Президент Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:21, реферат

Описание работы

В Конституции Российской Федерации 1993 года предусмотрен институт президентства. Ему посвящена глава 4 .
Статья 80 определяет, что Президент Российской Федерации является главой государства. В предшествующей Конституции Президент являлся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в Российской Федерации.
Данные изменения были необходимы, в связи с изменением положения в стране и мире. Требовалось повышение уровня персонифицированного представительства государства. Определение «глава государства» соответствует более высокому статусу государства.

Содержание

1. Конституционно-правовой статус Президента России.

2. Полномочия главы российского государства.

3. Порядок вступления вновь избранного Президента России в должность.

4. Основания и порядок прекращения полномочий Президента России.

Работа содержит 1 файл

Президент.doc

— 126.50 Кб (Скачать)


Федеральное государственное образовательное учреждение

среднего  профессионального образования

«Армавирский юридический техникум»

Тихорецкий филиал

 

 

РЕФЕРАТ

 

По предмету: «Конституционное право»

 

На тему: «Президент Российской Федерации».

 

 

 

Выполнила:

студентка группы ПС-2-1

Позяева Любовь

 

Проверил:

преподаватель В. В. Буравцева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тихорецк 2012 г

П Л А Н

 

1.       Конституционно-правовой статус Президента России.

 

2.       Полномочия главы российского государства.

 

3.       Порядок вступления вновь избранного Президента России в должность.

 

4.       Основания и порядок прекращения полномочий Президента России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конституционно-правовой статус Президента России.

 

              В Конституции Российской Федерации 1993 года предусмотрен институт президентства. Ему посвящена глава 4 .

              Статья 80 определяет, что Президент Российской Федерации является главой государства.  В предшествующей Конституции Президент являлся высшим должностным лицом  и главой исполнительной власти в Российской Федерации.

              Данные изменения были необходимы, в связи с изменением положения в стране и мире. Требовалось повышение уровня персонифицированного представительства государства. Определение «глава государства»  соответствует более высокому статусу государства.

              Правовой статус Президента России основан на учете мирового опыта организации президентской власти. Вместе с тем устройство президентской власти в России весьма специфично, отражает условия политической жизни и не дает оснований говорить о механическом копировании опыта какой-либо страны.

              Институт президентства в России сочетает в себе черты как президентской, так и полупрезидентской республики.

              Статус Президента Российской Федерации, содержащийся в сегодняшней Конституции, означает, что Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей .

              Данное понятие не значит, что президентская власть стоит над другими властями, зависящими от нее. Каждая из них осуществляет свои конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими властями, обеспечена определенными рычагами влияния на иные власти и на Президента. В Конституции заложена необходимая система «сдержек и противовесов», которая способствует сбалансированному взаимодействию властей. Между ними нет отношений подчиненности. Свои полномочия Президент осуществляет не на основе его ничем не связанной воли. Они реализуются в рамках Конституции Российской Федерации, в соответствии с ней и федеральными законами, во взаимодействии с парламентом и Правительством Российской Федерации.

              Для того чтобы не повторилась ситуация советского периода Конституция Российской Федерации 1993 года предусматривает систему гарантий, препятствующих превращению Президента Российской Федерации в авторитарного правителя. Эта гарантия предусмотрена статьей 81 Конституции, в которой говориться о том, что «Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании».[1] Так же предусмотрено, что «одно и тоже лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд»[2]. Так же гарантии предусмотрены тем, что возможно отрешение Президента от должности, об это гласит статья 93. Помимо этого Конституцией предусмотрена и возможность признания не соответствующими Конституции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного суда.

              Закрепляя статус Президента  Российской Федерации как главы государства, Конституция в статье 80 предусматривает в обобщенной форме связанные с этим функции. Они касаются основ жизнедеятельности государства и общества.

              Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина закрепленных в главе 2  Конституции. То есть Президент несет персональную ответственность за то, чтобы механизмы защиты Конституции и прав человека и гражданина работали бесперебойно, чтобы не было сбоев по тем или иным причинам в их реализации.

              Выполняя функцию гаранта Президент имеет право требовать от всех федеральных органов и органов власть субъектов РФ  неуклонного соблюдения Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент так же имеет право с названных позиций оценивать содержание деятельности подотчетных ему органов (Правительства, Совета Безопасности), а так же руководителей тех государственных структур, по которым глава государства вносит предложения о кадровых назначениях. К примеру, если Президент считает, что Генеральный прокурор РФ не организовал должным образом работу прокуратуры по обеспечению, защите конституционных прав и свобод граждан, он вправе внести в Совет Федерации предложение об освобождении его от занимаемой должности.

              В установленном Конституцией порядке Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации.

              В осуществлении этих функций Президент может использовать только закрепленные за ним конституционные полномочия, действовать только в рамках Конституции.

              Это относится и к такой функции Президента, как определение основных направлений внутренней и внешней политики государства. Она формируется в соответствии с Конституцией и федеральными законами, не может им противоречить. Имеет значение и тот фактор, что на выборах каждый из кандидатов в Президенты выдвигает определенную программу, в которой намечаются стратегические направления развития государства и общества, и избрание того или иного кандидата означает одобрение содержащиеся в ней установок большинством избирателей.

              Ежегодные послания Президента Федеральному Собранию, в которых формируется основные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации, делают их достоянием народа, депутатов, партий, общественности. Это позволяет в случае необходимости корректировать политику Президента с использованием всего потенциала конституционных форм, обеспечивающих взаимное воздействие одних государственных структур на другие, влияние на них общественных и социальных движений.

              Президент как глава государства представляет Россию  внутри страны и в международных отношениях, о чем гласит ч. 4 ст. 80 Конституции.

              Эта конституционная формулировка отнюдь не означает, что глава государства единолично решает вопрос о внутреннем и внешнеполитическом курсе России. Определение этого курса есть результат сложного процесса взаимодействия различных политических сил и ветвей государственной власти.

              Основные параметры, направления государственной политики России определены в Конституции, которая является не только юридическим, но и отправным политическим документом, выражающим компромисс различных политических сил. Поэтому шаги Президента, направлены на определение основных направлений государственной политики, ограничены действующей Конституцией.

              Но вместе с тем Президент России обладает большим числом полномочий для определения основных направлений внутренней и внешней политики РФ. Они касаются кадровой политики, утверждения главных направлений военной политики, руководства внешнеполитической деятельностью, участие в формировании правовой политики, руководства текущей социально-экономической политики. 

              Важным аспектом в характеристике статуса Президента является само место в Конституции главы о Президенте. Она открывает перечень глав, посвященных органам государственной власти Российской Федерации. В прежней Конституции глава о Президенте следовала за главой о высших представительных органах. Это было закономерно, так как в ней Президент был главой исполнительной власти.

              Место, которое занимает в ныне действующей Конституции глава о Президенте , является правовым доказательством, подтверждающим в прямой форме то, что Президент не включается непосредственно ни в одну из трех ветвей власти: ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную. Это является предпосылкой выполнения возложенной на Президента задачи обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти России.

 

 

 

Полномочия главы российского государства.

 

              Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции. Поскольку Президент наделен обширными конституционными функциями, его полномочия весьма многочисленны. Они закреплены в основном в статьях 83-90 Конституции Российской Федерации 1993 года, а так же в ряде статей, относящихся к деятельности других государственных органов. Так, ч. 3 статьи 115, посвященной правительству РФ, устанавливает право Президента отменять постановления и распоряжения Правительства.

              Полномочия Президента можно объединить в несколько групп.

              1. Полномочия по формированию и руководству исполнительной власти. Взаимодействия со всеми ветвями власти Президент больше контактирует с исполнительной властью. Объем его полномочий по отношению к ней дают основания, чтобы говорить, что президент так же является еще и главой Правительства. Эта функция выражается прежде всего в обширном круге полномочий, дающих право Президенту формировать Правительство и контролировать его работу. Именно Президент назначает Председателя Правительства. Так же имеет обширные полномочия по назначению остальных членов Правительства. По предложению Председателя Правительства он назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров.

              Согласно п. «г»  статьи 83 Конституции, глава государства представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального Банка России и ставит вопрос об освобождении от занимаемой должности.

              Ключевым полномочием во взаимоотношениях Президента с Правительством является его право принять решение об отставке Правительства.

              Роль Президента как руководителя исполнительной власти проявляется не только в его взаимоотношениях с Правительством. Согласно п. «к» статьи 83 Конституции, глава государства назначает и освобождает своих полномочных представителей. В Конституции не уточняется, о каких именно представителях идет речь.

              Обеспечивает нормальное функционирование исполнительной власти и право Президента формировать свою Администрацию, которая выполняет функции аппарата главы государства. В Администрации функционируют Контрольное управление Президента, Государственно-правовое управление Президента, Управление делами Президента, Уполномоченный по правам человека, Территориальное управление, а так же иные структурные подразделения.

              2. Полномочия по взаимодействию с федеральными законоданадельной и судебнымой властями. Осуществление государственной власти невозможно без тесного сотрудничества, взаимодействия главы государства с парламентом. В демократическом государстве законодательная и судебная ветви власти имеют рычаги взаимного влияния. В рамках этого влияния строятся отношения между Президентом и Федеральным Собранием Российской Федерации.

              Президент располагает совокупностью полномочию, позволяющих  воздействовать как на формирование Государственной Думы  и на прекращение ее полномочий, так и на ее законодательную деятельность.

              Глава государства в соответствии с п. «а» статьи 84 Конституции назначает выборы Государственной Думы.

Конституцией 1993 года Президенту предоставлено право  распустить Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией. Это полномочие выступает как правовое средство разрешения конфликтных, тупиковых  ситуаций, угрожающих  самим условия государственности. Конституция предусматривает три основания роспуска Государственной Думы Президентом: трехкратное отклонение представленных Президентом кандидатур Председателя Правительства (ч.3 ст.111), повторное в течении трех месяцев выражение недоверия Правительству (ч.3 ст.117), отказ в доверии Правительству, вопрос о котором был поставлен по инициативе его Председателя (ч.4 ст.117).

              Обширны полномочия Президента, дающие ему возможность участвовать в законодательной деятельности Федерального Собрания. Глава государства обладает правом законодательной инициативы, что предусматривает статья 84  Конституции, позволяющим ему ставить вопрос как о принятии новых законов, так и о внесении изменений и дополнений в действующие.

Информация о работе Президент Российской Федерации