Правовые системы современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 21:36, курсовая работа

Описание работы

Право – совокупность законов государства, имеющих общеобязательное юридическое значение. Право разных стран сформулировано на разных языках, использует различную технику и создано для обществ с различными культурами, правилами, верованиями. Существует также и международное право, призванное регулировать во всемирном или региональном масштабе межгосударственные и внешнеторговые отношения.

Содержание

1. Введение.
2. Понятие правовой системы.
3. Романо-германская правовая система.
4. Англо-саксонская правовая система.
5. Мусульманская правовая система.
6. Социалистическая правовая система.
7. Российская правовая система.
8. Заключение.

Работа содержит 1 файл

Курсовая ТГП.doc

— 261.50 Кб (Скачать)

ПРАВОВЫЕ  СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ. 

ПЛАН.

1. Введение.

2. Понятие  правовой системы. 

3. Романо-германская  правовая система. 

4. Англо-саксонская  правовая система. 

5. Мусульманская  правовая система. 

6. Социалистическая  правовая система. 

7. Российская  правовая система.

8. Заключение.  
 

ВВЕДЕНИЕ.

   Право – совокупность законов  государства, имеющих общеобязательное  юридическое значение. Право разных  стран сформулировано на разных  языках, использует различную технику  и создано для обществ с  различными культурами, правилами, верованиями. Существует также и международное право, призванное регулировать во всемирном или региональном масштабе межгосударственные и внешнеторговые отношения.

ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ.

   Правовая система - понятие более широкое и объемное, чем просто понятие "право". Правовая система - это вся "правовая действительность" данного государства совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих, уровень правового развития той или иной страны. В этом широком понятии выделяются активные элементы, тесно связанные между собой:     - собственно право как система обязательных норм, выраженных в законе

- правовая  идеология - активная сторона  правосознания

- судебная (юридическая) практика  
 

Понятие "правовая система" имеет существенное значение для характеристики права  той или иной конкретной страны. Обычно в этом случае говорится о "национальной правовой системе", например, Великобритании, Германии, и т.д.

В современном обществе сложилось  3 основных вида правовых систем. 

Различия  между правом разных стран значительно  уменьшаются, если исходить не из содержания конкретных норм, а из их более постоянных элементов, использованных для создания, толкования, оценки норм. Сами нормы могут быть бесконечно разнообразны, но способы их выработки, систематизации, толкования показывают наличие некоторых типов, которых не так уж много. Поэтому возникла группировка правовых систем "семьи".

Категория "правовая семья" служит для обозначения группы правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, позволяющие говорить об относительном единстве этих систем. Это сходство является результатом их конкретно-исторического и логического развития.

Заслуживает подход западных компаративистов, отрицающих типологию правовых систем единственно по признаку их классовой сущности. При классификации они используют различные факторы, начиная с этических, расовых, географических, религиозных и заканчивая юридической техникой и стилем права. Отсюда множество классификаций.

Одна  из самых популярных - классификация  правовых семей, данная Рене Давидом. Она  основана на сочетании двух критериев: идеологии, включающую религию, философию, экономические и социальные структуры, и юридической техники, включающие в качестве основной составляющей источники права.

Р. Давид выдвинул идею трихотомии - выделения  трех основных семей: романо-германской, англо-саксонской, и социалистической.

К ним примыкает остальной юридический  мир, который получил название "религиозные и традиционные системы".

Другая  классификация была предложена К. Цвайгертом и Г. Котцем в книге "Введение в  правовые сравнения в частном  праве", вышедшей в 1971 году. В основу этой классификации положен критерий "правового стиля".

"Стиль  права" по мнению авторов,  складывается из пяти факторов: происхождение и эволюция правовых  систем, своеобразие юридического  мышления, специфические правовые  институты, природа источников  права и способы их толкования, идеологические факторы.

На  основе этого различаются следующие "правовые круги": романский, германский, скандинавский, англо - американский, социалистический, право ислама, индуистское право. По существу, получен тот же результат, что и у Р. Давида.

При этом, во всех случаях, не учитывается марксистско-ленинская типология права, в основе которой лежит критерий общественно-экономической формации (рабовладельческое право, феодальное право, буржуазное право, социалистическое право) .

А. Х. Саидов полает, что только единство глобальной марксистско-ленинской типологии и внутритиповой классификации правовых систем, дает возможность составить целостное представление о правовой карте мира. Он выделяет внутри буржуазного типа права восемь правовых семей: Романо-германскую, скандинавскую, латиноамериканскую, правовую семью "общего права", и дальневосточную правовую семью. Они рассматриваются наряду с семьей социалистического права. В пределах социалистической правовой семьи, теперь уже в историческом аспекте, существовали относительно самостоятельные группы: советская правовая система, правовые системы соцстран Европы, правовые системы соцстран Азии, и правовая система республики Куба.

Таким образом, существует несколько точек  на классификацию правовых систем настоящего и недалекого прошлого.

Теперь  рассмотрим более подробно основные правовые семьи.  
 
 

     Романо-германская правовая система. 

     Возникновение и развитие системы. 

     Романо-германская правовая система имеет длительную историю. Она связана с правом древнего мира. Довольно удачно описывает огромное влияние римского права на формирование романо-германской правовой системы американский юрист Л. Фридмен в своей книге «Введение в американское право». «Древние римляне были великими законодателями, — пишет он, — «их традиции никогда полностью не умирали в Европе, даже после того, как варвары пришли туда. Все, что осталось от великой Римской империи — это гражданское право». И далее: «В средние века римское право в его классической форме было вновь открыто и возрождено. Даже сегодня правовые кодексы Европы отражают влияние римского права и его средневекового возрождения. Франция, Германия, Италия, Португалия, Испания среди всего прочего являются определенно странами гражданского права. Через Испанию и Португалию гражданское право перекочевало в Латинскую Америку, французы перенесли его в Африку»1

     Р.Давид  подчеркивает, что романо-германская правовая семья в своем историческом развитии не была продуктом деятельности феодальной государственной власти (в этом ее отличие от формирования английского «общего права»), а была исключительно продуктом культуры, независимым от политики.

     Первоначально социальной основой и сферой его  применения в средневековой Европе было преимущественно городское  население, однако, через несколько  веков, с изменением сельского уклада, земельных отношений в деревне зародившаяся в городах правовая система стала общенациональной, континентально-европейской.

     Развитие  образования, искусства, культуры подготовило  почву для восприятия римских  юридических концепций, взглядов, понятий, конструкций. Важную роль в этом процессе сыграли университеты, где происходили изучение оригинальных римских текстов (школа глоссаторов), а затем их адаптация к условиям средневековья (школа постглоссаторов). Не случайно некоторые исследователи романо-германского права рассматривают его как «право разума», «право университетов». Университетские профессора активно занимались совершенствованием юридической доктрины, а позже - разработкой моделей, проектов важнейших законов, кодексов. В университетах получали образование судьи, прокуроры, адвокаты, содействовавшие в дальнейшем практическому применению римской юридической доктрины.

     Важной  предпосылкой рецепции римского права  явилось также благословение  христианской церкви. В течение многих веков церковь негативно относилась к римскому праву, и потребовался авторитет Фомы Аквинского, чтобы преодолеть такое предубеждение. Организационное решение об отстранении церковной инквизиции от гражданских судебных процессов было принято еще ранее Четвертым собором в Латране (1215г.). С XIII в. романо-германское право активно развивается, преодолевая государственные границы, и становится достоянием всей Европы, исключая островную Англию. В XVI—XVIII вв. процесс правового развития Европы приобретает новые формы. Становление наций и национальной государственности привнесло в него элементы правового национализма. Общие принципы и начала римского права оказались интегрированы в национальные нормативные системы. Данный процесс завершился разработкой национального законодательства, национальных кодексов, учитывающих особенности социальных укладов различных стран.

     Романо-германская правовая система сформировалась в  континентальной Европе, которая  и сейчас является ее главным центром. Данная система органически связана  с правом Древнего Рима, так как представляет собой результат рецепции норм римского права странами Европы. Романо-германская правовая система как бы продолжает римское право, но ни в коем случае не является его копией. Датой возникновения романо-германской системы считается XII век. Помимо чисто экономических факторов, способствовавших появлению системы (развитие торговли, ремесел, рост самоуправляемых городов), важнейшую роль сыграли факторы социально - культурного характера, к которым в первую очередь можно отнести возрождение изучения римского права в университетах. Начало этому положил Фома Аквинский, использовав в своих работах труды Аристотеля. Таким образом, было преодолено многолетнее неприятие римского права церковью, что открыло неограниченные возможности для его использования в правотворчестве.

     Зарождение  романо-германской правовой системы  никоим образом не является результатом  утверждения политической власти или  централизации, осуществленной королевской  властью. Этим романо-германская система  отличается от английского права, где развитие общего права было связано с усилением королевской власти и с существованием сильно централизованных королевских судов. Система романо-германского права появляется в эпоху, когда Европа не составляет единого целого и основывается ни на чем ином, кроме общности культуры.

     Итак, в XII веке основой изучения права  в университетах стало римское  право вместе с каноническим частным  правом (созданным церковью). В дальнейшем разработка правовой науки ведется  различными школами:

     XIII - XV века - школы глоссаторов (изучение оригинальных римских текстов) и постглоссаторов (римское право очищено от казуистики, систематизировано и приспособлено к условиям средневековья);

     XVII - XVIII века - школа естественного права.  Представители данной школы стремились к созданию единого, неизменного права для всех времен и народов. Они видели в праве четкую, аксиоматическую систему, в центре которой находится человек. Им принадлежит идея субъективного права. Характерно также и то, что представители школы естественного права подчеркивали роль законодательства.

     Школа естественного права достигла успеха в двух направлениях:

     1) Создание публичного права. В этой области представители школы отвергали римское право. Они предложили модели конституции, административного и уголовного права, опираясь на опыт английского права;

     2) Кодификация. Кодификация - это техника, которая позволила осуществить замыслы школы естественного права, завершить многовековую эволюцию правовой науки, четко изложив право, соответствующее интересам общества. Это право и должно применяться судами. Кодификация положила конец правовому партикуляризму, множественности обычаев, мешавшей практике.

     Часто считают, что кодификация стала  причиной расчленения европейского права, распада романо-германской правовой семьи.

     Это, однако, трудно доказуемо, так как  кодификация местами способствовала единению правовых систем европейских  стран (например, при распространении  в начале XIX века кодекса Наполеона). Кроме того, кодификация явилась  великолепным орудием распространения, как в Европе, так и вне ее систем романо-германского права. Скорее всего, имела место идеализация юристами кодексов. Появилось мнение, что право и закон совпадают.

       Юристы стремились лишь к толкованию  национальных кодексов, а не к  их усовершенствованию. Единство семьи, однако, сохранялось и свидетельствует об этом тот факт, что для выработки кодекса одной страны часто брался за основу кодекс другой.

     В XX веке кодексы устарели, и это  ослабило юридический позитивизм XVIII - XIX веков. Неодинаковость же правовых систем стран, входящих в романо-германскую правовую семью объясняется в первую очередь из-за разницы их экономической структуры и политических режимов. Единство семьи исторически было основано на частном праве и не распространялось на публичное право, или распространялось частично. Поэтому велика опасность разрыва, если в какой - либо стране семьи устанавливается режим, который, не удовлетворяясь переделкой имеющихся правовых институтов, может дойти до отказа от самой концепции права. Таков пример национал-социализма, права бывшего СССР.

Информация о работе Правовые системы современности