Автор: Оксана Седакова, 03 Ноября 2010 в 18:50, реферат
И правотворчество, и правоприменение имеют большое значение для установления режима законности и справедливости в стране. В то же время мы полагаем, что главное в реализации права, достижении поставленных целей правового регулирования занимают саморегулирование собственного поведения участниками общественных отношений, уважение к принятому в стране правопорядку, отношение граждан к действующему законодательству как к эффективному и социально ценному регулятору общественных отношений
Введение.
1. Понятие применения права и его характерные черты.
2. Стадии применения норм права.
3. Акты применения права как особый вид правовых актов. Отличия актов применения права от нормативно-правовых актов.
Заключение.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ
ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
студента 1 курса
группы Кн08Ю22
юридического
факультета
Седаковой
Оксаны
Владимировны
Тема:
«ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ
ПРАВА И ЕГО
СТАДИИ»
Руководитель: Чекмарёв Геннадий Федорович
кандидат
юридических наук,
доцент
Защищена
«
»
200 г.
Кинешма
– 2009
ПЛАН
Введение.
1. Понятие применения
права и его характерные черты.
2. Стадии применения норм права.
3. Акты применения
права как особый вид правовых
актов. Отличия актов
Заключение.
Библиографический список.
Приложения
Введение.
Экономические, политические и социальные изменения в современном российском обществе актуализируют вопросы воплощения нормативных правовых предписаний в жизнь. Учитывая возросшую гражданско-правовую активность граждан нашей страны, желание наиболее полно использовать свои права и обязанности в сфере имущественных и личных неимущественных отношений, вопрос об эффективном применение норм права становится исключительно важным направлением как научных исследований, так и практики.
В обществе созрело понимание того, что укрепление правовой основы одинаково зависит как от разработки проблем правотворчества, так и от правореализации и правоприменения. Отмечая необходимость формирования уважения к порядку в стране и эффективного правоприменения, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев среди основных направлений внутренней политики государства называет радикальное изменение ситуации в правоприменении: улучшение работы судебной системы, обеспечение ее подлинной независимости от исполнительной и законодательной власти, обеспечение справедливой и равной доступности правосудия для всех. Важным, как отмечает Д.А. Медведев, являются также искоренение практики решений «по звонку» или «за деньги», разработка системы мер, направленных на возмещение гражданам и организациям потерь от «неправосудных» решений, дальнейшая гуманизация правосудия, развития процедур досудебного и внесудебного порядка разрешения споров.1 Понятно, что сбои при исполнении законов, отказ от их применения или неправильное применение не позволяют в полной мере эффективно решать задачи современного общества.
Роль и значение применения права столь велико в жизни права, что многие ученые выделяют эту форму реализации права в самостоятельную, полагая, что правоприменение, как и правотворчество, – это два особых направления функционирования правовой системы.
Причина выбора данной темы и ее актуальность заключается в следующем:
В настоящее время не завершено полностью формирование правового поля деятельности участников гражданского оборота. Сложность вопроса заключается еще и в том, что законодательство постоянно обновляется, отсутствует единство в правоприменительной практике.Актуальность данной темы обуславливается как общая проблема юридической науки, так как важность недостатков, а порой и трудностей не только в плане права, но и в его применении являются порой недочетами, устранение которых является важной задачей. Устранение же трудностей и причин препятствия применения права является основной чертой гарантированного правоприменения. Таким образом, исходя из понимания важности улучшения работы по применению норм права, интерес к данной проблеме вполне закономерен.
Цель курсовой работы состоит в исследование вопросов, касающихся применения права, как формы реализации права путем комплексного анализа научных, учебных и нормативных источников, а также практики применения норм права.
Задачи работы обусловлены ее целью и состоят в рассмотрении следующих вопросов:
Структура работы обусловлена указанными
целями и состоит из введения, трех параграфов
основной части работы и заключения.
1.Понятие
применения права
и его характерные
черты.
« Применение права — это деятельность компетентных органов по реализации правовых норм путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний.»2
Применение права – одна из форм государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь. Правоприменение – это решение конкретного дела, жизненного случая, определенной правовой ситуации. Это – «приложение» закона, общих правовых норм к конкретным лицам, конкретным обстоятельствам. «Правоприменение есть операция не над нормой, а над фактом с использованием нормы. Правоприменительный акт лишь упорядочивает конкретную ситуацию в соответствии с общей волей законодателя».
Правоприменение – организующая деятельность. Действия правоприменяющего лица или органа направлены на то, чтобы развития отношений между людьми и их объединениями шло в русле закона. Применение права, как одна из форм государственной деятельности, составляет основное содержание (по удельному весу и значимости) деятельности органов внутренних дел при осуществлении как внешнего, так и внутреннего управления и осуществляется от имени государства.
Объединяя все эти виды определений «применения права» можно сделать вывод, что более конкретным определением будет следующее:
Применение права — это особая форма его реализации, которая осуществляется от имени государства (государств) в лице соответствующих внутригосударственных или межгосударственных органов применительно к конкретным общественным отношениям с соблюдением установленных процессуальных требований.
Анализ содержания, назначения, круга субъектов, сущности такого многостороннего явления, как правоприменение, показывает, что авторы по- разному понимают и раскрывают данные категории. Существуют различные точки зрения по вопросу государственно - властного характера правоприменения и круга субъектов, применяющих нормы права. Анализ теоретических источников и современной практики применения норм права показывает, что нельзя однозначно говорить о государственно-властном характере правоприменения и полностью исключать из этого процесса граждан и негосударственные организации. Ведь сегодня применяют право и третейские суды, работодатели, комиссии по трудовым спорам, гражданин, в ситуации необходимой обороны, наделяется правомочиями активно препятствовать противоправному поведению другого лица, что тоже может квалифицироваться, как применение права.
Применение права представляет собой особую форму реализации права. Особую, потому что она дополняет три основных формы реализации права, протекая то в одной, то в другой, то в третьей форме:
Правоприменительная деятельность необходима в тех случаях, когда полная реализация правовой нормы невозможна при использовании непосредственных норм реализации права, то есть не срабатывает механизм саморегуляции правоотношений. Эти случаи можно сгруппировать в несколько больших групп:
Но юридическое решение конфликта еще не означает его ликвидацию в социальном плане. Например, применение права при призыве на военную службу призывников-отказников может породить более серьезный конфликт между конкретным лицом и государством. Поэтому перед субъектами правоприменения всегда должна стоять цель не только восстановить нарушенное субъективное право, принудить лицо к исполнению социально необходимого поведения, но и ликвидировать причины и условия, которые привели к конфликту.
С помощью правоприменительной деятельности устраняются противоречия не только во всех сферах общественной жизни, но и в самой правовой системе.3 Например, при столкновении компетентного органа с той или иной проблемой в области применения права, внимание должностных лиц обращается на несовершенство законодательства в данном вопросе, на опыте правоприменительной деятельности базируются законодатели при разработке новых и доработке действующих правовых норм. Материалы правоприменения говорят об определенных недостатках в работе самих компетентных органов и показывают пути их устранения.
Применение права обладает рядом характерных черт: