Принципы законности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

ласти в целом, и не только в связи с тем, что последние могут принудить к исполнению нормы, но и потому, что органы государственной власти, в свою очередь, должны исполнять возложенные на них по закону обязанности, нести ответственность за неисполнение требований закона, ибо одна из целей права – это порядок в обществе, для установления которого необходимо взаимодействие всех сторон1.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. ПОНЯТИЕ ЗАКОННОСТИ И ЕЕ ПРИНЦИПЫ 6
1.1. Понятие законности 6
1.2.Принципы законности, гарантии законности, конституционная законность 11
II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ЗАКОННОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА 18
2.1.Становление правового государства в Российской Федерации 18
2.2. Проблемы реализации принципов законности в условиях реформирования российского общества 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа содержит 1 файл

Первая курсовая.docx

— 35.95 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3

I. ПОНЯТИЕ ЗАКОННОСТИ И ЕЕ ПРИНЦИПЫ 6

1.1. Понятие законности 6

1.2.Принципы  законности, гарантии  законности, конституционная  законность 11

II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ЗАКОННОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА 18

2.1.Становление   правового государства  в Российской Федерации 18

2.2. Проблемы реализации  принципов законности  в условиях реформирования  российского общества 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     власти  в целом, и не только в связи  с тем, что последние могут принудить к исполнению нормы, но и потому, что органы государственной власти, в свою очередь, должны исполнять возложенные на них по закону обязанности, нести ответственность за неисполнение требований закона, ибо одна из целей права – это порядок в обществе, для установления которого необходимо взаимодействие всех сторон1.

     Таким образом, отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.

     Можно выделить и другие принципы, которые  в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для  них обеспечивающий фон. Это - высокий  уровень правосознания и правовой культуры, наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и некоторые другие. По своей сути все принципы правового государства являются такими ограничениями, которые укрепляют позицию законной и легитимной власти.

     Суть  правового государства заключается  в разрушении монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности. Подлинное правовое государство создает условия для того, чтобы граждане воспринимали себя активными участниками политического процесса, усиливали позитивные и снижали негативные свойства государственности. 
 
 
 
 

  2.2. Проблемы реализации принципов законности в условиях реформирования российского общества 

     В ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации  закреплено, что «Российская Федерация - Россия есть демократическое правовое федеративное государство с республиканской формой правления». Несмотря на то, что в данной статье прямо указывается, что правовое государство уже есть в России - это пока лишь цель, к которой необходимо стремиться.

     Подлинное правовое демократическое государство  означает, что граждане воспринимают себя хозяевами жизни, активными  участниками управления общественными  и государственными делами. Правовое государство это одна из наиболее совершенных форм взаимоотношения  гражданина и государства, где последнее  должно действовать в правовых рамках, управляться законом, правами человека. Однако, в постсоветской России взаимоотношения между обществом и государством были неоднозначными, взаимопониманию до сих пор мешает коррумпированность власти и пассивность общества.

     Процесс становления правовой государственности  занимает длительное историческое время. Он совершается вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Правовое государство не вводится единовременным актом и не может стать результатом чистого законодательства. Весь процесс должен быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело.

     В России большинство населения, понимая необходимость неких общих правил, готовы соблюдать законы, но только при условии соблюдения законов представителями органов власти. Однако, российская практика последних лет свидетельствует о грубейших нарушениях российского законодательства чиновниками различных рангов, проявляющиеся в появлении «оборотней в погонах», коррупционных скандалов, затрагивающих все органы государственной власти и органы местного самоуправления.

     Формированию  правовой государственности в России будет способствовать как решение  социально-экономических проблем: сокращение разрыва между богатыми и бедными  слоями населения, минимизирование  безработицы, выполнение социальных программ, национальных проектов, устранение социальной почвы роста преступности и нарушений законности, а также реализация комплекса мер государственно-правового порядка: решение проблем федерализма и национальных отношений, снижение уровня бюрократизации, повышение профессионализма, демократизация отношений с гражданами.

     В правовом государстве власть рассматривается  как сила, стоящая на службе у  права, главной функцией которой  является выполнение законов и соответственно выраженных в них общественных интересов. В сегодняшней же России системы  законов как реально действующей  силы еще нет. Господствует, зачастую, «указное право», что, в конечном счете, обрекает на беспомощность и унижения и простого человека, и бизнесмена, и политика. В правовом обществе личность и государство рассматриваются  как равные партнеры, в современной  же России взаимная ответственность пока только декларируется. «Необязательное» поведение нашего государства порождает цепную реакцию. Российские граждане точно так же начинают относиться и к выполнению своих обязанностей: отказываются от гражданской ответственности, от участия в выборах и референдумах, уклоняются от военной службы, от уплаты налогов, от оплаты за квартиру и за проезд в общественном транспорте и т. д.

     Для того чтобы вернуть доверие народа, власть должна доказать свою состоятельность, пойти на кардинальные перемены. Такими шагами может стать существенное сокращение громоздкого государственного аппарата и возложение на чиновников реальной ответственности за осуществление их функциональных обязанностей, расширение сферы гласности в деятельности государственных органов власти, учет опыта становления правового государства в других странах и т. п.

     Пример  возложения  на чиновников реальной ответственности можно прочесть в отчете на коллегии Федерально-налоговой  службы министра финансов А. Кудрина. По его словам, улучшение работы ведомств и их роль в изменении делового климата в стране выходит на первый план. «Не секрет, что госорганы часто сами нарушают права бизнеса, участвуют в сговорах»-  подчеркнул Кудрин. Поэтому на уровне  президента страны принято решение персонально закрепить практически над всеми надзорными органами страны вице-премьеров, чтобы добиться снижения административных барьеров для бизнеса. В частности, Игорю Сеченову достался весь технологический сктор, недра и природоохрана. Александр Козак отследит деятельность надзорных органов в строительстве и ЖКХ и т.д.  Таким образом, предметом пристрастного анализа станет несколько ведомств – Ростехнадзор, Федеральная миграционная служба, Роспотребнадзор и ряд других ведомств.

     «Это  правильные меры, которые должны дать результат, нам нужны инвестиции, модернизация», - отметил Кудрин.2

     Достижение  целей правового государства  возможно только при осознании гражданами необходимости отстаивать свои интересы, влиять на политическую власть, осуществлять контроль за ее деятельностью. Важными факторами демократического участия выступают политические условия, способствующие реализации прав и свобод; правовые и материально-экономические основы, формирующие стремление человека к достойной жизни; доступность средств массовой  информации, обеспечивающие политическую коммуникацию общества и власти.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Для России путь к правовому государству  не был и никогда не будет простым  и быстрым. Причин тому много.

     Во-первых, гражданское общество в нашей  стране еще только формируется, его  структура аморфна, нестабильность общественных отношений порождает  у населения безразличие к  решению соответствующих проблем. Процедура перехода от сложившейся  социальной структуры к новой  болезненна и требует времени, к  тому же у многих в настоящее время  отсутствует четкая социальная самоидентификация.

     Во-вторых, экономические проблемы решаются дискретно  и непоследовательно с точки  зрения здравого смысла и формальной логики, в результате чего мы имеем  однобокость процессов разгосударствления и приватизации, отсутствие среднего класса собственников, рост люмпенизированного слоя населения, поляризацию доходов  социальных групп и слоев населения, замедленный выход к рыночным отношениям и т. д.

     В-третьих, налицо кризисное состояние российской политической системы, а именно: нестабильность и неопределенность властных отношений, политическая неструктурированность  общества (политические партии мелки  и не имеют четкой социальной ориентации), затянувшийся процесс реализации принципа разделения властей, низкий уровень  политической культуры населения в  целом и власть имущих в частности.

     В-четвертых, до сих пор требуют своего разрешения чисто правовые вопросы. Причем наличие  противоречивого законодательства, спешка при издании нормативно-правовых актов и даже принятие неправовых законов – это не самое главное. На наш взгляд, более сложными являются вопросы понимания и усвоения права широкими слоями населения, внедрения  в позитивные законы естественно-правовых начал, формирования устойчивых правовых традиций в массовом сознании, стимулирования правового самосознания.

       В условиях демократического  гражданского общества и правового  государства право, по мнению  ученых, не может рассматриваться  как воплощение государственной  воли. Это право является продуктом  общества, но при том, что и  правовое государство  образуется , управляется, контролируется обществом,  представляет собой необходимый  политический институт общества, а формирование и реализация  права в обществе требуют непременного  и конституционно установленного  участия государства, что безусловно  не означает его «огосударствления»3.

     В рамках правового строя каждый человек  имеет не только оправданную юридическую, но и моральную обязанность повиноваться праву, если оно предписывает «во  внешнем поведении то самое, что  голос совести одобряет как нравственное и справедливое»4.

     Еще в заключении можно сказать, что переходное общество предполагает  альтернативу в дальнейшей эволюции государственности, законности, права. Комплексность задач предопределяет комплексность подходов в их разрешении, причем не только в виде практических действий, но и прежде всего в виде научно обоснованных ориентиров, к выработке которых необходимо стремиться. 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алексеев С.С. Теория государства и права. М.:  Эксмо.- 2006.- 513 с. 2. 2 2    2. Бабаев В.К. Общая теория права. М.: Юрайт-издат.-  2006.- 486 с

3. Борисов  В. В. Правовой порядок /  Общая теория государства и  права: Академический курс: В 2 т. / Под ред. М. Н. Марченко. Т. 2. М., 1998.

4. Витрук Н. В. Законность: понятие, защита и обеспечение / Общая теория права / Под ред. В. К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993.

5. Власов  В. И. Теория государства и  права. – Ростов. 2002-  512с.

6. Графский В.  Основные концепции права и государства в современной России// Государство и право.- 2003.- №5.- С.5-34

7. Ефремов А. Ф. Принципы и гарантии законности. Самара 1999.

8. Зыкова  Т. Персональная услуга. Вице- премьеры  отчитаются за снижение административных  барьеров // Рос. Газ. – 2011. –  28 апр. – С.1,5

9. Йеринг Р. Цель в праве / Пер. с англ. СПб, 1881. С. 264, 273

10. Конституция Российской Федерации.// Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

11. Кудрявцев В. Н. Законность: содержание и современное состояние // Журнал российского права. 1998. № 1.

12. Левакин И. Современная российская государственность: проблемы переходного периода// Государство и право.- 2003.- №1 .- С.5-13

13.  Лисюткин А. Б. К понятию законности  // Правоведение. 1993. № 5.

14.  Лукашева Е. А. Социалистическое правосознание и законность. М., 1973.

15. Мазуров А.В.   Правоведение .- 2-е изд., доп., и пререраб.,- М.: Юрайт- Издат, 2006.- 240с.

Информация о работе Принципы законности