Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 14:47, курсовая работа
Право возникает объективно на определенном этапе человеческого общества для упорядочения взаимоотношений людей и их объединений, участвующих в производстве, обмене и потреблении материальных благ, брачно-семейных и трудовых отношениях, в управлении обществом. Нормы права сложились в результате преобразования мононорм - древних обычаев, выражающих коллективную волю первобытной общины, в предписания, отражающие интересы и потребности социальных групп и слоев, стоящих у власти.
Ранее, когда были подытожены только первые выводы о праве, вытекающие из конкретных жизненных ситуаций, было еще трудно суммировать эти первичные впечатления в какую-либо дефиницию. В истории человеческой мысли наиболее характерными являются объяснения права с точки зрения его естественной природы, включая абсолютную меру справедливости, неизменные начала гуманности, которым должны следовать нормы позитивного права, созданные правотворческой деятельностью государства (теория естественного права);
Введение 2
І.Теоретические аспекты происхождения права 4
1.1.Причины происхождение права 4
1.2.Теории происхождения права 7
II Характеристика принципов и функции права 23
2.1. Признаки права 23
2.2. Понятие принципов права 27
Заключение 37
Список литературы
Содержание
Введение 2
І.Теоретические аспекты происхождения права 4
1.1.Причины происхождение права 4
1.2.Теории происхождения права 7
II Характеристика принципов и функции права 23
2.1. Признаки права 23
2.2. Понятие принципов права 27
Заключение 37
Список литературы 39
Введение
Актуальность темы. Право возникает объективно на определенном этапе человеческого общества для упорядочения взаимоотношений людей и их объединений, участвующих в производстве, обмене и потреблении материальных благ, брачно-семейных и трудовых отношениях, в управлении обществом. Нормы права сложились в результате преобразования мононорм - древних обычаев, выражающих коллективную волю первобытной общины, в предписания, отражающие интересы и потребности социальных групп и слоев, стоящих у власти.
Ранее,
когда были подытожены только первые выводы
о праве, вытекающие из конкретных жизненных
ситуаций, было еще трудно суммировать
эти первичные впечатления в какую-либо
дефиницию. В истории человеческой мысли
наиболее характерными являются объяснения
права с точки зрения его естественной
природы, включая абсолютную меру справедливости,
неизменные начала гуманности, которым
должны следовать нормы позитивного права,
созданные правотворческой деятельностью
государства (теория естественного права);
другой подход рассматривает право с позиции
развития общества, вызревания правовых
начал исторической жизни каждого народа
в виде обычаев, воплощающихся затем в
законе (историческая школа права); широко
распространено выведение права из психологических
особенностей личности, выраженных в качестве
интуиций, переживаний, психических установок,
обеспечивающих познание государственно-правовых
институтов как отражения психики индивида
(психологическая школа права).
Предмет. Право как общественное явление.
Объект работы. Понятие и признаки права
Цель работы. Раскрыть понятие, признака права
Задачи работы.
- раскрыть основные теории происхождения права;
- исследовать место права в системе социальных норм;
-
исследовать принципы и признаки права.
І.Теоретические аспекты происхождения права
1.1.Причины происхождение права
Автор считает правильной точку зрения о том, что отражая эволюционный процесс в развитии общественных отношений, право создавалось незаметными переходами путем дифференциации из однородной массы правил общежития. Право в силу своей значимости принадлежит к числу наиболее важных и сложных общественных явлений.
Долгое время люди не замечали, как постепенно в общественной жизни появилось новое и вскоре ставшее доминирующим явление. Со временем оно достигло такой степени самостоятельности, что обратило на себя внимание и привлекло к себе естественный интерес. Естественно, что где есть общество, там имеются и правила общежития. На самых ранних ступенях эти правила представляли однородную массу. Они соответствовали характеру отношений данного общества.
В общем виде основными причинами их последующей обособленности являются: численный рост населения; нарушение социальной однородности людей; увеличение числа правил, создаваемых для сплоченности общества; усложнение общественных связей; прогресс общественного развития.
Обнаружение совершенно нового явления в общественной жизни настолько поразило воображение людей, что праву стали приписывать божественное происхождение. Греческий философ Демосфен назвал право изобретением и даром богов. Людям было трудно примириться с мыслью о том, что такое могучее средство поддерживания общественных связей, каким стало право, может быть делом рук простых смертных. Право не только занимает особое место в общественной жизни, но и относится к наиболее сложным общественным явлениям.
По мере развития государства и права, а также усложнения отношений у людей меняется отношение к сущности права. Появилось много различных правовых идей, представлений и теорий о праве. В наиболее простом определении право понимается как система регуляции общественных отношений с целью установления соответствующего режима правопорядка.
При исследовании сущности права ученые отмечают следующие его черты: естественно-исторический характер происхождения права; его предназначение быть масштабом поведения свободных и равных субъектов; нормативность, общеобязательность и взаимозависимость содержащихся в нем прав и обязанностей; наличие гарантий реализации правовых предписаний со стороны государства; ведущая роль государства в формировании правовых предписаний; взаимосвязь и взаимозависимость между государством и правом.
История происхождения права всех народов свидетельствует о наличии одинаковых подходов к урегулированию общественных отношений. Прежде всего правовой охране подвергается личная неприкосновенность носителей установившейся власти. Право угрожает самыми суровыми наказаниями за всякое покушение на жизнь и здоровье лиц, стоящих у власти или ближе к власти.
Уголовное
право составляет главное содержание
юридических памятников. Причем чем сборник
древнее, тем больше места в нем отведено
уголовному содержанию. По степени значимости
за уголовным правом следуют нормы, определяющие,
что должно вносить население в пользу
власти -- это дань, налоги. Далее следуют
нормы процессуальные. Определение порядка
судопроизводства составляет важное содержание
древних юридических памятников.
И только затем уже следуют нормы гражданского права, которые в последующем стали занимать доминирующее положение в системе права большинства государств.
В постоянно продолжающемся процессе дальнейшего развития права наблюдается устойчивая тенденция по пути дальнейшей правовой специализации. В науке по вопросу о соотношении государства и права различают следующие две противоположные основные теоретические позиции:
1. Этатически-
2. Либеральная концепция.
Она в отличие от этатически-тоталитарной
концепции основывается на естественно-правовой
теории, которая ставит право выше и важнее
государства по различным критериям --
моменту возникновения, роли в обществе.
1.2.Теории происхождения права
Однако до настоящего времени специалисты (ученые, практики) не пришли к единой трактовке понятия «право». Современные исследователи сходятся во мнении о том, что при развернутом определении права необходимо учитывать: естественно-исторический характер его происхождения; его способность быть масштабом поведения свободных и равных субъектов; обладать такими свойствами, как нормативность, общеобязательность, взаимосвязь заключенных в нем прав и обязанностей; наличие реальных гарантий по возможности реализаций положений права не только со стороны государства, но и со стороны общества. Для более глубокого понимания сущности и особенности права, его роли в жизни общества необходимо рассмотреть общую характеристику теорий права.
Юридический позитивизм
Как одно из важных течений в правовой науке возник в первой половине Х1Х в. Его прародителем считается английский правовед Джон Остин. В последствии его основные положения были разработаны в трудах К. Бергбома (Германия), Кабанту (Франция), А. Эсмена (Франция) и других исследователей.
Именно Джон Остин дал развернутое обоснование формуле: право -- это повеление суверена. В своих исследованиях он широко использовал эмпирические особенности права. Такой подход предполагал изучение основных черт права с использованием чисто юридических критериев, обособленных от моральных оценок права и его социально-политических характеристик.
В
зависимости от обстоятельств сувереном
может быть не только отдельно взятое
лицо с набором властно-государственных
полномочий, но и учреждение, которое в
силу своего положения действительно,
а не формально является сувереном для
подвластных ему лиц.
Норма права рассматривалась им «правилом, установленным одним разумным существом, для руководства им». Субъектом суверенных властных отношений рассматривался и бог (божеское право). Устанавливаемые санкции одновременно имели юридический и политический характер.
Приказ суверена, снабженный соответствующей санкцией, рассматривался как норма позитивного закона. Джон Остин считал, что источником права является только суверенная власть. Основной гарантией действия права (позитивного закона) выступает привычка и готовность большинства населения к повиновению. Позитивными законами должны считаться только те, которые предполагают возложение обязанностей и наступление юридической ответственности на легальных (законных) основаниях.
Джон Остин не относил к разряду позитивного закона распоряжения оккупационных властей, даже если они и имели наименование закона. К этому же разряду им относились: правила, устанавливаемые негосударственными структурами (общественным мнением), в том числе и международными организациями; правила моды и этикета; понятия чести. Эти нормы поведения он называл «позитивной моралью». По его мнению, право в широком смысле включало в себя: богооткровенное право, позитивное право и позитивную мораль.
Джон
Остин решительно отвергал естественно-правовые
принципы и обоснования о признании прав
личности. В целом позитивистское правопонимание
негативно относилось к теоретико-правовым
конструкциям, допускающим помимо издаваемого
государством массива законодательства
и некоего идеального (эталонного) права,
с наличием которого государству надо
считаться («Лучше капля силы, чем мешок
права»).
Подобное отношение распространялось и на концепции естественных и неотчуждаемых прав личности.
В наибольшей степени позиция этого ученого на сущность права заключалась в следующей формуле: «закон есть закон». В ХХ в. теоретические взгляды Джона Остина были широко использованы в практике государственного строительства стран с антидемократическими политическими режимами.
Другой представитель юридического позитивизма, немецкий юрист К. Бергбом в своей работе «Юриспруденция и философия права» (1892 г.) отмечал, что «Сущность любого права состоит в том, что оно действует. Поэтому прекраснейшее идеальное право не может не оставаться позади самого жалкого позитивного права, подобно тому, как любой калека видит, слышит и действует лучше, чем самая прекрасная статуя».
Он считал, что наука должна изучать, а не оценивать или требовать. Она должна иметь дело только с реальными предметами и исследовать их методом опыта. Соответственно и теория права должна заниматься только объективно существующим правом, основывающимся на правотворческих фактах, т. е. законодательной деятельности государства. Только естественное право обеспечивает «порядок, гармонию и безопасность в государстве, создает прочный правопорядок, стоящий над гражданами, над властью, над государством».
Нельзя решать возникающие в практической деятельности юридически значимые коллизии исходя из положений естественно-правовых доктрин, подразделяющих право на естественное и положительное. Дуализм в этой ситуации невозможен -- считал ученый. Единственно реальным является то право, которое выражено в законе.