Правовые системы совреммености

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 08:12, реферат

Описание работы

В каждом государстве действует своя национальная правовая система, характеризующаяся своеобразием системы права и законодательства, правовых учреждений, правового сознания. Однако наряду с особенностями, в этих правовых системах можно заметить и общие черты, которые позволяют объединять правовые системы в родственные группы, называемые правовыми семьями.
Существует несколько критериев объединения правовых систем различных государств в правовые семьи.

Работа содержит 1 файл

Правовые системы современности.doc

— 51.00 Кб (Скачать)


Правовые системы  современности

 

Основные понятия: правовая система, рецепция права, общее право, право справедливости, сунна, иджма.

 

Семьи правовых систем

 

Правовая система  представляет собой обусловленный  объективными закономерностями развития общества комплекс правовых явлений, регулирующих общественные отношения.


 

В каждом государстве  действует своя национальная правовая система, характеризующаяся своеобразием системы права и законодательства, правовых учреждений, правового сознания. Однако наряду с особенностями, в этих правовых системах можно заметить и общие черты, которые позволяют объединять правовые системы в родственные группы, называемые правовыми семьями.

Существует несколько  критериев объединения правовых систем различных государств в правовые семьи. К ним относятся:

1) историческая общность, выражающаяся в сходствах возникновения и развития правовых систем;

2) общность форм  выражения норм права;

3) сходство системы (структуры) права;

4) общность идеологических установок, определяющих принципы регулирования общественных отношений;

5) единство юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права.

На основе указанных критериев выделяют англосаксонскую (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.), романо-германскую (страны континентальной Европы, Латинской Америки, некоторые страны Африки, а также Турция), религиозно-правовую (страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм, иудаизм), социалистическую (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба) правовые семьи, а также семью обычного права (экваториальная Африка и Мадагаскар). Рассмотрим самые представительные правовые семьи.

 

Романо-германская правовая семья

Романо-германская правовая семья возникла в XIII в. в результате рецепции римского права странами континентальной Европы.

 

Рецепция права  — это заимствование, восприятие какой-либо национальной правовой системой правовых принципов, норм, институтов другой национальной правовой системы.


 

Интерес к культурному  наследию античности, проявившийся в эпоху Возрождения, способствовал восстановлению в феодальной Европе многих правовых традиций Древнего Рима. Основой становления и развития романо-германской правовой семьи служила общность культуры и традиций западноевропейских стран. Первоначально сферой применения заимствованных институтов римского права были преимущественно города. Феодальные нормы, базирующиеся на идеях социального неравенства, сословной зависимости, множественности судебных инстанций, не соответствовали принципам самоуправления свободных, «вольных» городов. Им потребовалась другая система регулирования, строящаяся, как и римское право, на идеях формального равенства и независимости субъектов права.

Буржуазные революции отменили феодальные правовые институты. Римское право распространилось в сельской местности и романо-германская правовая система стала общенациональной, континентально-европейской. Под влиянием буржуазных революций были внесены существенные коррективы и в представления о самом праве. Закон из второстепенного источника права превратился в основной. По мере накопления законодательных актов стала осуществляться их кодификация. Она символизировала собой окончательное завершение процесса формирования системы романо-германского права как целостного явления. Последующее развитие и распространение за пределы континентальной Европы романо-германская правовая семья получила за счет колонизации европейскими государствами других стран.

В настоящее время  кодексы, наряду с другими законами, регулируют практически все наиболее важные сферы общественной жизни и выступают в романо-германской правовой семье в качестве ведущих источников права. Среди других источников права важную роль играют многочисленные подзаконные акты и обычаи.

 

Англосаксонская правовая семья

 Происхождение англосаксонской правовой семьи связано с завоеванием норманнами Англии (1066 г.). До этого времени в стране действовали многочисленные акты королей и племенные обычаи, которые не были едиными для всего населения. Римляне, правившие в Британии почти пять столетий, не смогли оказать определяющего воздействия на ее дальнейшее правовое развитие. После норманнского завоевания в Англии установилась централизованная государственная система, частью которой выступала система судебных органов. Вырабатываемые судьями решения (прецеденты) брались за основу другими судами при рассмотрении аналогичных дел. Прецеденты стали основными источниками права. Сложившаяся единая система прецедентов, общая для всей Англии, получила название «common Law» (общее право).

 

Общее право — это правовая система, в которой основным источником права признается судебный прецедент, сложившаяся в Англии в XIII—XIV вв. на базе местных обычаев и обобщения практики королевских судов.


 

Постепенно, с возрастанием числа прецедентов, в англосаксонской правовой системе стала обнаруживаться тенденция к консерватизму и формализации, что к XV в. подготовило почву для качественно нового этапа ее развития, связанного с появлением «права справедливости» и его противостоянием общему праву. «Право справедливости» формировалось из решений лорд-канцлера (второму лицу государства), которому король делегировал свои полномочия по рассмотрению жалоб и «апелляций» на решения королевских судов. Обращения в таких случаях поступали непосредственно к королю как «источнику всех милостей и справедливостей». Решения лорд-канцлера по всем этим вопросам выносились на основе доктрины «королевской справедливости» и вносили коррективы в процедуру деятельности судов общего права и в применяемые ими принципы.

 

«Право справедливости» — часть прецедентного права Англии, складывавшаяся из решений суда лорд-канцлера.


 

Суд канцлера сохранялся до 1875 г., пока нормы общего права  и «права справедливости» не стали применяться одними и теми же судьями и прецеденты «права справедливости» составили органическую часть одного прецедентного права Англии.

С первой трети XIX в. произошли очередные изменения в правовой системе Англии, придавшие ей современный вид. Были проведены довольно радикальные правовая и судебная реформы, усилилась правотворческая роль парламента и государственной администрации и, соответственно, выросло значение законов и подзаконных актов. Английская правовая система сблизилась с континентальной. Но в целом реформы XIX в. не лишили английское право его традиционных черт. Своеобразие англосаксонского права состоит в том, что закон в нем реализуется не самостоятельно, а через прецеденты. Прежде чем стать действующим актом, он должен «обрасти» конкретизирующими его обязательными судебными решениями.

В англосаксонской правовой семье, в отличие от романо-германской, право не разграничивается на публичное и частное, четко не делится на отрасли, значительная роль в юридической практике отводится процессуальным нормам. Прецедентное право Англии существенно повлияло на правовое развитие многих стран мира. В сферу его воздействия попали США, Канада, Австралия, Индия, Новая Зеландия и другие страны. Однако в самой Великобритании господство общего права не повсеместно. Оно применяется лишь в Англии и Уэльсе. В Шотландии и Северной Ирландии, а также ряде островных территорий оно не получило распространения.

 

Правовая система  США

Наряду с английским правом в англосаксонской правовой семье особо выделяется американское право — правовая система США. Поэтому иногда эту семью права  называют англо-американской. Огромное влияние на процесс становления и развития правовой системы США сыграло английское право. На территорию Северной Америки оно было привнесено переселенцами из Англии. В каждой из тринадцати британских колоний, существовавших в Новом Свете, применялись нормы общего права. Однако их действие ограничивалось актами местных органов, а также обычаями и традициями, складывавшимися в среде прибывших в Америку переселенцев. Важной вехой в формировании американской правовой системы стала американская Конституция, принятая в 1787 году. Она не только закрепила государственный и общественно-политический строй вновь образованной страны, но и создала предпосылки для ее дальнейшего развития. Конституция США создала правовые основы построения и деятельности всех государственных и общественно-политических институтов. Среди особенностей, отличающих правовую систему США от английской правовой системы, можно указать также на большую значимость в ней законодательства, подверженного кодификации; важную, но в меньшей мере доминирующую роль судебной практики.

 

Мусульманская правовая семья

Мусульманское право  является неотъемлемой частью мусульманской  религии. Согласно религиозным канонам, мусульманское право происходит от Аллаха, который открыл и довел это право до людей через своего пророка и посланника Мухаммеда, жившего в 570 (по некоторым источникам 571 г.) — 632 годах. Мусульманское право формулировалось пророком главным образом в проповедях, которые в последующем были записаны в священную книгу мусульман — Коран. Другая часть юридически значимых норм сложилась в результате обобщения действий и высказываний самого Мухаммеда. Обобщения были осуществлены известными богословами и зафиксированы в сунне.

 

Сунна — собрание рассказов (хадисов) о суждениях и поступках пророка Мухаммеда.


 

Третье место в иерархии источников мусульманского права занимает иджма. Она складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами.

 

Иджма — это  единодушное мнение богословов по отдельным  вопросам реализации и применения мусульманского права.


 

Иджма развивалась как в виде интерпретаций текста Корана или  сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Мухаммедом.

 После смерти пророка  мусульманское право создавалось  ближайшими сподвижниками Мухаммеда — «праведными» халифами: Абу-Бакром, Омаром, Османом и Али. Опираясь на Коран и сунну, они формулировали новые правила поведения, соответствующие, на их взгляд, воле Аллаха и Мухаммеда. В VIII—Х вв. существенное влияние на развитие мусульманского права оказали исламские правоведы и судьи. Их роль в формировании мусульманской правовой системы была столь значительной, что некоторые исследователи стали определять мусульманское право как право юристов. В этот период в связи с различным толкованием Корана зародились главные ветви (толки) ислама. Они создали множество новых правовых предписаний, восполнив пробелы Корана и сунны. К концу Х в. мусульманское право канонизировалось и судьи лишились права при отсутствии в Коране, сунне и других источниках нужных норм выносить решения по своему усмотрению. Они должны были руководствоваться принятым населением страны толком.

Новым этапом в развитии мусульманского права стал XIX век. Резкое усиление роли законов в правовом регулировании привело к постепенному снижению роли толков, хотя в содержательном плане они продолжали оказывать определенное воздействие на правовую систему. Со второй половины XIX столетия происходит активное заимствование европейского права, в частности романо-германского, которое в настоящее время в отдельных странах, например в Турции, практически вытеснило мусульманские правовые нормы. В других странах — Алжире, Египте, Сирии — мусульманское право сохранилось в качестве основного регулятора общественных отношений, в частности, в сфере личных отношений мусульман.


Информация о работе Правовые системы совреммености