Правовые семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 09:10, дипломная работа

Описание работы

В мире сейчас около двухсот стран, и в каждой из них в более или менее развитом виде функционирует регулятор общественных отношений – право. Везде есть свои особенности, обусловленные факторами, присущими конкретному государству. Но при этом среди них выделяют группы, объединенные общими признаками права. По совокупности этих признаков они составляют различные правовые системы.

Работа содержит 1 файл

диплом-Ленок.doc

— 251.00 Кб (Скачать)

              Существенную  роль  в  отходе в 19-20 вв. этих  национальных  систем  права  сыграли  такие  факторы,   как   развитие  современных  форм   социально-экономической,  политической  и  духовной  жизни,  усиление  объема  и значения  государственного  законодательства,  ликвидация  в  ряде  стран  судов,   применявших  шариат  и т.д.

              Соответствующие   законодательные  реформы  осуществлялись  сперва  ( в 19-1 пол. 20 в.)  в  области  торгового,   морского,  уголовного   и налогового  права,  а затем  (во   2 пол. 20 в.)  и  в  остальных    сферах  правовой  жизни.  Процесс  модернизации национальных  систем  права  сопровождался  принятием   во  многих  мусульманских  странах (Египет, Турция,  Сирия и др. )   гражданских,  уголовных  и некоторых  других  кодексов  по  романо-германскому  образцу.

              Влияние  западного  права на  национальные  системы  права  мусульманских  стран  особенно  усилилось  в условиях  современного  международного  сотрудничества различных  государств  и  развития интеграционных  процессов  в  области  экономики,   экологии,   борьбы  против  международной  преступности  и  т.д.

              Однако  эта  общая  позитивная  тенденция  к  модернизации   национальных  систем  права  в духе  западного  права  в  целом  ряде случаев   прерывается  попятными  движениями,  усилением  в  тех  или  иных   мусульманских  странах  фактора  исламского  фундаментализма,  роли  традиционного   шариата,  реализаций  шариатского  суда и т.д.

              Мусульманское  право  сформировалось  в глубоком  средневековье  и  с тех  пор  проделало  существенную  эволюцию  с  точки  зрения  развития  своих  источников[30].    

              Итак,  подводя  итог  и анализируя  вышесказанное,  я  считаю,  что  к чертам мусульманского  права  относятся: архаичность  ряда  институтов,  казуистичность  и  отсутствие  систематизации.  Это  право церкви,  право  общины  верующих.  Обычаи  не  входят  в мусульманское  право и   никогда   не  рассматривались  как  его   источники.  В  правовой  действительности   широко  используются   соглашения,    которые  могут  вносить существенные  изменения   в  нормы  мусульманского  права,  но не  считаются  обязательными.

              Развитие  этой  системы  права   прекратилось в  10  в.,   когда  отпала возможность  его  толкования. Для  приспособления  мусульманского  права  к  современной  действительности  используются  способы,   находящиеся  как  бы  вне мусульманского  права: соглашения,  законодательство,  обычаи,   не  противоречащие  ему.  В  странах  мусульманского  права существовал  и существует  дуализм  судебной  организации: наряду  со  специальными  религиозными  судами  (кади)  всегда  функционировали  и  другие  типы судов,  применявшие  примитивные  обычаи  или законодательные  акты (регламенты)  власти.

 

2.4.2. Индусская  правовая система

 

Индусское  право  основано  на  религии индуизма  и  регулирует  поведение  членов  индусской  общины[31].  Это  не  право Индии,  а право    общины,  которое  в  Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии,  а  также  в странах  на  восточном  побережье  Африки  исповедует   индуизм.   Как и  ислам,   индуизм  обязывает  своих  последователей к принятию  на  веру   определенных  религиозных  догм и  к  определенному  миропониманию.

Главная черта индусского  права – тесная связь  с религией.  Она  является  неотъемлимой частью индуизма,  в состав которого  наряду с правом  входят  также различные религиозные  верования и обряды,  моральные и философские  ценности,  предполагающие определенный  образ  жизни,  общественный порядок,  социальную организацию. 

Одним  из  основных  убеждений  индуизма является  то, что  люди  разделены  с  момента  рождения  на  социальные  иерархические  категории, каждая  из  которых  имеет свою  систему  прав и  обязанностей  и  догм  морали.  При  этом  каждый  человек  должен  вести  себя  так, как  это  предписано  социальной  касте,  к  которой  он  принадлежит.  В  качестве  регулятора  поведения  допускается обычай.  Позитивное  индусское  право  является  обычным  правом,  в  котором  в  той  или  иной  мере  деяния  преобладает  религиозная  доктрина.  Она  определяет нормы поведения,  в  соответствии  с ней  изменяются    или  толкуются  обычаи.  Обычаи весьма  разнообразны.  Каждая  каста  или  подкаста  следует  своим  собственным  обычаям.  Собрание  касты   голосованием   разрешает  в  местном  масштабе   все  споры,  опираясь  при  этом  на  общественное  мнение.  Оно  располагает  и  эффективными  средствами  принуждения.  Наиболее  строгим  наказанием  считается  отлучение  от  той  или  иной  группы.  В  случае,   если  нет  определенной   правовой  нормы   по  конкретному  вопросу,  судьи  решают  его  по совести,  по справедливости.

Правительству  разрешается  законодательствовать. Судебные  прецеденты   и  законодательство  не  считаются   источником  права. Даже  когда  имеется  закон,  судья  не  должен  его  применять  по  всей  строгости.  [32]  Ему  предоставлено   широкое  усмотрение,  чтобы  всеми  возможными способами  примирить справедливость и власть. Еще меньше, чем  законодательство,  на  роль  источника  права может  претендовать  судебная  практика.  Итак,  в период,  предшествовавший  британской  колонизации,  классическое  индусское  право  не  основывалось  ни  на  формальных  нормативах,  ни  на  судебных  решениях.

В период английского  колониального господства  индусское право  претерпело  существенные  изменения.  Прежде всего,  ограничилась  сфера  его  применения.  В области  права  собственности и обязательств  традиционные  нормы очень  скоро заменили  нормы  общего  права,  в то время  как споры,  касающиеся   наследования,  брака, касты и других традиционных  институтов,   по-прежнему  решались  в  соответствии с нормами  индусского  права.  

На дальнейшее развитие индусского права  значительное влияние  оказали  законодательство  английской  администрации  и нормы  общего  права.  Так,  были  отменены  положения  индусского  права,  связанные  с   кастовой  дискриминацией,  нормы о  недееспособности  женщин,  запрещено  самосожжение  вдов.

Модификация  индусского  права осуществлялась под  влиянием  социально-экономических  перемен,  внесенных в  традиционный  хозяйственный  уклад развитием  капиталистических отношений в колонии,  посредством  таких  источников права,   как  закон и судебный  прецедент.  Английские  судьи,   применявшие  индусское  право,  восполняли  пробелы в нем  нормами  из  английского общего  права,   или создавая  на  его  основе новые  прецеденты.  В результате  судебной практики место  классического  индусского  права постепенно  заняло “ английско-индусское  право”[33]. Тем  не менее полного вытеснения индусского  права  не произошло, и ряд  его  традиционных  норм и институтов продолжал  действовать. 

После достижения  независимости (1947 году)  в Индии  был взят курс на модернизацию как индусского права,  так и национальной системы права в целом. В течении ряда лет были приняты законы резко ограничившие сферу действия традиций. Ныне судьи руководствуются в первую очередь законами и прецедентами. Конституция Индии 1950 года запретила дискриминацию по мотивам кастовой принадлежности.  Законом о браке 1955 года были существенно  реформированы нормы  индусского права о браке и разводе.  Закон о наследовании 1956 года закрепил  право женщин  в сфере наследственных  отношений  и включил их в круг наследников. Был изменен прежний режим семейного имущества, и многие виды имущества были законодателем признаны объектами личного имущества. По закону 1984 года были созданы так называемые  «семейные суды», которые должны решать  семейно-брачные споры сторон  независимо от их  религиозной  принадлежности.

   Но модернизация  старого  права -  трудный и длительный процесс.  Так,  до  сих  пор  еще  не  принят  предусмотренный  в  Конституции 1950 года  Гражданский кодекс Индии,  который  должен  установить  единый  для всех  жителей  страны  гражданско - правовой статус.

Многие положения  модернизированного  индусского  права,  действующие  в  современной  Индии,  не распространяются на индусские общины  вне  Индии,  где  продолжают  действовать  нормы  традиционного индусского  права.

В  целом к  настоящему   времени  проделана  большая  работа  по  кодификации  индусского  права.  Судьи руководствуются  в  первую  очередь  законами  и прецедентами. В  ст. 141  Конституции Индии  устанавливается,   что  суды  должны  следовать прецедентам,   созданным  Верховными  судом.

Закон  и судебный  прецедент  являются  главными   источниками  права   современной  Индии.  Законодательство и решения  судов  должны  соответствовать  Конституции.   Контроль  за  конституционностью законов осуществляет  Верховный  суд.

Ныне  сфера  действия старых  правовых  обычаев  резко  сократилась. Однако  и сейчас индусское  право используется при  регулировании  таких  вопросов,   как  правовое положение  детей,  опекунство,   усыновление,  брак,   раздел  и  наследование  имущества.

Система  национального  права  Индии в  значительной  мере  формировалась  и развивалась  под  большим  воздействием  английского права,   и  в  настоящее  время,  я  считаю,    она  входит  в правовую семью  общего  права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, делая выводы по  своей работе,  я  хочу сказать,  что каждая правовая система  обладает  определенной  спецификой, присущей  только  ей  и  отличающей  ее  от других  правовых  систем.

Анализируя  и исследуя   рассмотренные  в моей работе правовые семьи   современности,  я  выделила  в  каждой из  них признаки,  которые  выделяют  и   характеризуют  данную  правовую  семью,  придают  ей  определенную  индивидуальность.

Итак, на мой  взгляд,  романо-германскую  правовую  систему  характеризуют  такие  признаки,   как единая иерархически построенная система источников писаного права,  доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство); главная роль в формировании права отводится законодателю,  который создает общие юридические правила поведения, правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовывать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах; писаные конституции, обладающие высшей юридической силой; высокий уровень нормативных обобщений достигается путем кодификации нормативных актов; весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, циркуляры, инструкции и т. д.); деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли; правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников; на первом месте находятся не обязанности,  а права человека и гражданина; особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы построения данной правовой семьи.

Семья англо-американского права обладает следующими признаками: основным источником права выступает судебный прецедент; ведущая роль в формировании права отводится суду,  который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов; на первом месте не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего в судебном порядке; главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальне право, которое во многом определяет право материальное; нет кодифицированных отраслей права; отсутствует классическое деление права на публичное и частное; широкое развитие статутного права, а юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;юридические доктрины, как правило, носят сугубо прагматический, прикладной характер.

Для социалистической правовой системы характерны такие признаки,  как: господство социалистической и в первую очередь государственной собственности;  законодательно признавалась роль коммунистической партии во всех сферах жизни; законы лицемерно провозглашали полновластие народа, свободу деятельности общественных объединений, широкие права и свободы граждан,  однако на практике отсутствовали действенные механизмы, материальные и юридические гарантии их реального осуществления; господствовало узконормативное понимание права, частное право уступало господствующее место праву публичному; для советской правовой системы оставались чуждыми идея господства права и мысль о том, что надо изыскивать право,  соответствующее чувству справедливости, основанному на примирении, согласовании интересов частных лиц и общества; право носило императивный характер, было теснейшим образом связано с государственной политикой, являлось ее аспектом, обеспечивалось партийной властью и принудительной силой правоохранительных органов;в теории исключалась возможность для судебной практики выступать в роли создателя норм права,  ей отводилась лишь роль строгого толкователя права;несмотря на конституционный принцип независимости судей и подчинения их только закону, суд оставался инструментом в руках правящего класса, обеспечивал его господство и охранял прежде всего его интересы.            

Семье религиозно-традиционнго права присущи следующие признаки: главный творец права – Бог, а не общество, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно соблюдать; источником права являются религиозно-традиционные нормы и ценности, содержащиеся  в частности в Коране,  Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д.,  и действующих в отношении индусов;  весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями,  которые образуют в своей совокупности единые правила поведения; особое место в системе источников прав занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники,  лежащие в их основе конкретные решения; отсутствует деление права на частное и публичное; нормативно- правовые акты имеют вторичное значение; судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской правовой семье ).

Информация о работе Правовые семьи