Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 11:04, курсовая работа
Данная курсовая работа необходима для уяснения сущности предмета теории государства и права и общей методологии дисциплины, от которой зависит эффективность дальнейших исследований. Теория государства и права существует и развивается как один из важнейших компонентов сложной и целостной системы знаний в обществе. Однако известно, что многие аспекты в определении предмета теории государства и права,
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и предмет теории государства и права………………..5
Глава 2. Методы теории государства и права…………………………...17
Глава 3. Категории теории государства и права, их система…………..26
Заключение ……………………………………………
Государство и право развиваются не сами по себе, а в теснейшей связи с экономикой, политикой, идеологией. Поэтому предметом теории государства и права должны являться пути, формы, элементы взаимодействия государства, права, правосознания с этими феноменами, и не только в статике, но и в динамике, когда происходит наполнение государственно-правовых явлений новым содержанием (экономическим, политическим, идеологическим и т.д.). Другими словами, предмет теории государства и права это не только государство и право сами по себе, но и государство и право вовне, в их действии в обществе и во взаимодействии с другими элементами надстройки. Необходимо уточнить, что предмет теории государства и права должны составлять не те общественные отношения, на которые воздействуют государство и право, а именно пути, формы и методы взаимодействия государства и права с регулируемыми общественными отношениями. Предметом являются государственно-правовые элементы, а не экономическое, политическое или идеологическое содержание общественных отношений как таковое. Например, не просто экономическое или семейное отношение, а экономическое или семейное отношение, регулируемое правом.
Если экономическое, политическое, семейное или подобное отношение не регулируется правом, не включено в государственно-правовую сферу, оно не является предметом ни юридической науки вообще, ни теории государства и права в частности. Но теория государства и права должна предсказывать необходимость регулирования тех отношений, которые нуждаются в этом, требуют правового реагирования.
Россия, восприняла международно-правовые нормы в сфере прав человека и объективно сделала эту проблему актуальной для общества. Сегодня в нашей стране есть немало публикаций по этой проблеме, создана довольно основательная теория прав человека, во многих юридических учебных заведениях введен соответствующий спецкурс. Но вопрос, к какой отрасли знаний относится учение о правах человека, окончательно не выяснен.
Следует признать правильным предложение Т.Н. Радько, который предлагает рассматривать проблему прав человека в общей теории государства и права в качестве отдельной, самостоятельной темы либо самостоятельного раздела. Она может представлять собой также отдельную часть в структуре курса общей теории государства и права. Аргументируя свое предложение он утверждает, что при этом отпадает необходимость рассматривать отдельно такие вопросы, как «государство, право, личность», «правовой статус личности», «субъективные права» и др. в курсе теории государства и права, а такие, как «понятие прав человека», «гарантии прав человека» в другом курсе[5]. Необходимо признать, что это единый комплекс вопросов, ибо в действительности перечисленные понятия неразделимы.
В связи с особой актуальностью прав человека в России, заостренностью внимания к этой проблеме, а главное в связи с действительной ее значимостью для каждого гражданина, наличием достаточно глубокой научно-теоретической основы, Т.Н. Радько обоснованно предлагает рассматривать права человека как отдельную часть общей теории государства и права.
Основными признаками теории государства и права является то, что она: изучает государство и право в теоретико-обобщенном виде, свидетельством этому служат сущность, форма, тип и функция государства, сущность, форма и система права, правоотношение, механизм правового регулирования и другие категории (общие понятия); постигает только, одинаково присущие различным государствам и их правовым системам, фундаментальные закономерности (основные и общие закономерности возникновения, развития и функционирования государств и права); базируется на единстве и диалектической взаимосвязи социальных явлений государства и права, которые органически связаны между собой, обуславливают друг друга и находятся в отношениях неразрывного единства (право всегда связано с общественной жизнью человека, служит юридической основой возникновения государства, поэтому институт права появляется вместе с возникновением государства).
С возникновением государства возникает потребность в создании правовых норм, которые закрепляют существующий государственный строй, обеспечивают его функционирование, формируют иерархическую структуру его классов, закрепляют зависимость одних от других и, главное, предусматривают различного рода наказание за совершение нарушения установленного законами порядка.
Всё построение государства и его деятельность с самого начала возникновения регламентируются правовыми нормами, а правовые нормы издаются и обеспечиваются государством. Государство и право выступают в неразрывном единстве: государство немыслимо без права как способа решения государственных задач и выполнения своих фундаментальных функций, а право возникает и создается государством. В нормах права государство получает свое юридическое оформление, а его деятельность осуществляется только на основе правовых норм. Поэтому нельзя познать право и государство, исследуя их изолированно или противопоставляя друг другу.
Таким образом, теория государства и права является общественной, юридической и общетеоретической наукой, т. к. изучает такие общественные явления, как государство и право, только государственную и правовую стороны общественной жизни и выявляет и объясняет общие и основные закономерности развития государства и права.
Предмет изучения этой науки не является неизменным и устоявшимся, ввиду того, что государство и право постоянно развиваются, изменяются правовые ситуации и появляются новые формы государственности и его теории, соответственно изменяется и предмет изучения теории государства и права, вовлекая в сферу познания новые свойства и явления правовой и государственной действительности, и исключая все то, что оказывается иллюзией, ошибкой и заблуждением.
В принципе предмет науки составляет то, что она изучает. Предметом теории права и государства, как это вытекает уже из ее определения, являются правовые и государственные явления, закономерности их возникновения, развития. В предмет данной науки и соответственно вузовской дисциплины, очевидно, должны входить объективные социальные закономерности, определяющие особые свойства, черты, признаки права и государства, их взаимосвязь и взаимодействие, их задачи и роль по отношению к другим явлениям общественной жизни. Предмет составляют правовые и государственно-властные отношения, государственные и правовые явления, категории и понятия, которые позволяют познать сущность, содержание и формы права и государства, совершенствовать их служебную роль в обществе, их управленческие, регулятивные и охранительные функции, наконец, использовать право и государство в целях реформирования экономических основ общественной жизни, преобразования общественно-политических процессов, ориентиров и ценностей. То же относится и к категориям и понятиям государство, таким, как формы правления и формы государственного устройства, политический режим и государственный аппарат. Наиболее объемные и богатые по содержанию категории, наиболее сложный понятийный аппарат из всех областей научного знания, составляющий правоведение, принадлежат теории права и государства. Расположенные в определенном логическом порядке, скрепленные причинно-следственной связью, общими принципами и закономерностями, они, собственно, и образуют структурно-логическую конструкцию, системное образование научно-теоретических знаний о праве, государстве, правовой культуре.
Наконец, в предмет теории государства и права входят не только реальные государственно-правовые отношения, процессы, явления и категории, но и представления людей на этот счет. В предмет теории права и государства включена та часть общественного сознания, которая связана с правом, опосредуется им. Право, государственная власть, законодательство, правовые отношения существуют и строятся существенным образом в соответствии с определенными представлениями людей, связаны с их сознанием, психологией, идеологией. Теорию государства и права при этом интересует не только правосознание общества в целом, но и правосознание групповое, индивидуальное, а в особенности профессиональное правосознание должностных лиц, представителей власти и юристов[6].
Таким образом, предметом общей теории государства и права выступают право и государство как явления общественной жизни, закономерности их возникновения, функционирования, их классово-политическая и общечеловеческая сущность, содержание и формы, юридические отношения и связи, особенности правового сознания и правовой культуры.
Вопросы общей теории государства составляют понятия политической системы, государственной власти, управления, государственного аппарата, а также характеристика форм государства (форма правления, форма государственного устройства, государственный режим), его функций и механизма. К самостоятельной группе вопросов относятся проблемы правопорядка (правомерное поведение; правонарушения и их понятие, виды, состав; юридическая ответственность и ее понятие, признаки, виды; законность и правопорядок; безопасность, правовое государство).
Предмет теории государства и права не меняется из-за того, сосредоточивает ли наука свое внимание на общих или специфических закономерностях развития права и государства, поскольку общее действует через особенное и единичное, а последние проявляются как отдельные стороны, черты, элементы общего. Более того, теория государства и права в процессе исследования сводит общие, особенные и отдельные объективные закономерности к единству. Единство и целостность предмета общей теории государства и права не мешают дифференциации внутри данной науки ее отдельных составных частей, на чем основано разделение труда среди ученых теоретиков и их специализация на проблемах государствоведения и правоведения.
Глава 2. Методы теории государства и права
Каждая наука обладает и вооружена своим методом познания.
Метод по определению это совокупность приемов, применяемых для изучения предмета науки, путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. По своему составу научный метод представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта.
Инструментами методов выступают: аналогия, сравнение, эксперимент, наблюдение. Метод неразрывно связан с теорией. Существуют специальные методы конкретных наук, общие методы и частные.
Методом теории государства и права является совокупность логических приемов и конкретных способов познания общих и основных закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права.
В свою очередь методология теории государства и права представляет собой применение определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных способов исследования основных общих закономерностей возникновения и развития государственно-правовых явлений.
Методы науки теории права и государства разделяются на общие, частные (конкретные) и специальные[7].
Общим методом теории права и государства, как и всех общественных наук, является метод философской диалектики (материалистической и идеалистической). Он выражается в подходе к изучению государства и права, основанном на общих закономерных связях развития бытия и сознания. Данный метод базируется на том, что в основе всех методов познания лежат объективные законы действительности, а развитие природы и общества есть поступательное движение от низшей ступени к высшей путем постепенного накопления количественных изменений в качественные. Он не подменяет метод других наук, а является их общей философской основой и выступает в качестве орудия познания во всех областях.
Так, метод философской диалектики предполагает рассмотрение права как явления, которое определяется природой человека и условиями жизни общества, связано с другими социальными явлениями, пронизывает сферу общественных отношений, в том числе экономических, политических, духовных и находится в постоянном развитии, качественном обновлении (рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое, неокапиталистическое право)[8].
Общий метод философской диалектики раскрывается через следующие приемы:
1. Дедукцию и индукцию, т.е. логический метод восхождения от простого к сложному, от абстрактного к конкретному. Согласно указанному методу диалектической логики познание осуществляется в два этапа. На первом этапе познание объекта воспринимается как некое нераздельное целое, а на втором, с помощью анализа, объект познается по конкретным частям. Абстрактное понимается как односторонность знания, а конкретное как его полнота, содержательность. Таким образом, происходит движение от менее содержательного знания к более содержательному. Например, теория государства и права начинается с анализа процесса разложения первобытнообщинного строя и становления государственно-правовых явлений, а затем изучаются все более сложные отношения, лежащие в основе государства и права, причем более простое явление рассматривается раньше потому, что его легко понять, и оно исторически предшествует более сложному явлению.
2. Метод единства логического и исторического. Суть исторического метода состоит в том, что процесс развития государственно-правовых явлений воспроизводится во всей многогранности, во всей полноте, со всеми случайностями, частностями, ошибками, искажающими объективную логику развития и со всем позитивным, что накоплено историческим опытом. Логическое исследование права и государства предполагает, напротив, отвлечение от всех случайностей, от отдельных фактов, особенностей, от всего несущественного, то есть теоретическое воссоздание объекта в сущностных, закономерных связях, выделение необходимого, всеобщего и особенного в процессе развития того или иного явления. Метод единства исторического и логического в теории государства и права служит методологической основой исследования закономерностей возникновения и развития государства и права.
Информация о работе Предмет и методы теории государства и права