Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:01, курсовая работа
Как данные процессы отразились на таком понятии как “функции государства” ? Я считаю этот вопрос очень важным и актуальным, т.к. если до конца не разобраться в “том, что и как государство делает”, что оно должно делать, нашей стране невозможно будет найти пути выхода из сложившегося кризиса. Поэтому среди предложенных тем к написанию курсовой работы я выбрал именно эту.
Кроме этого, мне кажется, что подробное изучение данной темы поможет глубже развить представления о государстве как о социальном институте, о том как этот институт живет, действует, изменяется, каковы основные тенденции его развития, как он выполняет свое социальное назначение.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Понятие, содержание и признаки функции государства
1. Понятие “функция государства” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2. Содержание функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
3. Признаки функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
4. Эволюция функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
5. Классификация функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
6. Функции Российского государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Глава II. Внутренние функции:
1. Обеспечение народовластия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2. Экономическая функция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
3. Социальная функция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
4. Экологическая функция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
5. Налогообложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
6. Защита прав и свобод граждан . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Глава III. Внешние функции:
1. Интергации в мировую экономику . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2. Поддежки иностранных инвестиций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
3. Функция обороны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
4. Функция поддежки мирового порядка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
5. Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
Глава IV. Правовые формы выполнения функций. . . . . . . . . . . . . . . .23
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Список нормативных актов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Иные же функции подвергаются мощному влиянию стабильных этнокультурных пластов жизни общества, национальных, территориальных особенностей, традиций и тому подобное. Поэтому новый тип государства, появившийся в развитии конкретного государственно организованного общества, может в явной или скрытой форме сохранять и иногда развивать некоторые старые функции.
Делаем вывод, что, таким образом, в государственности того или иного общества сохраняется преемственность функций, но действует и механизм обновления функций. Например, на появление новых функций влияют самоорганизационные, субъективные и даже случайностные (синергетические) процессы, а не только та или иная степень зависимости функций от изменения сущности и формы государства.
Функции
не являются чем-то раз и навсегда,
навечно данным, фундаментальным, застывшим
и неизменным. В зависимости от
конкретно - исторических условий элементы
этих общих функций могут
В
дополнение ко всему сказаному отметим,
что в настоящее время более
важным становится выделение глобальных
функций государства, характеризующих
деятельность современного государства
в экологической, демографической, сырьевой,
космической сферах, в области создания
и использования ядерной, информационной
технологий, в области защиты прав и свобод
человека и в других современных глобальных
государственных сферах деятельности,
затрагивающих всю цивилизацию.
5.
Классификация функций
В познании государственно - правовых явлений и процессов в теории государства и права используется метод классификации, ибо без этого метода упорядочить и сопоставить все многообразие государственно - правовых явлений и процессов попросту невозможно.
Эффективно используется метод классификаций и при изучении непосредственно функций самого государства.
Классификационные
критерии, то есть признаки (их сумма),
позволяющие отнести те или иные функции
к конкретному классу, группе, имеют разный
характер. Выделяют, например:
- объекты и сферы
- территориальный масштаб;
- способ государственного воздействия
на общественные отношения;
- взаимоотношения государств;
- содержание функций.
Действительно, в научных и практических целях функции государства могут быть классифицированы по самым различным критериям.
По
времени действия функции делятся на:
- постоянные (осуществляемые государством
на всех этапах его
-
временные (появление которых
вызвано специфическими
По
сферам политической направленности (внутренняя
и внешняя политика) функции государства
делятся на:
-
внутренние3[3] (представляющие
его деятельность внутри страны, определяющие
его роль в жизни данного общества);
-
внешние4[4] (деятельность за ее
пределами, в которой проявляется роль
государства во взаимоотношениях с другими
государствами).
Внутренние и внешние функции любого государства тесно связаны, поскольку внешняя политика, определяющая линию поведения с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства.
По
сферам общественной жизни функции
государства могут быть разделены
на:
-
экономические;
-
политические;
-
социальные;
-
осуществляемые в духовной
Высказывается также мнение, что функции государства следует делить на основные и неосновные. Тут нужно заметить, что, конечно, такое деление весьма и весьма условно, так как критерий такого образного разграничения достаточно четко не определен. Можно сказать, что каждая функция государства, как правило, является объективно необходимой для данного государства. Все виды деятельности государства равно важны, но это не исключает, разумеется, возможности определения на разных этапах приоритетных направлений, на которых следует сосредоточить внимание в первую очередь. И вот эти направления становятся тогда для государства основными.
К
числу критериев также можно
отнести принцип
разделения властей и попробовать классифицировать
функции государства на основе этого принципа.
Здесь соответственно функции подразделяются
на:
-
законодательные (
-
управленческие;
-
правоохранительные (в том числе
судебные);
-
информационные.
Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс реализации государственной власти. Эту классификацию можно с полным основанием назвать чисто формальной, привязанной к совокупности ветвей государственной власти - законодательной (представительной), исполнительной, судебной, - но тем не менее весьма часто используемой в научных и практических целях. Здесь следует обратить особое внимание на информационную функцию, которая характеризует деятельность четвертой власти - средств массовой информации. Она - эта функция - имеет свое собственное содержание, способы и структуру, свое обеспечение. Специфика этой функции заключается в особых способах ее воздействия на общество - целенаправленная информированность населения, а подчас и манипулирование общественным сознанием (примером тому могут служить выборы: победа кандидата, "держащего" в своих руках средства массовой информации, практически предрешена), другие способы передачи информации создают необходимые условия для существования и функционирования других ветвей власти, всего государства.
Классификация
функций государства, опирающаяся
на разделение властей, далеко не у всех
ученых - юристов вызывает признание. Дело
состоит в том, что это, как считают многие
ученые, собственно, даже и не функции
государства, а функции осуществления
государственной власти или ветвей власти:
правотворчество, управление, судебная
деятельность и так далее. Происходит,
по их глубокому мнению, смешение функций
государства и государственной власти.
6.
Функции Российского
В соответствие с классификацией функции, основывающейся на принципе разделения властей, функции государства подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные. Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает механизм реализации государственной власти. Каждая из названных функций осуществляется, как правило, не одним, а совокупностью органов, принадлежащих к определенной ветви власти - законодательной (представительной), исполнительной и судебной.
Марксистско-ленинская доктрина исходила из понимания социалистической государственной власти как единой, объединяющей законодательные и управленческие функции в одном органе, и отвергала принцип разделения властей из-за его якобы буржуазной принадлежности. Такой подход был воспринят практикой советской государственности, так какв условиях административно-командной системы он позволял камуфлировать принадлежность власти в стране: в Конституции декларировалось, что властью обладает народ, в действительности ею безраздельно владела партийно-государственная верхушка.
В Конституции РФ5[5] разделение властей закреплено в качестве одного из основополагающих принципов конституционного строя страны.6[6] Таким образом, указанная классификация функций государства получает конституционное обоснование. Таким образом, указанная классификация функций государства получает конституционное обоснование.
Анализ
реальной действительности позволяет
сделать вывод, что современному
Российскому государству
К внешним функциям следует отнести функции интеграции в мировую экономику, внешнеэкономического партнерства и государственной поддежки иностранных инвестиций, обороны страны, поддежки мирового правопорядка, сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.)
Рассматривая все эти вопросы,
необходимо обязательно
Деление
функций государства на внутренние
и внешние во многом является условным.
Ведь деятельность государства внутри
страны - в сферах экономики, политики,
культуры и других - зависит, а не
редко и в значительной степени,
от внешних условий, от внешнеэкономических
и культурных связей. Особенно ярко это
проявляется в современных условиях, когда
возникают такие образования, как Европейский
Союз, Содружество Независимых Государств
и так далее. Здесь, например, вообще различать
внешние и внутренние функции государства
просто невозможно.
Глава
II. Внутренние функции:
1.
Обеспечение народовластия
Теория
государства и права до самого
последнего времени пытается обойтись
без понятия функций
Обладая
верховенством в системе государственной
организации, представительные органы
сосредотачивают в своих руках государственное
руководство обществом, выполняют функцию
публичной власти, защиты конституционного
строя. Содержание данной функции составляют:
1)
реализация волеизъявления народа
в форме законодательства (правотворчества).
2).
обеспечение государственного
3).
официальное представительство
общества, т.е. будучи носителем
политической власти, государство представляет
собой юридическую личность, субъект права.
Вместе с тем осуществление функции обеспечения
народовластия предполагает наличие правовых
отношений между государством и обществом,
зависимость государства от общества,
ответственность перед ним.
4).
защита конституционного строя,
2.
Экономическая функция
Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция “государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства социалистического типа).
В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.