Предмет и методология теории государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

Изучение методологии теории государства и права актуально теоретически и практически. Теоретическая ценность и актуальность методологии теории государства и права состоит в том, что в основе метода лежит теория, а без теории метод останется беспредметным.
Актуальность темы состоит в реальном применении методов к действующим государственным и правовым институтам, нормам права и законам. Правильный выбор и использование метода обеспечивает научную корректность теории и практическую результативность ее применения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Предмет теории государства и права………………………………………..5
2. Понятие методологии. Методы теории государства и права…………….13
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованной литературы…………………………………………..24

Работа содержит 1 файл

моя новая.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

     Теория  государства и права выводит  из всего комплекса научного знания, добытого человечеством на определенном этапе развития, те закономерности, которые определяют тенденции государственно-правового развития.

       На основании полученных таким образом знаний теория государства и права выдвигает гипотезы, делает прогнозы. Важно отметить, что все функции тесно взаимосвязаны между собой, каждая из них выполняется на основе или в сочетании с остальными (например, прогнозы можно делать только основываясь на практике).

     Эта классификация, как и большинство, условна и не единственна. В учебной  литературе существуют и иные классификации.

     Онтологическая  функция - первая и отправная. Онтология  – это учение о бытие, в котором  исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности.  Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т. д.

     Мировоззренческая - вырабатывать правовые ценности, совершенствовать правосознание общества, его правовую культуру, формировать основы правовой пропаганды и правового воспитания.

     Праксеологическая (прикладная) - формулировать практические предложения по совершенствованию  системы государственного управления и правовой системы.

     Прогностическая - выявить тенденции развития государства и права, предсказать и смоделировать варианты их будущего развития.

     Эвристическая функция. Эвристика — это искусство  нахождения истины, новых открытий. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением  государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности, в условиях рыночной экономики.

     Идеологическая  функция. Идеология — система  основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируется мировоззрение и  жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Без базовых интегрирующих идеологических установок и мотивов ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут. Не случайно кризисные периоды в жизни общества обычно сопровождаются потерей идеологических ориентиров, бездуховностью и смутами. Теория государства и права аккумулирует и приводит в систему идеи о государственном праве, создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Таким образом, она воздействует на общественную жизнь, поведение людей не только через государство и право, но и непосредственно, как важный идеологический фактор, оказывающий влияние на правосознание субъектов права и тем самым на регулирование общественной жизни в целом.

     Прогностическая функция. На основе признания закономерностей  развития государства и права  анализируемая наука выдвигает  гипотезы о их будущем, истинность которых  затем проверяется практикой. Научное прогнозирование имеет большое значение для предвидения в государственно-правовой сфере, оно позволяет «заглянуть» в будущее государственности. Функции теории государства и права взаимосвязаны, дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе они дают полное представление о назначении теории государства и права.

     Значительны достижения государствоведения и правоведения в прошлом, актуальны их проблемы сегодня, важны плодотворные направления  дальнейшего развития.

 

  1. Понятие методологии. Методы теории государства и права
 

     Метод представляет собой совокупность правил, требований которые обеспечивают успех в работе. Процесс научного познания осуществляется особым методом. Методы предмета теории государства и права – это совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется процесс получения объективно-истинных знаний о сущности и закономерностях государственно-правовых явлений.

       Методология предмета теория  государства и права достаточно  сложна. Она включает в себя  самые различные по степени  общности и познавательными задачами  приемы:

     Всеобщий философский метод – его всеобщность выражается в том, что данный метод используется во всех конкретных науках на всех стадиях, этапах научного познания;

     Общие методы – анализ, синтез, абстрагирование, системно-структурный подход, восхождение  от абстрактного к конкретному. Общие методы также используются во всех конкретных науках. Однако сфера их применения ограничивается решением определенных познавательных задач и не охватывает всех стадий научного познания;

     Специальные методы – статические, конкретно-социологические, психологические, математические, разработанные конкретными науками и используемые для познания правовых и государственных явлений;

     Частные методы – к их числу относят  методы толкований права, сравнительно-правовой метод и некоторые другие;

     Историко-правовой метод – является основным способом познания закономерностей становления  и развития права и государства.

     Прогностический метод – представляет собой совокупность приемов, позволяющих составить научно-обоснованные прогнозы о будущих состояниях государственно-правовых явлений. Знание будущих состояний процессов и явлений представляет собой необходимое условие компетентного и целенаправленного управления обществом, экономическими, политическими или иными социальными процессами.

     1) Философский метод

       Содержание философского метода  составляют всеобщие принципы  познания. Совокупность этих принципов  зависит от того, какое философское  учение разделяет исследователь. В частности, ученый-юрист, придерживающийся диалектического материализма, должен реализовать требования объективности и все сторонности познания, исторического и конкретно-исторического подходов, познания отдельного явления через выделение противоречивых его сторон и др.

       Принцип объективности означает, что в процессе познания нужно  подходить к исследуемым явлениям  и предметам так, как они  существуют в реальности, не домысливая  и не добавляя к ним ничего  такого, чего в действительности в них нет. В свете этого требования необходимо рассматривать государство и право в процессе их многовекового развития, в его действительных связях и отношениях, уметь отличать помыслы и побуждения политиков и юристов от действительной направленности законодательства, обусловленного, в конечном итоге, экономическими отношениями общества.

       Для раскрытия сущности государства  и права весьма важным является  и требование всесторонности  познания. Государство и право  находятся во взаимосвязи со  всеми надстроенными и базисными явлениями. Если какие-либо из этих связей останутся неисследованными, то это повлечет за собой неточное и в ряде случаев неверное понимание сущности государства и права. Для исследования сущности государства и права важны не только их связи и отношения, существующие на момент изучения, но и отношения, которые существовали на различных этапах их развития. Ибо научный подход к познанию социальных явлений сводится к рассмотрению истории возникновения и главных этапов развития исследуемого явления, а также его современного состояния, как итога, результата предшествующего развития. Всеобщие философские принципы не содержат и не могут содержать специфических правил, принципов познания права, и поэтому в конкретных исследованиях, проводимых учеными-юристами, они применяются в тесном единстве с общими, специальными и частными методами.

       Любой метод, как бы ни велика  была его роль в познании, позволяет  получить плодотворные результаты  лишь в ограниченном взаимодействии  с философскими методом в качестве  одной из форм конкретизации определенной совокупности его принципов. В совокупности общих, специальных и частных методов, составляющих методологию теории государства и права, философский метод реализуется полностью.

       Принципы философии не связаны  с какими-то одними общими, специальными или частными методом, а реализуется в нескольких методах, выполняющих одинаковые познавательные задачи.

       В методологии предмета теории  государства и права имеется  широкий круг способов изучения  социально-правовой практики, анализа и обобщения единичных фактов, что свидетельствует о весьма высоком уровне ее разработки. Философский метод оставляет большую свободу для выбора и исследования отдельных общих и специальных методов в соответствии со спецификой фактического материала, задачами исследования, уровнями науки и т.д. Чем разнообразнее и совершеннее метод конкретной науки, чем полнее в нем отражены достижения науки и условия в которых протекает процесс познания, тем полнее и глубже осуществляется познания предмета этой науки.

       Таким образом, основой философского  метода теории государства и  права выступает диалектика –  то есть учение о наиболее  общих закономерностях, становлении  и развитии бытия и познания.

       Наиболее общими законами диалектики  являются: переход количественных  изменений в качественные (расширение и сужение сферы государственного социального страхования и социального обеспечения фактически способствуют изменению сущности государства); закон единства и борьбы противоположностей (развитие государства и права буквально пронизано этой борьбой); закон отрицания (в новой государственно-правовой системе всегда присутствуют элементы старой и зародыши новой системы).

       Важнейшей категорией диалектики  является материя; прежде всего  категория материи не обусловлена  никакими предпосылками, а сама составляет исходную диалектическую форму для развертывания всех остальных категорий. С ней неразрывно связаны основные формы существования материи: движение, пространство, время. Бесконечное многообразие форм материи позволяет вычислить тот или иной объект исследования, констатировать его бытие, раскрыть его свойства, установить различие и тождество. Основополагающее методологическое положение для теоретиков-правоведов и государствоведов, исповедующих материализационное выделение из системы всеобщей связи явлений права и государства с экономическим базисом общества. Определяющая, в конечном счете, роль экономики, производство материальных благ не отрицают самой существенной зависимости права и государства от большого количества самых разнообразных надстроечных факторов: политики, морали, традиций, религии, культуры в целом. Временами и субъективные моменты, «человеческий фактор», например уровень менталитета законодателя, могут оказать весьма существенные для формы проявления того или иного правового феномена или процесса.

     2) Общие методы изучения предмета  «Теории государства и права»

 Среди  общих методов изучения предмета  «Теории государства и права»  существенное место занимают  взятые в единстве исторический  и логический методы. До последнего времени эти методы рассматривались не иначе как в качестве составляющих частиц исторического материализма. Однако исторический и логический методы имеют и самостоятельное значение. 

       Совпадая по конечной цели  исследования, исторический и логический  методы различаются между собой исходными материалами, а также непосредственными задачами исследования.

     Исторический  метод характеризуется конкретно  – историческими, историко-эмпирическими  формами материалов; Логический метод  – абстрактно – теоретическими формами. Обобщенным отражением исторического аспекта в рассмотрении вопросов государства и права является логическое. Это тот же исторический способ, только освобожденный от его формы и случайностей, который позволяет выявить в историческом процессе наиболее существенное, закономерное и выразить в научных категориях3. Исторический и логический методы рассматривают государство и право не просто в развитии а в последовательной смене одного исторического плана другим, как правило более прогрессивным и совершенным, при этом ни один из исторических темпов не может рассматривается в качестве исторического образца.

       В качестве общих методов изучения  предмета «Теории государства  и права» используются анализ  и синтез, представляющие собой  процессы мысленного и фактического разделения целого на составные части и воссоединение целого из частей. Условия всестороннего познания государства и права, различных государственно-правовых явлений – многогранность их анализа. Расчленение целого на составные части позволяет выявить строение, структуру изучаемого объекта, (структуру механизма государства, системы права). Одна из форм анализа – классификация предметов и явлений (классификация государственных органов, функций государства, норм права, субъектов правоотношений, юридических фактов).

     Синтез  – есть процесс объединения в  единое целое частей, свойств, отношений, выделенных посредством анализа. Например, на основе объединения и обобщения  основных признаков, характеризующих  государство формируется их общие  понятия. Синтез дополняет анализ и находится с ним в неразрывном единстве.

     3) Частнонаучные методы

Информация о работе Предмет и методология теории государства и права