Применение норм права и его стадии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в исследование вопросов, касающихся применения права, как формы реализации права путем комплексного анализа научных, учебных и нормативных источников, а также практики применения норм права.

Задачи работы обусловлены ее целью и состоят в рассмотрении следующих вопросов:

•Понятие правоприменения и его признаки;
•Рассмотрение стадий правоприменения;
•Анализ и рассмотрение актов применения права, их видов; отличие их от нормативных актов;
•Рассмотрение требований к правоприменительной деятельности.

Содержание

Введение.

1. Понятие применения права и его характерные черты.

2. Стадии применения норм права.

3. Акты применения права как особый вид правовых актов. Отличия актов применения права от нормативно-правовых актов.

Заключение.

Библиографический список.

Работа содержит 1 файл

мой курсовик по тгп сномерами.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

  Правоприменительная деятельность очень разнообразна, поскольку осуществляется на основе самых различных норм права и правоприменением занимаются самые разные органы. Поэтому правоприменение можно классифицировать по самым различным основаниям. Например, в учебнике В.В. Лазарева и В.С. Липеня правоприменение классифицируется по следующим признакам:

По  субъекту осуществления  правоприменения  выделяют:

  • правоприменительную деятельность высших органов государства
  • правоприменительную деятельность местных органов.
 

    По  отраслям права, нормы  которых реализуются, выделяют:

  • правоприменение норм гражданского права,
  • правоприменение норм уголовного права,
  • правоприменение норм семейного права и так далее.
 

    По  правовым формам деятельности государственного аппарата:

  • применение права в правотворческой деятельности,
  • применение права в правоприменительной деятельности,
  • применение права в правоохранительной деятельности.
 

    По  направленности деятельности правоохранительных органов выделяют:

  • применение регулятивных норм права,
  • применение правоохранительных норм права.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Стадии  применения норм  права. 

        Применение права - сложная, многоступенчатая деятельность, в которой могут быть выделены главные звенья - стадии применения, характеризующие саму логику и последовательность действий при рассмотрении и решении юридического дела. Выделяют три стадии применения норм права, которые мы сейчас последовательно и рассмотрим.

1.Установление  фактических обстоятельств  дела

      Установление фактических обстоятельств дела - установление жизненных фактов, явлений действительности, образующих фактическую основу применения права. Это подготовительная стадия правоприменения.

        Среди фактических обстоятельств должны быть выделены значимые факты самого случая, события, к которому применяются юридические нормы. «Факты являются юридически значимыми, если норма права связывает с ними возникновение, изменение или прекращение правоотношений, характер и размеры санкций.»9. В юридической науке и практике они нередко называются главным фактом (или фактом, подлежащим доказыванию). Это, например, факт убийства, совершенного гражданином.

   Применение закона должно основываться на полной достоверной, надлежащим образом юридически закрепленной и оцененной информации, раскрывающей обстоятельства дела и реконструирующей событие, к которому применяется закон.

        Установление фактических обстоятельств дела осуществляется с помощью доказательств. Доказательства - данные (сведения) о фактических обстоятельствах. Доказательствами являются именно сведения о фактах, информация о них, а не логические аргументы, доводы в споре. Причем понятие доказательства охватывает и сами факты, т.е. доказательственные факты, и источники сведений о доказательственных фактах - документы, акты, свидетельские показания.

     Источники сведений о фактах требуют известных процессуальных форм закрепления, удостоверения. Например, протокол о предметах, обнаруженных при обыске, должен быть подписан понятыми. Законом определена также доступность доказательств. Например, не допустимы такие доказательства, как сведения, полученные в результате незаконного прослушивания телефонного разговора.

   Установление фактических обстоятельств дела происходит путем доказывания.

     Это уже логическая деятельность по установлению и предоставлению доказательств, участию в их исследовании и оценке в результате логической деятельности с помощью доказательств воспроизводится тот или иной фрагмент действительности, осуществления реконструкции обстоятельств, необходимая в соответствии с требованием объективной истины для применения права.

          Эта стадия правоприменения имеет большое значение именно в силу того, что она является предварительной стадией. Например, если в расследовании уголовного дела сразу не были выявлены все факты и события, имеющие отношение к возникновению и развитию правонарушения, то по прошествии времени это будет сделать гораздо сложнее. Чем больше фактов, относящихся к делу, будет выявлено и закреплено на первом этапе, тем легче будет реализовать следующие этапы правоприменения.

    • 2. Установление юридической  основы дела

         Деятельность правоприменительных органов по установлению юридической основы дела предполагает:

    а) выбор  нормы, подлежащей применению;

    б) проверку правильности текста акта, в котором содержится выбранная норма;

    в) проверку подлинности самой нормы и  ее действия во времени, пространстве и кругу лиц;

    г) уяснения смысла и содержания нормы.

         Выбор правовой нормы для решения дела осуществляется после того как установлен юридический характер рассматриваемых обстоятельств.

       Прежде всего, определяется отрасль права, регулирующая подобные отношения, затем устанавливается вид отраслевого юридического института, охватывающего подобные случаи, а затем уже выбирается конкретная норма, предусматривающая данный жизненный случай.

            Выбрав правовую норму необходимо удостовериться в подлинности текста правового акта, содержащего норму. Делается это на основе текста официального издания нормативного акта. Здесь же выясняется, не внесены ли изменения в нормативный акт, саму норму, нет ли акта толкования относящегося к применительной норме.

        Затем необходимо произвести «критику» правовой нормы - тщательно, всесторонне, с разумной придирчивостью проверить возможность применения юридических норм к данному случаю. Такая «критика» подразделяется на "высшую" и "низшую".

         "Высшая" критика относится к самому закону, иному акту. Выясняется, правомерен ли сам закон, не противоречит ли он закону с более высокой         юридической силой, не приостановлено ли его действие, распространяется ли его действие на время возникновения регулируемых правоотношений, данную территорию и данных лиц. Например, не противоречит ли «Закон о простом и переводном векселе» тексту «Единообразного закона» Женевской конвенции, распространяется ли Закон "О залоге" на граждан по их частным делам, на коммерческие банки. Если правовой акт не прошел «высшую» критику, применяться он не может. Так, нельзя применять норму права, которая хотя и действует в данный момент, но которой не было, когда возникли рассматриваемые отношения или прекратились, поскольку "закон обратной силы не имеет". По той же причине нельзя применять принятую норму, не вступившую в законную силу.

        "Низшая критика" касается только законодательного текста, словесно-документального изложения юридических норм, когда должны быть устранены погрешности, допущенные при напечатании (перепечатывании) текста, т.е. погрешности полиграфического или машинописного характера. Основное правило здесь - пользоваться официальным текстом, содержащимся в "Собрании", других официальных источниках или, в крайнем случае, выверенной и завизированной копией официального текста.

        На протяжении всей стадии происходит правовая квалификация – юридическая оценка всей совокупности фактических обстоятельств дела путем отнесения данного случая к определенной юридической норме. Суть ее состоит в том, что решается вопрос, распространяется ли применяемая норма права на данный случай, подпадает ли этот случай под ее действие.

         На первых стадиях применения закона происходит предварительная правовая квалификация, в результате которой определяется круг обстоятельств, в отношении которых осуществляется применение закона (предмет доказывания). Окончательная правовая квалификация фактов осуществляется при решении юридического дела, когда формулируется итоговый вывод о юридических нормах, под которые подпадает данный случай и которые положены в основу решения.

        На последнем этапе данной стадии правоприменительного процесса необходимо уяснить смысл и содержание нормы, или иначе произвести толкование нормы права. Этой деятельностью занимаются все участники правоотношений, поскольку правовые нормы носят общий, абстрактный характер, а применяются к конкретным случаям. Но наибольшее значение толкование имеет на этой стадии правоприменительного процесса, поскольку «сам процесс толкования правовых норм – сложная мыслительная деятельность, в которой используются и логические приемы мышления, и специальные юридические знания»10. То есть это деятельность субъективна, и именно здесь может возникнуть опасность ошибки, особенно при толковании нормы права, прямо не относящейся, и ранее не применявшейся для регулирования данного правоотношения в силу, при отсутствии в законодательстве конкретной нормы, подходящей к установленным обстоятельствам. Кроме того, на этом этапе нужно попытаться установить все вспомогательные нормы, которые могут помочь в уяснении главной нормы права.

      • 3. Вынесение решения  по делу

             Решение юридического дела - это завершающая фаза, итог применения права11. С формально-логической стороны оно представляет собой умозаключение, в котором конкретные факты подводятся под норму права. При этом суд, иной правоприменительный орган в силу властно-государственных правомочий распространяет общие правила, содержащиеся в законе, на своеобразные жизненные обстоятельства, осуществляет "привязку" юридических норм к данным обстоятельствам и говорит на основе всего этого своего "властное слово". Результат решения юридического дела - индивидуальное государственно-властное веление, предписание, облекаемое в документальную форму, в форму акта-документа - приговора, решения, определения, заключения и т.д. Государственно-властное веление, являющееся результатом решения юридического дела может иметь двоякую функцию:

      1.Его  юридическое значение может состоять  в юридической констатации, т.е.  признание существования определенных  фактов, их правомерности или  неправомерности, в том числе  в признании того или иного  права за данным лицом или,  напротив, в констатации по данному событию факта правонарушения.

      2.После  вынесения решения необходима  дополнительная деятельность компетентных  органов по исполнению решения  приговора суда, решения органа  арбитражного правосудия, которыми  наложены взыскания, иная обязанность. Решение юридического дела фиксируется в правоприменительных актах. Они занимают подчиненное положение по отношению к актам правотворчества, основываются на правовых нормах и издаются с целью индивидуального поднормативного воздействия на процесс реализации права. Среди актов применения права следует различать: основной акт, в котором выражено решение юридического дела в целом, и вспомогательные акты, совершаемые при установлении фактических обстоятельств дела, в ходе судебного процесса, на иных стадиях.

             Решение юридического дела - наиболее ответственный акт, и не только в том смысле, что субъекты принимающие решение ответственны за него перед государством и гражданами. Он важен тем, что решает судьбу данного дела. От того, какие выводы будут сформулированы в ходе решения, зависит дальнейшее развитие правовых отношений. Правильное решение обеспечивает законность, укрепляет правопорядок в целом, поддерживает интерес государства и общества, с одной стороны, а с другой - охраняет права граждан, воспитывает уважение к закону.

          В практической деятельности все три указанных стадии переплетены, нередко выражаются в одних и тех же действиях. Кроме того, в практической работе выделяются стадии разбирательства уголовных и гражданских дел, когда в эту работу включаются наряду с судом и другие юридические органы. Так, в уголовном процессе выделяются стадии предварительного следствия, судебного разбирательства, исполнения приговора. В гражданском процессе - стадии судебной подготовки, судебного рассмотрения спора, исполнения решения. Однако во всех этих случаях в центре сложной юридической деятельности остается то, что относится к применению права - установление фактических обстоятельств, выбор и анализ юридических норм, и решение юридического дела.

      Обобщим информацию из данной главы в виде схемы: 

       
       
       
       
       
       
       

      3. Акты применения права как особый вид правовых актов. Отличия актов применения права от нормативно-правовых актов. 

            Итогом правоприменительной деятельности выступают акты применения права. Они фиксируют основные выводы и решения, полученные на других двух стадиях правоприменения.

         «Правоприменительный акт – это документ, в котором содержится индивидуально–конкретное предписание, вынесенное компетентным органом в итоге решения юридического дела»12. Это определение предполагает, что правоприменительный акт – это документ, но он может быть выражен и словом (например, голосование судьи, если в судебном заседании принимает участие более одного судьи), и даже жестом (например, взмах жезлом работника ГИБДД). Поэтому более подходящим представляется определение В.В. Лазарева: «Правоприменительный акт – государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом права по конкретному юридическому делу с целью определения наличия или отсутствия субъективных прав и юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их нормального осуществления»13.

            «Акт правоприменения является разновидностью понятия "акт управления" и используется как для характеристики действия соответствующего органа, так и формы выражения этого действия. Причем в сфере управления такой формой могут быть и соответствующие документы и устные индивидуально-конкретные веления - результат правоприменительной деятельности»14.

         Акты применения как государственно-властные веления обеспечивают действие закона, его претворение в жизнь. Они представляют собой необходимый и важнейший элемент правовой системы государства.

              Каждый акт применения права является актом -  документом.  В  нем  есть

      текст, который составляется в  соответствии  с  требованиями  использования

      юридической  терминологии,  четких  юридических  конструкций.  Со временем вырабатываются и получают закрепление в нормативных  актах и в обыкновениях практики типизированные, стандартные формуляры актов -документов,  которые упорядочивают юридическую работу, вносят в нее необходимую  определенность, юридическую и  документальную  строгость. Особенности  правоприменительных актов, требования к ним изучаются в специальных юридических науках,  прежде всего   науках   процессуального права   -   уголовного,    гражданского, административного15. 

      Структура актов применения права. 

             Правоприменительные  акты  –  документы  юрисдикционного   характера, имеющие четкую структуру и состоящие из 4-х частей.

              1) Вводная часть содержит наименование акта, место и дату принятия,

                 наименование органа или  должностного  лица,  которое  принимает

                 решение, по какому делу.

              2) Описательная  часть – здесь описываются факты,   являющиеся

                 предметом рассмотрения, фиксируется, когда, где, кем, при  каких

                 обстоятельствах и какими способами совершены действия.

              3) Мотивировочная  часть включает  в себя  анализ  доказательств,

                 подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств,

                 их  юридическую  квалификацию,  ее  обоснование,   указание   на

                 официальные разъяснения  применяемого  закона  и  процессуальные

                 нормы, которыми руководствовался правоприменитель.

              4) Резолютивная часть – здесь формулируется решение по делу.

           Вывод:  главным  отличием  правоприменительного  акта  от нормативно-правового   акта   является   то,   что   нормативно-правовые акты   имеют общеобязательный характер, а правоприменительный акт – строго индивидуален. 

      Виды  актов применения права. 

      Правоприменительные акты, условно,  можно разделить  на группы:

          а) "собственнические" акты управления;

          б) властные акты в области применения права;

          в) акты прямого осуществления центрального руководства;

          г) координационные акты;

          д) ориентировочные индивидуальные акты. 

            Такая классификация носит локальный характер и не может представить всю систему правоприменительных актов  органов  государственного  управления  в целом. В основу  единой  классификации  должны  быть  положены  все  четыре правила деления объема понятия:

          а) наличие одного и того же основания;

          б)  равенство  объема  членов  классификации  объему  классифицируемого

          класса;

          в) необходимость взаимного  исключения  друг  другом  отдельных  членов

          классификации;

          г) логическая непрерывность деления на классы. 

          Также в основу разделения актов  на  виды  могут  быть  положены  самые

      различные признаки. К числу таких признаков  можно отнести:

          а) цель правоприменительного акта;

          б) сферу использования;                                                                                                                                                                   

          в) характер регулируемых отношений;

          г)   характер   отражения   содержания   нормы   права   в   содержании

          правоприменительного акта;

          д)   степень    отражения    нормативного    веления    в    содержании

          правоприменительного акта;

          е) орган, издающий правоприменительный акт;

          ж) способ принятия акта;

          з) особенности содержания акта;

          и) форма выражения. 

          Акты применения права могут быть самыми различными. В связи с  этим  их

      можно классифицировать (объединить в группы) по различным основаниям:

         . по форме можно выделить:  указы,  приговоры,  решения,  постановления,

           приказы и т.д.

         . по субъектам их издающим различаются: акты государственных органов и

           общественных  организаций;  акты  органов  власти   и   исполнительно-

           распорядительных органов; акты высших органов власти  и  управления  и

           местных органов;  акты  органов  правосудия,  прокуратуры,  надзора  и

           контроля; единоличные и коллегиальные.

         . в зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм  права   правоприменительные   акты   следует   подразделять   на

      регулятивные  и правоохранительные. Такие  акты  выполняют  различные  функции  в   механизме   правового  регулирования.

         .  Регулятивные  акты  направлены  на   конкретизацию   правомочий,   на

          положительные действия управомоченных субъектов, а также конкретизацию

           юридических обязанностей.

          Правоохранительные  акты  обеспечивают  главным  образом   регулятивные

      отношения, направленные  на  охрану  прав,  свобод  и  интересов  различных

      субъектов. Их содержанием,  как  правило,  являются:  требования  устранить

      правонарушение, властный приказ  исполнить  юридическую  обязанность,  либо выражают меру государственного принуждения16.

         . по  своему  юридическому  значению  акты  применения  права различают

           основные и вспомогательные. Основные акты - это акты, которые содержат

           веление, выражающее  конечное  решение  юридического  дела  (приговор,

           решение  суда).  Вспомогательные  -   это   акты,   которые   содержат

           предписания, подготавливающие издание основных или же направленные  на

           них  осуществление  (различные   акты   надзора   и   контроля,   акты

           следственных действий);

         . в зависимости от действия во времени правоприменительные акты  делятся

           на: акты однократного действия (штрафы) и длящиеся (регистрация брака,

           зачисление в ВУЗ);

         . по предмету правового регулирования различают акты  уголовно-правовые,

           гражданско-правовые, процессуальные и материальные;

         . в соответствии с тем,  какие  юридические  последствия  вызывают  акты

           применения (а они являются юридическими фактами)  их  можно  разделить

           на:  правообразующие,  правоизменяющие  и   правопрекращающие.   Такое

           деление является условным, поскольку один и тот же акт  может  вызвать

           все указанные последствия;

         .  по  тому,  на  какой круг  лиц распространяют  свое  действие  акты

           применения различают: общего действия и индивидуальные;

         . по внешней форме выражения правоприменительные акты могут быть устными и письменными;

         . в правоприменительных актах по-разному отражается  содержание  нормы

           права: диспозиция и санкция.

         . по степени отражения нормативного веления в содержании актов:

           а) первичные;

           б) производственные;

           в) смешанные.

         . по сферам использования:

           а) хозяйственные;

           б) социально-культурные;

           в) административно-политические. 

          Любая деятельность плодотворна и эффективна, когда осуществляется с полным пониманием дела. Выявление эффективности правоприменительного акта связано с определением целей издания данного акта, результатов его действия, соизмерения результатов с целями и неизбежными издержками. Полная эффективность правоприменительного акта достигается, когда все его цели, и ближайшие и отдаленные, и конечные, достигнуты с минимальным ущербом для общества, небольшими экономическими затратами, в оптимальные сроки. Для наглядности расположим все виды правоприменительных актов в таблице с приведенными примерами:

      Критерий Виды Примеры
      По  субъектам 1.Акты органов  государственной власти. 

      2.Акты органов  государственного управления.

      3.Акты судебных  органов.

      4.Акты контрольно-надзорных  органов. 

      5.Акты органов  местного самоуправления

      1.Постановление   Совета Федерации о назначении  ген прокурора РФ.

      2.Приказ об  увольнении конкретного лица.

      3.Приговор суда.

      4. Положение  санитарной инспекции о наложении  штрафа.

      5.Распоряжение  мера города о назначении главы  районной администрации.

      По  характеру правового  воздействия. 1.Регулятивные . 

      2.Охранительные

      1.Решение суда по гражданскому делу.

      2.Приговор суда.

      По  значению 1.Основные 

      2. Вспомогательные

      1.Приговор суда.

      2.Определение  о предании обвиняемого суду.

      По  форме 1.Отдельный  документ письменный.

      2.Резолюция на  материал дела.

      3.Устная форма. 
       

      4.Акты действия.

      1.Приговор суда. 

      2. Утверждение  прокурором обвинительного заключения.

      3.Наложение штрафа  за безбилетный проезд в общественном  транспорте .

      4.Требования  инспектора ГАИ остановить машину, выполненное в виде жеста

       

      Требования, предъявляемые к  правоприменительным актам. 

           Выявление   эффективности   правоприменительного   акта    связано    с определением  целей  издания  данного  акта,  результатов   его   действия, соизмерения  результатов  с  целями  и   неизбежными   издержками.   Полная эффективность правоприменительного акта достигается, когда все его цели,  и

      ближайшие и отдаленные, и конечные, достигнуты с  минимальным  ущербом  для  общества, небольшими экономическими затратами, в оптимальные сроки17.

          Любая деятельность плодотворна и  эффективна,  когда  осуществляется  с полным пониманием дела. Правоприменение также всегда  связано  с  уяснением смысла правовых требований. Основными  требованиями  к  правоприменительным актам являются:

          Законность   -   означает,   что   при   решении   конкретного   случая правоприменительный орган должен основываться на определенной  норме  права (их совокупности) прямо  относящейся  к  рассматриваемому  делу,  строго  и неукоснительно следовать ее точному смыслу, а также действовать  в  строгих рамках  своей  компетенции,  не  присваивая  себе  полномочий,  которые  не зафиксированы в законе.

          Немаловажное значение имеет также строгое  соблюдение  предусмотренного

      законом порядке рассмотрения дела и вынесения  решения, установленной  формы акта применения права.

          Обоснованность - это означает, что:

          а) Должны быть выявлены все относящиеся к делу факты;

          б) Такие факты должны быть тщательно и объективно  изучены  и  признаны

      достоверными;

          в) Все недоказанные и сомнительные факты  не  должны  быть  приняты  во

      внимание  и отвергнуты.

             Целесообразность.

       Проблема  целесообразности   в   праве   имеет   два самостоятельных аспекта. С одной стороны закон, выражая волю народа, сам  по себе  целесообразен.  Он  содержит  требования,  которые  с   точки   зрения законодателя являются наиболее  целесообразными  решением  вопроса.  Поэтому наиболее точное и последовательное осуществление закона, есть в то же  время наиболее целесообразное решение  вопроса,  наилучшее  достижение  той  цели, которую  ставил  перед  собой  законодатель  при  его  издании.  Недопустимо прикрывать нарушение законности с ссылками на целесообразность.

          Второй аспект целесообразности в праве - это соответствие  деятельности

      и лиц  в  рамках  закона  конкретным  условиям  места  и  времени,  наиболее

      целесообразное  осуществление нормы в конкретной жизненной  ситуации.  Норма права  в силу своего  общего  характера  не  может  учесть  все  особенности  каждого  конкретного  случая,  но  обычно  дает   возможность   исполнителю учитывать  их.  В  пределах  содержащий  правоприменительный  акт   следует выбирать  наиболее  эффективное  решение,  максимально  полно  и  правильно отражающий смысл закона и  цели  правового  регулирования.  При  этом,  чем больше возможностей дает акт для проявления инициативы и самостоятельности, тем больше значение приобретает это требование.

        Орган, применяющий акты, единообразно и неуклонно исполняя  юридические предписания, должен в то же время  действовать  инициативного  максимальным учетом особенностей места и времени исполнения, разумно распределяя кадры и т.д.

             Справедливость - это требование к актам применения права, отражает идею о социальной  справедливости  общества,  означает  осознание правильности решения дела с точки зрения интересов народа  и  государства,  убежденность лица применяющего права, а также окружающих в  том,  что  принятое решение служит интересам трудящихся,  а  также  наиболее  полно  и последовательно отвечает  потребностям  и  интересам  отдельных  граждан,  их коллективов, предприятий, учреждений.

              Вопрос пересечения интересов таких требований к правоприменению, как законность, целесообразность и справедливость, очень интересен. Например, целесообразность, в ряде случаев, может выходить за пределы справедливости. Так, привлечение лица к административной или уголовной ответственности может быть законным и справедливым, но нецелесообразным. Уголовное дело может быть прекращено в связи с передачей материалов в комиссию по делам несовершеннолетних или с привлечением лица к административной ответственности.

             Классическим примером нормативного акта, который в той или иной мере испытывает на себе противоречие двух принципов, является Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 года, которым был установлен налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР. Многие его положения были обусловлены обстоятельствами военного времени и требованиями государственного планирования и прогнозирования социальных процессов в обществе, то есть он в какой-то мере отвечал принципу целесообразности. Но справедливым его назвать никак нельзя, так как он ущемлял интересы большой части общества. Например, женщина, физически неспособная иметь детей, не только несла материальные потери, но и моральные переживания от чувства своей меньшей социальной значимости.

         Даже в рамках одного принципа – справедливости могут возникать противоречия. Например, принудительное выселение известной латышской актрисы Вии Артманэ из квартиры в связи с восстановлением в правах прежних, довоенных хозяев дома, которое наделало много шума в недавнем прошлом, может быть совершенно справедливым с точки зрения закона, но абсолютно несправедливым с точки зрения морали. Следует продчеркнуть, что здесь речь идет не о законности, она так же соблюдена, а о справедливости с точки зрения закона – восстановление прежних хозяев в правах, незаконно нарушенных ранее.

             Таким образом «конфликт между нормами права и морали вполне возможен и он должен разрешаться в пользу норм права»18, так как справедливость всегда должна находиться в рамках закона. А частные случаи моральной несправедливости при формальной справедливости юридической должны, если они приобретают все более массовый характер (указывая на эволюцию правоотношения) вызывать необходимость применения правотворчества по отношению к данному правоотношению. Если же такие случаи в рамках данного правоотношения носят единичный характер, то они должны решаться возникновением новых правоотношений. 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

      Заключение.

           Итак, мы выяснили, что применение права – это деятельность компетентных органов по реализации правовых норм путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний.

      Она имеет ряд  существенных признаков:

      • Во-первых, применение права – это деятельность, которую могут осуществлять только органы, специально уполномоченные на это государством.
      • Во-вторых, применение права носит государственно-властный характер.
      • В-третьих, правоприменительная деятельность протекает в особых, установленных нормативными актами процедурах.
      • В-четвертых, результатом деятельности по применению права является вынесение индивидуально-конкретных предписаний.
      • В-пятых правоприменительная деятельность осуществляется на основе правовых норм.

           Три основные стадии правоприменения – установление фактических обстоятельств дела, определение юридической основы дела и вынесение решения по делу, имеют результатом вынесение правоприменительного акта, главное отличие которого от нормативно-правового акта в том, что в правоприменительных актах содержатся индивидуально-конкретные предписания, а в нормативно-правовых – нормы права, то есть предписания общего характера.

           На протяжении всей стадии происходит правовая квалификация – юридическая оценка всей совокупности фактических обстоятельств дела путем отнесения данного случая к определенной юридической норме. Суть ее состоит в том, что решается вопрос, распространяется ли применяемая норма права на данный случай, подпадает ли этот случай под ее действие.

          Правоприменение должно отвечать таким требованиям, как законность, справедливость, целесообразность и обоснованность.

           Проведенное в курсовой работе исследование понятия применения норм права показало, что правоприменение - это второй по значению после правотворчества фактор, столь существенно влияющий на правовое регулирование. Более того, правоприменение напрямую зависит от правотворчества. В российской правоприменительной практике в последнее время можно столкнуться с самыми невероятными парадоксами. В приведенном примере речь пойдет  о Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков в Российской Федерации. Руководители этого ведомства обратились в правительство с законопроектом о внесении изменений в статью 234-ую Уголовного кодекса, которая предусматривает ответственность за незаконный оборот сильнодействующих веществ. Они просят, чтобы правительство вошло в Думу с законопроектом о внесении изменений, которые эту статью приведут в соответствие с Конституцией, потому что пока она в действующей редакции Конституции не соответствует, и применять ее невозможно.В то же время эта служба и руководители ведомства на федеральном уровне прекрасно об этом знают. Это ведомство федеральное занимается, в том числе, организацией расследований, организацией оперативно-розыскных мероприятий, а значит, привлечением к ответственности граждан по этой статье. А по опубликованным данным статистики, только за первый квартал этого года привлечено около 1200 человек.

             Проблема состоит в том, что в последнее время законы в Российской Федерации принимаются в огромном колличестве, в текстах законов появляются такие словосочетания: «и прочие», «и так далее», «иные нормативно-правовые акты», вследствии чего появляются коллизии, возникают проблемы с применением норм права у судей. Мы часто слышим, что незнание закона не освобождает от ответственности, но при этом и законодатель должен быть ответственнен перед нами. В первую очередь, для нормального применения, закон должен быть стабилен. По моему мнению проблему правоприменения было бы гораздо легче решить, если бы законодательный корпус и в Думе, и в Совете Федерации формировали из грамотных, практикующих юристов и экономистов.

         Особую актуальность в настоящее время приобретают способы взаимодействия правотворчества и правоприменения. Так, право законодательной инициативы судов, дача заключений по основным законам, использование консультаций правоприменителя при написании законов становятся важными для развития правотворчества. Высказываются предложения по внесению правоприменителями проектов законов с целью регулирования отношений, по поводу которых имеются пробелы в  законодательстве.

           Также решить многие проблемы в правоприменение могут помочь альтернативные методы. Например,  альтернативой применению норм права в определенном отношении можно назвать медиацию – примирительную процедуру с участием посредника. Суть медиации как способа разрешения предпринимательских споров в том, что две конфликтующие стороны могут при помощи профессионального посредника (медиатора) прийти к согласию, не прибегая к судебным разбирательствам альтернативой применению норм права в определенном отношении можно назвать медиацию – примирительную процедуру с участием посредника. Суть медиации как способа разрешения предпринимательских споров в том, что две конфликтующие стороны могут при помощи профессионального посредника (медиатора) прийти к согласию, не прибегая к судебным разбирательствам.

         Широкое использование альтернативных методов разрешения споров поможет ликвидировать перегрузку судебных органов, а, следовательно, и создать условия для нормальной судебной защиты.

               Следует отметить, что в настоящее время применение норм права не является единственным способом обеспечения законности и пресечения правонарушений. Так, Конституция РФ в качестве форм защиты прав и свобод человека, а как следствие и обеспечение стабильности и правопорядка, предусматривает:

      • государственную защиту (ст. 2; ч. 1 ст. 45; ч. 2 ст. 61);
      • защиту прав и свобод органами местного самоуправления (ст. 130);
      • защиту прав и свобод общественными объединениями и профессиональными союзами, правозащитными организациями (ч. 1 ст. 30; ч. 2 ст. 45; ч. 1 ст. 48);
      • самозащиту прав гражданина, включающую следующее:
        • гражданско-правовую и уголовно-правовую защиту (ст.ст. 2, 45, 52 и др.);
        • публичные выступления граждан (ст. 31);
        • обращения в СМИ (ст. 29);
      • международно-правовую защиту (ч. 3 ст. 46)

           И правотворчество, и правоприменение имеют большое значение для установления режима законности и справедливости в стране. В то же время мы полагаем, что главное в реализации права, достижении поставленных целей правового регулирования занимают саморегулирование собственного поведения участниками общественных отношений, уважение к принятому в стране правопорядку, отношение граждан к действующему законодательству как к эффективному и социально ценному регулятору общественных отношений. 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

      Библиографический список:

      1. Нормативные акты:
        1. Конституция Российской Федерации
        2. Семейный кодекс Российской Федерации// Собрание законодательства РФ. - 1996 — 1янв. - №1
        3. Гражданский процессуальный кодекс РФ// Собрание законодательства РФ. - 2002. - 8 ноября. - №46

Информация о работе Применение норм права и его стадии