Правовые системы современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:25, реферат

Описание работы

Главной целью данной работы является изучение особенностей правовых систем современности, закономерностей их становления и развития.

Работа содержит 1 файл

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУС1.docx

— 23.88 Кб (Скачать)

 

Введение

 

В современном мире каждое государство имеет свое право, а  бывает и так, что в одном и  том же государстве действуют  несколько конкурирующих правовых систем. Свое право имеют и негосударственные  общности: каноническое право, мусульманское  право, индусское право, иудейское  право. Существует также международное  право, призванное регулировать во всемирном  или региональном масштабе межгосударственные и внешнеторговые отношения.

В правовой системе воедино  слились естественные потребности  людей с их мыслями, волей и  чувствами, с правовыми традициями и арсеналом технико-юридических  средств, поступками, деятельностью  их объединений. Именно этим объясняются  возможность соединения в правовой системе разнообразных правовых явлений, многозначность состояний, а  также трудность их познания и  классификации. Значение правовой системы  для развития гражданского общества очень велико.

Тема курсовой работы «Основные  правовые системы современности» входит в перечень основных вопросов о политико-правовых явлениях в обществе, способствует формированию политической и правовой культуры, отражает современное состояние  правовых систем различных государств.

 Актуальность данного  исследования проявляется  в  том, что при существующем многообразии  правовых семей, довольно сложно  найти отличительные особенности  для каждой из них. Для этого  необходимо детально изучить  каждую из существующих правовых  семей.

В настоящее время эта  тема очень актуальна, так как  позволяет проанализировать структуру  и важнейшие особенности правовых систем современности. Правовые системы  отражают социально-экономическое, политическое развитие и уровень культуры народа, поэтому их изучение позволяет восстановить понятие об общественных отношениях, понять механизм общества исходя из прав и обязанностей.

Актуальность этой темы заключается и в том, что мы можем со стороны рассмотреть и оценить право, которое существует сейчас в Республике Беларусь, используя при этом опыт иностранных государств.

Главной целью данной работы является изучение особенностей правовых систем современности, закономерностей их становления и развития.

Объектом исследования является правовая семья, структура относительно сходных правовых систем различных  государств.

Предметом же в этом изучении являются конкретные правовые семьи, о  классификации которых будет  сказано ниже.

Говоря о методе исследования, наиболее удачным следует признать метод, предложенный Рене Давидом – компаративный, то есть метод сравнения, позволяющий выявить общие закономерности правового развития.

 

Правовая система Республики Беларусь

 

Современная правовая система  Республики Беларусь входит в романо-германскую правовую семью, образуя в ней (вместе с Россией и другими республиками СНГ) самостоятельную "евразийскую" группу.

В период существования Древнерусского государства на территории нынешней Беларуси действовало местное обычное  право, а также нормы Русской  Правды и церковное право. В XIV в. западнорусские земли вошли в  состав Литовско-Русского государства (Великого княжества Литовского). С  конца XIV в. здесь получает развитие писаное право в виде специальных  грамот или привилеев (частных законов), направленных на обеспечение интересов отдельных лиц, групп и всего класса феодалов. В 1468 г. был издан Судебник, в котором подверглись кодификации нормы уголовного и уголовно-процессуального права, призванные защитить феодальную собственность.

В первой четверти XVI в. была осуществлена работа по систематизации местного права, которая завершилась  в 1529 г. изданием на белорусском языке  первого в Европе свода законов  – Статута Великого княжества Литовского. В нем содержалось свыше 240 статей (артикулов), систематизированных в 13 разделах, где излагались нормы, относящиеся к государственному, гражданскому, земельному, уголовному, процессуальному праву. Основными источниками Статута 1529 г. были: местное обычное право, грамоты, Судебник 1468 г. и Русская Правда. В 1566 г. был издан второй Статут, состоящий из 14 разделов и 367 статей, закрепивший социально-экономические и политические изменения в государстве. В 1588 г. издан третий Статут, который действовал на территории Беларуси и Литвы до 1840 г. Источниками двух последних статутов были также польское законодательство, римское и немецкое право, судебная практика.

После воссоединения белорусских  земель с Россией на них постепенно было распространено общее законодательство Российской империи.

В советское время правовая система Беларуси мало отличалась от правовых систем РСФСР и других союзных республик. В 1960-1970-е гг. была проведена рекодификация основных отраслей законодательства: в 1960 г. приняты новые УК и УПК, в 1964 г. – ГК и ГПК, в 1972 г. – КЗоТ и Водный кодекс, в 1976 г. – Кодекс о недрах.

С начала 1990-х гг. правовая система Беларуси переживает коренную трансформацию. По темпам правовых преобразований Беларусь опережает большинство  республик СНГ и Балтии, уступая  лишь Узбекистану. В 1994 г. принята новая Конституция, в 1997 г. – Кодекс о недрах; в 1998 г. – Гражданский кодекс, Водный кодекс, Таможенный кодекс, Хозяйственный процессуальный кодекс; в 1999 г. – Уголовный кодекс, Кодекс о земле, Кодекс о браке и семье, Гражданский процессуальный, Воздушный, Жилищный, Трудовой кодексы. Отдельные кодексы (Земельный, Таможенный, Хозяйственный процессуальный) за годы реформ были приняты даже дважды.

Наиболее важные из вышеуказанных  кодексов (Гражданский, Уголовный) основываются на модельном законодательстве, одобренном Межпарламентской ассамблеей государств – участников СНГ.

Из всех бывших союзных  республик правовая система Беларуси наиболее близка российской, что объясняется  стремлением белорусского руководства  к максимальной реинтеграции с Россией вплоть до создания единого Союзного государства. 2 апреля 1997 г. был подписан Договор о Союзе Беларуси и России, а 8 декабря 1999 г. – Договор о создании Союзного государства. Согласно ст.12 Устава Союза Беларуси и России в правовой сфере задачами Союза являются, в числе прочего, унификация и согласованное развитие законодательства государств – участников Союза.

В то же время правовое развитие Беларуси в некоторых отношениях идет вразрез с господствующими  в Восточной Европе и многих других странах либерально-демократическими тенденциями. Население Республики традиционно поддерживает такие  ценности и подходы, как сильное  государство, его активная роль в  регулировании экономических процессов, приоритет общественных интересов  над индивидуальными.

На референдуме в ноябре 1996 г. подавляющее большинство населения  проголосовало за суперпрезидентскую республику, запрет купли-продажи земли, сохранение смертной казни и против избрания местных администраций  прямым голосованием. Конституция Беларуси 1994 г. единственная из всех новейших основных законов предусматривает институт отзыва депутатов Парламента.

Основным источником права  в Беларуси являются законы и другие нормативные правовые акты. Во главе иерархии стоит Конституция; далее следуют законы парламента и декреты, изданные Президентом в порядке делегированного или чрезвычайного (срочного) законодательства; указы Президента, постановления Правительства, подзаконные акты министерств и ведомств, Национального банка, акты региональных представительных и исполнительных органов, органов местного управления и самоуправления.

Судебный прецедент, как  и в других странах романо-германской семьи, не является источником права. Однако разъяснения Пленума Верховного суда по вопросам применения законодательства являются обязательными для судов, иных органов и должностных лиц, применяющих закон (ст.47 Закона "О  судоустройстве и статусе судей  в Республике Беларусь"). Такое  же значение для хозяйственных судов  имеют разъяснения Пленума Высшего  хозяйственного суда.

Близкое к судебным прецедентам  место в системе источников права  занимают акты Конституционного суда.

В связи с развитием  международных связей Республики Беларусь все большее значение для национальной правовой системы страны приобретает  международное право. В статье 8 Конституции  Республики Беларусь признается приоритет  общепризнанных принципов международного права, предусматривается соответствие им национального законодательства:

Статья 8. Республика Беларусь признает приоритеты общепризнанных принципов  международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.

Республика Беларусь в  соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования  и выходить из них.

Не допускается заключение международных договоров, которые  противоречат Конституции.-КОНСТИТУЦИЯ

  В Законе Республики Беларусь от 10 января 2000 года "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" (ст. 20) и в Законе Республики Беларусь от 23 октября 1991 года" О международных договорах Республики Беларусь" (ст. 15) установлено, что нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего в стране законодательства. 
Однако ничего не говорится о приоритете ратифицированных международных договоров над республиканскими законами.

В числе возможных источников права Конституция называет также  акты межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что правовая система Республики Беларусь исторически формировалась в условиях правовой культуры континентальной Европы. Она относится к семье романо-германского права, которая характеризуется довольно четкой структурированностью самого права, делением его на отрасли и институты. Основным источником права в Беларуси, как и в других странах, где утвердилась романо-германская правовая система, являются нормативные правовые акты. Высшей юридической силой среди актов законодательства обладает Конституция. В качестве источников права выступают также нормативные договоры и в ограниченной мере – правовые обычаи.


Информация о работе Правовые системы современности