Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 18:12, курсовая работа
Особенно важным становится применение права в нашу сложную эпоху кризисов и реформ, так как только государство в состоянии обеспечить оптимальное и эффективное регулирование общественных отношений. Целью применения права является удовлетворение потребностей и интересов всего общества, а так как потребности людей постоянно меняются в соответствии с изменчивыми условиями жизни, то и правоприменители должны в своей деятельности учитывать все то новое, что необходимо для результативного регулирования различных сфер общественной жизни.
Введение……………………………………………3
1. Формы реализации права……………..………...4
2..Применение права как особая форма его реализации…….……………………………………5
3.Стадии правоприменительного процесса.……11
4.Акты применения права: понятие и виды……16
6.Юридический процесс…………………………20
Заключение………………………………………..24
Список литературы……………………………….25
По
предмету правового регулирования,
т.е. по отраслям применяемых норм различают:
По
форме правоприменительной
По
функциональному признаку, т.е. по их месту
в механизме правового регулирования,
выделяют два вида:
По
форме внешнего выражения акты применения
права подразделяются на:
Правоприменительный акт-документ – это надлежащее оформленное решение компетентного органа, составленное в письменном виде, поскольку требуется строгая определенность в фиксации, например, фактических обстоятельств расследуемого дела, применении мер государственного принуждения и т.д. Все это позволяет точно установить содержание акта, проверить законность и обоснованность его издания.
Акты-документы имеют различную структуру, что обусловлено положением правоприменительного органа и значением рассматриваемых вопросов, а также юридической силой решения и процедурой его принятия.
По
структуре их можно разделить
на акты-документы:
По наименованию правоприменительные акты-документы подразделяются на указы, постановления, приказы, протоколы, приговоры, решения, предписания и т.д.
Правоприменительные акты-действия делятся на словесные и конклюдентные. Словесные акты применения права-действия – это, к примеру, устные распоряжения руководителя органа, отдаваемые подчиненным и т.п.
Конклюдентные
правоприменительные акты-
Как и письменные, правоприменительные акты-действия обладают властной силой и влекут юридические последствия. Отказ от выполнения или ненадлежащее их выполнение может повлечь дисциплинарную, административную, материальную, уголовную ответственность.
По своему юридическому значению акты применения права могут быть подразделены на основные и вспомогательные. Основные – это акты, которые содержат завершенное решение по юридическому делу (приговор, решение суда). Вспомогательными считаются такие акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных актов (надзора и контроля, процедурно-процессуальные).
В
зависимости от действия во времени
правоприменительные акты делятся
на акты однократного действия (наложение
штрафа) и длящиеся (регистрация брака,
назначение пенсии и др.).
6.
Юридический процесс.
Процесс буквально переводится как "движение вперед". В юридической практике он означает порядок осуществления деятельности следственных, административных, судебных органов Близким ему по значению является термин "процедура" - официально установленный порядок при обсуждении, ведении какого-либо дела. Большой вклад в создание учения о юридическом процессе как особой системе обеспечения режима законности внес В. М. Горшенев.
Важнейшие
особенности юридического процесса
заключаются в том, что он урегулирован
процессуальными нормами, а направлен
на реализацию норм материального права.
Поэтому чтобы понять, что такое юридический
процесс, каково его место и назначение
в правовой практике, необходимо помнить,
что роль материальных и процессуальных
норм в правовом регулировании различна.
Нормы материального права определяют
субъективные права, юридические обязанности,
юридическую ответственность граждан
и организаций, т. е. составляют основное
содержание права. Существенными признаками
права, как уже отмечалось, являются его
обеспеченность возможностью государственного
принуждения, связь с государством. Это
означает, что органы государства активно
включаются в деятельность, направленную
на реализацию права, на проведение его
в жизнь. Подобная разнообразная деятельность
и обозначается термином "юридический
процесс". Связь и единство права и процесса
отмечены К. Марксом: Материальное право
... имеет свои необходимые, присущие ему
процессуальные формы... Один и тот же дух
должен одушевлять судебный процесс и
законы, ибо процесс есть только форма
жизни закона, следовательно, проявление
его внутренней жизни". Таким образом,
процесс вторичен по отношению к материальному
праву, производен от него, является формой
его жизни. Аналогичный вывод можно сделать
относительно процессуальных норм, регулирующих
процессуальное производства
К. Маркс в своих выводах следовал континентальной
традиции, заложенной школой естественного
права. Принципиально иное место занимает
юридический процесс в англосаксонской
правовой системе. Здесь судебные процедуры
явились основой развития правовой системы.
Судьи должны были строжайшим образом
соблюдать все процессуальные правила
при установлении фактических обстоятельств
рассматриваемого дела, но не были связаны
какими-либо нормами при вынесении решения
по нему. Лишь постепенно стремление к
единству и непротиворечивости судебной
практики привело к становлению прецедентного
права. Судебный прецедент стал основным
источником права в Англии, т. е. материальное
право сформировалось на базе юридического
процесса.
В современной правовой науке юридический
процесс получил более широкую трактовку
и связывается не только с правоприменением,
но и с правотворчеством. Законодательный
процесс осуществляется на основе соответствующего
регламента и рассматривается как разновидность
юридического процесса, поскольку регламент
содержит процессуальные нормы, регулирующие
порядок законодательной деятельности.
Юридический процесс - это урегулированный
процессуальными нормами порядок деятельности
компетентных государственных органов,
состоящий в подготовке, принятии и документальном
закреплении юридических решений общего
или индивидуального характера.
В правовом государстве или в государстве,
которое стремится стать правовым, вся
деятельность органов и должностных лиц
должна быть организована так, чтобы она
протекала в определенных правовых формах,
т. е. по заранее установленным юридическим
правилам.
Особенности юридического процесса заключаются
в следующем. Во-первых, это властная деятельность
компетентных органов и должностных лиц;
во-вторых, это деятельность, осуществление
которой урегулировано процессуальными
нормами; в-третьих, это деятельность,
направленная на принятие юридических
решений общего (нормативные акты) или
индивидуального (акты применения права)
характера.
Юридический процесс - это сложная, длящаяся
во времени деятельность, состоящая из
процессуальных стадий, которые имеют
строго определенную последовательность.
По содержанию он представляет собой цепь
взаимосвязанных процессуальных действий
и процессуальных решений, фиксируемых
в соответствующих документах. Например,
в ходе расследования уголовного дела
следователь выполняет такие процессуальные
действия, как осмотр места происшествия,
обыск, допрос свидетеля, изъятие вещественных
доказательств и т.д., и выносит различные
процессуальные решения - постановления
о возбуждении уголовного дела, о производстве
обыска в квартире подозреваемого, о привлечении
лица в качестве обвиняемого и т. п. При
этом следователь, принимая процессуальные
решения и выполняя процессуальные действия,
руководствуется требованиями уголовно-процессуального
закона. На законодательном уровне регламентируются
также принятие законов в парламенте,
рассмотрение дел об административных
правонарушениях, работа комиссий по назначению
пенсий, деятельность всех иных органов
правотворчества и правоприменения.
Похарактеру принимаемых решений юридический
процесс может быть правотворческим и
правоприменительным.
Результат правотворческого процесса
- нормативные правовые акты. Процедуры
принятия нормативных актов и степень
урегулированности этих процедур процессуальными
нормами существенно различаются в зависимости
от органа правотворчества: парламент,
Президент, министр, областная дума, губернатор
области, руководитель предприятия и т.д.
Особую значимость имеет законодательный
процесс, а потому со стадии законода-
тельной инициативы и до вступления закона
в силу он регулируется Конституцией Российской
Федерации, федеральными законами, регламентами
Государственной Думы и Совета Федерации.
Результат правоприменительного процесса
- принятие индивидуального юридического
решения по рассматриваемому делу или
вопросу. Процедуры принятия пра-воприменительных
решений многообразны. Они более просты
для органов и должностных лиц исполнительно-распорядительной
власти (указ Президента РФ о назначении
на должность министра, приказ руководителя
о приеме работника на работу и т. п.). Наиболее
сложны процедуры принятия актов юрисдикционных
органов, правоприменительный процесс
в которых в зависимости от характера
принимаемого решения подразделяется
на следующие виды:
1) производство по установлению фактов,
имеющих юридическое значение. Такая процедура
предусмотрена, например, нормами Гражданского
процессуального кодекса (ст. 247-251);
2) процесс рассмотрения споров (например,
разрешение экономических споров регулируется
Арбитражным процессуальным кодексом
РФ);
3) процесс определения мер юридической
ответственности (так, Кодекс РСФСР об
административных правонарушениях содержит
раздел "Производство об административных
правонарушенияхпроизводство по уголовным
делам осуществляется по нормам Уголовно-процессуального
кодекса.
В литературе предлагается выделить еще
одну разновидность юридического процесса
- праворазъяснитель-ный. Для этого есть
некоторые основания: в ходе право-разъяснительной
деятельности издаются специфические
юридические решения - интерпретационные
правовые акты, которые отличаются как
от нормативных, так и от право-применительных
актов. Вместе с тем законодатель пока
не выделяет особой процедуры принятия
актов официального толкования и, следовательно,
не считает такую деятельность особым
видом юридического процесса.
Специфические особенности имеет также
производство по исполнению правоприменительных
решений: судебных приговоров, решений
по гражданским делам, постановлений об
административном аресте и других решений
о применении мер государственного принуждения.
Подобную правоисполнительную деятельность
государственных органов следует рассматривать
как особую разновидность правоприменительного
процесса.
Виды юридического процесса различаются
также по отраслевому признаку. В системе
российского права есть две процессуальные
отрасли: гражданское процессуальное
и уголовно-процессуальное право, регулирующие
соответственно гражданское судбпроизводство
и предварительное расследование и судопроизводство
по уголовным делам. Существует также
производство по административным делам,
связанным с применением мер юридической
ответственности, мер пресечения, предупредительных
и иных мер государственного принуждения.
В отечественной юридической науке высказано
мнение о том, что формируется новая отрасль-
административное процессуальное право.
С этим следует согласиться, если учесть,
что совершенствование процессуального
законодательства укрепляет правовые
основы деятельности должностных лиц
и органов Российского государства, способствует
формированию административной юрисдикции.
Таким образом, по отраслевому признаку
выделяются гражданский, уголовный и административный
процесс. Разновидностью гражданского
процесса является арбитражный процесс.
Судопроизводство в арбитражном суде
регулируется Арбитражным процессуальным
кодексом РФ.
Заключение
С учетом изложенного в данной работе можно сделать вывод о том, что правоприменительная деятельность представляет собой наиболее сложную и важную форму реализации права. Единство материально-правовых и процедурно-процессуальных качеств в правоприменительных отношениях предопределено их местом и ролью в механизме правового регулирования.
С
одной стороны, правоприменительная
деятельность несет в себе правообеспечительную
функцию, а с другой, функцию индивидуально-
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ