Президентская республика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 00:33, доклад

Описание работы

Форма государственного правления - это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами.
Республика – это форма правления, в которой высшая, государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Работа содержит 1 файл

Президентская республика.docxи.docx

— 25.28 Кб (Скачать)

                                                                Теория государства и права

Президентская республика

Форма государственного правления - это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами.

Республика – это  форма  правления, в которой высшая, государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Республиканская форма правления  является весьма древней формой государственной  организации общества. Уже в первых месопотамских городах-государствах, как в последствие и в древнегреческих  полисах, власть имела сложную структуру. И в этой структуре зачастую в  определенной исторической обстановке верховенство оставалось за демократическим  органом власти – собранием и  советом. При этом в собрании участвовали  все полноправные горожане, все граждане города-государства, которые принимали  основные решения, избирали совет для  ведения текущих государственных  дел. Иностранцы и рабы, как правило, отстранялись от участия в государственном  управлении. Военачальники, предводители дружин выполняли решения собрания, были на службе у совета.

Для республиканской формы  государственного правления характерны следующие черты:

    • выборность высших органов государственной власти и их коллегиальный (коллективный) характер;
    • наличие выборного главы государства;
    • избрание органов верховной государственной власти на определенный срок;
    • юридическая ответственность главы государства;
    • производность государственной власти от суверенитета народа.
    • обязательность решений верховной государственной  власти.

Президентская республика – одна  из  разновидностей  современной формы государственного правления,  которая соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. К  наиболее  характерным чертам президентской республики относятся:

    • внепарламентский  метод избрания президента и формирования правительства;
    • ответственность  правительства  перед  президентом,  а не перед парламентом;
    • более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

В большинстве республик мира принята  форма президентской республики (США, Бразилия, Мексика, Филиппины, Зимбабве, Грузия, Туркменистан и др.). Подавляющее  большинство стран Латинской  Америки — президентские республики. В Африке до 90-х гг. совсем не было парламентарных республик.

Президентская республика теоретически строится по принципу жесткого разделения властей. Это означает, что в конституционном  законодательстве соответствующих  стран проводится строгое разграничение  компетенции между высшими органами законодательной, исполнительной и  судебной власти. Соответствующие высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу. Иными словами, парламент  законодательствует, президент управляет  страной через подчиненных ему  министров.

Иногда министры образуют Совет  министров во главе с административным премьер-министром, но и в этом случае фактическим (а часто и юридическим) главой правительства остается президент. Зачастую же (США, многие страны Латинской Америки) министры не образуют особого органа — правительства, они составляют кабинет президента, его совещательный орган.

Президентская республика создает  весьма благоприятные юридические  предпосылки для сосредоточения в руках президента гигантских полномочий. В свою очередь отсутствие у президента права роспуска парламента лишает правительства  возможности применять в отношении  общенационального правительственного учреждения угрозу досрочных выборов, что является обычной практикой  в парламентарных странах. Таким  образом, в президентской республике при условии соблюдения конституционной  законности правительство более  стабильно, а парламент обладает большими реальными полномочиями, чем  в тех странах, где формально  провозглашена парламентарная система.

В президентской республике президент избирается внепарламентским путем непосредственно гражданами. Досрочное отстранение президента от должности возможно лишь в двух случаях: признание его виновным судом импичмента или уход в отставку.

Классической президентской  республикой являются Соединенные  Штаты Америки. В конституции  США, а именно в статье IV утверждается следующее: «Соединенные Штаты гарантируют каждому штату в настоящем Союзе республиканскую форму правления». Республиканская форма правления в США реализовалась в виде президентской республики: президент республики — глава государства и правительства; правительство не несет ответственности перед Конгрессом; президент не обладает правом роспуска палат Конгресса.

За основу построения системы  государственной власти был взят принцип разделения властей, который  в американских условиях трансформировался в так называемую систему сдержек и противовесов. В конституции было проведено организационное разделение между тремя ветвями власти — конгрессом, президентом и верховным судом, каждому из которых была предоставлена возможность действовать самостоятельно в конституционных рамках. Установленные отношения между названными органами имеют целью предотвратить усиление одного из них за счет другого и воспрепятствовать одной из частей этой системы действовать в направлении, противном направлениям других органов. Фактические отношения между тремя основными органами власти — конгрессом, президентом (он именуется не президентом республики, а президентом США) и верховным судом постоянно изменяются, но сам принцип разделения властей остается незыблемым.

Все установленные полномочия законодательной власти принадлежат  Конгрессу Соединенных Штатов, который  состоит из Сената и Палаты представителей. Но конституция говорит не о законодательной  власти вообще, а лишь о полномочиях  законодательной власти, указанных  в самой конституции. Следовательно, Конгресс обладает ограниченными законодательными полномочиями. Это обусловлено тем, что в США имеется еще 50 законодательных  собраний штатов, которые законодательствуют в соответствии со своими полномочиями.

Исполнительная власть осуществляется Президентом, его полномочия весьма объемны. В его непосредственном подчинении находится весь государственный  аппарат управления: министры, главы  многочисленных ведомств, он непосредственно  руководит огромным исполнительным аппаратом. Президент республики и  исполнительный государственный аппарат  образуют в США президентскую  власть. Президент формирует администрацию, кабинет министров, исполнительные правления. Кабинет министров является консультативным органом, президент  не обязан следовать его советам. Кабинет министров не принимает никаких правительственных актов.

Как уже упоминалось, исполнительная власть в Соединенных штатах принадлежит  президенту. Президент США является главой государства и правительства. Его полномочия в сфере государственной  деятельности огромны. В отличие  от императора Японии, в непосредственном подчинении президента находятся весь государственный аппарат управления.

Президент США избирается косвенным путем сроком на 4 года. Одно и то же лицо может избираться президентом не более двух раз. Избирательная  кампания по выборам президента начинается задолго до того, как избиратели явятся на избирательные участки, чтобы  проголосовать за выборщиков. В первых числах ноября избиратели голосуют за выборщиков по штатам. В каждом штате  избирается столько выборщиков, сколько  избрано представителей и сенаторов  от штата в конгресс. При избрании выборщиков устанавливаются многомандатные избирательные округа (один штат —  один округ) и применяется мажоритарная система относительного большинства. При этой системе список выборщиков от одной партии, получивший относительно больше голосов, чем другие списки, завоевывает все места от данного  штата в коллегии выборщиков.

Когда становится известно количество выборщиков, избранных от каждой партии, то фактически определяется, кто из кандидатов станет президентом. В середине декабря выборщики  собираются в столицах штатов и голосуют бюллетенями за президента и вице-президента. Избранный в середине декабря  президент вступает в должность 20 января следующего за выборами года.

Конгресс США избирается на основе всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании. Палата представителей в составе 435 депутатов избирается сроком на два  года по одномандатным округам. Депутатом  может быть избрано лицо, являющееся гражданином США не менее семи лет, достигшее 25 лет и проживающее  в штате, где находится его  избирательный округ.

Сенат состоит из 100 сенаторов: каждый штат избирает по два сенатора сроком на 6 лет. Сенат обновляется  на 1/3 каждые 2 года. Сенатором может  быть избрано лицо, являющееся гражданином  США не менее девяти лет, достигшее 30 лет и проживающее в штате, от которого избирается.

Каждая палата Конгресса  имеет свою внутреннюю разветвленную  систему вспомогательных органов, которые призваны содействовать  выполнению конституционных полномочий: председатели палат, комитеты, партийные  фракции, административно-технические  службы. Председателем палаты представителей является спикер, формально избираемый палатой. Он занимает пост президента республики вслед за вице-президентом  в случае вакансии.

Важную роль в деятельности Конгресса выполняют комитеты: объединенные, комитеты всей палаты, специальные, согласительные, постоянные. Объединенные комитеты включают членов обеих палат Конгресса (экономический, по налогообложению, по библиотеке Конгресса) и координируют деятельность палат  Конгресса в определенной сфере. Комитет всей палаты — это заседание  палаты в полном составе, выступающей  в качестве комитета с целью ускорить прохождение какого-либо законопроекта. Специальные комитеты носят временный  характер. Они создаются для решения  какого-либо конкретного вопроса. Согласительные комитеты учреждаются обеими палатами в случае возникновения разногласий между ними по определенному вопросу.

Решающая роль в законодательной  деятельности Конгресса принадлежит  постоянным комитетам палат. В палате представителей создано 22 постоянных комитета. В сенате работает 16 постоянных комитетов. Постоянные комитеты определяют судьбу каждого законопроекта. Практика свидетельствует, что 90 % законопроектов, одобренных постоянными комитетами, принимается палатами без поправок.

Финансовые полномочия Конгресса: устанавливать и взимать налоги, пошлины, подати и акцизные сборы  единообразно на всей территории США; уплачивать долги, делать займы, чеканить монету, регулировать стоимость валюты США, устанавливать наказания за подделку государственных ценных бумаг  и монет. Полномочия в области  экономики и торговли: принимать  единообразные законы о вопросах банкротства, регулировать торговлю с  иностранными государствами и между  отдельными штатами. Военные полномочия: объявлять войну, формировать и  обеспечивать армию, создавать и  содержать военно-морской флот. Иные полномочия конгресса: регулировать порядок  приобретения гражданства США, учреждать  федеральные суды.

Список литературы:

  1. Большой юридический словарь/ Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. - М.: Инфра-М, 1997 г. - 790 с.
  2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000 г. - 528 с.
  3. Государственное право буржуазных и освободившихся стран. Учебник / Под ред.: Ильинский И.П., Энтин Л.М. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Междунар. отношения, 1988 г. - 480 c.
  4. Доржиев Ж.Б. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. -  Улан-Удэ: ВСГТУ, 2005 г. – 345 с.
  5. Иностранное конституционное право / Под редакцией проф. В.В.Маклакова. М.: Юристъ, 1996 г. - 512 стр.
  6. Теория государства и права: Учебник / Под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д. - 2-е изд., изм., доп. - М.: Инфра-М, 2003 г. - 596 с.

 


Информация о работе Президентская республика