Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 08:28, контрольная работа
Понятие "правовой акт", исследуемое в контексте данного раздела курса, в основном совпадает с понятием "юридический документ". Хотя юридический документ рассматривается в органическом единстве с его содержанием – с самим правомерным поведением и его результатом, акцент здесь все же делается на внешней, словесно-документальной форме.
Правовые акты весьма разнообразны и разноплановы – законы, ведомственные инструкции, решения юрисдикционных органов, акты-документы органов администрации, договорные документы и т.д
I Введение 3
II Правовые акты: понятие, признаки, виды.
Понятие правовой акт 5
Правовые акты в МПР 7
Виды правовых актов 10
Признаки правового акта 12
III Заключение 14
IV Литература 15
Содержание
I Введение
II Правовые акты: понятие, признаки, виды.
III Заключение
IV Литература
Введение
Правовые акты — это
официальные документы
Все правовые акты обладают рядом общих признаков:
Делятся на три группы:
Все правовые акты
отличаются— по содержанию, —
по степени общности, — по времени
действия. Степень общности правовых
актов включает в себя два
критерия их разграничения:
Понятие правовой акт
Понятие "правовой акт",
исследуемое в контексте
Правовые акты весьма разнообразны
и разноплановы – законы, ведомственные
инструкции, решения юрисдикционных
органов, акты-документы органов
администрации, договорные документы
и т.д. Выраженные в них акты поведения
и его результаты играют в МПР,
в правовой системе не одинаковую
роль: они либо образуют основу всего
механизма юридического регулирования
(юридические нормы), либо выражают
индивидуально-правовую правоприменительную
деятельность компетентных органов (властные
индивидуальные предписания судов
и других органов государства), либо
воплощают правовую активность участников
общественных отношений и принадлежат
к заключительному звену МПР
– реализации прав и обязанностей.
Вместе с тем все правовые акты
как внешние юридические формы
имеют и общие черты, что делает
возможной и необходимой
В юридической науке проблема правовых актов все еще не решена. И дело не только в том, что в учебниках и курсах по теории права нормативные акты и индивидуальные акты рассматриваются разъединение: первые при характеристике источников права, вторые – правоотношений; такого рода разъединение в какой-то мере оправдано, в частности потому, что в одном случае под актом понимается внешняя форма права, в другом – правомерное поведение. Главное заключается в том, что в литературе не дан сопоставительный анализ и сообразно этому не проводятся четкие различия между актами в разных значениях этого термина, а самое существенное – акты в каждом из указанных значений не получают обобщенной общетеоретической характеристики.
Отсюда – вопросы, например
относящиеся к актам-
Нет в научной литературе обобщенных разработок, посвященных содержательным элементам правовой системы – юридическим нормам, правоположениям, индивидуальным предписаниям, автономным решениям.
В большей мере изучены теорией правоотношения акты как правомерное поведение, т.е. юридические факты, хотя и здесь не достигнута достаточная общность теоретических разработок (так, выпадает из поля зрения индивидуально-правовое действие правотворческого решения, выраженное в нормативном акте) .1
Правовые акты в МПР
Правовые акты занимают особое,
самостоятельное место в
Вместе с тем по своим
решающим общетеоретическим
Как источник юридических
явлений правовой акт выступает
в качестве инструмента конституирования
и формы, обеспечивающих введение, изменение
этих явлений. С данной точки зрения
правовой акт представляет собой
средство воздействия на содержательные
элементы правовой системы, придания им
необходимых юридических
Как форма существования юридических норм, других содержательных элементов правовой системы правовой акт представляет собой способ фиксирования их жизни, служит местом их пребывания, "удержания во времени". Особо важно это отметить в отношении норм социалистического права, для которых нормативные акты являются единственным и исключительным местом их реального бытия. Именно с помощью правовых актов раскрывается для участников общественных отношений содержание юридических норм, правоположений практики, а также в большинстве случаев индивидуальных предписаний, решений отдельных лиц (граждан, организаций – юридических лиц), имеющих конститутивное юридическое значение.
В особенностях правового акта как внешней формы проявляются его собственные функции.
Существенная собственная
функция актов-документов состоит
в том, что они призваны обеспечить
полное и точное выражение содержащейся
в них воли. В частности, эффективность
нормативной регламентации
Другая важная специфическая
функция актов-документов заключается
в том, что они являются одним
из необходимых условий правового
регулирования – доведения воли
государства, организаций, граждан
до сведения всех, кого она касается.
Для того чтобы государственная
воля произвела должное действие,
заинтересованные субъекты должны быть
ознакомлены с ее содержанием. Отсюда-значение
полного, быстрого и широкого опубликования
(оглашения) нормативных актов, которое
представляет собой не просто техническую
операцию, завершающую процедуру
возведения воли государства в закон,
а необходимое условие
Наконец, существенная функция
актов-документов состоит в том,
что они связаны с
Право действует с большим эффектом тогда, когда субъекты полнее ознакомлены с юридическими нормами, другими велениями, глубже представляют себе содержание, смысл и социальное значение правовых предписаний.3
Виды правовых актов
Самым общим образом правовые акты могут быть подразделены на две большие группы: нормативные акты и индивидуальные акты.
Первые-акты, содержащие положения нормативного характера (правотворческого или интерпретационного). Вторые-акты, содержащие индивидуальные предписания, иные разовые веления, решения отдельных лиц.
Однако это весьма существенное деление имеет слишком общий характер; оно не отражает особенности содержания актов и, значит, их роли в МПР, их существенные юридические черты.
В зависимости от того, какие основные элементы правовой системы выражают правовые акты-документы, последние имеют четыре разновидности:
1) нормативные юридические
акты (акты правотворчества
2) интерпретационные акты
нормативного или
3) акты применения права
(государственно-властные акты, выражающие
индивидуально-правовую
4) акты реализации прав
и обязанностей (договоры, иные акты-документы,
выражающие автономные решения
отдельных лиц, правомерные
Схематически это деление актов-документов может быть изображено следующим образом.
Из приведенной схемы (в данной версии схема отсутствует) видно, что, за исключением интерпретационных актов, все иные акты относятся либо к нормативным, либо к индивидуальным. Интерпретационные же акты могут быть как индивидуальными, так и нормативными, что помимо всего иного требует правильного использования термина "нормативный" при характеристике правовых актов. Следует добавить, что в нормативных актах правотворчества выражено, в сущности, индивидуальное правотворческое действие государственно-правового порядка, направленное на установление, изменение или отмену юридических норм4.
Индивидуальные и нормативные
акты, в особенности нормативные
акты правотворчества, значительно
отличаются друг от друга. Вот почему
обобщенная характеристика правовых актов,
которой посвящена данная глава,
ограничена некоторыми общими положениями,
связанными главным образом с
тем, что все разновидности актов-
Признаки правового акта
1. Выраженность в словесно-