Правовой статус судей, прокуроров и следователей Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 23:47, контрольная работа

Описание работы

Основы правовой системы Германии были заложены после объединения в 1867 г. ряда государств под главенством Пруссии в Северо-Германский Союз, ставший затем, в 1871 г., Германской империей. При этом на протяжении достаточно длительного времени, до издания соответствующих общегерманских законов, в империи продолжали действовать законодательные акты и правовые обычаи вошедших в нее княжеств, городов и иных территориальных образований. Законодательство воссозданного в XIX в. общегерманского государства разрабатывалось главным образом на базе законов Пруссии,

Содержание

Глава 1. Правовая система Германии...………………………….............с. 3

Глава 2. Гражданское и смежные с ним отрасли права…………….......с. 5

Глава 3.Уголовное право Германии………………………………...........с. 10

Глава 4. Уголовный процесс Германии………………………………… с.14

Глава 5. Судебная система. Органы контроля......................................... с.15

Библиографический список литературы…

Работа содержит 1 файл

правовой статус судей прокуроров следователей - копия.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Глава 1. Правовая система Германии...………………………….............с. 3

 

Глава 2. Гражданское и смежные с ним отрасли права…………….......с. 5

 

Глава 3.Уголовное право Германии………………………………...........с. 10

 

Глава 4. Уголовный процесс Германии………………………………… с.14

 

Глава 5. Судебная система. Органы контроля......................................... с.15

 

Библиографический список литературы………………………...............с.26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПРАВОВАЯ  СИСТЕМА ГЕРМАНИИ

Основы правовой системы  Германии были заложены после объединения в 1867 г. ряда государств под главенством Пруссии в Северо-Германский Союз, ставший затем, в 1871 г., Германской империей. При этом на протяжении достаточно длительного времени, до издания соответствующих общегерманских законов, в империи продолжали действовать законодательные акты и правовые обычаи вошедших в нее княжеств, городов и иных территориальных образований. Законодательство воссозданного в XIX в. общегерманского государства разрабатывалось главным образом на базе законов Пруссии, Баварии и Саксонии и в меньшей степени - других государств. Большое влияние оказало Прусское земельное уложение 1794 г., которое охватывало многие отрасли права, баварский Уголовный кодекс 1813 г. и более ранние баварские Судебный и Гражданский кодексы 1753 и 1756 гг., саксонский Гражданский кодекс 1863 г., ганноверский Гражданский процессуальный кодекс 1850 г. На территории некоторых вошедших в Германскую империю государств, в свое время оккупированных армией Наполеона, сохраняли силу введенные в тот период Гражданский кодекс Франции 1804 г. и иные наполеоновские кодексы. Очевидно влияние и этих законов на формирование законодательства Германской империи. Наконец, при подготовке проектов учитывалось и общее право, представлявшее собой сложное переплетение норм, восходящих к римскому и каноническому праву и правовым обычаям древних германцев.

С образованием Северо-Германского  Союза начался медленный, но последовательный процесс издания общегерманских законов, в ходе которого первоначально  были приняты разработанные ранее Торговое уложение 1866 г. и Уголовное уложение 1871 г., затем Гражданское процессуальное и Уголовно-процессуальное уложения, Закон о судоустройстве 1877 г. и лишь в 1896 г. - Гражданское уложение (названные кодексы именуются уложениями согласно принятой в русской дореволюционной литературе терминологии).

Многие из кодексов и  иных законов, принятых в этот период, продолжают действовать - с учетом изменений  и дополнений, внесенных в них  в период Германской империи, просуществовавшей  до 1918 г., в период буржуазно-демократической Веймарской республики (1919-1933 гг.) и после образования в 1949 г. ФРГ. Сохраняют силу и некоторые из законодательных актов и изменений в законодательстве периода нацистской диктатуры (1933-1945 гг.), поскольку они не были отменены ни соответствующими постановлениями Союзного Контрольного Совета, которому принадлежала вся полнота власти в Германии в 1945-1949 гг., ни законодательными органами или органами конституционного надзора ФРГ (так, в названиях некоторых актов сохраняется термин "Имперский закон").

В 1990 г. к ФРГ присоединилась ГДР. Важнейшим этапом этого процесса стал первый государственный договор  об экономическом, валютном и социальном союзе ФРГ и ГДР, который вступил  в силу 1 июля 1990 г. Согласно этому  договору все законодательство ГДР в экономической и социальной областях аннулировалось, а вместо него вводились законы ФРГ. 31 августа 1990 г. был подписан второй государственный договор - о механизме вхождения ГДР в ФРГ, а 3 октября 1990 г. произошло воссоединение Германии, после чего на территорию ГДР были последовательно распространены все законы ФРГ, ее правовая и судебная системы.

Определяющее значение в системе действующего законодательства ФРГ имеет Конституция (Основной Закон) 1949 г. В этом документе, открывающемся краткой преамбулой и разделом об основных правах граждан, подробно регулируются вопросы взаимоотношений федерации и всех входящих в нее 16 земель - субъектов федерации, а также определяется система органов власти, управления и правосудия. В сфере законодательства компетенция распределяется таким образом, что решающая роль принадлежит федерации, а на долю земель остается регулирование (в порядке конкурирующей компетенции) вопросов, относящихся к образованию и культуре, деятельности местных органов власти, управления и полиции и др. Согласно ст.73 Основного Закона федерация обладает исключительной компетенцией по важнейшим вопросам, в том числе в области внешних сношений, обороны, денежного обращения, гражданства, сотрудничества федерации и земель. В ст.74 определена конкурирующая компетенция федерации и земель (исключительная компетенция земель в Конституции не зафиксирована).

При толковании законов  в ФРГ (в отличие от многих других стран) большое значение придается  материалам комиссий по подготовке соответствующих актов.

Наряду с законодательными актами важными источниками права  признаются постановления, издаваемые Федеральным правительством, федеральными министрами или правительствами  земель. Другие подзаконные акты играют значительно меньшую роль. Судебная практика в Германии традиционно не считалась источником права. Ныне в ФРГ признается важная роль Федерального конституционного суда и других высших судебных учреждений, решения которых рассматриваются в качестве источника права как при применении закона, так и, особенно, в случае обнаружения неточностей или пробелов в законодательстве. Обычаи, по существу, утратили роль источников права.

В период 1958-1963 гг. в части III "Бундесгезетцблатт" было опубликовано "Собрание федерального права" - собрание действующего законодательства ФРГ, систематизированное по девяти "главным областям права": 1) государственное и конституционное право; 2) управление; 3) правосудие; 4) гражданское и уголовное право; 5) оборона; 6) финансы; 7) хозяйственное право; 8) трудовое право, социальное обеспечение, обеспечение жертв войны; 9) связь, пути сообщения, водный транспорт.

2. Гражданское  и смежные с ним отрасли  права

 

Одним из важнейших актов  в системе действующего законодательства ФРГ остается Германское гражданское  уложение 1896 г. (ГГУ), которое в свое время оказало существенное влияние на развитие гражданского законодательства многих стран. ГГУ явилось результатом продолжавшейся более 20 лет подготовительной работы германских цивилистов, сумевших соединить традиционное построение гражданско-правовых институтов, характерное для германской правовой школы, с потребностями капиталистического развития Европы конца XIX в. Несмотря на несколько абстрактный и излишне теоретический характер многих норм, с точки зрения юридической техники ГГУ признается весьма совершенным, в частности по структуре, рациональности изложения, единству используемой терминологии. В известном смысле оно по своему значению и влиянию соперничает с французским Гражданским кодексом 1804 г.

В ГГУ в отличие от французского ГК выделена Общая часть, которая образует книгу первую (§ 1-240). В ней сформулированы институты и нормы, общезначимые для всего гражданского, а отчасти и для других отраслей права, а также изложены нормы, относящиеся к статусу физических и юридических лиц, определению правоспособности, волеизъявлению, исчислению сроков давности, и некоторые иные нормы. В целом же структура весьма объемистого, насчитывающего 2385 параграфов ГГУ соответствует доктрине пандектного права, получившей наибольшее признание среди германских цивилистов. Это проявилось, в частности, в раздельной трактовке вопросов обязательственного права и права собственности. Книга вторая ГГУ посвящена обязательственному праву (§ 241-853), книга третья - вещному праву (§ 854-1296), книга четвертая - семейному праву (§ 1297-1921) и книга пятая - наследственному праву (§ 1922-2385). По мнению исследователей, в разделах, посвященных праву собственности, и прежде всего в книге третьей, в большей степени сказалось влияние германского общего права, а в разделе об обязательствах - влияние римского права.

К настоящему времени  ГГУ не подверглось сколько-нибудь существенным изменениям. В регулировании  гражданско-правовых отношений участвуют  и некоторые дополняющие его  акты, важнейшим из которых считается Закон об общих условиях договоров 1978 г. В свою очередь и Конституция 1949 г. содержит нормы, существенные для гражданского права. В частности, она закрепила гарантии собственности от произвольного принудительного отчуждения и провозгласила в качестве конституционных постулатов ряд иных личных и имущественных прав, в том числе равноправие мужчины и женщины, права внебрачных детей и право наследования.

В книге второй ГГУ ("Обязательственное  право") изложены как общие правила, относящиеся к заключению и исполнению любых договоров, так и нормы, регулирующие их конкретные виды (купли-продажи, мены, займа, найма, подряда и др.) и обязательства из неосновательного обогащения и неправомерных действий. Среди последних специально выделены нарушения "общественной и коммерческой морали".

В книге третьей ("Вещное право") подробно разработаны институты  собственности, владения и сервитутов - прав на пользование чужой недвижимостью.

В области брачного и  семейного права положения первоначальной редакции ГГУ, допускавшие неравенство полов и внебрачных детей по отношению к законнорожденным, к настоящему времени изменены законодательными актами, последовавшими за принятием Конституции 1949 г., в частности Законом о равноправии мужа и жены в области гражданского права 1957 г. и Законом о юридическом статусе внебрачных детей 1969 г. Федеральный конституционный суд также неоднократно признавал неконституционными отдельные положения ГГУ относительно правомочий супругов. Ныне в этой области правового регулирования действуют не столько положения ГГУ, сколько самостоятельные акты, принятые за последние десятилетия. В их числе Закон о браке 1946 г. с последующими изменениями, Закон об усыновлении 1976 г. и в особенности Первый закон о реформе брачного и семейного права 1976 г.

Заключение брака, по действующему законодательству ФРГ, должно происходить в ходе гражданской  церемонии, а расторжение - в судебном порядке, причем одним из оснований  для иска о разводе признается факт трехлетнего проживания супругов раздельно. Вступающие в брак могут определить свои имущественные отношения в брачном договоре, условия которого они вправе изменить в период брака.

Наследование в настоящее  время регулируется в основном нормами  книги пятой ГГУ и предусматривает  наследование по закону и по завещанию. Установлена следующая очередность наследования по закону: потомки наследодателя, его родители и их потомки, его дедушка и бабушка и их потомки и т.д. Особо оговорены права пережившего супруга, признаваемого одним из наследников первой очереди. Допускаются различные формы завещания: нотариальная, письменная, а также устная в присутствии трех свидетелей. При наследовании по завещанию обеспечиваются права детей и родителей наследодателя и пережившего супруга, которые могут быть лишены своей доли наследства лишь по обоснованным мотивам.

Торговое право ФРГ  регулируется ныне комплексом законодательных  актов, важнейший из которых - Германское торговое уложение (ГТУ) 1897 г., сменившее  Общегерманское торговое уложение 1861 г. Хотя ГТУ выступает в качестве дополнения к ГГУ, оно представляет собой заметное явление в истории буржуазного права. Предметом регулирования ГТУ служат лишь сделки, совершаемые коммерсантами либо приравниваемыми к ним торговыми товариществами.

ГТУ состоит из четырех  книг. В книге первой детально определяются понятия "коммерсант", "торговая фирма", "торговый представитель" и правила ведения торговых книг. Книга вторая содержит общие положения о торговых товариществах. Книга третья посвящена торговым сделкам (купли-продажи, транспортной доставки, найма помещения для хранения товаров и др.). Книга четвертая - регулированию морского права, включая вопросы торговли, транспорта и страхования.

Многие положения ГТУ  со временем были отменены либо утратили силу в связи с принятием новых  законов, подробно регламентирующих отдельные институты торгового права. Среди них важное место занимает Закон об акционерных обществах 1965 г., который состоит из 5 книг и регулирует большинство вопросов, связанных с учреждением, внутренней структурой, деятельностью и ликвидацией акционерных компаний, с ответственностью их учредителей и должностных лиц. Действуют также законы о недобросовестной конкуренции 1909 г. и о борьбе с ограничениями конкуренции 1957 г. (оба с последующими изменениями), Закон о содействии стабильности и росту экономики 1967 г., Закон об общих условиях продажи 1976 г. и другие акты.

В регламентации трудовых правоотношений наряду с законодательными актами центра важное значение имеют  нормы конституций земель, а также  решения Федерального суда по трудовым делам. В этой области ныне применяется Закон о содействии осуществлению права на труд 1969 г., в который со времени его издания было внесено несколько десятков изменений, Закон о минимальных условиях труда 1952 г. и Закон о минимальных отпусках работникам 1953 г., Закон о врачебном контроле на производстве, об инженерах по технике безопасности и других специалистах по охране труда 1973 г., Закон о равенстве мужчин и женщин на рабочих местах 1980 г., Закон о содействии профессиональной подготовке путем планирования и исследований 1981 г., Закон о поощрении занятости 1985 г. и многие другие нормативные акты.

За время существования  ФРГ был принят ряд актов, предусматривающих  известное участие работников в  управлении предприятиями и объединениями  путем представительства в производственных советах, причем в угольной и сталелитейной промышленности представители работников должны составлять половину членов производственного совета, а один их представитель входить в совет управляющих (законы о структуре предприятий 1952 и 1972 гг. и другие акты). В ФРГ провозглашен принцип "свободы коллективных договоров", позволяющий профсоюзам от имени работников заключать с предпринимателями соглашения о ставках заработной платы и иных условиях труда (в ряде случаев коллективный договор распространяется и на работников, не являющихся членами данного профсоюза).

Право образовать профсоюз в целях "охраны и улучшения  условий труда и экономических  условий", как и соответствующее  право предпринимателей создавать  свои объединения, закреплено в Основном Законе (ст.9). В свою очередь право трудящихся на забастовки лишь выводится из приведенного и иных положений Конституции ФРГ, но прямо в ней не упоминается (это право зафиксировано в конституциях некоторых земель). Критерии, по которым определяется "законность", правомерность забастовки, как и реальный юридический статус ее организаторов и участников, установились в ФРГ главным образом на основе решений Федерального суда по трудовым делам. Эти решения признают незаконными забастовки, подрывающие "общее благо", политические забастовки, стачки солидарности, забастовки государственных служащих и др. Существенным элементом регулирования трудовых отношений в ФРГ являются "запреты на профессию", установленные в правительственных постановлениях 1972 и 1976 гг. и в Совместном заявлении федерального канцлера и премьер-министров земель. Они предусматривают отказ в принятии на государственную службу и увольнение с нее для лиц, принадлежащих к партиям, которые преследуют "антиконституционные цели".

Информация о работе Правовой статус судей, прокуроров и следователей Германии