Правовые семьи мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 11:15, доклад

Описание работы

Под правовой семьей понимается совокупность национальных правовых систем, обладающих определенной общностью характерных признаков и отличительных особенностей, проявляющихся как в порядке их формирования, так и в процессе регулирующего воздействия на общественные отношения.

Работа содержит 1 файл

ТГП Правовые семьи мира.docx

— 33.84 Кб (Скачать)

Глава 1. Понятие правовой семьи. Классификация

Под правовой семьей понимается совокупность национальных правовых систем, обладающих определенной общностью  характерных признаков и отличительных  особенностей, проявляющихся как  в порядке их формирования, так  и в процессе регулирующего воздействия  на общественные отношения.

Следует сделать оговорку о том, что среди современных  компаративистов отсутствует единство мнений на подходы к классификации  правовых систем. Предлагаемые подходы  к их классификации в значительной степени носят относительно условный характер. Это объясняется тем, что  в силу динамизма развития общественных отношений «не может быть законченной  правовой или любой иной классификации».

Одна из самых распространенных - классификация правовых семей, данная Рене Давидом. Она основана на сочетании  двух критериев: идеологии, которая  включает в себя религию, философию, экономические и социальные структуры, и юридической техники, основанной, прежде всего, на источниках права. Совершенствуя  свою классификацию правовых систем, Рене Давид выделил среди них  четыре системы: романо-германские правовые системы, англосаксонские правовые системы, социалистические, религиозные  и традиционные правовые системы. Особое внимание при классификации правовых систем уделяется таким критериям, как общность их исторических корней, сходство стиля или модели правового  мышления, близость основных правовых институтов

В основу классификации можно  взять также критерий «правового стиля» (К. Цвайгерт и Г. Котц), который складывается из следующих основных факторов: происхождение и эволюция правовых систем, особенности юридического мышления, специфические правовые институты, природа источников права и способы их толкования, идеологические факторы. На основе этих факторов различаются так называемые «правовые круги» - романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, право ислама, индусское право.

В основе марксистской типологии  права лежит критерий общественно-экономической  формации - рабовладельческое право, феодальное право, буржуазное право, социалистическое право.

В российском правоведении традиционно используются классификации, в основе которых лежат национально-исторические, технико-юридические и конкретно-географические признаки права.

Внутри отдельной правовой семьи возможны дальнейшие классификации. Например, внутри романо-германской правовой семьи выделяют группу романского (Италия, Франция, Испания, Португалия, право латино-американских стран, церковно-католическое право), и группу германского права (Германия, Австрия, Венгрия, скандинавские страны). Внутри семьи общего права выделяют правовые системы Англии, США, право англоязычных стран. Славянская правовая семья включает в себя группу российского права и западно-славянского права (Украина, Белоруссия, Болгария, современная Югославия).

Но в наиболее устоявшейся, ставшей уже традиционной классификации, различают правовые семьи общего (англосаксонского) права, романо-германского  права, социалистического, мусульманского права, семьи религиозного и традиционного  права.

Выводы

Не существует единого  мнения в определении понятия  «правовой семьи». В целом ее можно  рассматривать, как совокупность правовых систем, которые имеют общие юридические  признаки, сложившиеся в течение  длительного культурно-исторического  периода.

Так же не имеется определенной, единой классификации правовых семей, в виду того, что существуют различные  критерии разделения. Рене Давид создал классификацию, которая на данный момент считается наиболее известной и  применяемой.

Романо-германская правовая семья


Основная статья: Романо-германская правовая семья

Романо-германская правовая система  объединяет правовые системы всех стран  континентальной Европы. Эта правовая система возникла на основе рецепции римского права. Основной источник права — нормативный акт. Ей присуще чёткое деление норм права на отрасли, а все отрасли подразделяются на две подсистемы: частное право и публичное право. К сфере публичного права относятся административное, уголовное, конституционное, международное публичное. К частному относятся гражданское, семейное, трудовое, международное частное. В системе органов государства проводится четкое различие на законодательные и правоприменительные органы. Законотворческие функции составляют монополию законодателя. Для большинства стран этой системы характерно наличие писаной конституции.

В рамках романо-германской правовой системы выделяют следующие группы:

  • группу романского права (правовые системы Франции, Италии, Бельгии, Испании, Румынии, право латиноамериканских стран);

См. также: Кодекс Наполеона, Французское право и Латиноамериканское право

  • группу германского права (правовые системы Германии, Австрии, Венгрии, Швейцарии, Греции, Португалии, Турции, Японии);

См. также: Немецкое право

  • группу скандинавского права (правовые системы Дании, Норвегии, Швеции).

См. также: Скандинавская правовая система

Некоторые исследователи выделяют самостоятельную группу славянского  права[2][3][4], которое по их мнению имеет свой уникальный исторический путь развития, отличающийся от европейских правовых традиций. Первоначально оно формировалось под сильным воздействием византийского права, в дальнейшем переняло многие положения, основанные на рецепции римского права и, вследствие этого, тесно сблизилось с романо-германским правом, также особую роль в нём сыграло социалистическое право.

[править]Англосаксонская правовая семья


Основная статья: Англосаксонская правовая семья

Общее право доминирует в национальных правовых системах Великобритании (кроме Шотландии), Канады, США, Ямайки, Австралии и т. д. Прародительницей этой правовой семьи была Англия. В основе этой правовой системы — принцип stare decisis (лат. стоять на решённом), означающий, что при выработке решения судом господствующая сила принадлежит прецеденту. Основным источником права в Англо-саксонской правовой системе является обычай (подтверждённый судебным прецедентом), законодательство рассматривается как разновидность договора. Таким образом, в отличие от романо-германской системы, судебные решения играют большую роль в собственно формировании права, тогда как романо-германская система оставляет за судами функцию толкования и применения права.

В США имеется тенденция к  смешению принципов англосаксонской  и романо-германской правовых систем: первая широко распространена на низовом  уровне, но по мере повышения уровня юрисдикции имеется тенденция к  кодификации права (см. Кодекс Соединённых Штатов). В Канаде частное право является прецедентным, тогда как уголовное — кодифицированным.

[править]Семья социалистического права


Основная статья: Социалистическое право

Строго говоря, социалистическая правовая система не является самостоятельной  системой, а лишь ответвлением романо-германской правовой системы. Для социалистической системы характерен государственный  контроль над многими сферами  общественной и экономической жизни  в обмен на законодательное закрепление  большого числа социальных гарантий, а также упрощённый порядок судопроизводства с фактическим отказом от состязательности. При этом практически во всех социалистических государствах сохранялись все формальные признаки романо-германской правовой системы. В рамках англосаксонской системы развитие в сторону социалистической системы не наблюдалось. Одним из характерных, хотя и второстепенных, институтов социалистического права являлся товарищеский суд.

[править]Религиозная правовая семья


Основная статья: Религиозное право

Религиозная правовая система — это правовая система, где основным источником права выступает священное писание. Наиболее известными примерами являются исламское право(шариат) и иудейское право (галаха). В Европе религиозное право не прижилось даже в Средние века, поскольку авторитет Церкви относился исключительно к духовной сфере; вопросы же наказания и гражданского права относились к исключительной прерогативе местных правителей. В допетровской Руси Церковь не имела судебной власти, однако в отдельных случаях церковное покаяние (уход в монастырь) с согласия Церкви могло служить заменой отдельных форм уголовного наказания.

Тем не менее, религиозное право  во всех случаях было не абсолютной, а лишь преобладающей нормой. В еврейском праве действовала норма «дина демалхута дина» (Закон царства — закон), означавшая, что закон государства, на территории которого проживала данная еврейская община, должен беспрекословно исполняться. В современном Израиле, хотя формально Галаха остаётся доминирующей правовой нормой, законы государства всё более теснят сферу её применения.

В исламском обществе шариат мог сочетаться с местными обычаями (адат), а также с законодательством местных правителей; в современных исламских странах шариат является лишь основой законодательства, а также источником его толкования в спорных случаях.[источник не указан 1235 дней]

[править]Традиционная правовая семья (обычное право)


Основная статья: Традиционная правовая семья

Традиционные правовые системы  до сих пор встречаются в некоторых  странах Центральной и Южной Африки, Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании. Для них характерно то, что внутри племенной общины или этнической группы регулирование общественных отношений происходит посредством многочисленных обычаев и традиций. Они являются для них неписанными нормами поведения, которые складывались в течение длительного времени и вошли в привычку в результате многократного применения. Повиновение нормам обычного права происходит добровольно и основано на уважении духов предков или духов природы.

Обычное право регулирует, как правило, поведение коллектива, а не отдельной  личности, поэтому оно является правом групп и сообществ, и не является правом индивидов (то есть это не субъективное право). Оно влияет на формирование местной власти, регулирует брачно-семейные отношения, вопросы землевладения, собственности и наследования, определяет порядок и организацию правосудия внутри общины. Например, вступление в брак является не союзом между мужчиной и женщиной, а соглашением между различными племенами и кланами.

Правосудие осуществляют старейшины, жрецы или вожди, в том числе судебное разбирательство может осуществлять сам потерпевший. При совершении тяжкого преступлениядопускается месть по принципу «око за око»[5].

[править]Правовая семья стран Дальнего Востока


Основные статьи: Философская правовая семья, Китайское право, Правовая система Японии

Национальные правовые системы  стран Дальнего Востока имеют множество сходных черт. В их основе лежат философские учения, главным образом идеология конфуцианства (дляКитая также даосизм и легизм), которая особое внимание уделяет роли семьи в обществе, где абсолютной властью обладает непосредственно глава семьи, а младшие всегда подчиняются старшим. Особое место отводится моральным нормам и традициям, а все конфликты должны решаться предпочтительно внесудебным путём, когда стороны спора достигают примирения посредством соглашений и компромиссов. В суд принято обращаться только при исчерпании всех иных способов примирения. В целом правопорядок рассматривается как достижение гармонии между людьми, а также между человеком и природой.

В последнее время правовые системы  стран Дальнего Востока трансформировались и стали тяготеть к европейским  правовым традициям. Под влиянием романо-германского  права появилось множество сходных  ему правовых институтов. В Китае  и КНДР также особое место занимают институты, присущие социалистическому праву. На Японское право некоторое влияние оказало право Соединённых Штатов.

[править]Смешанные правовые семьи


Смешанные правовые системы бывают следующих видов:

  • дуализм романо-германского и англосаксонского права (правовые системы Кипра, Израиля, ЮАР, Таиланда, Мальты, а также административных единиц таких как Луизианы,Квебека, Шотландии);

См. также: Правовая система Израиля, Правовая система ЮАР, Право Шотландии и Право Канады

  • дуализм англосаксонского и религиозного права (правовые системы Пакистана, Нигерии, Индии, Малайзии, где действуют в том числе законы шариата);
  • дуализм романо-германского и религиозного права (правовые системы Египта, Алжира, Марокко, Сирии, Иордании);
  • дуализм романо-германского и обычного права (правовые системы Мадагаскара, Руанды, Республики Конго, Мали, Эфиопии).

В литературе также встречается  утверждение о существовании  так называемой «кочующей» правовой семьи[3], когда в правовую систему определённого государства привносятся некоторые правовые традиции чужестранцев и связано это зачастую с миграционными процессами и глобализацией. Такие социальные группы не ассимилируются в национальную правовую систему страны проживания, а живут по правилам своей коренной правовой семьи и национальной культуры (например, диаспора турок в Германии, арабов во Франции, эмигрантские кварталы в Великобритании).


Информация о работе Правовые семьи мира