Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 11:15, доклад
Под правовой семьей понимается совокупность национальных правовых систем, обладающих определенной общностью характерных признаков и отличительных особенностей, проявляющихся как в порядке их формирования, так и в процессе регулирующего воздействия на общественные отношения.
Глава 1. Понятие правовой семьи. Классификация
Под правовой семьей понимается
совокупность национальных правовых систем,
обладающих определенной общностью
характерных признаков и
Следует сделать оговорку
о том, что среди современных
компаративистов отсутствует
Одна из самых распространенных - классификация правовых семей, данная Рене Давидом. Она основана на сочетании двух критериев: идеологии, которая включает в себя религию, философию, экономические и социальные структуры, и юридической техники, основанной, прежде всего, на источниках права. Совершенствуя свою классификацию правовых систем, Рене Давид выделил среди них четыре системы: романо-германские правовые системы, англосаксонские правовые системы, социалистические, религиозные и традиционные правовые системы. Особое внимание при классификации правовых систем уделяется таким критериям, как общность их исторических корней, сходство стиля или модели правового мышления, близость основных правовых институтов
В основу классификации можно взять также критерий «правового стиля» (К. Цвайгерт и Г. Котц), который складывается из следующих основных факторов: происхождение и эволюция правовых систем, особенности юридического мышления, специфические правовые институты, природа источников права и способы их толкования, идеологические факторы. На основе этих факторов различаются так называемые «правовые круги» - романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, право ислама, индусское право.
В основе марксистской типологии права лежит критерий общественно-экономической формации - рабовладельческое право, феодальное право, буржуазное право, социалистическое право.
В российском правоведении
традиционно используются классификации,
в основе которых лежат национально-
Внутри отдельной правовой семьи возможны дальнейшие классификации. Например, внутри романо-германской правовой семьи выделяют группу романского (Италия, Франция, Испания, Португалия, право латино-американских стран, церковно-католическое право), и группу германского права (Германия, Австрия, Венгрия, скандинавские страны). Внутри семьи общего права выделяют правовые системы Англии, США, право англоязычных стран. Славянская правовая семья включает в себя группу российского права и западно-славянского права (Украина, Белоруссия, Болгария, современная Югославия).
Но в наиболее устоявшейся, ставшей уже традиционной классификации, различают правовые семьи общего (англосаксонского) права, романо-германского права, социалистического, мусульманского права, семьи религиозного и традиционного права.
Выводы
Не существует единого
мнения в определении понятия
«правовой семьи». В целом ее можно
рассматривать, как совокупность правовых
систем, которые имеют общие
Так же не имеется определенной, единой классификации правовых семей, в виду того, что существуют различные критерии разделения. Рене Давид создал классификацию, которая на данный момент считается наиболее известной и применяемой.
Романо-германская правовая семья
Основная статья: Романо-
Романо-германская правовая система объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы. Эта правовая система возникла на основе рецепции римского права. Основной источник права — нормативный акт. Ей присуще чёткое деление норм права на отрасли, а все отрасли подразделяются на две подсистемы: частное право и публичное право. К сфере публичного права относятся административное, уголовное, конституционное, международное публичное. К частному относятся гражданское, семейное, трудовое, международное частное. В системе органов государства проводится четкое различие на законодательные и правоприменительные органы. Законотворческие функции составляют монополию законодателя. Для большинства стран этой системы характерно наличие писаной конституции.
В рамках романо-германской правовой системы выделяют следующие группы:
См. также: Кодекс Наполеона, Французское право и Латиноамериканское право
См. также: Немецкое право
См. также: Скандинавская правовая система
Некоторые исследователи выделяют самостоятельную группу славянского права[2][3][4], которое по их мнению имеет свой уникальный исторический путь развития, отличающийся от европейских правовых традиций. Первоначально оно формировалось под сильным воздействием византийского права, в дальнейшем переняло многие положения, основанные на рецепции римского права и, вследствие этого, тесно сблизилось с романо-германским правом, также особую роль в нём сыграло социалистическое право.
[править]Англосаксонская правовая семья
Основная статья: Англосаксонск
Общее право доминирует в национальных
правовых системах Великобритании (кроме Шотландии), Канады, США, Ямайк
В США имеется тенденция к смешению принципов англосаксонской и романо-германской правовых систем: первая широко распространена на низовом уровне, но по мере повышения уровня юрисдикции имеется тенденция к кодификации права (см. Кодекс Соединённых Штатов). В Канаде частное право является прецедентным, тогда как уголовное — кодифицированным.
[править]Семья социалистического права
Основная статья: Социалистичес
Строго говоря, социалистическая правовая
система не является самостоятельной
системой, а лишь ответвлением романо-германской
правовой системы. Для социалистической
системы характерен государственный
контроль над многими сферами
общественной и экономической жизни
в обмен на законодательное закрепление
большого числа социальных гарантий,
а также упрощённый порядок судопроизводства
с фактическим отказом от состя
[править]Религиозная правовая семья
Основная статья: Религиозное право
Религиозная правовая система — это правовая система, где основным источником права выступает священное писание. Наиболее известными примерами являются исламское право(шариат) и иудейское право (галаха). В Европе религиозное право не прижилось даже в Средние века, поскольку авторитет Церкви относился исключительно к духовной сфере; вопросы же наказания и гражданского права относились к исключительной прерогативе местных правителей. В допетровской Руси Церковь не имела судебной власти, однако в отдельных случаях церковное покаяние (уход в монастырь) с согласия Церкви могло служить заменой отдельных форм уголовного наказания.
Тем не менее, религиозное право во всех случаях было не абсолютной, а лишь преобладающей нормой. В еврейском праве действовала норма «дина демалхута дина» (Закон царства — закон), означавшая, что закон государства, на территории которого проживала данная еврейская община, должен беспрекословно исполняться. В современном Израиле, хотя формально Галаха остаётся доминирующей правовой нормой, законы государства всё более теснят сферу её применения.
В исламском обществе шариат мог сочетаться с местными обычаями
(адат), а также с законодательством
местных правителей; в современных исламских
странах шариат является лишь основой
законодательства, а также источником
его толкования в спорных случаях.[источник не указан
[править]Традиционная правовая семья (обычное право)
Основная статья: Традиционная правовая семья
Традиционные правовые системы
до сих пор встречаются в
Обычное право регулирует, как правило, поведение коллектива, а не отдельной личности, поэтому оно является правом групп и сообществ, и не является правом индивидов (то есть это не субъективное право). Оно влияет на формирование местной власти, регулирует брачно-семейные отношения, вопросы землевладения, собственности и наследования, определяет порядок и организацию правосудия внутри общины. Например, вступление в брак является не союзом между мужчиной и женщиной, а соглашением между различными племенами и кланами.
Правосудие осуществляют старейшины, жрецы или вожди, в том числе судебное разбирательство может осуществлять сам потерпевший. При совершении тяжкого преступлениядопускается месть по принципу «око за око»[5].
[править]Правовая семья стран Дальнего Востока
Основные статьи: Философская правовая семья, Китайское право, Правовая система Японии
Национальные правовые системы
стран Дальнего Востока имеют множество сходных черт.
В их основе лежат философские учения, главным образом идеология конфуцианства (дляКи
В последнее время правовые системы
стран Дальнего Востока трансформировались
и стали тяготеть к европейским
правовым традициям. Под влиянием романо-германского
права появилось множество
[править]Смешанные правовые семьи
Смешанные правовые системы бывают следующих видов:
См. также: Правовая система Израиля, Правовая система ЮАР, Право Шотландии и Право Канады
В литературе также встречается утверждение о существовании так называемой «кочующей» правовой семьи[3], когда в правовую систему определённого государства привносятся некоторые правовые традиции чужестранцев и связано это зачастую с миграционными процессами и глобализацией. Такие социальные группы не ассимилируются в национальную правовую систему страны проживания, а живут по правилам своей коренной правовой семьи и национальной культуры (например, диаспора турок в Германии, арабов во Франции, эмигрантские кварталы в Великобритании).