Причины и формы возникновения государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 18:58, реферат

Описание работы

Причины обсуждаются в различных теориях возникновения государства: в теологической (божественная сила); в договорной (сила разума, сознания); в психологической (факторы психики человека); в органической (социально-экономические факторы); в теории насилия (военно-политические факторы); и т.д.
Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов мира протекал по-разному.

Содержание

Причины и формы возникновения государства 3
1.2. Формы государства 6
1.2.1. Форма государственного устройства 7
1.2.2. Политический режим 7
1.3. Современные подходы к проблеме возникновения государства 13
1.4. Литература 14

Работа содержит 1 файл

Реферат на тему Причины и формы возникновения государства.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

— демократический 

Он характеризуется  тем, что государственная власть осуществляется с соблюдением основных прав и свобод человека; пределы и объёмы власти каждого из органов определены законом, властные органы, имеют мандат, которым обеспечиваются легальные возможности для свободного выявления и учета интересов различных социальных групп, утверждают верховенство права в обществе, независимое правосудие. 

— авторитарный 

Государственная власть осуществляется ограниченным кругом властвующих органов и лиц путём использования управленческого административного аппарата, вооруженных сил и всевозможных принудительных учреждений.

Для формы государства  определяющим фактором является его  исторический тип.

Существенное  значение для формирования формы  государства имеют также:

 а) уровень  экономического развития общества;

б) соотношение  классовых сил;

в) национальные и исторические традиции, международная  обстановка.

Теории  происхождения государства

 

 

Теологическая теория

 

 И в прошлом, и в настоящем различные авторы - ученые и политики - пытались объяснить причины возникновения такого важнейшего института человеческого общества, как государство. По вопросу о происхождении государства существует множество теорий. Рассмотрим самые известные из них. Из всех существующих на сегодняшний день теорий происхождения государства самой старой и традиционной является теологическая, или религиозная теория. Суть этой теории достаточно проста. Она сводится к тому, что государство, как и все земное, имеет божественное происхождение. Принято считать, что наиболее авторитетным представителем религиозной теории является средневековый мыслитель Фома Аквинский, бывший в свое время как бы “официальным идеологом” Ватикана, т. е. католической церкви. По Фоме Аквинскому, процедура возникновения государства аналогична процессу сотворения мира Богом. Прежде чем приступить к руководству миром. Бог решил привнести в него стройность и организованность. Для этого он и учредил государство. С помощью государства Бог управляет миром. Его активность на Земле олицетворяют монархи, поскольку их власть “от Бога”. Монархи наделяются Богом правом повелевать людьми, но сами являются лишь слугами церкви.

Возникшая в  русле христианской религии теологическая  теория происхождения государства сегодня сохраняет большое значение не в христианских, а в мусульманских странах (в частности, странах Арабского Востока), где понятие государства неразрывно связано с идеей халифата - идеальной формы организации мусульманской общины. Согласно мусульманским догмам, идея о создании такого государства была внушена пророку Мухаммеду самим Аллахом. Пророк осуществил ее, сосредоточив в своих руках всю власть в государстве.

Теологическая теория весьма уязвима в научном  отношении. Исторические факты доказывают, что государство создается не Богом, а людьми. Даже пророк Мухаммед, действовавший, как он утверждал, по воле Аллаха, сам организовал войско и захватил Мекку. Но в то же время особенность теологической теории происхождения государства именно в том и состоит, что ее сторонники аппелируют не к знаниям, не к доказательствам, а к вере. Они утверждают, что люди все равно не способны постичь всей глубины божественного замысла, и поэтому они должны просто верить, что все на Земле создано Богом - в том числе и государство. 

Патриархальная  теория

 

 Родоначальниками  патриархальной теории возникновения государства являются греческие философы Платон и Аристотель. В XVII в. эту теорию развивал англичанин Фильмер. В XIX-XX вв. схожие идеи высказывали Г. Мэн на Западе и Н. К. Михайловский в России.

Суть патриархальной теории состоит в том, что государство, по мнению ее авторов, является продуктом  естественного развития семьи. В  процессе своего развития семья разрастается в племя, а племя эволюционирует в государство. Соответственно власть главы семьи -патриарха, отца - превращается во власть монархическую, власть главы государства, которой следует подчиняться как отеческой.

Данная теория отражает одну из сторон общественной жизни -реально существовавшую в  период родового строя - концентрацию власти в руках старейшин и вождей. Однако она имеет и ряд существенных пробелов. Так, исторической наукой установлено, что патриархальная семья появляется вместе с государством как результат разложения родового строя. К тому же государство и семья выполняют в обществе различные функции: если главной функцией семьи являются воспроизводство рода и совместное потребление, то государственная власть призвана решать иные задачи (обеспечивать безопасность населения, сглаживать возникающие в обществе конфликты и др.). 

Договорная  теория

 

 Некоторые идеи о договорном происхождении власти возникли еще в древности (ранний буддизм, учение Мо-цзы), имели место  в античной философии (сочинения Эпикура, Тита Лукреция Кара). Но все-таки авторами договорной теории возникновения государства принято считать голландского философа Г. Гроция, английских мыслителей Т. Гоббса и Д. Локка, французских ученых Ж.-Ж. Руссо и П. Гольбаха. В России договорную теорию создания государства поддерживал А. Н. Радищев.

Согласно данной теории, государство возникло в результате общественного договора, по которому люди, находившиеся до этого в “естественном”, первобытном состоянии, отказались от части своих прав и свобод в пользу государства в обмен на гарантии личной безопасности. Но это был не договор-сделка с монархом, а основополагающее соглашение, создававшее гражданское общество и государство. Общественный договор представлял собой не конкретный документ, а определенное состояние общества. В случае нарушения условий общественного договора одной из сторон, другая имела право на ответные действия: народ - на восстание против деспота, монарх - на наказание виновных.

Основной недостаток теории общественного договора заключается  в том, что ее сторонники рассматривали  государство исключительно как искусственный продукт сознательной деятельности людей, не принимая во внимание объективные процессы, приводящие к его образованию. Представляется достаточно сомнительным тот факт, что различные группы людей со специфическими интересами могли договориться в условиях отсутствия государственно-властных структур. К тому же, не имея опыта государственно-правовой жизни, люди вряд ли могли создать такой сложный механизм, как государство. В реальной действительности общественный договор никогда не заключался. Однако теория общественного договора во многом способствовала развитию демократической традиции на практике: под ее влиянием сформировалась государственность США. 

Теория  насилия

 

 Теория  насилия утверждает, что государство -это результат завоевания. Она состоит как бы из двух теорий - теории внешнего насилия и теории внутреннего насилия.

Авторы теории внешнего насилия немецкий ученый К. Каутский и австрийский мыслитель  Л. Гумплович. Эти философы утверждали, что государство возникает в  результате завоевания одного племени (или народа) другим, навязывается обществу извне. Государство трактуется ими как организация властвования завоевателей в целях поддержки и упрочения своего господства над побежденными. Оценивая теорию внешнего насилия, следует заметить, что она основана на ряде исторических фактов. Действительно, в истории человечества были государства, возникновение которых представляло собой результат завоевания одного народа другим. Именно с помощью насилия образовались государства лангобардов, вестготов и др. Однако так процесс классообразования происходил далеко не во всех регионах мира (в частности, в Египте и Китае государство появилось “мирным” путем). К тому же насилие часто являлось не причиной, а лишь ускоряющим образование государства фактором. Завоевания одного народа другим происходили в условиях уже сложившихся раннегосударственных структур.

Авторство теории внутреннего насилия принадлежит  Е.Дюрингу. По мнению Дюринга, государство  возникает как результат насилия  одной части общества над другой, большинства над меньшинством. Действительно, подобное явление в реальной жизни весьма распространено. Однако далеко не всегда государственная власть выражает интересы большинства населения. 

Психологическая теория

 

 Представителями психологической теории происхождения государства являются французский ученый Г.Тард и русский ученый Л. И. Петражицкий. Оба мыслителя полагали, что основные причины возникновения государства лежат в особенностях психики человека, его эмоциях и склонностях. У одних людей есть психологическая потребность повелевать слабыми, у других -подчиняться более сильным. Осознание людьми справедливости определенных моделей поведения в обществе и есть причина возникновения государства.

Основной недостаток психологической теории возникновения государства заключался в том, что ее авторы не учитывали, что человеческая психика не первична по отношению к социально-политической действительности, а, наоборот, формируется под воздействием последней. 

Ирригационная теория

 

 Автор ирригационной теории возникновения государства - немецкий ученый К.Виттфогель. Суть его концепции состоит в том, что государство возникает вследствие потребности общества в постоянном осуществлении крупномасштабных работ по созданию оросительных каналов и ирригационных сооружений. Общество в отдельных регионах (Междуречье, Египет, Китай) не может существовать без того, чтобы не строить оросительные каналы. Осуществить же такие работы, мобилизовать огромные массы людей может только постоянно действующая организация власти и управления, т. е. государство.

Свою теорию Виттфогель разработал на основе конкретных исторических фактов. Действительно, в указанных выше регионах ирригационный фактор оказал главное влияние на процесс возникновения государства. Но были и иные регионы, в которых не существовало потребности в создании ирригационных систем в масштабах всей страны. Таким образом, теория Виттфогеля имеет локальный характер, т. е. может служить для объяснения процесса происхождения государства только в отдельных местностях земного шара. К тому же некоторые ученые полагают, что государство появилось до начала ирригационных работ и позволило организовать столь крупные и скоординированные действия населения. 

Расовая теория

 

 Основателем расовой теории считается французский ученый Ж. А. де Гобино. Большой вклад в ее разработку внес и великий немецкий философ Ф. Ницше.

Расовая теория строится на тезисе о том, что причиной возникновения государства является разделение общества на высшие и низшие расы. Первые, к которым прежде всего относятся арийцы, призваны господствовать в обществе, вторые - “недочеловеки” (славяне, евреи, цыгане и т. д.) - слепо повиноваться первым. Государство необходимо для того, чтобы одни расы постоянно господствовали над другими.

С позиций нравственных ценностей современного общества нет никаких оснований для деления рас на низшие и высшие. Современная биологическая наука не видит никакой связи между расовыми различиями людей и их умственными способностями.

Расовая теория носит не научный, а политический характер: не случайно ее положения об изначальном неравенстве различных рас и народов использовались фашистами для обоснования права арийской расы на захват территорий других народов и уничтожение последних во время второй мировой войны.  

Инцестная (половая) теория

 

 Инцестную теорию в XIX в. выдвинул французский этнограф и социолог К. Леви-Строс. Содержание данной теории составляет идея о том, что причиной возникновения государства стало введение запрета инцеста, т. е. кровосмешения между родственниками. Необходимость следить за соблюдением этого запрета потребовала создания в обществе особой группы людей. Эти же люди применяли принуждение в случае его неисполнения. Постепенно они стали исполнять и иные общественные, а позднее и государственные функции.

Инцестная теория основана на реальном факте истории человечества: переходе от эндогамных половых отношений к экзогамным. Однако она не способна дать полное представление о причинах происхождения государства хотя бы потому, что несмотря на то, что процесс воспроизводства рода у многих популяций животных тоже носит очень сложный характер, это не приводит к возникновению у них государства. К тому же сомнительно, что введение запрета инцеста было сознательным: уровень развития не позволял первобытным людям в полной мере представить себе все негативные последствия кровосмешения. 

Органическая  теория

 

 Создателем  органической теории происхождения государства является английский ученый Г. Спенсер. Появление этой теории во многом было обусловлено успехами естествознания в XIX в. Суть органической теории такова: общество и государство похожи на человеческий организм, и поэтому их сущность можно понять и объяснить по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии. Данной теорией государство рассматривается не как продукт общественного развития, а как произведение сил природы, некое непостижимое биологическое существо. Все части этого существа специализируются на выполнении определенных функций, например деятельность правительства аналогична функциям человеческого мозга и т. п.

Органическая  теория в настоящее время не имеет  распространения и с научной  точки зрения несостоятельна. 

Спортивная  теория

 

 Автор спортивной теории происхождения государства испанский ученый Х.Ортега-и-Гасет связывает процесс его возникновения с развитием спорта в человеческом обществе. Согласно концепции Х.Ортега-и-Гасета, развитие производительных сил в обществе и расширение набора необходимых трудовых навыков привели к усложнению воспитания подрастающего поколения, в частности появлению физического воспитания. С помощью последнего осуществлялась подготовка членов племени к труду и военному делу. У многих первобытных народов существовал обряд инициации (посвящения), который использовался при переходе из одной возрастной группы в другую, при приеме в род или племя. К этому обряду юношей готовили люди, имевшие большую физическую силу и опыт прохождения подобных испытаний. Для их проведения создавались специальные органы, функции которых были похожи на функции государства. Эти органы со временем и перерастали в государство.

Информация о работе Причины и формы возникновения государства