Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 13:01, курсовая работа
Ситуация в сфере незаконного оборота наркотиков всё более обостряется и является наиболее серьёзной и глобальной проблемой в современной России. Наркомания и связанная с ней преступность приобретает всё более значительные масштабы и сказывается на морально - психологической атмосфере в обществе, отрицательно влияют на экономику, политику и правопорядок.
Введение.
Глава 1. Понятие наркотических и психотропных веществ.
Глава 2. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности.
2.1 Преступления, связанные с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами.
2.2 Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ и их хищение (ст. 259, 229)
Глава 3. Ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ по Уголовному кодексу РК.
Действия, выразившиеся в приобретении или хранении без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере и их последующей перевозке, пересылке, надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 и п. ч. 3 ст. 259.
Если лицо неоднократно приобретало и хранило в целях сбыта, а также изготавливало, перерабатывало, перевозило, пересылало либо сбывало наркотические средства (психотропные вещества) в особо крупном размере, то содеянное им полностью охватывается ч. 3 ст. 259.
Особо крупный размер наркотических средств или психотропных веществ (ст. 259 прим. 2) определен в Законе Республики Казахстан от 10 июля 1998г. N 279-1 О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими (c изменениями, внесенными Законами РК от 05.05.2000 г. N 47-II; от 31.05.02 г. N 327-II; от 20.12.04 г. N 13-III). Им следует руководствоваться как примерным, имея в виду рекомендации Пленума Верховного Суда РК.
Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста. За нарушение правил, связанных с обращением наркотических средств или психотропных веществ (ч. 4 ст. 259) ответственность несут как должностные, так и иные лица, которые в силу порученной им работы обязаны соблюдать соответствующие правила.
Официальный список специального лабораторного и промышленного оборудования, инструментов, которые могут быть использованы для изготовления наркотиков и психотропных средств и в отношении которых установлен специальный контроль, в настоящее время отсутствует.
Освобождение от уголовной ответственности на основании примечания к ст. 259 возможно только при наличии совокупности двух следующих условий: 1) добровольной сдачи лицом наркотических средств (психотропных веществ) и 2) его активной помощи в раскрытии преступления, в котором оно принимало участие, или других заведомо известных ему преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков или психотропных веществ (ст. 259-266). Однако не исключена возможность освобождения от уголовной ответственности лица, которое не сдало наркотические средства (психотропные вещества) в связи с отсутствием таковых у него, но активно способствовало раскрытию или пресечению преступлений, связанных с их незаконным оборотом, изобличению лиц, виновных в их совершении, обнаружению имущества, добытого преступным путем.
Согласно примечанию к ст. 259 лицо может быть освобождено от ответственности за совершение любого из предусмотренных ч. 1-4 преступлений, включая и действия, сопряженные с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ в крупном и особо крупном размерах, в составе организованной группы.
Глава 3. Ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ по Уголовному кодексу РК
Для всего международного сообщества проблема распространения наркотиков является не менее актуальной, чем для Казахстана. В связи с этим разрабатывается и внедряется в практику широкий комплекс экономических, социальных, организационных, медицинских и правовых мер. Наркомания - явление социальное, и поэтому бороться с ней необходимо, прежде всего, социально-экономическими методами. Вместе с тем существенное значение имеют и меры сугубо юридического характера, поскольку они создают соответствующую правовую базу для применения иных мер. Первым международным договором, затронувшим этот вопрос, стала Гаагская конвенция 1912 г. Затем был принят еще ряд международно-правовых актов по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, в том числе Конвенция о запрещении незаконной торговли наркотическими средствами 1936 г. В целях унификации международно-правовых актов 30 марта 1961 г. в Нью-Йорке была принята Единая конвенция о наркотических средствах, 21 февраля 1971 г. в Вене - Конвенция о психотропных веществах, и наконец, 20 декабря 1988 г. в Вене - Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. В названных нормативных актах, в частности в последних трех, определен перечень наркотических средств и видов действий (оборота) с ними, которые преследуются согласно международному и национальным законодательствам, а также указаны меры борьбы с этими преступлениями.
Казахстан участвует в данных Конвенциях, и в силу международных обязательств (хотя и со значительным опозданием) стала создавать свою правовую базу, регламентирующую оборот наркотических средств и психотропных веществ на территории Республики Казахстан. Основу ее составляет принятый Закон Республики Казахстан от 10 июля 1998г. N 279-1 «О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими» (c изменениями, внесенными Законами РК от 05.05.2000 г. N 47-II; от 31.05.02 г. N 327-II; от 20.12.04 г. N 13-III). Наибольшие сложности возникают с определением самого предмета оборота - наркотических средств и психотропных веществ. Согласно ст.1 закона " О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими ", наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Республике Казахстан в соответствии с законодательством РК, международными договорами Республики Казахстан, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г.;
Психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РК в соответствии с законодательством РК, международными договорами РК, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 г.;
Прекурсоры
наркотических средств и
К числу наркотических средств или психотропных веществ относятся также препараты (смесь веществ в любом физическом состоянии, содержащая одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РК). В отношении препаратов предусматриваются меры контроля, аналогичные тем, которые устанавливаются в отношении наркотических средств и психотропных веществ, содержащихся в них. Однако в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в списки II, III или IV, и поэтому не представляют опасности в случае злоупотребления ими или представляют незначительную опасность и из которых указанные средства или вещества не извлекаются легкодоступными способами, могут исключаться некоторые меры контроля, установленные законодательством. Порядок применения мер контроля в отношении указанных препаратов устанавливается Правительством РК. Предельно допустимое количество наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, содержащихся в таких препаратах, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров должен утверждаться Правительством РК по представлению федеральных органов исполнительной власти в области здравоохранения и в области внутренних дел. Он подлежит официальному опубликованию в соответствии с законодательством РК. Однако в настоящее время такого перечня, утвержденного Правительством РК, не существует, и судебная практика вынуждена руководствоваться указанными рекомендациями по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения РК. В связи со сложившимся подходом возникает вопрос о легитимности судебных решений, основанных на рекомендациях относительно видов наркотических средств и психотропных веществ, имеющихся в незаконном обороте. Единственным правовым обоснованием, как нам представляется, может быть только то обстоятельство, что Республика Казахстан является участником международных конвенций и, в соответствии со ст.5 Конституции РК,
"Действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики.". Поэтому те вещества, которые предусмотрены в указанных конвенциях в качестве наркотических средств и психотропных веществ, должны признаваться таковыми и системой правоохранительных органов Казахстана. Если же отдельные из них, перечисленные в рекомендациях по контролю наркотиков, не предусматриваются в конвенциях, то их нельзя рассматривать в качестве наркотических средств или психотропных веществ, и, соответственно, их незаконный оборот не может влечь уголовной ответственности по УК РК.
Второе положение, имеющее принципиальное значение прежде всего для уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, заключается в следующем. Согласно закону " О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими" в Республике Казахстан запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. Однако уголовная ответственность за незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ не предусматривается. Поэтому в соответствии с ч.1 ст.259 УК РК уголовная ответственность за приобретение и хранение наркотических средств или психотропных веществ в целях собственного потребления (т.е. без цели сбыта) наступает только в случаях, если они составляют крупный размер. Предполагается, что личное их потребление не должно быть связано с крупными размерами. Вместе с тем, ни в уголовном, ни в ином законодательстве вопрос о небольших, крупных и особо крупных размерах не разрешается. Это оценочное понятие, и в каждом конкретном случае судебно-следственные органы должны принимать решение самостоятельно. Имея в виду, что законом не установлены критерии отнесения находящихся в незаконном обороте наркотических средств или психотропных веществ к небольшому, крупному, особо крупному размеру, этот вопрос должен решаться судом в каждом конкретном случае исходя из их количества, свойств, степени воздействия на организм человека, других обстоятельств дела и с учетом рекомендаций Министерства здравохранения. Выводы о размере наркотических средств или психотропных веществ должны быть мотивированы в приговоре.
В приложении 2 закона РК «О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими» признаются крупными следующие размеры наркотических средств (в граммах):
1. Марихуана высушенная 0,1- 500; невысушенная 0,5-2500;
2. Гашиш 0,1-100;
3. Смола каннабиса 0,05-40;
4. Опий (в том
числе медицинский) независимо
от наличия нейтральных
5. Экстракционный
опий (в том числе сухой остаток
от выпаривания водных
6. Солома маковая: высушенная 0,2250; невысушенная 1,0-1250;
7. Морфин (основание и соли) 0,01-1 (от 1 до 100 ампул 1% p-pa);
8. Героин (независимо
от наличия сопутствующих
9. Кодеин (основание и соли) 0,2-10 (12-14 табл по 0,015 г.) (660 табл по 0,015 г);
10. Кокаин (основание и соли, независимо от наличия сопутствующих веществ) 0,01-1;
11. (+) - Лизергид (ЛСД, ЛСД-25) до 0,0001 и т.д.;
Психотропных веществ (в граммах):
1 Амобарбитал (барбамил) 0,6-30 (6-300 табл по 0,1 г);
2. Аминорекс 0,01-0,1;
3. Кетамин 0,02-1;
4. Пентабарбитал 0,6-30;
5. Фепранон (амфепрамон) 0,125-7,5 (5-300 драже по 0,025 г);
6. Хальцион (триазолам) 0,00075-0,005;
7. Этаминал натрия (нембутал) 0,6-30 (6-300 табл. по 0,01 г) и т.д.
Если следовать этим рекомендациям, то получается, что приобретение и хранение 0,1 г героина или кокаина, или 0,5 г опия, или 0,2 г гашиша, или 1 г марихуаны уже нужно считать крупными размерами и, следовательно, привлекать лицо к уголовной ответственности. Между тем такие размеры, как отмечалось ранее, составляют разовую дозу потребления. Поэтому Верховный Суд РК в Постановлении от 14 мая 1998 г., проводя разграничение между хранением и перевозкой, еще раз отметил, что вопрос о наличии в действиях лица состава незаконной перевозки и об отграничении указанного состава преступления от незаконного хранения наркотического средства или психотропного вещества (имеется в виду, для личного потребления. - В. К.) во время поездки должен решаться судом в каждом конкретном случае с учетом направленности умысла, цели использования транспортного средства, количества, размера, объема и места нахождения наркотических средств или психотропных веществ и всех других обстоятельств дела. Основываясь на изложенном, мы полагаем, что крупный размер наркотических средств или психотропных веществ должен по крайней мере превышать однократную минимальную дозу соответствующего наркотического средства или психотропного вещества. В противном случае уголовная ответственность будет наступать за потребление соответствующих веществ, что противоречит содержанию ст.259 УК РК и Закону РК «О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими». Итак, согласно Закону РК «О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими» Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Республике Казахстан (далее - Перечень), должен утверждаться Правительством РК, и в зависимости от применяемых государством мер контроля эти вещества вносятся в следующие списки: