Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 17:09, курсовая работа
ласти в целом, и не только в связи с тем, что последние могут принудить к исполнению нормы, но и потому, что органы государственной власти, в свою очередь, должны исполнять возложенные на них по закону обязанности, нести ответственность за неисполнение требований закона, ибо одна из целей права – это порядок в обществе, для установления которого необходимо взаимодействие всех сторон1.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ПОНЯТИЕ ЗАКОННОСТИ И ЕЕ ПРИНЦИПЫ 6
1.1. Понятие законности 6
1.2.Принципы законности, гарантии законности, конституционная законность 11
II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ЗАКОННОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА 18
2.1.Становление правового государства в Российской Федерации 18
2.2. Проблемы реализации принципов законности в условиях реформирования российского общества 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ПОНЯТИЕ ЗАКОННОСТИ И ЕЕ ПРИНЦИПЫ 6
1.1. Понятие законности 6
1.2.Принципы законности, гарантии законности, конституционная законность 11
II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ЗАКОННОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА 18
2.1.Становление правового государства в Российской Федерации 18
2.2. Проблемы реализации принципов законности в условиях реформирования российского общества 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ 29
власти в целом, и не только в связи с тем, что последние могут принудить к исполнению нормы, но и потому, что органы государственной власти, в свою очередь, должны исполнять возложенные на них по закону обязанности, нести ответственность за неисполнение требований закона, ибо одна из целей права – это порядок в обществе, для установления которого необходимо взаимодействие всех сторон1.
Таким образом, отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.
Можно
выделить и другие принципы, которые
в той или иной мере вытекают из
вышеприведенных и создают для
них обеспечивающий фон. Это - высокий
уровень правосознания и
Суть
правового государства
2.2. Проблемы
реализации принципов
законности в условиях
реформирования российского
общества
В ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации закреплено, что «Российская Федерация - Россия есть демократическое правовое федеративное государство с республиканской формой правления». Несмотря на то, что в данной статье прямо указывается, что правовое государство уже есть в России - это пока лишь цель, к которой необходимо стремиться.
Подлинное правовое демократическое государство означает, что граждане воспринимают себя хозяевами жизни, активными участниками управления общественными и государственными делами. Правовое государство это одна из наиболее совершенных форм взаимоотношения гражданина и государства, где последнее должно действовать в правовых рамках, управляться законом, правами человека. Однако, в постсоветской России взаимоотношения между обществом и государством были неоднозначными, взаимопониманию до сих пор мешает коррумпированность власти и пассивность общества.
Процесс становления правовой государственности занимает длительное историческое время. Он совершается вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Правовое государство не вводится единовременным актом и не может стать результатом чистого законодательства. Весь процесс должен быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело.
В России большинство населения, понимая необходимость неких общих правил, готовы соблюдать законы, но только при условии соблюдения законов представителями органов власти. Однако, российская практика последних лет свидетельствует о грубейших нарушениях российского законодательства чиновниками различных рангов, проявляющиеся в появлении «оборотней в погонах», коррупционных скандалов, затрагивающих все органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Формированию
правовой государственности в России
будет способствовать как решение
социально-экономических
В
правовом государстве власть рассматривается
как сила, стоящая на службе у
права, главной функцией которой
является выполнение законов и соответственно
выраженных в них общественных интересов.
В сегодняшней же России системы
законов как реально
Для того чтобы вернуть доверие народа, власть должна доказать свою состоятельность, пойти на кардинальные перемены. Такими шагами может стать существенное сокращение громоздкого государственного аппарата и возложение на чиновников реальной ответственности за осуществление их функциональных обязанностей, расширение сферы гласности в деятельности государственных органов власти, учет опыта становления правового государства в других странах и т. п.
Пример возложения на чиновников реальной ответственности можно прочесть в отчете на коллегии Федерально-налоговой службы министра финансов А. Кудрина. По его словам, улучшение работы ведомств и их роль в изменении делового климата в стране выходит на первый план. «Не секрет, что госорганы часто сами нарушают права бизнеса, участвуют в сговорах»- подчеркнул Кудрин. Поэтому на уровне президента страны принято решение персонально закрепить практически над всеми надзорными органами страны вице-премьеров, чтобы добиться снижения административных барьеров для бизнеса. В частности, Игорю Сеченову достался весь технологический сктор, недра и природоохрана. Александр Козак отследит деятельность надзорных органов в строительстве и ЖКХ и т.д. Таким образом, предметом пристрастного анализа станет несколько ведомств – Ростехнадзор, Федеральная миграционная служба, Роспотребнадзор и ряд других ведомств.
«Это правильные меры, которые должны дать результат, нам нужны инвестиции, модернизация», - отметил Кудрин.2
Достижение целей правового государства возможно только при осознании гражданами необходимости отстаивать свои интересы, влиять на политическую власть, осуществлять контроль за ее деятельностью. Важными факторами демократического участия выступают политические условия, способствующие реализации прав и свобод; правовые и материально-экономические основы, формирующие стремление человека к достойной жизни; доступность средств массовой информации, обеспечивающие политическую коммуникацию общества и власти.
Для России путь к правовому государству не был и никогда не будет простым и быстрым. Причин тому много.
Во-первых,
гражданское общество в нашей
стране еще только формируется, его
структура аморфна, нестабильность
общественных отношений порождает
у населения безразличие к
решению соответствующих
Во-вторых,
экономические проблемы решаются дискретно
и непоследовательно с точки
зрения здравого смысла и формальной
логики, в результате чего мы имеем
однобокость процессов
В-третьих, налицо кризисное состояние российской политической системы, а именно: нестабильность и неопределенность властных отношений, политическая неструктурированность общества (политические партии мелки и не имеют четкой социальной ориентации), затянувшийся процесс реализации принципа разделения властей, низкий уровень политической культуры населения в целом и власть имущих в частности.
В-четвертых,
до сих пор требуют своего разрешения
чисто правовые вопросы. Причем наличие
противоречивого
В условиях демократического
гражданского общества и
В
рамках правового строя каждый человек
имеет не только оправданную юридическую,
но и моральную обязанность
Еще
в заключении можно сказать, что переходное
общество предполагает альтернативу
в дальнейшей эволюции государственности,
законности, права. Комплексность задач
предопределяет комплексность подходов
в их разрешении, причем не только в виде
практических действий, но и прежде всего
в виде научно обоснованных ориентиров,
к выработке которых необходимо стремиться.
1. Алексеев С.С. Теория государства и права. М.: Эксмо.- 2006.- 513 с. 2. 2 2 2. Бабаев В.К. Общая теория права. М.: Юрайт-издат.- 2006.- 486 с
3. Борисов В. В. Правовой порядок / Общая теория государства и права: Академический курс: В 2 т. / Под ред. М. Н. Марченко. Т. 2. М., 1998.
4. Витрук Н. В. Законность: понятие, защита и обеспечение / Общая теория права / Под ред. В. К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993.
5. Власов В. И. Теория государства и права. – Ростов. 2002- 512с.
6. Графский В. Основные концепции права и государства в современной России// Государство и право.- 2003.- №5.- С.5-34
7. Ефремов А. Ф. Принципы и гарантии законности. Самара 1999.
8. Зыкова
Т. Персональная услуга. Вице- премьеры
отчитаются за снижение
9. Йеринг Р. Цель в праве / Пер. с англ. СПб, 1881. С. 264, 273
10. Конституция Российской Федерации.// Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
11. Кудрявцев В. Н. Законность: содержание и современное состояние // Журнал российского права. 1998. № 1.
12. Левакин И. Современная российская государственность: проблемы переходного периода// Государство и право.- 2003.- №1 .- С.5-13
13. Лисюткин А. Б. К понятию законности // Правоведение. 1993. № 5.
14. Лукашева Е. А. Социалистическое правосознание и законность. М., 1973.
15. Мазуров А.В. Правоведение .- 2-е изд., доп., и пререраб.,- М.: Юрайт- Издат, 2006.- 240с.