
его возникновения
|
2 |
- Сущность
и предпосылки тоталитаризма
|
3 |
- Структура
тоталитарной власти
|
4 |
- Демократия.
|
6 |
Заключение
|
9 |
Список
использованной литературы |
10 |
Введение
Характеристика
любой политической системы страны
неразрывно связанна с методами осуществления
государственной власти. Политическая
система государства объединена с таким
понятием как политический режим. Политический
режим - это функциональная сторона политической
системы общества, это совокупность способов
и методов осуществления власти на определенной
территории. Политический режим определяется
способами формирования органов власти,
способами распределения и разделения
государственной власти в стране, формами
контроля со стороны общества за всеми
ветвями власти, реальной мерой прав и
свобод населения, способами разрешения
социальных конфликтов и т.п. В зависимости
от перечисленных выше элементов осуществления
власти подразделяют несколько основных
типов политической власти: авторитарный,
тоталитарный и демократический. Для каждого
из них характерны ряд особенностей, благодаря
которым и происходит разделение на типы.
1.
Природа авторитаризма
и условия его
возникновения
Авторитаризм
— политический режим власти, не
ограниченной правом, опирающейся на прямое
насилие и осуществляемой единоличным
правителем или правящей элитой. В истории
общества можно выделить различные его
формы: древневосточные деспотии, тиранические
режимы античности, абсолютистские монархии
позднего средневековья и Нового времени,
западноевропейские империи XIX века, военно-полицейские,
фашистские и коммунистические режимы
в XX в. Историческое многообразие форм
авторитаризма показывает, что этот политический
режим совместим с различными по природе
общественными и политическими системами
— рабовладением, феодализмом, капитализмом,
социализмом, демократией и монархией.
Отсюда — трудности, связанные с попытками
определения общей природы авторитаризма,
вычленения его сущностных, устойчиво
повторяющихся характеристик.
К
числу общих черт авторитарных режимов
относят следующие:
- авторитарная
власть имеет своим источником насильственный
захват власти. Она не формируется народом
и не ограничивается правом — кодифицированным
либо обычным, опирающимся на традицию;
- для нее характерно
слияние законодательной, исполнительной
и судебной властей, либо их формальное,
показное разделение;
- при авторитаризме
власть опирается на административный,
полицейский и военно-карательный аппарат,
держится на неприкрытом насилии или возможности
его непосредственного применения;
- авторитаризм
предполагает жесткий централизм управления,
монополизацию власти в руках правящей
элиты или вождя;
- в социальном
плане авторитаризм пытается стать выше
классовых различий, выразить общенациональный
интерес, что сопровождается социальной
демагогией, популизмом;
- во внешней
политике для него характерны агрессивные
имперские установки.
Все эти
характеристики дают в сумме явление
авторитаризма только в том случае,
если наличествует его духовный и
практический стержень — авторитет. Под
авторитетом понимается общепризнанное
неформальное влияние отдельной личности
или какой-то организации в различных
сферах жизни общества.
Условия
возникновения режима авторитарной
власти:
1. Социальный
и политический кризис
общества, выражающий переходный характер
переживаемого времени. Для такого кризиса
характерна ломка устоявшихся традиций,
образа жизни, исторического уклада, которая
связана с резкой модернизацией основных
сфер общественной жизни и совершается
в течение одного-двух поколений.
2. С ломкой
исторического уклада жизни общества
связано размывание наличной социально-классовой
структуры, происходит
маргинализация основной массы населения.
Появление больших масс людей, "выбитых"
из традиционных "гнезд" существования,
лишенных собственности и видящих в государстве
и олицетворяющей его фигуре вождя единственный
шанс на выживание, в значительной мере
радикализирует социальное и политическое
поведение маргинальных переходных слоев,
повышает степень их активности, заряженной
отрицательной энергией разрушительства.
3. В сфере
социальной психологии и идеологии нарастают
настроения заброшенности и отчаяния,
стремление к "восстановлению" социальной
справедливости путем установления поголовного
равенства, потребительское отношение
к жизни берет верх над этикой производительного
труда. Рождается образ врага народа, персонифицируемого
в лице какого-либо общественного института,
социальной группы или нации. Возникает
культ личности вождя, с которым связываются
последние надежды на преодоление кризиса.
4. В большой
степени возрастает роль
исполнительных органов
государственной власти
и основной военной силы - армии, обращаемой
внутрь общества. Особое значение приобретает
бюрократия, без которой невозможно функционирование
- более или менее успешное - исполнительной
власти в условиях нарастающего кризиса
и которая становится источником и хранителем
власти, стоящей над обществом.
5. Наконец,
решающим условием возникновения авторитаризма
является лидер, обладающий авторитетом,
признаваемый большинством нации, что
обеспечивает возможность бескровного,
мирного захвата власти определенной
политической группировкой. В ином случае
неизбежна гражданская война, решающая
спор между партиями и вождями. Поскольку
режим авторитарной власти появляется
не столько в результате случайного стечения
обстоятельств, но всегда в той или иной
мере выражает историческую необходимость,
постольку он не может оцениваться однозначно.
Наряду с авторитарными режимами консервативного
(Сулла в Древнем Риме) или откровенно
реакционного толка (Гитлер, например),
были и такие, которые играли прогрессивную
роль в историческом развитии своей страны,
например Наполеон Бонапарт, Бисмарк,
Петр 1.
2.
Сущность и предпосылки
тоталитаризма
Эту
новую форму организации политической
власти, сложившуюся главным образом в
СССР в 30-е годы, в литературе часто называют
тоталитаризмом. Если же мы попытаемся
вычленить смысловое ядро данного понятия,
то обнаружим, что слово «тоталитаризм»
используется для обозначения превосходной
степени других известных понятий — диктатура,
авторитаризм, насилие, деспотизм. Этимологически
оно производно от слов тоталитарность,
или «целостность». Употребляя его, имеют
в виду, что авторитарная власть становится
всепроникающей, контролирующей жизнь
человека и общества в ее самых частных,
мельчайших проявлениях. При этом забывают,
что рост количественных изменений в какой-то
момент приводит к появлению нового качества,
а новое качество не есть удвоенное или
утроенное старое: сохраняя со старым
в том или ином отношении сходство, оно,
тем не менее, принципиально от него отличается.
Для
того чтобы раскрыть содержание понятия
«тоталитаризм», нужно перейти от
оценочного употребления термина к
научному, существенно ограничив
область его применения. Во-первых,
хронологически, отказавшись от истолкования
в качестве тоталитарных тех или иных
политических режимов прошлого — древневосточных
деспотий, исламских теократий, Русского
государства времен Ивана Грозного и т.п.
В истории мы можем найти лишь слабые прообразы
тоталитаризма, сходные с ним формально,
структурно, но не по существу. Тоталитаризм
— явление, присущее исключительно XX веку.
И, во-вторых, что не менее важно, надо сузить
область применения термина в структурном
аспекте: многое из того, что совершалось
в сталинскую эпоху, не связано напрямую
с тоталитаризмом, а вполне объяснимо
с учетом логики авторитарного режима.
Следовательно, и сам тоталитаризм — явление,
не сводимое к экономическим, социальным
или политическим условиям того времени.
Его нельзя представить как следствие
причины под именем «авторитаризм 20-х
годов».
Тоталитаризм
находится в ином измерении, нежели
экономика и политика, ему присуща
иная логика, нежели логика объективного
процесса. Выражаясь с известной
долей условности, можно сказать,
что тоталитаризм есть душа, телом которой
является командно-административная система,
это явление не экономического, социального
или политического плана, а культурно-идеологическое
по своей сущности.
Первая
предпосылка формирования тоталитаризма
- появление тоталитарного
индивида. Вторая предпосылка — тенденция
к идеократии. План - это директива, как
закон: господстве идеи над действительностью.
Практически идеократия реализовалась
через партократию — монополию партии
на власть, не ограниченную, по существу,
никаким законом и даже уставом самой
партии. Третья предпосылка тоталитаризма
— культ народа. Этот культ освобождал
народные массы от всякой моральной самооценки
и самоцензуры, ставил их по ту сторону
добра и зла. Тем самым в структуре массового
революционного действия высвобождалась
энергия разрушения, направляемая этикой
революционной целесообразности на уничтожение
всяких ограничений, препятствующих достижению
абсолютной власти революционного субъекта
над действительностью. Все, что творилось,
оправдывалось благом народа и именовалось
борьбой с врагами народа.
2.1.
Структура тоталитарной
власти
Режим
тоталитарной власти в отличие от
авторитаризма оказывается внеполитическим
образованием — в эпоху тоталитаризма
политические отношения и институты
в обществе, по существу, исчезают или
становятся формально-декоративными.
Организация тоталитарной власти имеет
иерархический характер: вверху пирамиды
находится вождь, обладающий абсолютной,
ничем не ограниченной властью; внизу
— массы, столь же абсолютно ему подвластные.
Такая организация власти формально сходна
с авторитаризмом. В действительности
же тоталитарная власть неделима на уровни:
на любом уровне социальной иерархии индивид,
обладая властью, обладал тем самым абсолютной
властью над вверенным ему «объектом».
Различие было именно в объекте приложения
власти, но не в ее характере. Например,
любой начальник районного масштаба обладал
всеми атрибутами власти — партийной,
хозяйственной, судебной, карательной
и т.п. Поэтому для функционирования тоталитарной
власти не нужно было принуждения, идущего
сверху вниз: тоталитарный индивид добровольно
подчинялся вышестоящему, получая в обмен
на покорность возможность абсолютной
власти «на своем месте». Можно сказать,
что ограничения в структуре тоталитарной
власти вытекали из пересечения индивидуальных
властей, что создавало непрерывное и
постоянное напряжение во всех узлах системы
и было источником энергии, питавшей существование
этой системы.
С тоталитарной
властью неразрывно связана тайна
власти. Властный поступок тоталитарного
индивида всегда непредсказуем, спонтанен,
вызывается не столько внешней необходимостью,
какими-то реальными обстоятельствами,
сколько тайными движениями его души.
Теми движениями, которые имеют свою индивидуальную
логику, непредсказуемую с точки зрения
нормальной логики. В силу этой тайны система
тоталитарной власти пронизана страхом.
Страх есть необходимое дополнение абсолютной
власти, он столь же абсолютен, и это страх
не только перед «другими», но и перед
самим собой. Абсолютный страх в душе тоталитарного
индивида перевоплощается и снимается
в виде стремления к абсолютной власти.
Карательные органы в этой системе — материализация
повсеместного страха, своего рода арбитр
в споре, столкновении индивидуальных
властей. Но их существование в большей
степени вызвано необходимостью искоренять
инакомыслящих — тех, кто не принял условия
тоталитаризма, правила его игры.
При
первом приближении тоталитаризм характеризуют
следующие взаимосвязанные и
взаимообусловленные признаки: —
тотальный государственный контроль
над обществом;
- всеобщая
монополизация и централизация власти
в руках государственной бюрократии;
- система жесткого
полицейского террористического контроля
над всеми гражданами (исключение — только
для вождя);
- политизация
(в плане пропаганды) всей жизни и уничтожение
политики как таковой;
- господство
единственной правящей массовой партии,
которая является ядром политической
системы тоталитарного общества. При этом
подобная партия не является политической:
она не способна действовать без государственной
власти, строго централизована и выступает
в качестве дополнения к правящей группировке.
Члены такой массовой партии — корпоративная
элита, сплоченная сознанием избранности
и морального превосходства над обществом.
Ее функции: управление тоталитарным обществом
и контроль над ним; подготовка и выдвижение
новых лояльных режиму кадров. Она является
буфером между центральной властью и обществом
и осуществляет репрессивные функции
к инакомыслящим;
- идеологизация
общества и общественной жизни на основе
единой государственной идеологии;
- унификация
и регламентация политической, общественной
и духовной жизни (например, единый политдень
и пр.);
- ставка на
обновление общества на основе утопических
глобальных идей;
- ставка на
свою расу (может быть, в скрытом и закамуфлированном
виде, например, в нашей стране идея «единого
советского народа»).